Средства связи предложений в тексте
Средства, обеспечивающие различные виды связи
Средства, обеспечивающие тематическую связь: 1) слова-заместители: местоимения (писатель – он;взгляды – они), наречия (в саду – здесь), синонимы (медленно – неторопливо), метонимии (жители деревни – исчезают целые деревни), метафоры, различные оценочные обозначения (трус – заяц, растяпа – шляпа), родовые и видовые понятия (цветы – васильки), имя собственное – имя нарицательное (инженер – Иван Петрович); 2) отношения и связи, существующие между словами в системе языка, например, тематические (дом – крыша, крыльцо, стены, окна, потолок, пол), словообразовательные (текст – текстовой, текстовый, текстологический, текстология, текстуальный), антонимические (вспыхнуть – погаснуть) и т. д.; 3) лексические повторы. |
Средства, обеспечивающие грамматическую связь: 1) соответствие видо-временных форм глаголов в тексте; 2) предлоги; 3) соответствие между грамматическими формами в предложении. |
Средства, обеспечивающие синтаксическую, межфразовую связь: 1) анафора и эпифора; пример: Мало того, что осуждена на такую страшную участь; мало того, что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, – мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я (Н. Гоголь); 2) параллелизм; пример: Да, что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева); 3) противопоставление (антитеза), приём контраста; 4) вопросительные предложения, риторические вопросы; 5) союзы: и, а, но, однако, частицы: лишь, только; 6) порядок слов в предложениях – прямой, обратный. Основной функцией порядка слов в письменной речи является выражение порядком слов актуального членения предложения, т. е. его членение на тему (то, что известно, из чего исходит пишущий) и рему (то новое, что сообщается данным предложением, самое важное в нем). При этом нужно помнить, что более важное в высказывании слово чаще всего ставится в конце предложения. |
Средства, обеспечивающие логическую связь: 1) последовательность в изложении мыслей, событий, фактов, действий; 2) правильность причинно-следственных связей (ср.: Птицы улетели, потому что наступила осень. и Осень наступила, потому что птицы улетели); 3) слова-организаторы логических связей: вот почему, поэтому, из этого следует…; 4) вводные слова, организующие порядок высказывания: во-первых, во-вторых, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой сторон, наконец, итак...; 5) резюмирующие слова: подведем итог, в заключение сочинения... |
|
Основные средства связи предложений в тексте
Лексические | Морфологические | Синтаксические | Комбинированные |
- Лексический повтор - Повтор однокоренных слов - Синонимы (в том числе и контекстные) - Антонимы (в том числе и контекстные) | - Союзы, союзные лова - Частицы - Местоимения - Наречия - Единство временных форм глагола - Степени сравнения | - Вводные слова и конструкции - Синтаксический параллелизм - Неполные предложения - Парцелляция (неполные предложения) | - Частица и лексический повтор - Указательное местоимение и лексический повтор - Указательное местоимение и синоним - Союз и лексический повтор - Союз, указательное местоимение и лексический повтор - Наречие и союз |
|
Помните, что само средство связи может быть как в начале, так и в середине предложения. Вы должны определить связь предложения (его номер указывается в ответе) с предыдущим, т.е. рассматриваемое предложение (в нем содержатся указанные в задании средства связи) должно быть связано с тем, что впереди, т.е. до этого предложения. Не всегда найденные понятия обеспечивают необходимую связь, поэтому нужно убедиться в этом.
Проверьте, как обеспечивается связь!
Для этого соотнесите местоимение с существительным, которое оно заменяет, укажите, какие слова повторяются или имеют общий корень, какие являются антонимами или синонимами, в т.ч. контекстными, и т.д.
Самые высокие результаты выполнения задания фиксировались в случае, когда средством связи с предыдущим предложением служило личное и указательное местоимение, лексический повтор.
Минимальный результат фиксировался при выполнении тех заданий, в которых средством связи предложения с предыдущими или предыдущим являются указательное местоимение и контекстные синонимы, антонимы, притяжательные местоимения, формы одного и того же слова.
Местоименная связь наиболее востребована в задании 25, поэтому необходимо знать все разряды местоимений.
Разряды местоимений
Разряды | Примеры местоимений |
Личные | Я, ты, он (она, оно), мы, вы, они |
Возвратное | Себя |
Притяжательные | Мой, твой, свой, наш, ваш, его, ее, их |
Относительные | Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько |
Неопределённые | Некто, нечто, некий, некоторый, несколько, кто-то, что-то, какой-то, чей-то, сколько-то, кое-кто, кое-что, кое-какой, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь, сколько-нибудь, кто- либо, что-либо, какой-либо, чей-либо |
Отрицательные | Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. |
Вопросительные | Кто, что, какой, каков, каковой (устар.), который, чей, сколько |
Указательные | Тот, этот, такой, таков, столько, этакий (устар.), экий (устар.), сей (устар.), оный (устар.) |
Определительные | Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, всяк, всяческий |
Разряды частиц
|
Разряды | Примеры частиц |
Отрицательные | не, ни |
Формообразующие | пусть, пускай, да, давай, бы |
Указательные | вот, вон, это |
Вопросительные | ли, разве, неужели |
Восклицательные | ведь, как, ну и, что за |
Усилительные | и, же, уж, даже |
Уточнительные | именно, как раз, ровно |
Ограничительные | только, лишь, почти, исключительно, единственно |
Модальные | авось, вряд ли, едва ли, пожалуй |
Следует обратить внимание на то, что:
1. В разряде личных местоимений связующую функцию обычно выполняют местоимения третьего лица (он, она, оно, они).Личное местоимение заменяет какое-либо существительное (или словосочетание) из предыдущего предложения:
И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой мере их умы и желудки (А.Куприн).
2. Личное местоимение может быть связано с существительным из данного (а не предыдущего) предложения: Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной (В.Белов).
В этом случае личное местоимение его не является средством связи с предыдущим предложением.
3. Местоимение это может заменять собой не одно слово, а все предыдущее предложение:
Никто не посмеет сказать про себя: я независим, сам себе полный хозяин, что хочу, то и ворочу. Меньше всего имели право на это царствующие особы (В.Тендряков).
4. Среди противительных союзов, связывающих предложения текста, наибольшую трудность представляет союз же, поскольку он находится не в начале, а в середине предложения:
Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев. Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савелъич (Ф. Искандер). Ср.: А меня поражал...