Теория
Лекция
1. ВДЦ (всероссийский детский центр) «Орлёнок» год основания 1960 генеральный директор Джеус Александр Васильевич.
2. МДЦ (международный детский центр) «Артек» год основания 1925 генеральный директор Федоренко Константин Альбертович.
3. ВДЦ «Океан» 1983 год г. директор Базелевский Андрей Александрович
4. ВДЦ «Смена» год основания 2013 генеральный директор Нижник Евгений Алексеевич за каждым центром РФ закреплен свой профиль, статус
5. Образовательный центр «Сириус» год основания 2014
Знать:
· Основы деятельности
· Тайм-менеджмент вожатого
· Нормативно-правовые акты,
· Напарничество
· Регламент деятельности вожатого
· Особенности работы с трудными детьми
· Первая помощь
· Методы и формы организации
· Отрядной деятельности
· Техника безопасности
· Конфликтология
Возрастная психология
Работа вожатым – принадлежит к типу профессий «человек-человек»
Склонности:
· развитые коммуникативные способности;
· эмоциональная устойчивость;
· быстрая переключаемость внимания;
· эмпатия;
· наблюдательность;
· организаторские способности
Склонности и предпочтения:
· управление людьми; легкость знакомства и общения с новыми людьми;
· умение внимательно выслушивать людей;
· умение хорошо и понятно говорить и выступать публично;
· обучение, воспитание, обслуживание людей
Предмет труда: ребенок, подросток
Цель: создание условий для творческого и духовного развития личности ребенка, создания условия для оздоровления и отдыха.
Тезаурус:
ДОЛ Детский оздоровительный лагерь
СМЕНА
ВОЖАТЫЙ
ЕПТ Единые педагогические требования
ЗАКОНЫ/ТРАДИЦИИ
УИСО Утренний информационный сбор отряда
|
ХОЗ. СБОР
РВС Разведай, выведай, спроси
ЛЛС Логика лагерной смены
ЛОС Линейка открытия смены
ЛЗС Линейка закрытия смены
ОСУ Органы самоуправления
ВЛГ Время личной гигиены
КВ Концерт вожатых
ВДК Временный детский коллектив
КТД Коллективно – творческое дело
КТИ Коллективно – творческая игра
ТГ Творческие группы
ЧТП Чередование творческих поручений
ИГРА
ДОСУГ
СОВЕТ ДЕЛА
Лекция
Бренд (англ. «клеймо») — комплекс представлений, ассоциаций, ценностных характеристик о продукте либо услуге в сознании потребителя.
5 этапов создания бренда:
1. Изучение. Целенаправленная работа, чтобы узнать интересы каждого в отряде, понять, какие есть точки соприкосновения. Что может пойти в основу названия, эмблемы.
2. Уникальная идея, Позиционирование. Идея, которая будет отличать ваш отряд от других, изюминка.
3. «Название». Должно вызывать у детей приятные и положительные чувства/эмоции, отражать идею отряда.
4. «Разработка логотипа». Не следует спешить, ведь именно логотип – лицо отряда и будет следовать за ним на протяжении всей смены.
5. «Выбор фирменного стиля». Стилистика отряда нужна для того, чтобы выделить индивидуальность. Правильно выбранный стиль помогает участникам лагерной смены быть узнаваемыми, вызывает больший интерес.
Отрядный уголок – презентация отряда, визуальное оформление информации об отряде, его деятельности на протяжении всей смены.
В отрядном уголке должно быть:
· Название отряда, девиз
· Режим дня
· Отрядная песня
· Победы
· Законы
· Почта
· Экран чистоты
· Расписание
|
· Списки детей
· Экран настроения
· Дни рождения
· Кодекс отряда
Статичные:
· Название
· Девиз
· Речевка
· Список детей
· Законы лагеря и отряда
· Распорядок дня
· Отрядная песня
· Списки именинников
· Распорядок дня
Динамичные:
· достижения детей
· поздравления именинников;
· мероприятия, проводимые в лагере и в отряде;
· план на день;
· почта, приуроченная к мероприятиям;
· экран чистоты;
· экран настроения;
· стена гласности
Все необходимые материалы для оформления уголка необходимо получить у вашего руководства.
Но, скорее всего, вам ее не хватит. Поэтому, думайте заранее. Обои, ненужные материи, гирлянды, природные материалы (шишки, веточки и листья). Все, что не нужно дома, может стать нужным в лагере!
Лекция
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К.Д.Ушинский.
Возрастная психология
Возрастная психология изучает возрастные закономерности психического и личностного развития человека с дня рождения до смерти.
Многие конфликты, как внутренние, так и межличностные возникают при игнорировании возрастных закономерностей психического и личностного развития человека.
Возрастные группы:
· Младший 6-9 лет
· Средний 9-12 лет
· Старший 12-17 лет
Младший возраст (6-9)
Особенности организма
· Высокая активность
· Быстрая утомляемость
· Травматичность
Особенности психики
· «Значимый взрослый»
· Высокая впечатлительность
· Любознательность
Кризис 7 лет
· Возникновение личного сознания
· Переход к новой социальной ситуации
|
· Манерничание (что-то из себя строит)
· Симптом «горькой конфеты» (ребёнку плохо, но он старается этого не показывать)
· Потеря непосредственности (между желанием и действием появляется переживание).
Ребенок – это генератор идей, воспитатель, родитель, лидер
Не забывать!!!!!
· Огоньки 20-30 минут похвала-лучшая награда
· Копируют привычки, манеры поведения, лексикон взрослых. Подаем хороший пример!
· Показываем, даем трогать, объясняем, повторяем.
Средний возраст (9-12)
Особенности организма
· Рост девочек опережает рост мальчиков
· Начинается процесс полового созревания
· Развитие НС-высокая возбудимость
Особенности психики
· Более значимо мнение группы, чем взрослого (болезненное отношение к критике)
· Постоянная смена интересов
· Энергичны, инициативны, любят проявлять «взрослость»
Не забывать!!!!
· КТД (коллективно-творческое дело), соревнования командный дух
· Организуйте мускульную активность
· Самоуправление
· Вожатый-старший член команды
Старший возраст (12-17)
Особенности организма
· Гормональная перестройка
· Завершается рост скелета
Особенности психики
· Максимализм кризис независимости
· Чувство непонимания со стороны взрослых и сверстников
· Изучение себя и мира, формирование своего мировоззрения
· Трудности в межгендерном общении
· Недостаточная уверенность в себе
Не забывать!!!!!
· Один шаг до панибратства
· Взаимодействуй с девочками и мальчиками одинаково!
· Самоуправление
· Говоришь со взрослыми, помнишь, что он ребенок
Лекция
КТД - Коллективное Творческое Дело
«Все творчески, иначе зачем?»
Игорь Петрович Иванов - педагог, академик РАО, профессор РГПУ им.А.И.Герцена
Методика КТД:
1. Самостоятельность детей
2. Инициативность детей
3. Общественная значимость выполняемой деятельности
Коллективное:
1. Общая задача
2. Совместный поиск лучших решений
3. Делается вместе-вожатый и отряд
Творческое:
1. Не делается по шаблону
2. Выступает в разных вариациях
3. Безграничные пути реализации
Дело:
1. Мероприятие
2. Событие
3. Процесс
Для чего?
· Развитие творческих способностей
· Развитие интеллектуальных способностей
· Реализация коммуникативных потребностей
· Обучение основам совместной работы
Виды КТД:
· Познавательные
· Трудовые
· Творческие
· Экологические
· Спортивные
Алгоритм разработки:
1)Возраст 6) Место
2)Цель 7) Вход
3)Название 8) Основная часть
4)Тайминг 9) Выход
5)Материалы
Этапы проведения:
1) Общий сбор 5) Проведение события
2) Деление на группы 6) Награждение+ рефлексия
3) Работы в группах 7) Уборка
4) Совмещение результатов
Задачи вожатого:
Направление творческого порыва
Контроль за деятельностью
Проверка цензуры
Хвалить каждого
Создать ситуацию успеха
Не критиковать детей и не позволять им делать это друг с другом
Важно!!!!!
КТД не равно Игра
Лекция
ВДК - Временный детский коллектив - это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Признаки ВДК:
· Кратковременность функционирования;
· Сборный состав;
· Автономность существования;
· Публичный (коллективный) характер деятельности;
· Завершенность деятельности и развития.
Этапы развития ВДК:
· Организационный период(адаптационный)орг.период(продолжается 1-3 дня)
· Основной период(14-16 дней)
· Итоговой период(заключительный)(итоговый 1-3 дня)
На каждом этапе развития ВДК ставятся этапные цели(цели на этапах), исходя из этого, планируется смена и определяется логика развития смены и временного детского коллектива.
Кто разработал?
Лутошкин Анатолий Николаевич-учёный, психолог, профессор РГПУ им.А.И.Герцена, «как вести за собой».
«Как вести за собой»
Лутошкин А.Н. в своей книге «Как вести за собой» рассматривает несколько ступеней развития коллектива.
· «Песчаная россыпь»,
· «Мягкая глина»,
· «Мерцающий маяк»,
· «Алый парус»,
· «Горящий факел»
ВДК по Лутошкину.
1. Песчаная россыпь
Много песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке.
2. Мягкая глина
В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздействию. В ваших руках детский коллектив может перерасти в хороший, слаженный коллектив.
3. Организационный период
Это период первоначального сплочения коллектива, период становления коллектива, период адаптации ребёнка к новым условия жизнедеятельности.
Цель: заложить основы ВДК.
Задачи:
· Предъявить единые педагогические требования (ЕПТ) и выработать осознанное отношение к ним;
· Познакомить детей друг с другом;
· Познакомить детей с территорией лагеря, сотрудниками;
· Ввести детей в программу смены, отряда;
· Заложить основы детского самоуправления в отряде;
· Наметить с детьми перспективы совместной деятельности;
· Раскрыть у детей лидерский, творческий, организаторский, интеллектуальный потенциал;
· Приучить детей к аналитической деятельности
Основные задачи педагога:
· Получить необходимую информацию о каждом ребёнке.
· Создать необходимые условия для адаптации детей к новым условия жизнедеятельности.
· Выявить первоначальный уровень способностей, интересов детей.
· Изучить уровень интеллектуального развития, активности.
· Определить направленность интересов детей.
Методика проведения организационного периода
1-2 день (дни заезда):
· Организованно провести приём и заезд детей.
· Познакомить с лагерем, его традициями и законами.
· Познакомить друг с другом.
· Работа по соблюдению режимных моментов.
3 день:
· Работа по соблюдению режимных моментов.
· Выявление способностей детей и их сплочение.
Система дел организационного периода
Мероприятия организационного периода:
· Индивидуальные беседы;
· Игры (на знакомство, на сплочение, на выявление творческих способностей, лидерских качеств и т.п.);
· «Огонёк» знакомства;
· Хозяйственный сбор;
· Отрядный уголок;
· КТД малых форм(в том числе КТД по программе отряда, КТД «разведка интересных фактов»);
· Экскурсия по территории;
· Организационный сбор отряда;
· Сбор-планирование;
· Дискуссия по программе смены, отряда;
· Вводное отрядное дело, занятие спецкурса (по программе отряда).
· Итог организационного периода
Начальные период становления коллектива заканчивается, когда дети удовлетворяют свою потребность в информации о новом коллективе, о товарищах, о вожатых, о лагере, когда представляют перспективы общей деятельности, характер нравственных требований, когда в отряде царит атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в личных и общих делах, когда отряд для ребёнка становится значимой средой (по А.Н.Лутошкину-отряд-«мягкая глина».)
4. Мерцающий маяк
Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь».
Основной период
Основной период - это период развития коллектива
· Конфликтный период. В период конфликтов необходимо, чтобы дети осознали конфликт, дали ему оценку, нашли выход из конфликта.
Период основной деятельности. Деятельность отряда и лагеря в целом должна быть спланирована таким образом, чтобы было чередование видов воспитательной работы и разнообразие форм. Для этого необходимо спланировать дела по различным направлениям.
Дела основного периода
На уровне отряда:
· Индивидуальные беседы;
· Инструктажи (целевые);
· Индивидуальная работа с советниками отряда;
· Игры (шутки, на создание особого настроя, на снятие эмоционального напряжения, вторичное знакомство, сплочение);
· Творческие поручения;
· Сборы совета отряда;
· Кружковая деятельность;
· Отрядные дела;
· Огоньки (тематические, по программе отряда);
· Сборы по подготовке отрядных дел;
· Сборы по подготовке к дружинным делам;
· Сбор (огонёк) - анализ дня;
· Сбор (огонёк) - анализ дела.
На уровне лагеря:
· Спортивные мероприятия (Веселые старты, Малые Олимпийские игры, Игры спортивные, Соревнования)
· Творческие мероприятия (Минута славы, Мисс и мистер лагеря, Угадай мелодию, Квесты, Конкурсы, Викторины)
· Экологические мероприятия (Экологический плакат, экологический комикс, поделки из природного материала)
· Интеллектуальные мероприятия (Викторины, Брейн-ринг, Что где когда, Поле чудес)
· Задачи педагога в основной период:
· Контролировать состояние здоровья детей.
· Требовать соблюдение детьми режима дня, правил, законов лагеря.
· Продолжить целенаправленную работу по воспитанию детей.
· Организовать разнообразную деятельность, способствующую сплочению детей, развитию личностных качеств.
· Развивать лидерские качества детей.
· Продолжить индивидуальную работу с каждым ребенком.
Вторая конфликтная зона в работе педагога
В этот период, примерно на 13-14 день, наступает второй пик трудности, условно называемый пиком привыкания. Дети привыкли ко всему: к педагогам, к совместной жизни, к режиму дня, к делам, к лагерю и т.д. Может начаться очередная зона конфликта, основанная на межличностных, межгрупповых и общеколлективных отношениях.
Действия: положительные эмоции от деятельности, создать ситуацию успеха, групповые и индивидуальные формы работы, оценка деятельности каждого ребенка, корректировка отношений.
Предполагаемый результат:
· Благоприятный климат в коллективе.
· Высокий уровень развития межличностных отношений среди сверствников.
· Успех коллектива в отрядной и дружинной деятельности.
· Хорошо работающие органы самоуправления.
· Активность всех членов коллектива
5. Алый парус
Символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу "один за всех и все за одного".
6. Горящий факел
Это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество.
Итоговый период
Цель: способствовать самоопределению каждого в условиях ВДК.
Задачи:
· Предоставить возможность каждому осознать свою роль в коллективе, свою жизненную позицию, личностные изменения.
· Проанализировать с детьми достигнутый уровень развития коллектива, уровень реализации отрядной программы.
· Определить с детьми дальнейшую самостоятельную деятельность, жизненную перспективу.
Задачи педагога:
· Подготовить детей к отъезду (инструктаж по разъезду).
· Подвести итоги смены.
· Усилить контроль за жизнью и здоровьем детей.
· Организовать подготовку к следующей смене, провести генеральную уборку.
· Организовать деятельность, способствующую самореализации каждого.
Дела итогового периода
Дела итогового периода направлены на проверку полученных в лагере знаний, умений и навыков, исходя из тематики смены.
На уровне лагеря:
· Операция“Нас здесь не было”
· Прощание с лагерем
· “Ярмарка талантов"
· “Обнимашки”
· “Свободный микрофон”
· “Церемония награждения”
В итоговый период наблюдается:
· Добровольное объединение усилий детей.
· Проявление товарищества, взаимопомощи, требовательности, взаимной заботы, уважения.
По А.Н. Лутошкину отряд – «Алый парус», «Горящий факел».
Третья конфликтная зона в работе педагога
На 19-20 день смены (итоговый период) возможна еще одна зона конфликта - пик усталости. Дети устают жить в большом шумном коллективе, вне дома без родителей и т.д. Из третьего пика сложности можно выйти общими усилиями, подняв настроение детям, удивив тем, что не успели узнать они о педагоге и о себе в течение смены. Педагогу важно помочь детям пережить расставание детей друг с другом, со взрослыми людьми.
Показатели сложившегося детского коллектива - «Горящий факел»:
· Успех коллектива в любой деятельности.
· Наличие гуманистических отношений между детьми.
· Мировоззренческое единство.
· Активность всех членов коллектива.
· Стремление к социально-значимым делам, не совсем интересным, но необходимым.
· Потребность к самопознанию, к самовоспитанию, соблюдению принятых в лагере норм поведения.
Общественное мнение действует постоянно
Логика развития смены:
· Знакомство
· Основной период
· Итоговый период
Лекция
Медиа - вожатство
Медиа
Средства распространения информации
Совокупность всех средств аудио-, видео- и визуальной коммуникации
Медиа-сфера-область деятельности средств массовой информации; совокупность их изданий.
-часть общего пространства, в котором идеи могут обсуждаться, обмениваться и оспариваться.
Что включает в себя медиа-сфера?
· Видео
· Текст
· Фото
· Аудио
· Текст (статья, пост)
· Новостной
· Кооперирующий
· Информационно-познавательный
Пост в социальных сетях:
· Яркий, но уместный заголовок;
· Пробелы, разделение на абзацы, смайлы;
· Орфография;
· Ссылки;
· Связь с читателем;
· Хештеги
Новостной пост:
· Что?
· Где?
· Когда?
· Почему?
· Как?
Важное!!!
· Аргументы,
· полемика,
· история,
· предыстория
· Дополнения
· Заголовки
· Вопрос
· Интрига
· Решение проблемы
· Цифры
· Гарантии
· Видео
· Визуал
· Аудио
· Монтаж
Лекция
ЛЛС - Логика Лагерной Смены
Подготовительный период
Задачи вожатого:
1. Познакомиться с лагерем (ознакомиться с тематикой смены);
2. Собрать вещи, упаковать чемодан, настроиться;
3. Регистрация детей и общение с родителями;
4. Заезд в лагерь, расселение детей.
Организационный период
«Если ты не работал в орг.период, ты потерял отряд».
Задачи вожатого:
1. Знакомство с территорией лагеря и администрацией;
2. Предъявление педагогических организационных требований;
3. Помощь в адаптации ребёнка, попавшего в новые условия;
4. Коллективное планирование и имидж отряда;
5. Знакомство, выявление лидеров и диагностика детей;
6. Создание благоприятного, психически-эмоционального настроя.
Основной период
Задачи вожатого:
1. Стимулирование активности и успеха;
2. Создание эмоционально-нравственной атмосферы в коллективе;
3. Сплочение коллектива и вовлечение в общелагерную жизнь;
4. Создание условий для самореализации ребёнка.
Заключительный период
Задачи вожатого:
1. Организация подведения итогов;
2. Закрепление приобретенных знаний и умений;
3. Пресечение дисциплинарных нарушений;
4. Организация группой рефлексии;
5. Создание условий для конструктивного расставания.
Период последствия
Лекция
Огонёк
Огонёк - особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться,научиться понимать других,слушать и слышать,раскрыть себя с необычной стороны.
Цели огонька:
1. Регулирование эмоционального настроя в коллективе
2. Создание доверительной атмосферы
3. Научить анализировать собственные действия,поступки,видеть причины успеха и неудачи
4. Привить навык коллективного анализа
5. Воспитать культуру общения
6. Развивать взаимопонимание между всеми членами коллектива
Огонёк знакомств
Цели:
· Познакомить детей ближе
· Создать доверительную атмосферу в лагере
Огоньки основного периода
Виды и цели:
· Тематический (разговор на интересную тему)
· Экватор(подведение промежуточных итогов)
· Конфликтный(решение сложной ситуации)
· Прощальный огонёк
Цели:
· Вспомнить хорошие моменты, вклад каждого ребенка в деятельность отряда
· Эмоционально подготовить детей к расставанию
· Подарить памятные подарки
Структура огонька:
1. Подготовка
2. Основная часть
3. Выход
4. Завершение дня
Рефлексия - анализ подростком собственного состояния, переживаний, мыслей по завершении деятельности. Обсуждение итогов мероприятий.
Анализ дня – это одна из воспитательных форм работы в лагере. Анализ дня подразумевает под собой анализ групповой и индивидуальной деятельности в кругу коллектива.
Огонёк – это особая форма работы с детьми, позволяющая каждому участнику высказаться, научиться понимать других, слушать и слышать, раскрыть себя с необычной стороны.
Лекция
Лидерство
Если не можешь стать лидером для себя, никогда не сможешь лидировать среди окружающих.
Лидер имеет:
· Ответственность
· Умение делегировать
· Творческое целеполагание
· Реактивный человек (круг забот; круг влияния)
· Проективный человек (круг влияния; круг забот)
· Ответственность вожатого
· Умение делегировать
«Работая 24 часа в день, человек может себя утроить. Чтобы умножить себя больше, чем в 3 раза, единственный выход — научить других принимать на себя часть вашей работы.» Риковер Д.
«Задача лидера состоит в том, чтобы вдохновлять и мотивировать людей, помогая им реализовать свой потенциал полностью». Дениз Моррисон (Deniz Morrison), генеральный директор компании «Campbell Soup»
Делегирование в лагере
Творческое целеполагание
Когда Джобс создавал студию Pixar в Калифорнии, он хотел, чтобы люди имели возможность постоянно общаться и обмениваться идеями. Он построил огромный зал в центре здания, который многие считали пустой тратой денег. Стив открыл комнаты для встреч, столовую и самое главное и оригинальное – туалеты в центре, что сначала всех злило, так как приходилось бегать через весь зал несколько раз в день. Стив понимал, что каждый раз, когда вы проходите мимо всех, вы начинаете общаться и меняться идеями.
Лидерство=харизма+ менеджмент
Лекция
Трудоустройство
Документы:
· Медицинская книжка
· Справка о наличие/отсутствии судимости
· ИНН
· СНИЛС
· Копии паспорта
· Сертификат об окончании ШВ
· Справка с места учебы
· Справка из нарко- и психо-диспансеров
· Анализ на короновирус
ЕПТ (Единые Педагогические Требования)
Между вожатыми:
· Не подрывать авторитет друг друга
· Разработать собственные ЕПТ
· Узнать ЕПТ лагеря и пед.отряда
· Соблюдать принятые традиции
Между вожатыми и администрацией и другими работниками лагеря:
· Адекватно воспринимать критику
· Относится друг к другу с уважением
· Личное – рабочее
· Внешний вид
Одежда:
· Чистая
· Опрятная
· Без неприятного запаха
· Максимально нейтральная
· Выглаженная
11 лекция
Игротека
Рекомендации:
Младший возраст:
1. Перерывы и смена характера движений.
2. Недопустимые игры, связанные с большими силовыми нагрузками и с длительным неподвижным сидением.
3. Выход из игры на короткое время.
4. Обоснованный выбор водящего.
5. Наличие стоп сигнала.
6. Заканчивая игру, необходимо отмечать лучших, инициативных игроков.
Средний возраст:
1. Необходимо выбирать игры, не содержащие большие эмоциональные нагрузки.
2. Чаще проводить командные игры, связанные с созданием смешанных «мгновенных» групп.
3. Больше проводить игр-энергизаторов и игр на внимание, направленных на эмоциональную мобилизацию группы.
4. Обоснование решения.
Старший возраст:
1. Игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная.
2. Необходимо больше проводить игр на развитие мышления и игр, рассчитанных на длительную подготовку.
3. Важно, чтобы подростки осознавали необходимость и полезность игры.
4. Совместная разработка игр.
Классификация игр:
· По месту и условиям проведения
· По целям проведения
· Комплексные игры:
· Сюжетно-ролевые игры.
· Тематические ролевые игры
Игры на знакомство
В этот блок включены:
· Игры на узнавание имен
· Игры на сплочение, сближение
· Игры на выявление лидера
· Игры-пятиминутки
· Игры, помогающие заполнить паузу между занятиями, перед приемом пищи, на автобусной остановке.
· Игры с залом
Это массовые игры, активизирующие единовременно большое количество участников (от 50 до 700 человек).
· Подвижные игры
Игры, проводимые в большом помещении или на природе, требующие длительные передвижения участников на большие расстояния.
Лекция
Педагогический дневник
Педагогический дневник - это основной документ вожатого, в котором фиксируется информация:
· О ДОЛ
· О смене
· О детях
· Ежедневный план дня
· Анализ дня
· Ставятся педагогические задачи
Важная информация по лагерю:
· Расписание процедур, правила поведения в лагере и т.д.
· Список отряда
· С группами здоровья, телефоном родителей
· План сетки
· Отрядная+ лагерная
· Цели и задачи каждого периода
· Организационный период
· Основной период
· Заключительный период
· Анализ каждого дня смены
Зачем?:
· Самоанализ процесса и результатов работы в течение дня вожатого.
· Администрации лагеря анализ дня помогает оперативно, в краткой форме получать информацию о состоянии дел в каждом отряде.
Примерная схема анализа дня (для вожатого):
1. Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить?
2. Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном отношении?
- Какую задачу решали?
- Основные этапы дела.
- В направлении ли решения основной задачи был продуман и осуществлен ход дела?
- Как действовали в этом деле ребята(активно, пассивно, слушали, смотрели)?
-Отношение ребят к делу.
- Как реагировали ребята в ходе дела(хлопали, смеялись, отвлекались, задумывались, переживали)?
- Приходилось ли вам вносить корректировки в ходе дела? Что это дало?
3. Анализ ситуации(при наличии таковой в дне)
- Краткое описание ситуации и ее участников.
- В связи с чем возникла ситуация?
- Как проявляли себя участники? Каковы были их поступки? Итог ситуации.
- Выход из ситуации.
4. Общая характеристика прожитого дня.
- Была ли группа организована?
- Произошли ли изменения в коллективе?
- Кто обратил на себя внимание?
- Как изменились ребята, какие проблемы у них возникли?
5. Общие выводы.
- Удался ли день в целом?
- Что нового этот день дал вам, как педагогу?
- Какие формы воспитательного воздействия вы проверили? Для чего? Почему именно эти?
- Задачи на следующий день.
Примерные варианты задач дня:
· Формировать и/или совершенствовать навыки самообслуживания;
· Развивать интеллектуальные способности детей;
· Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;
· Создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;
· Развивать личностные качества;
· Формировать нравственные ценности детей;
· Развивать аналитические способности детей;
· Развивать познавательные способности детей;
· Формировать у ребёнка нравственную позицию;
· Формировать навыки межличностного общения;
· Формировать потребность в получении новых знаний;
· Воспитывать патриотические чувства у детей;
· Формировать у ребёнка нравственную позицию;
· Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям;
· Воспитывать чувство уважения друг к другу;
· Воспитывать волевые качества детей.
Анализ смены:
· Какие воспитательные цели и задачи ставились в начале смены и как они достигались?
· Какие межличностные отношения в отряде сложились к концу смены?
· Стал ли коллектив отряда значимым для ребят?
· Чему научились во время лагерной смены?
· Считаю, что смена……
Лекция
План сетка
План - ряд предварительно обдуманных действий, мероприятий, объединенных последовательно для достижения цели с возможными сроками выполнения.
Сетка - пределенная последовательность действий, приводящих к цели.
Использование план-сетки:
· Лагерь
· Пресс-центр
· Тик-ток
· Любой творческий коллектив
Алгоритм построения план-сетки:
1. Определить тематику смены, поставить цель смены
2. Разделить все дни в план-сетки на 3 периода по ЛЛС(логика лагерной смены)
3. Определить экватор смены
4. Начать написание план-сетки с орг.периода, затем экватор, после заключ.период
Важно!!!
· За период смены максимум 4 огонька
· Экватор смены-эмоциональный пик
· Максимум 4-5 дискотек за весь период смены
· Самые активные дни-орг.период и заключительный период
14 лекция
Напарничество
Напарник - товарищ, союзник, партнер, коллега, сообщник, сменщик.
Главным аспектом для эффективного взаимодействия является готовность обоих участников к взаимодействию
Правила идеального напарничества:
· Познакомиться с напарником
· Совместная подготовка к смене
· Единая система ЕПТ (Единые педагогические требования)
· Обмен информации
· Друг не равно идеальный напарник
· Любовь не для работы
· Напортачил один-виноваты оба
· Не будь «звездой»
· Не дави авторитетом
· Говорите друг с другом
· Давайте друг другу отдохнуть
· Не выносите разногласия на отряд
Табу разговоров при детях:
· Выяснение отношений между вожатыми;
· Обсуждение детей;
· Обсуждении администрации оздоровительного лагеря, её указаний;
· Обсуждение вожатых и воспитателей других отрядов;
· Решение вопросов личного характера.
Иногда присутствие всех вожатых на том или ином мероприятии совсем ни к чему.
Иногда можно переложить частичку своих забот на наиболее ответственных детей.
Типы напарников:
· По гендерному типу
· По количеству опыта
· По занимаемому положению в группе
Лайфхаки по работе с напарником:
1. Внерабочие отношения
2. Фишки
3. Доскональный разбор смены
4. Четкое распределение обязанностей
5. Самоанализ
6. Добро
Как выбрать напарника:
1. Ориентироваться на свои слабые стороны
2. Опытный напарник
3. Личное не равно рабочее
4. В споре рождается истина
Лекция
Конфликт - это
· в узком понятии столкновение сторон
· в широком понятии процесс, состоящий из нескольких этапов
Конфликтология - [междисциплинарная область знания, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня]
Классификация конфликтов
Причины:
· разные цели
· разные взгляды
· затронуты чувства
Участники конфликта:
· Сам собой, между двумя, один против группы, группа против группы.
· Степень
· Открытая и закрытая
Последствия:
· Конструктивные
· Деструктивные
Специфика конфликтов в лагере:
· краткосрочность
· интенсивность
· теснота
· мало времени
· «дорого»
Виды конфликтов в лагере:
· вожатый - вожатый
· вожатый - ребенок
· вожатый - администрация
· вожатый - родитель
· ребенок – ребенок
Вожатый-вожатый:
Причины К.:
· неправильное разделение обязанностей
· непонимание друг друга
Деловые вопросы решать до дела не при детях мягкое экологичное решение, если все хорошо в вожатской паре, то хорошо и в отряде"
Вожатый-ребёнок
Причины К.:
· ограничение ребенка в правах
· слишком большая свобода происходит столкновение ожиданий
· не падать в эмоции
Обсудить 1/1: говорить, как со взрослым
Вожатый - администрация
Причины К.:
· столкновение разных ожиданий
Задать себе вопрос: "что хотят от меня? что хочу я?" Обсудить правила лагеря., требования к тебе как к вожатому
Вожатый-родитель
Причины К.:
· недовольствие работой вожатого
· неправильное мнение
Родители хотят, чтобы ребенок отдыхал и развивался
Спокойно решать конфликт отвечать на все вопросы говорить на равных не упрекать родителя родители хотят, чтобы ребенок отдыхал и развивался
Ребенок-ребенок
Причины К.:
· ревность
· недостаток внимания
Выяснить причину узнать позиции каждого ребенка серьезное отношение к проблемам
1. Конфликты личности конфликт двоих:
· личная беседа
2. Конфликты межличностные
3. Конфликтный огонек младшая
1. младшая группа - конфликты ситуативные, еще не знают социальных норм
2. средняя группа - 50/50 межличностные и ситуативные
3. старшая группа - только личностные конфликты (слова, экологичность, правила)
Игры
Средний возраст:
Постройся
Ребятам необходимо за определенное время (или как можно быстрее) построится по определенному признаку. Это может быть:
— по росту;
— по дате рождения (дню, месяцу, год, полной дате);
— по цвету волос, глаз;
— по длине прически;
— по алфавиту (первая буква имени, фамилии)
— по темпераменту, настроению, общительности и т. д.
Выбирайте любой признак и просите ребят выстроиться в шеренгу, быстро меняя основание для построения. Игра помогает отметить лидера, того, кто возьмет на себя инициативу в построении, т. е. начнет расставлять «как надо», собственно, это, возможно, и есть те люди, которые в сложной ситуации могут взять на себя инициативу. Строится могут также «немые» (все молчат) и «слепые» (с закрытыми глазами). Это усложнит задачу. Как правило, за это дело берутся отчаянные, смелые, энергичные, решительные люди. Таким образом, в игре можно проверить — совпадают ли потенциальные лидеры с формальными.
Одеяло