Актуальность проекта.
Социальная значимость сенсорной комнаты.
В рамках Программы «Доступная среда» было получено оборудование для сенсорной комнаты. Необходимо было придумать проект оформления сенсорной комнаты, разработать планы работы различных специалистов, составить банк методических разработок. Желание получить сенсорную комнату и одновременно продвинуться вперед в области освоения проектной деятельности явилось толчком к организации описанного ниже проекта.
В условиях нового образовательного стандарта дети больше времени проводят в школе, поэтому необходимы условия для отдыха, расслабления. В связи с тем, что в последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, в адаптации, для профилактики школьных трудностей, предупреждения дезадаптации, улучшения результатов обучения в школе, укрепления психического и соматического здоровья необходимо роведение комплексной развивающей и психокоррекционной работы. Сенсорная комната позволяет решить эти проблемы.
Сенсорная комната - это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, осязания и вестибулярные рецепторы. Это – профилактическое средство школьного переутомления. Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Из-за комфортной обстановки сенсорной комнаты, сохраняющей и укрепляющей здоровье детей, мы назвали свой проект «Волшебный мир здоровья».
|
Значимость использования сенсорной комнаты в структуре образования велика, так как в условиях сенсорной комнаты занятия могут быть направлены:
· на стимуляцию сенсорных систем, развитие сенсорных функций (развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия);
· развитие способов взаимодействия, игровой деятельности;
· развитие коммуникативных навыков,
· развитие произвольности и саморегуляции в поведении ребенка;
· возможности сенсорной комнаты позволяют работать над снятием психоэмоционального напряжения, преодоление стрессовых ситуаций.
Важным преимуществом сенсорной комнаты является возможность проведения комплексной коррекции. В одном занятии можно развивать и мелкую моторику через игры со светооптическими нитями, и воображение, и снижать эмоциональную напряженность через релаксацию. Сенсорная комната позволяет обогатить чувственный мир и обрести уверенность в себе.
Процесс реабилитации и восстановления, утраченных или ослабленных функций организма напрямую зависит от психоэмоционального состояния человека.
В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей.
Упражнения, включаемые в каждое занятие, позволяют улучшить психомоторное и эмоциональное состояние ребенка и тем самым создать основу для усвоения больших объемов информации. Дети активно осваивают новые ощущения, что стимулирует познавательную деятельность и мотивацию.
|
Цели и задачи проекта.
Цель проекта «Волшебный мир здоровья»: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды.
Задачи:
1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок учащихся;
2) создание положительного эмоционального состояния;
3) формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
4) облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
5) формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;
6) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;
7) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.
3. Мероприятия по реализации проекта.
№ | мероприятия | сроки | ответственный | ожидаемый результат |
1. | Подготовка помещения для оборудования сенсорной комнаты (замена электропроводки, косметический ремонт, замена окон, дверей, установка жалюзи) | Заведующий хозяйством | Современный интерьер | |
2. | Приобретение специализированных средств оснащения для создания безбарьерной среды. | директор | Оборудование сенсорной комнаты | |
3. | Приобретение для сенсорной комнаты мягких развивающих пазлов, сенсорных ковриков, стеллажей | директор | Современный интерьер | |
4. | Проект по организация работы сенсорной комнаты по ее эффективному использованию в учебном и внеучебном процессе | Зам.директора по УВР, психолог | положительный эмоциональный фон, снижение беспокойства и агрессивности, снятие нервного возбуждения и тревожности, активизация мозговой деятельности. | |
5. | Приобретение мебели в сенсорную комнату | Директор завхоз | Современный интерьер | |
6. | Участие детей с ОВЗ в общешкольных, муниципальных и региональных конкурсах и смотрах. | 2016-2017 | Психолог, учитель ИЗО Учитель музыки | Достижение высоких результатов |
7. | Общешкольный проект по изготовлению объектов в сенсорную комнату | 2016-2017 | Классные руководители | Выработка умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, развитие общих способностей, основанных на комплексном подходе с использованием конструктивной деятельности. |
|
Основные направления деятельности сенсорной комнаты.
Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.
Визуализация - свойство человеческого сознания, способного воспроизводить видимые и невидимые образы визуального (зрительного) ряда в своем сознании.
Релаксация (от лат. relахаtiо - уменьшение напряжения, ослабление) - состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта следствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
Аутотренинг - один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга.
Целевые группы.
- Дети начальных классов;
- Дети классов среднего звена;
- Дети старших классов;
-Дети- инвалиды.