1. Физическая агрессия: "да" - №1,25,33,48,55,62,68; "нет" - №9,17,41
2. Косвенная агрессия: "да" - №2,18,34,42,56,63; "нет" - №10,26,49
3. Раздражение: "да" - №3,19,27,43,50,57,64,72; "нет" - № 11,35,69
4. Негативизм: "да" - №4,12,20,23,36
5. Обида: "да" - №5,13,21,29,37,51,58; "нет" - № 44
6. Подозрительность: " да" - № 6,14,22,30,38,45,52,59; "нет" - №65,70
7. Вербальная агрессия: "да" - №7,15,28,31,46,53,60,71,73; "нет" - №39,66,74,75
8. Чувство вины: " да" - №8,16,24,32,40,47,54,61,67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика определения способности к прогнозированию "Прогностическая задача"
Инструкция. Внимательно прочитайте предлагаемые вам задания и ответьте на них как можно полнее, но при этом четко на поставленный вопрос. После выполнения задачи 5 переверните первый лист и только после этого ответьте на задачу 5.1. Точно также после выполнения задачи 5.1. приступайте к выполнению задачи 5.2., а затем – задачи 5.3. Приступайте к выполнению следующей части задания только после того, как полностью ответили на предыдущую. Если у вас возникли вопросы, обратитесь к психологу.
1. Каковы могут быть последствия так называемого "парникового эффекта" (потепления климата, вызванного большой концентрацией углекислого газа в атмосфере)?
2. Каковы причины дорожно-транспортных происшествий?
3. Составьте план подготовки поездки в Москву.
4. Перечислите как можно больше возможностей использования таких предметов: а) расческа и б) зеркало.
5. "На берегу озера, окруженного большими массивами леса, построили бумажный комбинат". Выскажите все предположения о том, к чему может привести постройка бумажного комбината. Ответ обоснуйте.
5.1. Дополнительная информация. "В озеро впадает и из озера вытекает несколько рек". Учитывая это сообщение, сформулируйте новые предположения, оцените написанные выше и выпишите из них те, которые по-прежнему считаете верными. Те предположения, которые высказали сначала, а теперь считаете неверными, не выписывайте.
|
5.2. Дополнительная информация. "На построенном комбинате действуют хорошие очистные сооружения, поэтому вода в озеро сбрасывается чистой и воздух также не загрязняется". Учитывая это сообщение, сформулируйте новые предположения, оцените написанные выше и выпишите из них те, которые по-прежнему считаете верными. Те предположения, которые высказали сначала, а теперь считаете неверными, не выписывайте.
Дополнительная информация. "Взамен вырубленного леса постоянно высаживается молодняк". Учитывая это сообщение, сформулируйте новые предположения, оцените написанные выше и выпишите из них те, которые по-прежнему считаете верными. Те предположения, которые высказали сначала, а теперь считаете неверными, не выписывайте. Объясните, почему оставшиеся предположения считаете верными.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Табл. П.3.1
Сводная таблица первичных эмпирических данных, полученных при диагностике способности к прогнозированию у подростков
Уровень способности к прогнозированию | Количество испытуемых |
Высокий | |
Средний | |
Низкий | |
Общее количество испытуемых |
Табл. П.3.2
Сводная таблица первичных эмпирических данных, полученных при диагностике агрессивных проявлений у подростков
Агрессивные проявления | Уровни | Сумма | ||
низкий | средний | высокий | ||
Физическая агрессия | ||||
Косвенная агрессия | ||||
Раздражительность | ||||
Негативизм | ||||
Обида | ||||
Подозрительность | ||||
Вербальная агрессия | ||||
Чувство вины |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Табл. П.4.1
Эмпирические и теоретические частоты показателей способности к прогнозированию и косвенной агрессии у подростков
Значение признака | Эмпирические частоты | Суммы | Теоретические частоты | ||||
Уровень способности к прогнозированию | Н | Ср | В | Н | Ср | В | |
Низкий | 8,27 | 11,71 | 11,02 | ||||
Средний | 8,27 | 11,71 | 11,02 | ||||
Высокий | 7,47 | 10,58 | 9,96 | ||||
Суммы |
Примечания: Н – низкий уровень косвенной агрессии; Ср – средний уровень; В – высокий уровень косвенной агрессии.
Табл. П.4.2
Расчет c –критерия Пирсона для показателей способности к прогнозированию и косвенной агрессии
f | f | f – f | f –f | f –f /f |
8,27 | -7,27 | 52,85 | 6,39 | |
11,71 | -3,71 | 13,76 | 1,18 | |
11,02 | 10,98 | 120,56 | 10,94 | |
8,27 | -3,27 | 10,69 | 1,29 | |
11,71 | 8,29 | 68,72 | 5,87 | |
11,02 | -5,02 | 25,2 | 2,29 | |
7,47 | 10,53 | 110,88 | 14,84 | |
10,58 | -4,58 | 20,98 | 1,98 | |
9,96 | -5,96 | 35,52 | 3,57 | |
сумма | 3,57 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Табл. П.5.1
Эмпирические и теоретические частоты показателей способности к прогнозированию и раздражительности у подростков
Значение признака | Эмпирические частоты | Суммы | Теоретические частоты | ||||
Уровень способности к прогнозированию | Н | Ср | В | Н | Ср | В | |
Низкий | 10,33 | 10,33 | 10,33 | ||||
Средний | 10,33 | 10,33 | 10,33 | ||||
Высокий | 9,33 | 9,33 | 9,33 | ||||
Суммы |
Примечания: Н – низкий уровень косвенной агрессии; Ср – средний уровень; В – высокий уровень косвенной агрессии.
|
Табл. П.5.2
Расчет c –критерия Пирсона для показателей способности к прогнозированию и раздражительности
f | f | f – f | f –f | f –f /f |
10,33 | -0,33 | 0,11 | 0,01 | |
10,33 | -0,33 | 0,11 | 0,01 | |
10,33 | 0,67 | 0,45 | 0,04 | |
10,33 | -0,33 | 0,11 | 0,01 | |
10,33 | 0,67 | 0,45 | 0,04 | |
10,33 | -0,33 | 0,11 | 0,01 | |
9,33 | 0,67 | 0,45 | 0,05 | |
9,33 | -0,33 | 0,11 | 0,01 | |
9,33 | -0,33 | 0,11 | 0,01 | |
сумма | 0,19 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Табл. П.6.1
Эмпирические и теоретические частоты показателей способности к прогнозированию и негативизмом у подростков
Значение признака | Эмпирические частоты | Суммы | Теоретические частоты | ||||
Уровень способности к прогнозированию | Н | Ср | В | Н | Ср | В | |
Низкий | 6,54 | 16,88 | 7,58 | ||||
Средний | 6,54 | 16,88 | 7,58 | ||||
Высокий | 5,91 | 15,24 | 6,84 | ||||
Суммы |
Примечания: Н – низкий уровень негативизма; Ср – средний уровень; В – высокий уровень негативизма.
Табл. П.6.2
Расчет c –критерия Пирсона для показателей способности к прогнозированию и негативизма
f | f | f – f | f –f | f –f /f |
6,54 | -1,54 | 2,37 | 0,36 | |
16,88 | 3,12 | 9,73 | 0,58 | |
7,58 | -1,58 | 2,5 | 0,33 | |
6,54 | -0,54 | 0,29 | 0,04 | |
16,88 | 2,12 | 4,49 | 0,27 | |
7,58 | -1,58 | 2,5 | 0,33 | |
5,91 | 2,09 | 4,37 | 0,74 | |
15,24 | -5,24 | 27,46 | 1,8 | |
6,84 | 3,16 | 9,99 | 1,46 | |
сумма | 5,91 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Табл. П.7.1
Эмпирические и теоретические частоты показателей способности к прогнозированию и обиды у подростков
Значение признака | Эмпирические частоты | Суммы | Теоретические частоты | ||||
Уровень способности к прогнозированию | Н | Ср | В | Н | Ср | В | |
Низкий | 7,23 | 11,71 | 12,06 | ||||
Средний | 7,23 | 11,71 | 12,06 | ||||
Высокий | 6,53 | 10,58 | 10,89 | ||||
Суммы |
Примечания: Н – низкий уровень обиды; Ср – средний уровень; В – высокий уровень обиды.
Табл. П.7.2
Расчет c –критерия Пирсона для показателей способности к прогнозированию и обиды
f | f | f – f | f –f | f –f /f |
7,23 | -1,23 | 1,51 | 0,21 | |
11,71 | 3,29 | 10,82 | 0,92 | |
12,06 | -2,06 | 4,24 | 0,35 | |
7,23 | -0,23 | 0,05 | 0,007 | |
11,71 | -2,71 | 7,34 | 0,63 | |
12,06 | 2,94 | 8,64 | 0,72 | |
6,53 | 1,47 | 2,16 | 0,33 | |
10,58 | -0,58 | 0,34 | 0,03 | |
10,89 | -0,89 | 0,79 | 0,07 | |
сумма | 3,267 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Табл. П.8.1
Эмпирические и теоретические частоты показателей способности к прогнозированию и подозрительности у подростков
Значение признака | Эмпирические частоты | Суммы | Теоретические частоты | ||||
Уровень способности к прогнозированию | Н | Ср | В | Н | Ср | В | |
Низкий | 3,79 | 8,61 | 18,6 | ||||
Средний | 3,79 | 8,61 | 18,6 | ||||
Высокий | 3,42 | 7,78 | 16,8 | ||||
Суммы |
Примечания: Н – низкий уровень подозрительности; Ср – средний уровень; В – высокий уровень подозрительности.
Табл. П.8.2
Расчет c –критерия Пирсона для показателей способности к прогнозированию и подозрительности
f | f | f – f | f –f | f –f /f |
3,79 | -1,79 | 3,2 | 0,85 | |
8,61 | -0,61 | 0,37 | 0,04 | |
18,6 | 2,4 | 5,76 | 0,31 | |
3,79 | -0,79 | 0,62 | 0,16 | |
8,61 | 1,39 | 1,93 | 0,22 | |
18,6 | -0,6 | 0,36 | 0,02 | |
3,42 | 2,58 | 6,66 | 1,95 | |
7,78 | -0,78 | 0,61 | 0,08 | |
16,8 | -1,8 | 3,24 | 0,19 | |
сумма | 3,82 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Табл. П.9.1
Эмпирические и теоретические частоты показателей способности к прогнозированию и вербальной агрессии у подростков
Значение признака | Эмпирические частоты | Суммы | Теоретические частоты | ||||
Уровень способности к прогнозированию | Н | Ср | В | Н | Ср | В | |
Низкий | 9,99 | 11,02 | 9,99 | ||||
Средний | 9,99 | 11,02 | 9,99 | ||||
Высокий | 9,02 | 9,96 | 9,02 | ||||
Суммы |
Примечания: Н – низкий уровень вербальной агрессии; Ср – средний уровень; В – высокий уровень вербальной агрессии.
Табл. П.9.2
Расчет c –критерия Пирсона для показателей способности к прогнозированию и вербальной агрессии
f | f | f – f | f –f | f –f /f |
9,99 | -5,99 | 35,88 | 3,59 | |
11,02 | -4,02 | 16,16 | 1,47 | |
9,99 | 10,01 | 100,2 | 10,03 | |
9,99 | -2,99 | 8,94 | 0,89 | |
11,02 | 7,98 | 63,68 | 5,78 | |
9,99 | -4,99 | 24,9 | 2,49 | |
9,02 | 8,98 | 80,64 | 8,94 | |
9,96 | -3,96 | 15,68 | 1,57 | |
9,02 | -5,02 | 25,2 | 2,79 | |
сумма | 37,55 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Табл. П.10.1
Эмпирические и теоретические частоты показателей способности к прогнозированию и чувства вины у подростков
Значение признака | Эмпирические частоты | Суммы | Теоретические частоты | ||||
Уровень способности к прогнозированию | Н | Ср | В | Н | Ср | В | |
Низкий | 10,33 | 8,27 | 12,4 | ||||
Средний | 10,33 | 8,27 | 12,4 | ||||
Высокий | 9,33 | 7,47 | 11,2 | ||||
Суммы |
Примечания: Н – низкий уровень чувства вины; Ср – средний уровень; В – высокий уровень чувства вины.
Табл. П.10.2
Расчет c –критерия Пирсона для показателей способности к прогнозированию и чувства вины
f | f | f – f | f –f | f –f /f |
10,33 | 8,67 | 75,17 | 7,28 | |
8,27 | -2,27 | 5,15 | 0,62 | |
12,4 | -6,4 | 40,96 | 3,3 | |
10,33 | -3,33 | 11,09 | 1,07 | |
8,27 | 3,73 | 13,91 | 1,68 | |
12,4 | -0,4 | 0,16 | 0,01 | |
9,33 | -5,33 | 28,4 | 3,04 | |
7,47 | -1,47 | 2,16 | 0,29 | |
11,2 | 6,8 | 46,24 | 4,13 | |
сумма | 21,42 |