Рынок ценных бумаг в России




 

Рынок ценных бумаг в царской России формировался и развивался около 150 лет (1769-1913гг.) в тесной связи с эволюцией экономики и политикой страны. После октябрьских событий декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 декабря 1917г все операции с ценными бумагами на территории страны были запрещены. Начиная с 1922г. были выпущены самые разнообразные займы с различными сроками, доходностью, формами выплаты дохода, способами размещения и т.д., в зависимости от событий, происходящих в стране. С 1957г. ценные бумаги почти вышли из народнохозяйственного оборота страны. В 90-х гг. Россия встала на путь возрождения рынка ценных бумаг, учитывающего как исторические российские традиции, так и опыт стран с развитой рыночной экономикой.

Для существования в стране развитого рынка ценных бумаг необходимы такие его компоненты, как спрос, предложение, участники, рыночная инфраструктура (коммерческие банки, фондовые биржи, инвестиционные институты), а также системы его регулирования и саморегулирования. Все компоненты были в основном созданы к 1994г. Решающую роль в воссоздании рынка ценных бумаг сыграли приватизация и акционирование государственных предприятий – акционерные общества стали главными субъектами этого рынка.

Приватизация имела место во многих странах мира. Но в странах Запада она происходила в период развитой рыночной экономики, когда ёмкость рынка позволяла поглотить любое количество акций приватизируемых предприятий. В России ситуация была иной.

В условиях неразвитого российского рынка ценных бумаг приватизация, связанная напрямую с акционированием, является начальным импульсом для формирования рынка ценных бумаг, поскольку позволяет участвовать в нём большинству предприятий и населения.

В 1992 – 1995гг. осуществлялась эмиссия банковских коммерческих бумаг (векселей – более чем на 40 млрд. руб., чеков), а также банковских депозитных и сберегательных сертификатов. В 1992г. началась торговля товарными и валютными фьючерсами и опционами. В дальнейшем торговля производными ценными бумагами увеличилась.

Сегодня рынок ценных бумаг характеризуется небольшими объёмами, низкой ликвидностью, «неоформленностью» в макроэкономическом смысле (неизвестны макропропорции между различными видами ценных бумаг, а также их доля в финансировании хозяйства), неразвитостью материальной базы, технологий торговли, депозитарной и клиринговой сети, отсутствием хорошо продуманной, долгосрочной фондовой политики. Тормозит развитие российского рынка ценных бумаг недостаточно продуманная система налогообложения, особенно доходов от торговли новыми видами ценных бумаг.

В целом в России сложилась смешанная, полицентрическая модель рынка ценных бумаг, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты.

Как уже отмечалось, рынок ценных бумаг является объектом особенно жесткого контроля и регулирования.

В России государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. Регулирование рынка осуществляется путем:

· установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка;

· регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии;

· лицензирования деятельности профессиональных участников рынка;

· создания системы защиты прав эмитентов, профессиональных участников рынка и держателей ценных бумаг.

Органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг в России, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка и определению стандартов эмиссии в период с 1993г по 2004г была Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). [1]

С 13 марта 2004 года ФКЦБ России упразднена Указом Президента РФ от 09 марта 2004 №314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» с передачей всех полномочий Федеральной службе по финансовым рынкам

В государственном регулировании рынка ценных бумаг можно выделить три основных направления.

1. Выработка определенных правил, регулирующих эмиссию и обращение ценных бумаг и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также контроль за соблюдением действующих в стране соответствующих нормативных актов.

2. Выдача лицензий органами государственной власти на право заниматься каким-либо видом деятельности на рынке ценных бумаг.

Кроме лицензирования, государственный контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется также путем аттестации специалистов, работающих с ценными бумагами. В России согласно действующему в настоящее время законодательству руководители и специалисты профессиональных организаций — участников рынка ценных бумаг — должны иметь соответствующий квалификационный аттестат.

3. Налогообложение доходов от операций с ценными бумагами. Воздействие на рынок ценных бумаг государство оказывает с помощью системы налогообложения, введения системы налоговых льгот и санкций. Плательщиками налога на доходы от операций с ценными бумагами являются все отечественные и иностранные юридические и физические лица, совершающие сделки купли-продажи ценных бумаг, в результате которых они получают дополнительные доходы.

Помимо государственного регулирования, координация действий профессиональных участников рынка ценных бумаг может осуществляться и саморегулируемыми организациям.[2] В России такой организацией признается саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующих на основании разрешения Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России), а также Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР).[3]

В связи с неизбежностью новых модификаций рыночных отношений (особенно в связи с тем, что рынок приобретает всё более остроконкурентный характер), рынок ценных подвергается изменениям. Так, президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», принятый Госдумой 24 сентября 2010 года и одобренный Советом Федерации.

Закон направлен на совершенствование правовых условий раскрытия эмитентом эмиссионных ценных бумаг информации о существенных фактах, затрагивающих его финансово-хозяйственную деятельность, и на повышение прозрачности его деятельности.

Согласно закону, существенными фактами признаются сведения, которые в случае их раскрытия могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитента. К числу таких фактов отнесены сведения о внутрикорпоративном управлении, о судебных исках, предъявляемых к эмитенту, контролирующих и подконтрольных лицах и другие.

Кроме того, документ относит к существенным фактам следующие события: проведение общего собрания акционеров; появление у эмитента признаков банкротства; неисполнение обязательств эмитента перед владельцами его эмиссионных ценных бумаг; размещение облигаций за пределами РФ; большое количество информации, касающейся дочерних обществ.

Также определены основания освобождения эмитента от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации о ценных бумагах, правовой режим информации о ценных бумагах и о производных финансовых инструментах, предназначенных для квалифицированных инвесторов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: