ПОЯВЛЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ ФОТОГРАФИИ НА КУЛЬТУРУ ТАТАР




Издавна человек мечтал «остановить мгновенье», то есть быстро зафиксировать на каком-либо материале окружающий мир или события из его жизни.

В 1839 году, в Париже, эта мечта осуществилась. Во время объединенных сессий Академий - наук и изящных искусств - астроном и физик Луи-Франсуа Араго представил новый способ фиксации изображения, изобретенный Луи Дагером и названный по фамилии своего изобретателя. Французское государство выкупило новинку у её изобретателя, и преподнесло его в дар человечеству. С этого момента, каждый мог беспрепятственно и без ограничений, как во Франции, так и за ее рубежами, внедрять и использовать дагерротипию [2, с.24].

Итоги экспериментов, открывшиеся всему миру, конечно же, не могли пройти мимо Петербургской Академии наук, которая пристально следила за появлением технических новинок в Западной Европе. И. Х. Гаммель был командирован в Париж для изучения дагерротипии и приобретения необходимого оборудования для него [9].

Во Франции ученый выполнил свою миссию и отправил в Санкт-Петербург необходимое для фотопроцесса оборудование [8, с.16].

В Российской империи новинка быстро начинает пользоваться популярностью и становится частью городской культуры. Появляются новые профессии «фотограф» и «ретушер», новые заведения – фотографические временные и стационарные мастерские. Последние, со временем, становятся в некотором роде ориентирами в городском пространстве.

Начинает формироваться традиция, дошедшая и до наших дней – семейные фотоальбомы. Также появляется мода на фотографические бланки, давшая толчок развитию типографии в Казани.

Появление нового жанра – видовой фотографии, а вслед за ним и альбомов со снимками городских пейзажей Российской империи, позволили сохранить для нас облик городов XIX – XX вв.

В конце позапрошлого столетия развитие фотолюбительства достигло такого уровня, что в столицах и провинции создаются целые фотографические общества и специализированные магазины.

Однако, не смотря на свою популярность, в татарской культуре и жизни фотография прочно закрепилась только в начале XX века. По мнению доктора исторических наук Лилии Рамилевны Габдрафиковой, это было связано как с более поздним развитием фотоуслуг в провинциальных регионах Российской империи, так и с особенностями мусульманского мировосприятия.

Как известно, в исламских культурах не приветствуется изображение живых существ. Оно ассоциировалось с воспоминаниями о языческом прошлом, поэтому в исламе на протяжении многих веков отрицательно относились к живописи, а также к другим схожим с ней видам искусств. И, как утверждал татарский богослов Шигабутдин Марджани, запрет на изображение живых существ был обусловлен не собственно требованиями Корана, а лишь желанием пророка оградить арабов от поклонения языческим идолам. Поэтому в отличие от соседних культур, у татар-мусульман не было принято изображать людей, животных или птиц [3]. Фотография также попадала под эту традицию.

Однако отношение к ней у татар было неоднозначное. В результате тесного взаимодействия с соседними культурами, высшие слои татарского общества приобщались к европейским новшествам, в том числе к искусству фотографии. Первые фотоснимки известны еще с 60-х годов XIX века, но это были скорее исключительные случаи. Лилия Рамилевна Габдрафикова приводит в пример коллективную фотографию купцов И.Г. Юнусов, И.И. Апаков, Г. Усманов, М. Мустакимов, которые представляли казанскую депутацию по разным общественным делам.

Многие состоятельные семьи охотно заказывали фотокарточки на память. Между тем, среди богатых татарских купцов встречались и противники этого. Сохранились воспоминания о купце Мухаметшакире Казакове, который был категорически против фотосъемки, так как была сильна традиция запрета изображения живых существ в татарском мусульманском обществе, поэтому в семье не сохранилось ни одной фотографии купца [3].

Важным событием в распространении фотографии среди татар стало появление фотографии одного из самых известных и уважаемых казанских имамов, ученого-богослова Шигабутдина Марджани. Ведь главную роль в духовной жизни играли муллы. Сфотографироваться ученого попросило одно лондонское издательство, и имам выполнил их просьбу.

Уже после его смерти, в 1897 году фотография имама и статья о нем появились на страницах турецкой газеты «Маглюмат». Важным обстоятельством стало то, что фотоснимок богослова был опубликован в мусульманском издании[5].

Значительное влияние оказывало и все более активное распространение фотоуслуг в регионах. С появлением сухого броможелатинового процесса, популярность фотоискусства еще больше возрастает. Так как фотографический процесс становится доступен практически каждому, появляется большое количество фотолюбителей. Как и в крупных городах Российской империи, в Казани они объединяются в фотографическое общество.

Его членами могли стать как мужчины, так и женщины. Не было национальных ограничений. Сразу же создание общества было замечено татарской интеллигенцией и купечеством. Среди его членов были представители таких известных фамилий как Азимов, Айтуганов, Усманов [6, с. 5].

А одним из первых татарских фотографов считается Абдулгази Галтыевич Миннигалеев. Сведений о нем мало. Неизвестно, где и когда он родился. Но проживал Абдулгази Галтыевич в начале XX века в Казани. Не имея в городе собственного дома, он часто менял съемные квартиры. При этом он был достаточно обеспеченным горожанином. Как и многие богатые люди того времени, он увлекался фотографией, но не на любительском, а на профессиональном уровне. На его профессиональную принадлежность указывают косвенные сведения.

В своих исследованиях Лилия Рамилевна Габдрафикова пишет о том, что в архивных делах сохранилась реклама магазина фототоваров Генриха Герингслаке. Скорее всего, Абдулгази Миннигалеев купил свой фотоаппарат или детали к нему в этом заведении. Почти на протяжении десяти лет с 1903 года он страховал свой аппарат и различные детали к нему в Московском страховом от огня обществе.

В фонде Национального музея Республики Татарстан сохранилось несколько снимков Абдулгази Галтыевича. На одном он запечатлён с фотоаппаратом на штативе. На заднем фоне - небольшая выставка фотографий. Возможно, это его работы. Снимок датируется началом XX века. В фонде имеется и служебная карточка, выданная ему Казанским губернским земством как участнику Международной выставки в Казани в 1909 году. В ней есть приписка о том, что Миннигалеев Абдулгази Галтыевич является помощником фотографа Частихина. Об уровне его мастерства свидетельствует и тот факт, что он был награжден бронзовой медалью за жанровую съемку на Второй Казанской фотографической выставке [7].

Фотоискусством увлекались люди различных сословий, профессий и полов. И последнее обстоятельство стало еще одним шагом к раскрепощению татарских женщин. Обычно они находились на своей половине дома и не показывались чужим мужчинам. Поэтому и сфотографироваться для них было затруднительно, так как тогда девушка должны была показать свое лицо мужчине-фотографу. С появлением женщин-фотографов новинка стала для татарских женщин более доступной.

Фотографии показывались родственникам и друзьям семьи, и женщины в любом случае представали на совместном снимке с мужем перед его близкими товарищами.

Лилия Рамилевна Габдрафикова приводит в пример слова Фатиха Амирхана своему другу Ризвану Алуши: «То, что ты разрешил мне посмотреть на снимок Фарханы, говорит о твоей спокойной природе». Алуши прислал ему в 1906 году свою фотографию, где он был запечатлен с молодой женой Ф. Ибрагимовой [4].

Кроме того, фотоснимки играли важную роль в выборе супруга или супруги. Появление фотоснимков облегчило процедуру сватовства. Девушке показывали фотографию потенциального жениха, и она уже решала — нравится он ей или нет. Если фотографию будущего мужа давали только перед бракосочетанием, то невеста уже имела представление за кого ей предстоит выйти замуж.

Распространение фотоуслуг повлияло и на развитие татарского изобразительного искусства.

Стоит отметить, что профессиональное татарское изобразительное искусство сложилось лишь в ХХ веке. В своем развитии оно вобрало в себя, с одной стороны, традиции народного декоративного искусства, а с другой, – развивалось под влиянием русской и зарубежной школы живописи.

До начала XX века, соответственно и до появления фотографии в татарской культуре, в народном изобразительном творчестве господствовало искусство орнамента с использованием растительно-цветочных мотивов и полихромией в вышивке, кожаной мозаике, шамаилях и книжной графике.

В прошлом столетии, в связи с атеистическими идеями в мировоззрении, влияниями русских и европейских традиций, в том числе и фотографии с её портретным жанром, национальное изобразительное искусство приобретает более прочные связи с реальностью и проблемами современности.

Например, в 20-е годы одними из самых популярных тем в искусстве становятся образы, отражающие революционный порыв и те грандиозные перемены, которые происходили в жизни страны. Объектом изображения была современная действительность с образами красноармейцев, быта рабочих, крестьян, портретами деятелей революции и героев труда [1, с. 209-211].

Таким образом, не смотря на то, что фотография прочно вошла в татарское общество достаточно поздно, её появление повлекло за собой существенные изменения в татарской культуре. Прежде всего, меняется взгляд на изображение живых существ, в том числе и человека. Если раньше люди, как правило, не изображались, то после появления фотографии к изображению человеческого лица стали относится более лояльно.

Кроме того, популярность фотографии и появление женщин-фотографов, были одними из факторов, повлиявших на изменение роли женщин в татарской среде.

1. Алмазова А.А. Художественная культура Татарстана в контексте социальных процессов и духовных традиций: очерки / А.А. Алмазова. – Казань: Казан. ун-т, 2013. – 246 с.

2. Беньямин В. Краткая история фотографии/ Пер. с нем. С.А. Ромашко. – Москва: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013..- 88 с.

3. Габдрафикова Л.Р.Жил был фотограф один…[Электронный ресурс] // Журнал «Казань». 2016. № 2. URL: https://kazan-journal.ru/news/mashina-vremeni/zhil-byil-fotograf-odin (дата обращения:24.09.2020 г.)

4. Габдрафикова Л.Р. Татары и фотография: Гаспринского на мыло, женитьба по портрету и первые фотолюбители[Электронный ресурс] / URL:: https://realnoevremya.ru/articles/63246-istoriya-proniknoveniya-fotografii-v-sredu-tatar-prodolzhenie (дата обращения: 22.09.2020 г.)

5. Габдрафикова Л.Р. Татары и фотография: швея без головы, портреты Марджани и Фахреддина и «харам» от Баруди[Электронный ресурс] / URL::https://realnoevremya.ru/articles/62378-istoriya-proniknoveniya-fotografii-v-sredu-tatar (дата обращения: 23.09.2020 г.)

6. Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство «Титул», 2003.- 256 с.

7. Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.- 358 с.

8. Левашов В. Лекции по истории фотографии. – М: «Тримедиагруп», 2014.- 484 с.

9. Уйманен О.Ф. Фотография второй половины XIX - начала XX в. в культурном наследии России [Электронный ресурс] // Вестник СПбГУКИ. 2015. №1. Электрон.версия печат. публ. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fotografiya-vtoroy-poloviny-xix-nachala-xx-veka-v-kulturnom-nasledii-rossii

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: