Подготовленности обучающихся в новых условиях
Физическая подготовленность – это состояние человека, которое достигается вследствие силовых нагрузок и отличается хорошей работоспособностью, разнообразной двигательной практикой и усовершенствованием физиологических особенностей.
Человек, обладающий замечательной самоподготовкой, имеет хорошую устойчивость к разным болезням, напряженной обстановке и влиянию других негативных факторов.
Педагогический контроль за физическим воспитанием учащихся включает две взаимосвязанные части: за учебным процессом и внеклассной работой. Он должен удовлетворять следующим требованиям:
1) быть индивидуальным;
2) проводиться систематически на всех этапах обучения;
3) обеспечивать обучающую, воспитывающую и развивающую направленность занятий;
4) охватывать все разделы школьной программы;
5) быть объективным;
6) давать возможность дифференцированной оценки каждого ученика.
Для учителей физической культуры каждый новый учебный год начинается с приема нормативов и уровня физической подготовленности обучающихся. Данный документ является объемным по содержанию и сложный в обработке данных, полученных при тестировании.
Все нормативные требования до этого учебного года были прописаны в методических рекомендациях «О проведении мониторинга физического развития обучающихся» 2010 года, учитель принимал 4 одинаковых тестовых норматива для всех возрастных групп и вел расчет.
В 2018 году, начале учебного года, были изменены требования, которые выросли численно, в зависимости от возраста определены и расстояния для бега различные для всех. Все эти изменения усложнили расчеты в несколько раз. (Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования “Белгородский институт развития образования” Инструктивно-методическое письмо “О преподавании учебного предмета “Физическая культура” в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2018-2019 учебном году”).
|
Для оценки уровня развития физических качеств и осуществления контроля за двигательной подготовленностью занимающихся широко применяют различные упражнения - тесты: прыжок в длину с места, метание набивного мяча, шестиминутный бег, наклон сидя на полу, бег на различные дистанции, поднимание туловища из положения лежа на спине, сгибание-разгибание рук в упоре, подтягивание на перекладине, челночный бег и т.д. Существуют множество тестов и для определения координации, равновесия, гибкости, выносливости, ловкости, силы отдельных мышечных групп и других физических способностей.
бег | бег | Челночный бег 3х10 м | Шестиминутный бег | Бросок набивного мяча из положения сидя | Наклон туловища вперед из положения сидя | подтягивание | Прыжок в длину с места | А где поднимание туловища? | |
6-10 лет мальчики | 30 м | 300 м | М - 6 лет на низкой перекладине | ||||||
6-10 лет девочки | 30 м | 300 м | на низкой перекладине | ||||||
11-15 лет мальчики | 60 м | 500 м | на высокой перекладине | ||||||
11-15 лет девочки | 60 м | 300 м | на низкой перекладине | ||||||
16-17 лет юноши | 100 м | 1000 м | на высокой перекладине | ||||||
16-17 лет девушки | 100 м | 500 м | на низкой перекладине |
Создание и работа локальной сети образовательного учреждения предъявляет новые требования к работе учителя. Появляется электронный документооборот, упрощающий общий мониторинг общеобразовательного учреждения. В этих условиях складывается ситуация, в которой скорость поступления и обработки информации занимает главное место.
|
В 2011 году при анализе работы учителей физической культуры средней общеобразовательной школы №39 города Белгорода мы пришли к мнению: при обработке цифровых данных можно использовать программу Microsoft Excel. После заполнения всех полей вычисления происходили автоматически, но возникла погрешность из-за возраста обучающихся. В параллели невозможно собрать обучающихся с разбросом в дате рождения менее полугода.
Тогда в 2013-2014 учебном году была предложена новая формула, в которую были внесены изменения с учетом возраста обучающихся. Эта формула предполагала не автоматическое внесение даты рождения обучающихся, а вычисление возраста обучающихся производилось учителем отдельно и вносилась вручную.
Усовершенствование методики произошло в 2014-2016 учебном году, программа самостоятельно высчитывает возрастную категорию обучающегося, а затем просчитывает полученные данные нормативов.
При вычислении процентов физической подготовленности учитывается число внесенных в программу обучающихся одного класса.
Задачи опыта:
- рассмотреть способы определения уровня физической подготовленности обучающихся;
- разработать программу для оптимизации затрат времени учителя физической культуры затрачиваемого на определение уровня физической подготовленности обучающихся;
|
- совершенствовать мониторинг физического развития обучающихся, через введение документов в электронный документооборот локальной сети общеобразовательного учреждения.
Данная программа является доступной в работе любому пользователю персональным компьютером, задачей которого является заполнение ячеек таблицы. Для избегания ошибок при заполнении данных или потери формул в программе – ячейки с формулами защищены от вмешательства. При изменении количества обучающихся в классе необходимо снять защиту: сервис – защита – снять защиту листа, после чего добавить строки на листе и добавить формулы в новые ячейки.
Предложенный способ определения уровня физической подготовленности используется нами до настоящего времени, усовершенствованная формула позволяет увеличивать количество тестов для детей, обрабатываемых учителем, и может быть использован им для рекомендаций обучающимся в укреплении здоровья, развитии тех или иных физических способностей. Результат количественный и в процентах виден руководителю методического объединения, отдельно выводится сводная ведомость по всем классам школы, что помогает формировать отчеты учреждения.
Компьютерная обработка большого массива данных позволяет разработать региональные нормативы физического развития и физической подготовленности школьника. Это необходимо делать потому, что материально-технические, кадровые и климатические условия в регионах Российской Федерации разные.
Преимущества внедрения системы мониторинга, здоровья физического развития и физической подготовленности:
- вооружает каждого учащегося алгоритмом отслеживания своего физического состояния;
- повышает интерес к занятиям каждого человека;
- освобождает от рутинной работы по обсчету, хранению и анализу результатов тестирования каждого школьника, класса;
- повышает интерес учащихся к тестированию и самостоятельной тренировке;
- упрощает отслеживание динамики показателей физической подготовленности каждого учащегося;
- объективизирует критерии оценки собственной работы, позволяет вносить в нее коррективы;
- повышает информированность при принятии административных решений;
- повышает объективность оценки работы преподавателей физической культуры;
- повышает объективность информации для принятия управленческих решений (рейтинг школ, административных единиц, субъектов);
- объективизирует критерии оценки работы по физическому воспитанию подчиненных структур;
- дает возможность проводить целенаправленный отбор юных спортсменов и выделять детей с ослабленным здоровьем для проведения специфических занятий;
- позволяет оперативно обрабатывать информацию.
Как отмечают специалисты, данное направление исследований содержит достаточно много положительного, однако есть и слабые места в организации работы, в частности:
- комплекс ограничен количеством тестами, перечень которых изменить пока нельзя. Это не устраивает работников многих территорий, имеющих свои региональные особенности;
- требуется доработка программы ввода данных для улучшения их представления в школе, необходимо в протоколе указывать индивидуальный уровень физической подготовленности;
- нет взаимодействия по внедрению комплекса между органами образования и спорткомитетами на всех уровнях;
- слабая компьютерная база школ;
- централизованно не издано ни одной разработки методического или рекламного характера;
- отсутствует нормативная база, обеспечивающая получение достоверной информации;
- акцент смещен на очные соревнования.