Динамические черты личности человека выступают не только во внешней
манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной
сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно,
особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой
деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам -
это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее
проявлений.
Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е.
конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если
деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные.
Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида
в нормальной, не стрессовой ситуации результаты деятельности в принципе
будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным
образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и
способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту
закономерность, показывают, что в зависимости от темперамента изменяется
способ осуществления самой деятельности.
В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным
результатом действий, а способом достижения результатов. Были проведены
исследования с целью установить зависимость между способом выполнения
действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался
индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или
способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом
нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов,
|
независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций,
в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения
действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает
существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.
В каких особенностях личности более отчётливо проявляются динамические характеристики, такие как быстрота и интенсивность реакций, лёгкость или трудность их возникновения?
Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности
интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения.
Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически
поощрять его усилия.
Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он
требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной
задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость,
грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания,
следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю.
Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески
смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый
тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия,
но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в
особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость
воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций,
|
устойчивость и переключаемость внимания.
Темперамент | Реакции | |
Быстрота | Сила | |
Холерик | Быстрые | Чрезмерные |
Сангвиник | Быстрые | Умеренные |
Флегматик | Медленные | Сильные |
Меланхолик | Медленные | Слабые |
В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно? Можно ли сделать вывод о темпераменте личности по ярким, но эпизодическим проявлениям его поведения.
Темперамент раскрывается более полно в стрессовых, экстремальных ситуациях. Примером маскировки темперамента могут послужить следующие ситуации: собеседование при приеме на работу, посещение общественных мест. При собеседовании человек старается представить себя в выгодно свете: холерик ведет себя более спокойно, рассудительно, меланхолик старается быть активнее, общительнее. При посещении общественных мест, например, театров, музеев воспитанный человек сдерживает свои порывы, хотя, возможно, как холерику, ему бы хотелось ярко проявлять свои эмоции.