Анализ системы управления организацией (на примере магазина «Столичный двор»)
Общая характеристика предприятия
Магазин «Столичный двор» был создан в 1998 году индивидуальным частным предпринимателем Львом Волковым (Свидетельство №2012-Д от 30.07.99 г.), расположен по адресу г. Хабаровск ул Тихоокеанская 204
Магазин «Столичный двор» специализируется на торговле строительными материалами и аксессуарами населению и ремонтно-строительным организациям. Общая площадь магазина 120 кв. м., площадь торгового зала - 70 кв. м.
В торговом зале магазина работает три секции: стеновые материалы и конструкции, лакокрасочные материалы, электротовары и фурнитура.
В магазине широкий ассортимент разнообразных товаров, высокая культура обслуживания, налаженные постоянные связи с поставщиками товаров и сложившийся контингент постоянных покупателей среди ремонтно-строительных организаций города.
Цели и задачи деятельности магазина:
- обеспечение населения Города Хабаровска товарами народного потребления, продукцией производственно-технического назначения;
- внешнеэкономическое сотрудничество с зарубежными фирмами и банками;
- получение прибыли от своей деятельности.
Направлениями деятельности магазина «Столичный двор» являются:
- операции по купле-продаже потребительских товаров и товаров строительного назначения;
- внешнеэкономическая деятельность;
- транспортно-экспедиторская деятельность, автосервисные услуги и т.д.
Основным направлением деятельности магазина «Столичный двор» является торговля оптом и в розницу товаров строительного и бытового назначения.
Численность работающих на предприятии составляет 27 человек.
|
Возрастной состав и уровень образования рабочего персонала представлены в таблице1.
Таблица 1
Показатели, характеризующие | ||||||
персонал | Кол-во, чел. | Структура, % | Кол-во, чел. | Структура, % | Кол-во, чел. | Структура, % |
Среднесписочная численность персонала | ||||||
В том числе: | ||||||
Руководители | ||||||
специалисты | ||||||
служащие | ||||||
рабочие | ||||||
Уровень образования | ||||||
Высшее | ||||||
Продолжение таблицы 1 | ||||||
Средне специальное | ||||||
Среднее | ||||||
Возраст | ||||||
От18 до 25 | ||||||
От 25 до 40 | ||||||
От 40 и старше | ||||||
Стаж работы в организации: | ||||||
До 1 года | ||||||
От 1 года до 5 лет | ||||||
Свыше 5 лет |
Как видно из данных таблицы 1 особых изменений в структуре персонала в последние годы не произошло.
За прошедшие три года (2008-2010.г.) произошло изменение образовательного уровня. Увеличилось количество работников с высшим образованием с 54% в 2009 году до 60% в 2010 году. В тоже время сократилось число работников со средне специальным образованием. Количество работников со средним образованием осталось практически неизменным. Следовательно, можно сделать вывод о том, что образовательный уровень работников магазина «Столичный двор» имеет тенденцию роста.
|
Анализ данных показывает, что изменения произошли во всех возрастных группах. Так, группа молодежи от 18 до 25 лет сократилась в 2010 году на 4 процента по сравнению с 2009 годом. Значительное увеличение произошло в группе среднего возраста, - она увеличилась в 2010 году по сравнению с 2009 на 4 процента. Значительный рост численности работников со стажем работы до 1 года в 2010 году по сравнению с 2009, который составил 8 %. Причиной такого роста является новый набор работников. Отсюда можно сделать вывод, что на предприятии имеет место некоторая текучесть кадров. Анализ движения кадров представлен в таблице 2.
Таблица 2
Анализ движения кадров в магазине ООО «Столичный двор»
Показатели | |||
Принято на работу: | |||
Уволено всего: | |||
в том числе: | |||
По собственному желанию | |||
За прогул и нарушения трудовой дисциплины | - | - | - |
Коэффициент оборота | 18,6 | 22,9 | 26,0 |
Коэффициент сменяемости | 8,6 | 10,0 | 11,4 |
Коэффициент текучести кадров | 10,0 | 12,9 | 14,6 |
Как видно из таблицы 2, на предприятии наблюдается постоянный рост оборачиваемости кадров, их сменяемости и текучести. Так, оборачиваемость кадров увеличилась на 7,4%, сменяемость кадров возросла на 2,6%, а рост текучести кадров составил 4,6%. Это вызвано в основном разъездным характером работы экспедиторов и недостаточно высокой заработной платой.
|
В магазине «Столичный двор» большое значение придают качеству обслуживания и качеству продаваемых товаров. Это позволяет предприятию конкурировать с другими продавцами строительных товаров, которых в последние годы в г. Хабаровске появилось достаточно много.Магазин «Столичный двор» является довольно успешной, активно работающей организацией. Об этом свидетельствует динамика показателей финансово-хозяйственной деятельности, представленных ниже (см. табл. 3 и рис. 3.). Данные для таблицы взяты из отчета о прибылях и убытках за 2008-2010 год.
Таблица 3
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности магазина «Столичный двор» в 2008-2010 г.г.
Показатели | 2008г. | 2009г. | 2010 г. | Отклонение по годам | |||
Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | ||||
1.Товарооборот, тыс. руб. | 16045,3 | 18476,3 | 115,15 | 7842,7 | 142,45 | ||
2. Издержки, тыс. руб. | 12783,1 | 21005,2 | 2100,9 | 116,43 | 6121,2 | 141,13 | |
3. Средние товарные запасы, тыс. руб. | 101,37 | 108,25 | |||||
4. Среднесписочная численность работников, чел. | 112,5 | - | - | ||||
5. Затраты на оплату труда, тыс. руб. | 304,2 | 384,7 | 18,2 | 106,36 | 80,5 | 126,46 | |
6. Прибыль, тыс. руб. | 3262,2 | 3592,3 | 5313,8 | 330,1 | 110,12 | 1721,5 | 147,92 |
7. Рентабельность продаж, % | 1,255 | 1,24 | 1,253 | - 0,015 | - 1,2 | 0,013 | 101,05 |
7. Рентабельность продаж, % | 1,255 | 1,24 | 1,253 | - 0,015 | - 1,2 | 0,013 | 101,05 |
Рис.6 Динамика основных экономических показателей за 2008 год – 2010 год
Как видно из данных таблицы 3 и рисунка 6 на предприятии в период с 2008 года по 2010 год увеличивался товарооборот. В 2010 году он составил 26319 тыс. руб., что на 42,45% выше по сравнению с 2009, а в 2009 составил 18476,3 тыс. руб. или на 15,15% больше чем в 2008 году. Рост товарооборота, в анализируемом периоде, связан с повышением цен на товары и услуги, с повышением покупательского спроса и с увеличением ассортимента товара. Следовательно, с ростом товарооборота выросли и издержки обращения, и прибыль.
В 2010 году издержки составили 21005,2 тыс. руб., что на 41,13% больше чем в 2009 году, а 2009 году возросли на 2100,9 тыс. руб. или на 16,43%. В товарных запасах наблюдается незначительная тенденция роста. Численность персонала не изменялась, тогда, как расходы на оплату труда возросли на 26,46%. Это говорит о хорошей политике
руководства в отношении стимулирования труда соответственно с ростом производительности труда.
Несмотря на то, что прибыль предприятия в 2009 году выросла на 330,1 тыс. руб. или на 10,12% по сравнению с 2008 годом, рентабельность продаж снизилась на 1,2%. Это связанно с ростом цен на товар. Но в 2010 году рентабельность продаж составила 1,253%, что на 1,05% больше чем в 2009 году, а прибыль увеличилась на 47,92%.