урока по истории Древнего мира в 5А классе




Учитель истории и обществоведения: Стрельчук Сергей Николаевич

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока по истории Древнего мира в 5А классе

Тема: Земельная и военная реформы в Риме

Цели урока:

Учащиеся должны знать: понятия: земельные реформы братьев Гракхов, военная реформа Гая Мария; даты исторических событий: 133 г. до н. э. — Тиберий Гракх стал народным трибуном, 123 г. до н. э. — Гай Гракх был выбран народным трибуном, 107 г. до н. э. — Гай Марий начал военную реформу; персоналии — Гай Гракх, Тиберий Гракх, Гай Марий.

Учащиеся должны уметь: описывать положение Рима после Пунических войн, объяснять причины земельных и военной реформ, перечислять мероприятия военной реформы; определять последствия проведения земельных и военной реформ; оценивать деятельность исторических личностей: Тиберия Гракха, Гая Гракха, Гая Мария.

Воспитательная: вызвать интерес к изучению истории Древнего Рима, побудить учащихся выражать своё отношение к событиям прошлого.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебное пособие для 5 класса «История Древнего мира» В 2 ч. Ч. 2 / под ред. В.С. Кошелева, доска, мел.

Оформление доски:

Даты: 133 г. до н.э. - Тиберий Гракх стал народным трибуном, 123 г. до н.э. - Гай Гракх был выбран народным трибуном, 107 г. до н.э. - консул Гай Марий осуществил военную реформу Понятия:Земельные реформы братьев Гракхов, военная реформа Гая Мария Дата тема:Земельная и военная реформы в Риме Схема: «Причины разорения крестьян» 1) Длительные заморские походы; 2) Обработка земли и выпас скота стоили дорого; 3)Не было сбыта товара производимого крестьянами; 4) Приток массы рабов. Схема «Военная реформа Гая Мария» 1) Отмена ограничения на возможность служить в армии 2) Обеспечение солдат оружием и снаряжением за счёт государства 3) Плата за службу 4) Срок службы 16 лет 5) По окончании службы наделение земельным участком Персоналии: Тиберий Гракх — народны трибун 133 г. до н.э.; Гай Гракх — народны трибун 123 г до н.э.; Гай Марий — консул, провёл в 107 г. до н.э. военную реформу Д/з: § 21, вопросы после параграфа

 

Этапы урока Работа учителя Работа учеников
1.Организационный момент (2 мин) 1.Приветствие 2. Проверка наличия учащихся в классе с отметкой отсутствующих в журнале.  
2.Проверка домашнего задания (10 мин) Понятийный диктант: Провинция, триумф, триумвират, император, диадема Легион, центурион, легионер, галлы. Фронтальный опрос:: 1. Когда употреблялось слово «вето»? что оно означало? 2. Кто такие галлы? 3. Из-за каких событий возникло выражение «Гуси Рим спасли»? 4. Что вызвало постоянные войны Рима с соседними племенами? 5. 4. Кто такой «легионер» и «центурион»? Как вы думаете чем они отличались? 6. Когда галлы напали на Рим? 7. Что вам известно про армию царя Пирра?(статистика) 8. По поводу чего столкнулись интересы Рима и Карфагена в Западном Средиземноморье? Покажите эту территорию на карте 9. Каковы главные причины поражения Карфагена? 10. Каковы последствия войн для Рима? 11. Сколько войн было между Римом и Карфагеном? 12. Сколько лет продолжались войны между Римом и Карфагеном? 13. Что принесла римлянам победа в Пунических войнах? Почему им были нужны новые завоевания? 14. Почему развязанные войны получили название Пунических? 15..Покажите на карте Карфаген. 16. Назовите дату 1й Пунической войны.Чем она закончилась? 17. Когда началась 2я Пуническая война? 18. Расскажите про 2ю Пуническую войну. Кто командовал войсками? 19. Чем вам запомнился Сципион? 20. Когда и чем закончилась 2я Пуническая война? 21. Какова причина начала 3й Пунической войны? 22. Каков итог всех Пунических войн? Карточки(смотреть в конце плана)     Ученики отвечают: 1, когда нужно было отменить распоряжения консулов и сената; «Я запрещаю» 2. галлы - племена кельтской группы, жившие на территории Галлии 3. отвечают 4. отвечают 1 абзац стр 73 5. Легион – крупная войсковая единица в Древнем Риме. Легионер – воин легиона 6. V век до н. э. 7. 20 тыс солдат, 3 тыс всадников, 2 тыс лучников, 500 пращников(человек метающий камни с помощью пращни) и 20 боевых слонов. 8. по поводу Сицилии. 9. Карфагенян не поддержали народы, которые находились возле Италии. Например галлы. Ганнибал не щадил воинов и выбирал тяжелейшие пути передвижения своей армии. 10. увеличили территорию 11. 3 12. с 264 по 146 год до н.э. 13. увеличить своё могущество и территорию, получить новые провинции. 14. римляне называли карфагенян пунами. 15. показывают 16. 264- 241 гг до н.э. победой римлян, которые захватили острова Сардинию и Корсику. 17. 218-201 г до н.э. 18. рассказывают про Ганнибала, которые прошёл через Альпы. 19. римский полководец, захвативший Карфаген. 20. Победили римляне, война закончилась. По мирному договору – Карфаген лишился всех владений за пределами Африки; часть Италии была присоединена к Риму; Карфаген лишился военного флота и вынужден был заплатить Риму огромную сумму. 21. опасались усиления Карфагена 22. вся карфагенская территория стала римской провинцией.
3.Подготовка к восприятию нового материала (2 мин) 1.Вводное слово: Таким образом мы с вами повторили тему «Завоевание Римом Средиземноморья», а теперь переходим к изучению новой темы: «Земельная и военная реформы в Риме». 1.Тему записывают в тетрадь
4.Сообщение нового материала (25 мин) 1. Рим после пунических войн. Вспомните: Из-за чего римляне вели постоянные войны с соседними племенами? Самостоятельно читают пункт и отвечают на вопросы: 1. Каким было основное население Италии? 2. За счет чего обогатились римляне? «Причины разорения крестьян»(записывают в тетрадь) 1) Длительные заморские походы 2) Обработка земли и выпас скота стоили дорого 3) Не было сбыта товара производимого крестьянами 4) Приток массы рабов Т.о. мы рассмотрели 1 пункт Рим после пунических войн, а сейчас переходим к изучению второго пункта. 2.Земельные реформы братьев Гракхов. Просвещенные и заботящиеся об общественных интересах римляне понимали, что необходимо предпринять шаги, которые помогли бы улучшить положение крестьян. Их вдохновителем и главой стал Тиберий Гракх. Тиберий Гракх прославился своей храбростью при взятии Карфагена. Когда он возвратился домой, то увидел работающих на полях рабов. Это поразило Тиберия. В то время римское войско состояло из людей, которые владели землей. Считалось, что именно они заинтересованы в защите Рима. Разорившиеся крестьяне уже не могли служить в армии.   В 133 г до н.э.Т. Гракх становится народным трибуном (Ребята, вспомните какую функцию выполняли народные трибуны в Риме?) Он начал проводить на народном собрании законы ограничивающие земельные владения это в первую очередь затронуло интересы богатых граждан (прежде всего сенаторов) и поэтому сторонники сената убили Тиберия Гракха. (работа с рубрикой «Для любознательных»), Скажите, а как римляне называли знатных и богатых граждан, которые стремились сохранить свои владения? В 123 году до н.э. народным трибуном был выбран Гай Гракх. Он пообещал продолжить политику своего брата. Гай приказал продавать хлеб бедным горожанам по самым низким ценам. Одновременно он приступил к созданию колоний на завоеванных территориях. Сюда могли переселится бедные и безземельные римские граждане. Они получали пригодную для земледелия землю. Это было очень выгодно государству. Римские граждане засеяли захваченные земли. Колонии укрепляли власть Рима. Реформы братьев Гракхов поддержали бедные граждане Рима. Зато сенаторы и богатые римляне были против. Неоднократно дело доходило до вооруженных стычек между сторонниками тех или других. В одном их таких столкновений погиб и Гай Гракх. Т.о. мы с вами рассмотрели земельные реформы братьев Гракхов, а теперь переходим к изучению последнего пункта. 3. Военная реформа Гая Мария. Учитель рассказывает о консуле Гае Марии, который с другой стороны подошёл к вопросу об обеспечении боеспособности армии. В 107 году до н.э. он осуществил военную реформу. Схема «Военная реформа Гая Мария»(записывают в тетрадь) 1) Отмена ограничения на возможность служить в армии 2) Обеспечение солдат оружием и снаряжением за счёт государства 3) Плата за службу 4) Срок службы 16 лет 5) По окончании службы наделение земельным участком   Таким образом, в результате реформы армия Рима из нерегулярного ополчения превратилась в хорошо организованное наёмное войско. Однако зависимость награды за службу от военачальника привела к тому, что патриотизм в римской армии стал уступать место личной преданности войска своему полководцу, т.е. на первый план выходили личные мотивы.     1. за землю     2. записывают в тетрадь   3. записывают в тетрадь 4. могли отменять распоряжения консулов и сената, если они касались интересов плебеев.     5. читают и отвечают на вопрос     6. патриции   7. записывают в тетрадь    
     
8.Закрепление материала (6 мин) 1.Как вы думаете, почему крестьянское хозяйство переживало кризис? 2.Кто такой Тиберий Гракх? 3.Какую реформу он предложил? 4.Расскажите про брата Тиберия – Гая? Как он продолжал земельную реформу? 5.Чем вам запомнился Гай Марий? 6.Что вам известно про римскую армию, после военной реформы? Фронтальный опрос 1.рабский труд принёс для крестьян разорение. 2. прославившийся полководец при взятии Карфагена 3.земельную 4.продавал хлеб по нижайшим ценам, основывал колонии на завоёванных территориях и др. 5. провёл военную реформу 6. рассказывают
9.Домашнее задание (1 мин) § 21, вопросы после параграфа  
         

 

 


Приложение 1

Карточка 1.

 

I. Какая территория после завоевания Италии привлекла внимание Рима? а) о. Сардиния б) о. Корсика в) о. Сицилия

 

 

II. Соотнесите

 

Ганибал Полководец, имя которого наводило ужас на римлян
   
Сципион Римский сенатор
   
Катон Полководец получивший прозвище «африканский»

 

III. Ответьте на вопросы:

1. Почему войны между Римом и Карфагеном назывались Пуническими?

2. Как назывались завоёванные Римом области?

IV. Лента времени

Отметьте на ленте времени годы войн Рима с Карфагеном.

Карточка 2

 

I. Где находился Карфаген — главный соперник Рима? а) на севере Галлии б) на о. Сицилия в) на севере Африки

 

г) на юге Пиренейского пол-ова.

II. Соотнесите

 

Сципион Полководец, имя которого наводило ужас на римлян
   
Ганибал Римский сенатор
   
Катон Полководец получивший прозвище «африканский»

 

III. Ответьте на вопросы:

1. Каковы причины победы Рима над Карфагеном?

2. К каким последствиям это привело?

IV. Лента времени

Отметьте на ленте времени годы 2-ух самых известных сражений произошедших в ходе Пунических войн.

 

Провинция -

Триумф –

Триумвират –

Император –

Диадема –

Легион -

Центурион -

Легионер -

Галлы –

Провинция -

Триумф –

Триумвират –

Император –

Диадема –

Легион -

Центурион -

Легионер -

Галлы -

Провинция -

Триумф –

Триумвират –

Император –

Диадема –

Легион -

Центурион -

Легионер -

Галлы -



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: