Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на праве собственности и используемых им для формирования определённой части активов. Эта часть актива, сформированная за счёт инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия. Собственный капитал включает в себя различные по своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов: уставный, добавочный, резервный капитал.
Кроме того, в состав собственного капитала, которым может оперировать хозяйствующий субъект без оговорок при совершении сделок, входит нераспределённая прибыль; фонды специального назначения и прочие резервы. Также к собственным средствам относятся безвозмездные поступления и правительственные субсидии. Величина уставного капитала должна быть определена в уставе и других учредительных документах организации, зарегистрированных в органах исполнительной власти. Она может быть изменена только после внесения соответствующих изменений в учредительные документы.
Собственный капитал характеризуется следующими основными положительными особенностями: простотой привлечения, так как решения, связанные с увеличением собственного капитала (особенно за счёт внутренних источников его формирования) принимаются собственниками и менеджерами предприятия без необходимости получения согласия других хозяйствующих субъектов; более высокой способностью генерирования прибыли во всех сферах деятельности, т.к. при его использовании не требуется уплата ссудного процента во всех его формах; обеспечением финансовой устойчивости развития предприятия, его платежеспособности в долгосрочном периоде, а соответственно и снижением риска банкротства.
|
Вместе с тем, присущи следующие недостатки: ограниченность объёма привлечения, а следовательно и возможностей существенного расширения операционной и инвестиционной деятельности предприятия в периоды благоприятной конъюнктуры рынка и на отдельных этапах его жизненного цикла; высокая стоимость в сравнении с альтернативными заёмными источниками формирования капитала; неиспользуемая возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счёт привлечения заёмных финансовых средств, так как без такого привлечения невозможно обеспечить превышение коэффициента финансовой рентабельности деятельности предприятия над экономической.
Таким образом, предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (его коэффициент автономии равен единице), но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объёма активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал.
Дивидендная политика - решения формы относительно распределения полученной прибыли. Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги, работает успешно. Дивиденды выплачиваются из прибыли, оставшаяся часть которой реинвестируется в активы компании и является внутренним, а значит, и относительно дешевым источником финансирования деятельности компании.
|
Роль дивидендной политики в формировании стоимости капитала компании описывается в различных теориях разработки дивидендной политики, различают следующие теории:
1. Теория предпочтительности дивидендов (теория «синицы в руках»). Её авторы - Гордон и Линтнер - утверждают, что дивиденды имеют меньшую степень риска, чем доход от прироста капитала, поэтому компания должна устанавливать высокий коэффициент выплат дивидендов и предлагать высокий коэффициент дивиденда на акцию, чтобы минимизировать стоимость своего капитала.
2. Теория нерелевантности дивидендов. Её авторы - Модильяни и Миллер - утверждают, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость компании, ни на благосостояние собственников в текущем и перспективном периодах, так как эти показатели зависят от суммы формируемой, а не распределяемой прибыли.
3. Теория налоговых асимметрий. Её авторы - Литценбергер и Рамасвами. В соответствии с этой теорией эффективность дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников.
4. Сигнальная теория дивидендов (теория сигнализирования). Текущая реальная рыночная стоимость акций оценивается и устанавливается на основе размера выплачиваемых по ним дивидендов. Рост уровня дивидендных выплат определяет автоматическое возрастание рыночной стоимости акций, что при их реализации приносит акционерам дополнительный доход.
|
5. Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (теория эффекта клиентуры). В соответствии с этой теорией компания должна разрабатывать такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров.
Дивидендная политика должна основываться в значительной мере на предпочтении инвесторами дивидендов или дохода от прироста капитала. Речь идёт о том, предпочтительнее ли для маржинального инвестора, чтобы фирма распределила прибыль в виде дивидендов, или же эту прибыль целесообразно вновь вложить в дело, чтобы в дальнейшем получить доход от прироста капитала. Источником финансирования инвестиционной деятельности, а также обеспечения и расширения текущей деятельности, безусловно, выступает прибыль предприятия. Для осуществления стратегически важных проектов в качестве источника финансирования может выступать единовременное увеличение уставного капитала путём дополнительной эмиссии акций.
Эмиссионная деятельность предприятия охватывает широкий спектр проблем, выходящих за рамки финансового менеджмента. Поэтому, рассматривая вопросы эмиссионной политики предприятия как формы привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников, введем ряд ограничений.
Во-первых, эмиссионная политика предприятия будет ограничена вопросами эмиссии только акций - основного источника формирования собственного капитала на фондовом рынке.
Во-вторых, из перечня вопросов исключено акционирование приватизируемых государственных предприятий. Их корпоратизация представляет собой лишь смену форм собственности с государственной на акционерную без дополнительного привлечения реального капитала.
В-третьих, будут рассмотрены лишь финансовые аспекты эмиссионной политики, не затрагивая организационных и других ее вопросов.
Привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогостоящим процессом. Поэтому к данному источнику формирования собственных финансовых ресурсов следует прибегать лишь в крайне ограниченных случаях.
С позиции финансового менеджмента основной целью эмиссионной политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых средств в минимально возможные сроки. С учетом сформулированной цели эмиссионная политика предприятия представляет собой часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающейся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций.
Разработка эффективной эмиссионной политики предприятия охватывает следующие этапы:
1.Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций.
Оценка инвестиционной привлекательности своих акций проводится с позиции учёта привлекательности развития отрасли (в сравнении с другими отраслями), конкурентоспособности производимой продукции, а также уровня показателей своего финансового состояния (в сравнении со среднеотраслевыми показателями). В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной привлекательности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний.
2. Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиции стратегического развития предприятия и возможностей существенного повышения его рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основными из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются: реальное инвестирование, связанное с отраслевой (подотраслевой) и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т. п.); необходимость существенного улучшения структуры используемого капитала (повышение доли собственного капитала с целью роста уровня финансовой устойчивости; обеспечение более высокого уровня собственной кредитоспособности и снижение за счёт этого стоимости привлечения заёмного капитала; повышение эффекта финансового левериджа и т. п.); намечаемое поглощение других предприятий с целью получения эффекта синергизма (участие в приватизации сторонних государственных предприятий также может рассматриваться как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольного пакета акций или преимущественная доля в уставном фонде); иные цели, требующие быстрой аккумуляции значительного объёма собственного капитала.
3. Определение объёма эмиссии. При определении объёма эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счёт внешних источников.
4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учётом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие - на приобретение населением). В процессе определения видов акций (обыкновенных и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение обыкновенных и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегированных акций не может превышать 10% общего объёма эмиссии). Количество эмитируемых акций определяется исходя из объёма эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).
5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам: предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из типа дивидендной политики); затрат по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовому размеру). Расчётная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.
6. Определение эффективных форм андеррайтинга. Для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объёма акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения, обеспечить регулирование объёмов продажи акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций на первоначальном этапе их обращения.
С учётом возросшего объёма собственного капитала, предприятие имеет возможность, используя неизменный коэффициент финансового левериджа, соответственно, увеличить объём привлекаемых заёмных средств, а следовательно и повысить рентабельность собственного капитала.
Так как управление прибылью, распределением дивидендов и эмиссионная политика являются неотъемлемой частью общей политики предприятия по управлению собственным капиталом. Операционная прибыль и доходы от эмиссии - это основные источники увеличения собственного капитала. Поэтому чтобы построить грамотное и эффективное управление им, необходимо знать и уметь управлять и отдельными составляющими собственного капитала. Количество прибыли, которое идёт на пополнение собственных источников финансирования напрямую зависит от проводимой на предприятии дивидендной политики. Выбор типа дивидендной политики определяется общей финансовой политикой предприятия и часто зависит от стадии жизненного цикла предприятия.