ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ




Обоснование проблемы исследования:

Развитие новых технологий, активное внедрение цифровых устройств во все сферы жизни общества породило новый вид грамотности человека – цифровую грамотность. На сегодняшний день, она стоит в одном ряду с другими основными видами грамотности, такими как умение считать, писать и читать. С уверенностью можно сказать, что цифровая грамотность стала индикатором адаптации к новым жизненным условиям, предполагающим использование цифровых новшеств в бытовой и профессиональной деятельности, она, в какой-то мере стала и индикатором и инструментом социализации современного молодого человека.

Цифровая грамотность проявляется в жизни большинства слоев нашего российского общества в той или иной степени, в том числе и в жизни студенческой молодежи, которая использует современные технические устройства как в учебно-познавательной, так и в повседневной жизни. Существует важный показатель – это уровень цифровой грамотности, он является величиной, которая дает представление об овладении знаниями, умениями и навыками использования современных технологий от простого домашнего или сотового телефона до управления сложными процессами на производстве и создания специальных программ и программного обеспечения. Этот показатель является важнейшим критерием для современного информационного, постиндустриального общества, если рассматривать уровень цифровой грамотности молодежи, то можно сделать выводы о том, насколько новое поколение готово использовать, а в будущем создавать и развивать новые цифровые технологии.

 

Цель исследования:

Определить уровень цифровой грамотности студентов МосГУ.

Объект исследования – Студенты МосГУ.

Предмет исследования – Цифровая грамотность студентов МосГУ.

Логический анализ основных понятий:

Цифровая грамотность набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.

Цифровые технологии - технологии, пришедшие на смену аналоговым технологиям, основанные на трехзначной системе хранения данных (0, 1, NULL). Использование цифровых технологий, по сравнению с использованием аналоговых технологий имеет ряд преимуществ: отсутствие искажений при передаче сигнала, упрощенные процесс хранения информации и т.д.

Студенты – учащиеся высших или средне-специальных учебных заведений.

В рамках данного исследования будет выделено несколько уровней цифровой грамотности. Первый уровень представляют так называемые чайники – это пользователи, которые в недостаточной мере обладают цифровой грамотностью, предполагается, что в современной российской молодежной и студенческой среде таких людей меньшинство, поэтому в данной работе будут описаны остальные три уровня – это юзеры, продвинутые юзеры и профессионалы.

Юзеры – это обычные пользователи цифровых технологий. Они обладают стандартными знаниями по эксплуатации электронных устройств для достижения своих целей.

«Юзеры» обладают следующими навыками и знаниями:

Применение цифровых технологий в повседневной жизни;

1) Минимальные знания и применение основных правил цифровой безопасности;

1) Использование ресурсов сети Интернет в целях поиска нужной информации;

2) Знание и понимание основных технических характеристик своих используемых гаджетов;

3) Умение устанавливать программы;

4) Просматривать и скачивать нужный контент;

5) Использовать электронную почту, социальные сети.

Второй уровень представляют собой, так называемые продвинутые юзеры, именуемые также как «проюзеры», они, помимо обладания навыками и знаниями обычного «юзера», также могут:

1) Совершать платежи и покупки при помощи специальных программ и сети Интернет;

2) Использовать возможности настроек операционных систем для более удобного использования;

3) Знать и использовать дополнительные возможности программ и приложений;

4) Использовать устройства и программы в творческой деятельности, в целях самореализации.

И наконец, на третьем уровне находятся профессионалы, или так называемые «профи». Это пользователи, которые обладают всеми вышеперечисленными навыками, а также профессионально используют возможности электронных цифровых устройств.

Они обладают следующими знаниями и навыками

1) Грамотно использовать специальные приложения и сеть Интернет в целях заработка;

2) Знание и использование языков программирования;

3) Умение тонко настраивать свои электронные устройства для удобной работы.

4) Знание о самых новых технологиях и о перспективных цифровых проектах на сегодняшний день.

Гипотезы:

1. Есть основания предполагать, что использование современных гаджетов оказывает сильное влияние на учебно-познавательную деятельность индивидов. Зачастую, это влияние является негативным, заключающемся в том, что студенты поверхностно анализируют информацию в интернете, используя в качестве основных источников первые попавшиеся страницы при поиске в браузере, используя сеть Интернет.

2. Цифровые устройства являются наиболее удобными каналами для коммуникаций на расстоянии. В этих целях они используются в студенческой среде не только для бытового общения, но и для координации студенческих групп для решения вопросов учебной деятельности.

3. Как известно, существует несколько «классов» распределения пользователей цифровых технологий (чайники, юзеры, продвинутые юзеры, профессионалы). Есть основание предполагать, что студенты, как активная и развивающаяся группа, по большей части относится к группе продвинутых юзеров.

 

Задачи исследования:

1. Изучить научную литературу по теме цифровой грамотности;

2. Изучить корреляции между уровнем цифровой грамотности студентов и их повседневной и учебно-познавательной деятельностью;

3. Выявить основные тенденции по использованию цифровых устройств в жизни студентов;

 

Определение выборочной совокупности:

Согласно данным из мониторинга Минобрнауки для МосГУ, численность студентов Московского гуманитарного университета, обучающихся на очном отделении, составляет примерно 1500 человек, для получения достоверных данных объем выборочной совокупности должен составлять 150 респондентов. В данном исследовании применен метод квотной выборки. Квоты установлены по признакам возраста, места учебы респондентов и формы обучения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: