Чередующиеся гласные в корне




План-задание дистанционного обучения для обучающихся 10 а класса

на период 30.11 -5.12 2020 года

Дни недели Учебные предметы Перечень заданий Место расположения материалов урока (учебник, образовательная платформа, электронный журнал и иное) Форма предъявления результата (проект, фотоотчет, аудио-видеозапись и иное) Срок выполнения
Понедельник 30.11 Обществознание база В понедельник      
обществознание П.14,15 «Исторический прогресс. Проблема общественного прогресса Онлайн урок в 10-00 часов Подключиться к конференции Zoom https://us04web.zoom.us/j/9474778678?pwd=d1ZHZXBIdXZz.. Идентификатор конференции: 947 477 8678 Код доступа: 830925 Учебник Презентация урока в беседе в ВК Личное сообщение в ВК 02.12..2020
Русский язык Тема: Слово/формообразование     Правописание безударных гласных в корне Zoom. https://us04web.zoom.us/j/73265106877?pwd=NGtPdUhmWW9PT3ArMCtJbXJuN2k1UT09 Идентификатор: 732 6510 6877 Код доступа: D6svi8   ЯКласс ЯКласс 30 нояб. 12:00 PM Красноярск     30.11.2020 13:30-22:50
Родной язык Лексика. Проверочная работа ЯКласс в течение 1 часа ЯКласс. Засчитывается лучшая попытка 30.11.2020 13.00-14.00
Физика П Онлайн урок в 11:00 часов Подключиться к конференции Zoom        
Информатика П          
Химия Б Тема: Алкины. Свойства, применение и получение.   Прочитайте параграф 14, выполните опорный конспект и проверочную работу. (см.фото от кл.рук) Учебник Фотоотчет в VK 02.12.20г
История Задания в группе класса по истории      
Вторник 1.12 Информатика П Задания в группе      
Алгебра Б Посмотреть видеоуроки https://www.youtube.com/watch?v=ZpPaK26gPVE&feature=emb_logo https://www.youtube.com/watch?v=6BRYtoQXedw&feature=emb_logo Учебник алгебры (красный). С.69 §10 пункты 1 – 2 – выписать свойства, начертить график, §11 выписать свойства, начертить график.   Учебник, тетрадь Сбросить фото в личные сообщения вконтакте. 01.12 До 18:00
Математика П Стр.111, №17.2(а,в), 17.7(аб), 17.9(аб) Учебник Фотоотчет в VK 1.12
Физика П Задания в группе      
Биология П Очная форма обучения      
Среда 2.11 ОБЖ        
Английский язык (Саркисян Л.Г.)        
Английский язык (Шалыгина Е.Н.) Конференция запланирована согласно школьному расписанию, но время московское надо прибавит 4 часа.   Елена Шалыгина приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom. Тема: Урок 10 А Время: 3 дек 2020 06:00 AM Москва Подключиться к конференции Zoom https://zoom.us/j/94091261314?pwd=czM3YUNlSC82SVBwa0Y5L2tWSlN3QT09 Идентификатор конференции: 940 9126 1314 Код доступа: V0jUAd Елена Шалыгина приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom. Тема: Урок 10 А Время: 3 дек 2020 07:00 AM Москва Подключиться к конференции Zoom https://zoom.us/j/93778361873?pwd=RHp6WGRrM1RvZFNNSU1yNXlna0dkQT09 Идентификатор конференции: 937 7836 1873 Код доступа: gWS4QX   -- Елена Шалыгина        
Геометрия П Стр. 36, п.15, 16, прочитать, №116, 117 Учебник Фотоотчет в VK 2.12
Геометрия Б https://www.youtube.com/watch?v=luEY5iej6lM&feature=emb_logo Посмотреть видеоурок. Учебник. П.19 «Расстояние от точки до плоскости» -п.20 «Теорема о трех перпендикулярах». Составить конспект.   Учебник, тетрадь Сбросить фото в личные сообщения вконтакте. 02.12 До 18:00
право   П. 9.»Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц Онлайн урок в 10-00 часов Подключиться к конференции Zoom https://us04web.zoom.us/j/9474778678?pwd=d1ZHZXBIdXZz.. Задание к уроку "Право" на 02.12.2020г. К уроку прочитать п. 9 «Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц» и подготовиться к работе по вопросам и заданиям после параграфа.   Учебник Презентация урока в беседе в ВК Личное сообщение в ВК  
Литература, 5-6 Тема «Обломов и "Обломовщина"» 1. Письменная работа по темам на выбор: 1) «Приезд Штольца в дом Обломова» (Анализ эпизода из второй части романа И. А. Гончарова «Обломов») 2) «Знакомство Обломова с Ольгой Ильинской» (Анализ эпизода из второй части романа И. А. Гончарова «Обломов») 3) «Письмо Обломова к Ольге» Zoom. https://us04web.zoom.us/j/78435852504?pwd=UGtyZWJzUDhxRUJzaVpiaVVhR0VKdz09   Идентификатор: 784 3585 2504 Код доступа: 8dfYRD ВКонтакте (личное сообщение) Файл Word/ фото Электронная почта Bulgakova2163@mail.ru 2 дек. 2020 12:00 PM Красноярск   Письм работа до 4.12
        25.11.2020г
Информатика П Задания в группе      
Информатика Б Кивлева Л. А. § 8, стр.82-90, с.89 № 3 Фильм по теме «Программное обеспечение компьютера Ссылка: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5421/start/35815/   Учебник   компьютер отправить на e-mail: kivleva2017@yandex.ru 04.12.2020
Четверг 3.12          
экономика Тема урока«Предложение и закон предложения» Посмотрите https://www.youtube.com/watch?v=1e2S5lH704k   Записать и выучить факторы, влияющие на предложение п.3.2 стр68-77 Привести примеры к каждому фактору, влияющему на предложение, показать изменение предложения графически Ответы на вопросы 6-8 стр. 84-85 Учебник С.И. Иванов Экономика10-11 https://vk.com/id52809839   10.12 11.12
         
Пятница 4.12 Физика П Задания в группе      
Физика Б Решить задачи: 1. Какой объем занимают 50 моль ртути? плотность ртути 13600 кг/м³ 2. Чему равна масса молекулы азота (N2)?число Авогадро с форзаца 3. Зная число Авогадро, определите объем и диаметр атома серебра. Плотность серебра 10500 кг/м³. Молекулу серебра считать сферической формы. таблица Фотоотчет 4.12
Литература, 7 Жизнь и творчество А.Н.Островского, с.174-183 А) почему А.Н. Островского назвали «Колумб Замоскворечья» б) Обзор творческого пути Zoom. https://us04web.zoom.us/j/73764199709?pwd=U2prMlVobWF4R282dm4zNWxPdWQ2Zz09 Идентификатор: 737 6419 9709 Код доступа: HU0pSg ВКонтакте (личное сообщение) Файл Word/ фото Электронная почта Bulgakova2163@mail.ru 4 дек. 2020 12:00 PM Красноярск
Алгебра П Стр. 116, №18.2 (Аб), 19.1 а Учебник фотоотчет 4.12
Алгебра + Б https://edu.skysmart.ru/student/gusigidula https://edu.skysmart.ru/student/xupobodutu Выполнить задания на повторение (ЕГЭ) Интерактивная тетрадь Skysmart Выполнение работы возможно всю неделю до 04.12 до 8 вечера 04.12 До 20:00
Алгебра + П ЕГЭ, вариант 5   фотоотчет 4.12
Английский язык (Саркисян Л.Г.)        
Суббота 5.12 Английский язык (Шалыгина Е.Н.)        
Биология Б Охарактеризуйте органоиды клетки (местонахождение в клетке, состав, строение, функция). Учебник, параграфы 7 --10. Фотоотчет Lsk.olga.59@mail.ru До 12.12.20 Учебник, параграфы 7 --10. Фотоотчет Lsk.olga.59@mail.ru До 12.12.20 12.12
         
Астрономия Посмотреть видеоурок по теме Затмения Солнца и Луны Изучить п.8 стр.38 учебника Нарисовать схемы затмений https://youtu.be/dEwL3UQzmbA учебник фотоотчет 5.12

 

Уважаемые ученики 10а! На сегодняшний день к части класса у меня и у учителей-предметников много вопросов и претензий по выполнению ДЗ и по выходу на Zoom, уже есть докладные! Прошу, требую активизироваться или вместе с классным руководителем будем организовывать встречи у меня в кабинете вас и ваших родителей на предмет вашей учёбы!

На следующей неделе я выхожу с вами на видео-урок по расписанию: понедельник РЯ, среда и пятница литература в 12.00 (сноски во вложении План-задание)! Задания на по РЯ на ЯКлассе остаются в понедельник с 13.00, т.е. после урока… 1) Проверочная работа с 13 до 14.00, т.е. 1 час (Тексты 1-4 во вложении)! 2) Отработка темы Безударные гласные в корне, таблицу теории высылаю! Удачи!

 

--
С уважением, Надежда Булгакова

 

 

Текст 1

(1) Часто я спрашиваю себя, когда думаю о занятии литературой: когда же это началось? (2) И как это вообще начинается? (3) Что впервые заставляет человека взять в руки перо, чтобы не выпускать его до конца жизни? (4) Труднее всего вспоминать, когда это началось. (5) Очевидно, писательство возникает в человеке, как душевное состояние, гораздо раньше, чем он начинает исписывать стопы бумаги. (6) Возникает ещё в юности, а может быть, и в детстве.

(7) В детстве и юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы. (8) В детстве горячее солнце, гуще трава, обильнее дожди, темнее небо и смертельно интересен каждый человек.

(9) Для детей каждый взрослый кажется существом немного таинственным — будь это плотник с набором фуганков, пахнущих стружкой, или учёный, знающий, почему трава окрашена в зелёный цвет.

(10) Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от детства. (11) Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель. (12) В конце концов, разница между ними невелика. (13) Ощущение жизни как непрерывной новизны — вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство. (14) Когда я был гимназистом, я, конечно, писал стихи, такое множество стихов, что за месяц исписывал толстую общую тетрадь. (15) Стихи были плохие — пышные, нарядные и, как мне тогда казалось, довольно красивые. (16) Сейчас я забыл эти стихи. (17) Помню только отдельные строфы. (18) Например, такие:

О, срывайте цветы на поникших стеблях!

(19) Тихо падает дождь на полях.

(20) И в края, где горит дымно-алый осенний закат,

Пожелтелые листья летят...

(21) Но это ещё милость. (22) Чем дальше, тем больше я нагромождал в стихах всяческие, даже бессмысленные, красивости:

И опалами блещет печаль о любимом Саади

На страницах медлительных дней.

(23) Почему печаль «блещет опалами» — этого ни тогда, ни сейчас я объяснить не могу. (24) Просто меня увлекало самое звучание слов. (25) Я не думал о смысле. (26) Больше всего я писал стихов о море. (27) В ту пору я его почти не знал. (28) Это не было определённое море — не Чёрное, не Балтийское и Средиземное, а праздничное «море вообще». (29) Оно соединяло всё разнообразие красок, все преувеличения, всю безудержную романтику, лишённую подлинных людей, времени и реального географического пространства. (30) Тогда эта романтика окружала в моих глазах земной шар, подобно плотной атмосфере.

(31) Это было пенистое, весёлое море — родина крылатых кораблей и отважных мореплавателей. (32) Изумрудами горели на его берегах маяки. (33) В портах ключом била беззаботная жизнь. (34) Смуглые женщины неслыханной прелести были ввергнуты по моей авторской воле в кипение жестоких страстей. (35) В стихах и неясном волнении прошла большая часть моей бедной и по сути довольно горькой молодости. (36) Вскоре я бросил писать стихи. (37) Я понял, что это мишура, цветы из хорошо раскрашенных стружек, сусальная позолота. (38) Вместо стихов я написал свой первый рассказ. (39) У него была своя история.

(По К. Паустовскому*)

 

*Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) — известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.


 

Текст 2

(1) Отработав своё время на почте, она по первому морозцу бежала на лекции и поскользнулась. (2) И, несмотря на природную грациозность и отточенную танцами ловкость, грохнулась так, что осталась сидеть на тротуаре, глядя, как распухает щиколотка. (3) Несколько проходящих парней легко подхватили Дину, отнесли в ближайшую поликлинику.

— (4) Такие ноги надо беречь, — ворчливо заметил врач. (5) Он был молод, очень серьёзен, в словах не чувствовалось пошлости, и Дина начала краснеть. (6) Доктор оказал помощь и велел подождать. (7) А через час вызвал такси, отвёз в общежитие и довёл до комнаты.

— (8) Я приду через три дня. (9) Ногу постарайтесь не беспокоить. (10) И вышел. (11) А она глядела в потолок и улыбалась, пока не пришла соседка по комнате. (12) И Дина немедленно рассказала, какой доктор замечательный, как он смущается, какой он серьёзный и наверняка очень талантливый.

(13) Доктор... (14) Пора уже назвать его, как его вскоре начала называть Дина.

(15) Так вот, доктор Боря ходил каждый день, сам делал компрессы и массаж, но говорил мало, и Дина трещала за двоих. (16) Болтала, потому что смущалась, ощущая, что всё глубже утопает в не очень ещё ясном для неё чувстве, а доктор молчал по той же причине. (17) Но когда нога окончательно поправилась, вздохнул.

— (18) Ну вот. (19) Я вам больше не нужен.

— (20) Почему? — Дина покраснела и тут же продолжила: — Я думаю... (21) То есть мне кажется, что одной вечером мне ходить нельзя. (22) Например, в кино.

(23) Он улыбнулся, словно осветившись изнутри.

...(24) За три дня до свадьбы купил обручальные кольца, но выглядел столь мрачным, что Дина встревожилась.

— (25) Что-нибудь с мамой?

— (26) Нет, нет, всё в порядке.

— (27) На тебе лица нет, Боренька.

— (28) Всё в порядке, — с ноткой раздражения повторил он. — (29) Извини, я сегодня должен уйти пораньше, а завтра дежурю, так что...

(30) Встретиться решили в двенадцать в сквере у Большого театра. (31) И без пятнадцати двенадцать сияющая и очень похорошевшая Дина появилась там в подвенечном наряде с целой свитой друзей и подружек. (32) Растроганные пенсионеры уступили скамейку; невесту усадили в центре, и девочки весело и чуть завистливо щебетали вокруг. (33) В двенадцать он не пришёл. (34) Зато пришли ребята с параллельных потоков, и все принялись ещё больше шутить и смеяться. (35) Только стали чаще поглядывать на часы. (36) И Дина тоже смеялась, но уже чуть напряжённее. (37) Он не пришёл и в час. (38) Шутили уже не все, но все ещё улыбались. (39) Даже невеста. (40) А в половине второго троих отрядили во Дворец, поскольку кто-то предположил, что жених мог по рассеянности всё перепутать. (41) Не появился он и в два. (42) В три они перестали шутить и молча просидели ещё почти два часа. (43) А потом Дина вдруг вскочила и помчалась в метро.

— (44) Где Борис? — удивлённо воззрился на неё главврач поликлиники. — (45) Наверное, к Индии подлетает. (46) Он ведь давно подал документы, а оформили его три дня назад. (47) Знаете, как у нас бывает? (48) То ждёшь месяцами, то — вылетайте немедленно.

(49) А ведь он и вправду уже любил её. (50) Нет, нет, в нём ничего не было от классического Подколёсина, он не сбежал от своей суженой. (51) Он просто улетел к новому месту работы, которого так долго добивался и куда его так долго оформляли. (52) Оформили одного, свободного, холостого, и доктор Боря провёл тяжкую ночь. (53) Что делать: отказаться от мечты или от любви? (54) Сказать Дине, что он уедет сейчас, а она оформится потом, после университета? (55) А оформят ли её?

(56) Он не дежурил за два дня до свадьбы: он считал. (57) Взвешивал все «за» и «против», все плюсы и минусы и явился за сутки к невесте, уже имея билет до Калькутты.

(58) Не знаю, где и что именно она достала и сколько выпила, но спасли её с трудом. (59) Месяца два лежала в больнице, полгода в психиатрической лечебнице. (60) Потом выписали, но ни в университет, ни к матери в Пермь она не вернулась.

(По Б. Васильеву*)

*Борис Львович Васильев (1924–2013) — русский писатель.


 

Текст 3

(1) Вспоминаю себя, мне тринадцать лет. (2) Мы живём в леспромхозовском посёлке, я только что вернулся на летние каникулы из школы, которая находится в райцентре, в пятидесяти километрах от дома. (3) Живём без отца, нас у матери трое, я самый старший.

(4) С вечера мать начинает тяжело вздыхать: завтра и послезавтра, в пятницу и субботу, общественная баня, мать — банщица. (5) Ей надо натаскать с речки подле Ангары по крутому красному яру сотни вёдер воды, чтобы заполнить два огромных чана. (6) Руки у матери вытянуты, болят, болит и спина, а на коромысле воду по крутяку не поднять, коромысло не годится.

(7) Я уже решил, слушая мать, что утром помогу ей, хоть она и не просит, считая, что после школы надо дать мальчишке отдохнуть. (8) Но что такое «помогу»? (9) Это значит, что я с вёдрами и она с вёдрами, на узкой каменистой тропке не разойтись, и мать то и дело будет заставлять меня отдыхать. (10) Уставая сама, она считает, что я, мальчишка, устаю ещё больше, что детские мои силёнки надрывать нельзя.

(11) Поэтому я решаю поступить по-другому. (12) Светает летом рано, по первому же свету можно подняться и до того, как уберётся по дому мать, перетаскать хоть пол-Ангары. (13) Но для этого надо подняться так, чтобы не разбудить мать. (14) И я выдумываю, что мне в избе душно, я буду спать в сенях.

(15) Утром вскакиваю часа в четыре. (16) Ещё сумерки, прохладные, знобкие, но с чистым небом, обещающим красный день. (17) Бегу, согреваясь, к бане, отмыкаю её и заглядываю в чан — в тот, который на топке. (18) Дна не видать, это преисподняя, туда провалится с потрохами всё что угодно. (19) Но делать нечего, я берусь за вёдра и скатываюсь к речке. (20) Она шумит, прыгает по камням, над Ангарой рядом стоит парок. (21) Плещу себе из речки в лицо, на мгновение замираю. (22) Всё, теперь вперёд.

(23) Часов у меня нет, я знаю только, что надо торопиться. (24) Подъём занимает минуту-полторы, но взбегать приходится с задержанным дыханием. (25) Чуть расслабишься, чтобы перевести дух, — сдвинуться потом трудно. (26) И я ещё от воды разбегаюсь с поднятыми на руках вёдрами, чтобы не задевать о камни, и всё равно задеваю, всё равно плещу на себя. (27) Остатки приношу в чан, и они булькают где-то так глубоко, что едва слышны. (28) Потом снова вниз. (29) Вверх и вниз, вверх и вниз, десятки и десятки раз. (30) Запалившись, припадаю к речке, жадно пью; от пота и наплесков я мокр с головы до ног, но обсыхать некогда.

(31) И я успеваю. (32) Но, возвращаясь домой, я знаю, что такое усталость. (33) Меня качает. (34) В избе у нас ещё тихо, я осторожно приоткрываю дверь в сенцы, отметив, что мать не выходила, сбрасываю мокрую одежду в угол и залезаю под одеяло. (35) Всё равно матери разогревать топку, всё равно ей идти. (36) Вот удивится-то! (37) Так и подогнутся под нею ноги! (38) Я моментально засыпаю.

(39) Просыпаюсь от плача. (40) Дверь из избы в сенцы приоткрыта, и я слышу, как топчутся вокруг матери сестрёнка с братишкой, как она сквозь слёзы что-то отвечает им. (41) И плачет, и плачет. (42) И чувствую, как у самого у меня проступают слёзы, как сладким страданием забивает горло. (43) Так хорошо!..

...(44) Мы жили в непролазной нужде, видели, каково приходится нашим матерям накормить-обшить нас, и взять на себя доступную нам, ребятишкам, долю их трудов было для нас так же естественно, как съесть кусок хлеба. (45) Подталкивать к помощи нас не приходилось. (46) У матери радостей было в те суровые годы ещё меньше, чем у нас, всякая радость от нас и шла, и мы своим услужением старались её доставить. (47) Мы рано становились взрослыми, и, с точки зрения иных теоретиков воспитания, детства у нас не было.

(48) В самом деле: где ему быть? (49) С семи годочков верхом на лошади возишь копны в сенокосную страду, с десяти кормишь ушицей всю семью, с двенадцати боронишь колхозные поля, с четырнадцати пашешь, как взрослый мужик... (50) Не бывали мы в пионерских лагерях, не слыхали об «Артеке», костры жгли в лесу да у Ангары больше за делом; за ягодой, за грибами шли с вёдрами, чтобы принести домой, на острова плавали, чтобы нарвать дикий лук и чеснок... (51) С малых лет в работе, в пособи, как говорилось о ребятишках, но почему же тогда с такой радостью, с такой полнотой и теплотой, с таким чувством необъятности выпавшего нам счастья вспоминаются те годы? (52) Детство есть детство, это верно. (53) Оно, открывая мир, удивляется и радуется любой малости. (54) Но и при этом никогда не соглашусь я, что мы были чем-то обделены (кроме, быть может, книг, которые узнавали позже), напротив, считаю, что повезло нам с выпавшими на детство трудными годами, ибо тогда не было времени на воспитание, а шли мы вместе со взрослыми ото дня к дню и шли, естественно, научаясь любви, состраданию, трудам и правилам, которые вкладываются в нравственность... (55) А уж как мы верили, что наступит лучшая жизнь! (56) И она наступила.

(По В. Распутину*)

 

*Валентин Григорьевич Распутин (1937–2015) — русский писатель и публицист, общественный деятель, один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы».


 

Текст 4

(1) На огромном отдалении Таню теперь он видел девочкой с румянцем волнения на щеках, с жалким, испуганным, растерянным взглядом, а на руках — грудной ребёнок, и Митя, трёхлетний, прижался, обхватил её ногу. (2) Волнение старших передалось ему, он держался за мать, крепился, чтоб не заплакать. (3) Такими он их оставил и уже никогда не увидел больше. (4) И никто, ни одна живая душа в целом мире не помнит, не знает про них, как будто и не жили на свете.

(5) Маленького, грудного, он ещё не успел как следует ощутить, ещё не взял в сердце. (6) И легче младенцу: страха не ведал, не знал, что жил, не сознавал, что отнимают. (7) Но три года Митиной жизни, всё это, впервые испытанное, когда из маленького кролика, способного только спать и плакать, вырастал осмысленный человек, с которым всё уже становилось интересно... (8) И вот нет его, и никому это не больно, нет как не было.

(9) В послевоенной жизни, особенно когда много лет минуло, Николаю Ивановичу не раз говорили: «У тебя была броня — и ты не воспользовался? (10) Но почему?» (11) И ещё так говорили: «Тыл во время войны — это тот же передний край». (12) Но и тогда и теперь он знал, если бы не шли сами, не поднялись так, не было бы победы, ничего не было бы. (13) И многих из тех, кто так разумно спрашивает теперь, тоже не было бы на свете. (14) Но не объяснишь, если уже объяснять надо.

(15) Таня с детьми оставалась в тылу, думать не думалось, что и сюда война докатится. (16) Если и боялась Таня, так только за него. (17) Но он всё же забежал к Фёдоровскому взять с него слово. (18) Тот быстро рос перед войной, особенно поднялся в последние четыре предвоенных года. (19) Уже и машина ждала его у подъезда, а тогда это многое значило. (20) И секретарша не пропустила бы к нему так просто, но, на счастье, они сошлись в коридоре, вместе зашли в кабинет. «(21) Я тебя не понимаю, — с долей официального недовольства в голосе, как полагалось в официальном месте, говорил Фёдоровский, заведя его к себе, но не садясь, не давая примера садиться. — (22) Ты что, действительно допускаешь возможность, ты мысль такую мог допустить, что враг придёт сюда? (23) Ты знаешь, как называются подобные настроения?»

(24) Под рукой на маленьком столике телефонные аппараты, сам Фёдоровский — в полувоенном, в гимнастёрке без знаков различия, в хромовых сапогах, и вот так стоя во весь свой немалый рост, скорбно качал головою, не одобряя, не имея права одобрять подобные настроения, но уже и улыбался сквозь строгость, улыбкой прощал момент малодушия: «Одно тебя извиняет: на фронт идёшь».

(25) Не раз потом вспоминалось Николаю Ивановичу всё это, и «настроения», и полувоенный его костюм — дань времени, а машина стояла у подъезда наготове, и когда фронт придвинулся, в ней Фёдоровский и укатил.

(26) Теперь забыты многие слова и то, что они означали для человека, не в каждом словаре найдёшь слово «лишенец». (27) Родители Фёдоровского были лишенцы. (28) Держали они какую-то небольшую торговлишку в период нэпа и в дальнейшем, причисленные за это к эксплуататорским классам, были лишены избирательных и прочих гражданских прав. (29) Если бы не отец Николая Ивановича, который в своей жизни многим людям помог, что ему и припомнили в дальнейшем, невесёлое будущее ожидало Фёдоровского. (30) Человек старых понятий, участник революции ещё девятьсот пятого года, отец говорил: «Способный юноша, зачем его лишать чего-то? (31) Зачем самим лишаться? (32) Страна не должна лишаться толковых людей». (33) И Фёдоровского приняли на рабфак, и способный юноша, вначале приниженный, за всё благодаривший, стал выправляться, расти, как придавленный росток из-под камня.

(34) Из таких, кто всего был лишён, пережил страх, а потом допущен, приближен, из них во все времена выходили самые непреклонные служаки, которые не помнят ни отца, ни мать, служат ревностно не идее, а силе. (35) Они, если и там оказывались, — по ту сторону фронта, то и там точно так же служили силе, становились первыми ревнителями порядка.

(36) По всем человеческим понятиям Николай Иванович считал, что уж с такой просьбой — предупредить Таню, если станет опасно, не в машину взять с собой, предупредить только, чтобы она смогла вовремя эвакуироваться с детьми, — о таком пустяке мог он попросить. (37) Тем более что он уходил на фронт, а Фёдоровский оставался. «(38) Вот тебе моё слово, — выходя из-за стола с телефонами, одновременно хмурясь, но и прощая, уже наученный этой игре, сладость испытывая от неё, говорил Фёдоровский. — (39) Не должен бы я поддерживать такие настроения, но ты уходишь, тревогу твою понять можно. (40) Вот тебе моё слово и вот тебе моя рука!»

(41) Глупые старые представления о долге, о благодарности. (42) От людей, помнящих, кем ты был, знающих твоё прошлое, от таких людей избавляются, а не долги им отдают. (43) Но поздно это узнаётся, самое главное всегда узнаётся задним числом. (44) Да и семья их жила другими понятиями. (45) Ему бы сказать Тане: «Станет опасно — решай сама, не жди». (46) Но он хотел как лучше, а Таня привыкла его слушать, он старше, умней. (47) И ждала до последнего. (48) Верила.

(49) После войны разыскал он Фёдоровского уже в Москве, и кабинет был значительней, и телефонов побольше под рукой. «(50) Я не имел права, — как вы все простых вещей не понимаете? — с превосходством человека, обрёкшего себя в жертву долгу, возвысился над ним Фёдоровский. — (51) Я — Тане, Таня — подруге, соседке, та — ещё соседке. (52) Вот так и возникает элемент паники...» (53) В кабинет уже входили почтительные, прилично одетые люди с папками для доклада, похожие друг на друга. (54) Все они смотрели неодобрительно, тут повышать голос, громко разговаривать не полагалось. «(55) Но тебя машина ждала внизу!» (56) Только это и сказал. (57) И ещё обложил напоследок. (58) И потом долго жгло, что ничего не сделал, проклятое это интеллигентское, с детства въевшееся в кровь, не дало переступить. (59) А что можно сделать, разве изменишь?

(По Г. Бакланову*)

 

*Бакланов Григорий Яковлевич (1923–2009) — русский советский писатель и сценарист.

 

 

Чередующиеся гласные в корне

Корень От чего зависит написание Примеры
1) -раст- (-ращ-) // -рос-     2) -лаг-//-лож- 3) -скак-//-скоч- От последующей буквы в корне: 1) перед ст (щ) пишется а, перед со;   2) перед г пишется а, перед жо;   3) перед к пишется а, перед чо   1) Выросли, растение, выращенные. Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, подростковый, вырост.   2) Приложить, полагающий. Исключение: по'лог (это слово уже не связывается с корнем -лаг-//-лож-).   3) Скакать, вскочить. Исключения:формы спряжения глагола скакать (скачу, скачешь, скачет и т. д.), скачок
4) -гар-//-гор-     5) -твар-//-твор -     6) -клан-//-клон- От ударения — в безударном положении пишется буква о 4) Загора'ть, выгора'ющий; под ударением — как слышится: зага'р. Исключения: при'гарь, вы'гарки.   5) Творе'ние, творе'ц. Исключение: у'тварь.   6) Поклони'ться, уклони'ться; под ударением — как слышится: покло'н, кла'няться
7) -зар-//-зор-     8) -плав-//-плов- От ударения — в безударном положении пишется буква а 7) Заря', зарева'ть, заря'нка; под ударением — как слышится: зо'рька, зо'ри.   8) Поплаво'к, плаву'честь. Исключения: плове'ц, пловчи'ха, пловцы', плывуны'
9) -мак-//-моч-     10) -равн-//-ровн- От оттенков значения: 9) «погружать в жидкость» — с буквой а; «пропускать жидкость» — с буквой о;   10) «делать(-ся) ровным, гладким» — с буквой о; «быть/делать равным кому-то, чему-то» — с буквой а 9) Макать, обмакнуть, промочить, вымокнуть.   10) Выровнять (ряды), уравнять (количество). Исключения: ровесник, равнина, уровень, равнение (направо)
11) -бер-//-бир-   12) -дер-//-дир-   13) -пер-//-пир-   14) - тер-//-тир-   15) -мер-//-мир-   16) -жег-//-жиг-   17) -стел-//-стил-   18) -блест-//-блист-   19) -чет-//-чит-   20) -кас-//-кос- От последующего суффикса -а-:   11–19) при наличии суффикса пишется буква и, если суффикса нет — буква е;     20) если есть суффикс -а-, то пишется буква а 11) Выбирать, соберу.   12) Выдирать, сдерут.   13) Запирать, отпереть.   14) Стирать, стереть.   15) Умирать, умереть.   16) Сжигать, выжег.   17) Расстилать, застелить.   18) Блистать, блестеть.   19) Вычитать, вычет. Исключения: сочетание, сочетать.   20) Прикасаться, прикоснуться
21) Корни с чередованием а(я)//им, а(я)//ин Без ударения пишутся им и ин, если есть суффикс -а- 21) Сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать  

 

Обрати внимание!

Слова-исключения из таблицы при выполнении задания ЕГЭ относи к словам с чередующейся гласной.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: