Обеспечение сотрудничества ГБОУ и семьи
Особое внимание наш детский сад уделяет проблемам взаимодействия с родителями воспитанников. В детском саду налажен тесный контакт с родителями.
Руководящая и организующая роль нашего детского сада по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:
- планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
- практическая помощь семье в воспитании детей;
- организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;
- вовлечение родителей в педагогическую деятельность;
- активизация их педагогического образования.
Свою работу с родителями мы строим на принципах сотрудничества. Мы считаем, что признаками такого сотрудничества являются:
- осознание цели деятельности каждым участником процесса;
- чёткое разделение и кооперация труда между воспитателями и родителями;
- личный контакт между воспитателями и родителями с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем;
- положительные межличностные отношения.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности каждого педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Наш детский сад поставил перед собой следующие задачи в работе с родителями:
- изучение семей детей;
- привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
- просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Мы считаем, что в области дошкольной педагогики родителям важно:
|
- знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей;
- знакомиться с содержанием и методами воспитания;
- овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребёнка с окружающими людьми.
Педагогическую культуру родителей мы рассматриваем в связи с общими социально-педагогическими условиями воспитания, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер межличностных отношений в семье.
Под педагогической культурой родителей мы понимаем их достаточную подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определённой суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.
Ответственное отношение родителей к своим обязанностям, желание как можно лучше воспитать своих детей – неотъемлемая составная часть педагогической культуры родителей.
\Концепция сотрудничества работников
ГБОУ д/с №1909 с семьёй
В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они (родители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.
|
В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом их индивидуальных возможностей и способностей.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние.
Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье.
Инициаторами установления сотрудничества являются наши воспитатели, т.к. они профессионально подготовлены к образовательной работе и понимают, что успешность работы с родителями зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей.
Важнейшим способом реализации сотрудничества воспитателей и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
|
Под включением родителей в деятельность дошкольного учреждения мы понимаем их участие в:
- организации образовательного процесса;
- создании творческих групп, которые активно делятся своим опытом;
- организации современной социально - развивающей среды в группах;
- оказании дополнительных услуг;
- разработке планирования разных видов на всех уровнях:
- обще дошкольных планов;
- занятий;
- самостоятельной деятельности детей;
- совместной деятельности детей;
- разработке собственных курсов, программ, планов для работы с родителями, детьми;
- привлечение родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ.
Для реализации этой задачи необходимо:
- внедрение методики поэтапного включения родителей в деятельность дошкольного учреждения:
- повышение уровня психолого – педагогических знаний родителей в целях актуализации их образовательных потребностей;
- воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимания ими назначения, целей, функций дошкольного учреждения;
- активное, систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;
- создание комплекса необходимых условий на всех уровнях и этапах организации образовательного процесса для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
Показателями степени включения родителей в деятельность дошкольного учреждения являются:
- Сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений:
- о педагогической деятельности в целом;
- о специфике работы с детьми дошкольного возраста;
- об особенностях образовательного процесса в дошкольном учреждении;
- о деятельности воспитателя;
- о возможных результатах деятельности детей дошкольного возраста.
- Владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Степень проявления интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.
Высший уровень проявления этих показателей является критерием включённости родителей в планирование образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Степень эффективности сотрудничества обусловлена:
- положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу, осознанием её целей и личностной заинтересованностью;
- совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;
- свободой выбора участников деятельности;
- позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей.
Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяли друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребёнку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).
Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоёвывает его добрым, неравнодушным отношением к ребёнку, умением развивать в нём положительные личностные качества, великодушием и милосердием. Если ко всему этому прибавить культуру общения, тактичность и взаимопонимание, то картина «психологии доверия» будет достаточно полной.
Содержание, организация и методика сотрудничества детского сада и родителей
Содержание, организация и методика сотрудничества нашего детского сада и родителей включает:
- единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребёнка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду;
- установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики;
- взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников;
- изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания;
- использование разнообразных форм работы детского сада с семьёй во взаимосвязи:
- ознакомление с родителями и другими членами семьи;
- консультации;
- групповые и общие родительские собрания;
- наглядные формы пропаганды;
- индивидуальные и групповые формы работы с родителями, дополняющие друг друга. (Ежедневное общение воспитателя с родителями создаёт большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьёй и детским садом);
- систематическую плановую связь детского сада с родителями в течение всего года с учётом задач и содержания образовательной работы с детьми;
- привлечение актива родителей, общественности к деятельности дошкольного учреждения, к работе с семьями.
Вовлечение родителей в деятельность детского сада