Основными задачами приобщения к детской субкультуре выступают:
- развитие самостоятельности и ответственности у детей как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения;
- расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне и построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала.
Выставки могут быть тематическими (коллекционные, творческие), раскрывающими или представляющими предметы, объединенные общим содержанием, и авторскими (семейные, персональные), в создании которых может принимать участие семья или же один ребенок или взрослый.
Для выставки определяется специальное место в группе, при этом учитываются тематика, объем и материалы. Выставочные материалы должны содержать информацию о владельце, экспонаты — название и имя, фамилию владельца.
Общие задачи социализации:
- создавать условия для раскрытия ребенком собственного внутреннего мира;
- осваивать социальные роли.
Задачи в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста:
- формировать умение ребенка заниматься каким-либо делом рядом с другими;
- побуждать детей объединяться на основе общего интереса;
- способствовать совместному участию детей в выполнении заданий.
Задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста:
- помочь ребенку осознать себя членом детского общества («наша группа», «мы»);
- дать возможность усвоить правила, установленные самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле, пользование игрушками, материалами).
|
При организации выставок особая роль отводится предварительному этапу: чтение познавательной литературы, проведение бесед, экскурсий, организация совместной продуктивной деятельности по созданию выставочных экспонатов, т.е. делается все, чтобы вызвать у ребят интерес и желание поучаствовать в мероприятии.
Младший и средний дошкольный возраст. В соответствующих группах устраиваются в основном тематические выставки, посвященные самым близким и значимым для ребенка предметам (модные игрушки года, игрушки из киндер-сюрпризов, наклейки и др.).
К старшему дошкольному возрасту диапазон тематических выставок расширяется. Добавляются выставки по результатам совместного творчества (творческие), авторские (персональные и семейные), отражающие увлечения детей, родителей, педагогов.
Презентация — активная форма работы, позволяющая в различных видах детской деятельности выразить общие интересы группы.
Общие задачи социализации:
- создавать условия для накопления ребенком первичного опыта общения;
- содействовать разновозрастному общению;
- оказывать помощь в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
Задачи в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста:
- обучать детей налаживанию отношений со сверстниками;
- создавать условия для овладения разнообразными способами и средствами общения;
- воспитывать начала культурного общения;
- содействовать совместному участию детей в общем деле.
Задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста:
|
- расширять круг общения детей;
- формировать способы их контактов с малознакомыми людьми;
- приобщать детей к ценностям сотрудничества;
- развивать инициативу в общении.
Большая роль в подготовке презентаций отводится предварительной работе, в которую входит:
- изготовление приглашений для детей другой группы;
- подготовка подарков и призов для гостей;
- приготовление угощений для всех участников;
- подготовка групповой среды к презентации, а также личных или групповых объектов и материалов;
- подбор и разучивание стихов, песен, рассказов, которые будут включены непосредственно в презентацию и др.
Презентации могут быть разными по структуре и по содержанию, но должны выражать общие интересы группы. Условно можно выделить презентации:
1) группы (предметно-развивающей среды в целом или ее отдельных игровых зон);
2) выставочных материалов, которые знакомят с жизнью группы;
3) групповых достижений, раскрывающих результаты детской группы в каком-либо виде деятельности.
Младший и средний дошкольный возраст. Данную форму работы рекомендуется проводить с детьми среднего возраста, начиная с презентаций результатов группы в каком-либо виде детской деятельности, где ребята могут продемонстрировать свои умения, например: презентация «Мир увлечений детей и родителей» (дети и родители показывают свои творческие работы). В предварительную подготовку входят изготовление приглашений, подарков для гостей, разучивание стихов, песен, проведение развлекательных игр и упражнений.
Старший дошкольный возраст. Добавляются презентации группы, например: презентация «В гостях у сказки» (дети представляют зоны группы с помощью сказочных персонажей «Лукоморья»), а также презентации выставочных материалов, которые знакомят с жизнью группы (традициями, отдыхом детей, праздниками и увлечениями), например: презентация «Экскурсия по фотовыставкам» (знакомство с жизнью группы через фотографии, которые отражают отдых, развлечения и деятельность детей в разное время года).
|
В предварительную работу входят приготовление угощений для участников и гостей, подготовка групповой среды к презентации, личных и групповых объектов, материалов, подбор развлекательных игровых упражнений, стихов, песен и рассказов.
Игровые проекты — групповые формы взаимодействия детей в деятельности, способ ее организации, характеризующийся поэтапным практическим взаимодействием педагогов и воспитанников по достижению игровой цели.
Общие задачи социализации:
· обогащать социальный опыт ребенка, помогать осознавать нормы и правила поведения;
· осваивать разнообразные социальные роли в коллективной жизни сверстников;
· формировать у детей умения сотрудничать, отстаивать свои суждения и сравнивать себя с другими.
Задачи в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста:
— формировать у детей умение заниматься каким-либо общим делом рядом с другими;
— поддерживать кратковременное взаимодействие и побуждать детей объединяться на основе общего интереса;
— способствовать совместному участию мальчиков и девочек в выполнении заданий.
Задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста:
— создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом в продуктивных видах деятельности;
— обеспечивать ребенку право выбора роли, игрушки, материалов, возможность самостоятельного принятия решений;
— учить планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами;
— способствовать развитию чувства ответственности за общее дело.
Организация и проведение игровых проектов требуют длительного времени. Проекты могут быть как кратко-, так и долгосрочные, которые включают в себя ряд мероприятий, направленных на достижение цели. Через проекты могут быть реализованы и презентации и выставки.
К игровым проектам предъявляется ряд требований:
— обязательное получение продукта, который в дальнейшем будет использоваться в детской деятельности;
— включение игровых моментов, способствующих развитию коммуникативных навыков.
Младший и средний дошкольный возраст. Проекты рекомендуется проводить со среднего возраста, отдавая предпочтение краткосрочным, а именно: выпуск журналов про любимых сказочных героев, игрушки; оформление альбомов с фотографиями детей в разные их возрастные периоды. Например, проект «Фотомастерская» включает в себя: сбор фотографий детей группы, начиная с раннего возраста, и организацию мероприятий по заполнению фотоальбома в рамках одного возрастного периода жизни детей («Страна малышей», «Я пришел в детский сад», «Я перешел в группу») и т.д.
Старший дошкольный возраст. На этом этапе особое внимание уделяется ролевым проектам (с элементами творческих заданий, когда дети входят в образы персонажей сказок и по-своему решают поставленные проблемы) и творческим проектам.
Событие — форма, с помощью которой создаются условия для самореализации ребенка в группе сверстников и развития у него адекватной самооценки своих возможностей.
В педагогике событийный подход предполагает наличие в жизни детей ярких, эмоционально-насыщенных дел, которые значимы и привлекательны как для коллектива, так и для личности.
Общие задачи социализации:
- создавать условия для самореализации ребенка в группе сверстников;
- развивать у детей адекватную оценку своих возможностей;
- воспитывать нравственные качества у дошкольников.
Задачи в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста:
- развивать у детей самостоятельность и уважение к себе;
- поддерживать потребность в положительной самооценке;
- воспитывать желание этично вести себя по отношению к другим.
Задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста:
- создавать условия для формирования нравственной основы личности;
- поддерживать в ребенке уважение к себе;
- развивать чувство собственного достоинства;
- способствовать проявлению доброты, отзывчивости и других благородных качеств.
События могут быть приурочены к праздничным календарным или знаменательным датам группы, на основе событий в дальнейшем могут формироваться традиции группы, но, как правило, это самостоятельное мероприятие.
Обязателен в организации событий подбор игр и упражнений, где дети могут говорить о разных качествах сверстников, демонстрировать свои способности и узнавать ближе друг друга, знакомиться, а также игр и ситуаций, направленных на формирование нравственной основы и развитие у детей чувства собственного достоинства.
В события, как и в другие формы приобщения ребят к детской субкультуре, обязательно включаются минуты свободного общения детей разных возрастных групп.
Младший и средний дошкольный возраст. Использовать в работе с детьми такую форму работы, как события, можно, начиная со второй младшей группы, отдавая предпочтение играм и упражнениям на обучение нормам и правилам поведения, развитие начал культурного общения. Например, событие «Час улыбки и доброты» включает в себя игру, которую педагоги назвали «Сюрприз-ка»: сначала детям предлагается встать в круг, почувствовать тепло рук, улыбнуться друг другу, а затем по очереди, сказать о каждом ласковые и добрые слова после чего все участники получают призы, которыми по желанию можно поменяться с другом.
Старший дошкольный возраст. На этом этапе при проведении событий ставятся уже более сложные задачи на осознание и творческое применение норм и правил поведения, самореализацию ребенка в группе сверстников и адекватную оценку своих возможностей. В события включаются игры, в которых дети могут говорить о разных качествах сверстников, демонстрировать свои способности и узнавать друг друга ближе. Например, «Ярмарка игр»; ребята старшей группы зазывают детей средней для участия в разных играх, последние самостоятельно определяют место для игр и тех, с кем будут играть.
В событиях, приуроченных к темам и датам: «Пасха», «Остров дружбы», с целью сплочения группы используется практическая деятельность (украшение пасхальных яиц) и блок игр для сближения и знакомства детей друг с другом.
В каникулярный период в дошкольном учреждении целесообразно проводить различные тематические праздники: «Царица-водица» (круговорот воды в природе, польза воды и бережное отношение к ней), «День пожилых людей», «Мой четвероногий друг», «Пожарный — это тот, кто тушит огонь».
Таким образом, педагогический коллектив создает условия для наиболее эффективного личностного и интеллектуального роста детей, видит перспективы в совершенствовании приемов работы по социально-нравственному воспитанию и развитию дошкольников.