Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–16.




Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

 

 

Молчалин

Какая свадьба? с кем?

 

Лиза

А с барышней?

 

Молчалин

Поди,

Надежды много впереди,

Без свадьбы время проволочим.

 

Лиза

Что вы, сударь! да мы кого ж

Себе в мужья другого прочим?

 

Молчалин

Не знаю. А меня так разбирает дрожь,

И при одной я мысли трушу,

Что Павел Афанасьич раз

Когда-нибудь поймает нас,

Разгонит, проклянёт!.. Да что? открыть ли душу?

Я в Софье Павловне не вижу ничего

Завидного. Дай Бог ей век прожить богато,

Любила Чацкого когда-то,

Меня разлюбит, как его.

Мой ангельчик, желал бы вполовину

К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;

Да нет, как ни твержу себе,

Готовлюсь нежным быть, а свижусь – и простыну.

 

София (в сторону)

Какие низости!

 

Чацкий (за колонною)

Подлец!

 

Лиза

И вам не совестно?

 

Молчалин

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

 

Лиза

Сказать, сударь, у вас огромная опека!

 

Молчалин

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека...

 

Лиза

Который кормит и поит,

А иногда и чином подарит?

Пойдёмте же, довольно толковали.

 

Молчалин

Пойдём любовь делить плачевной нашей крали.

Дай обниму тебя от сердца полноты.

(Лиза не даётся.)

Зачем она не ты!

(Хочет идти, София не пускает.)

 

София (почти шёпотом, вся сцена вполголоса)

Нейдите далее, наслушалась я много,

Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.

 

Молчалин

Как! Софья Павловна...

 

София

Ни слова, ради Бога,

Молчите, я на всё решусь.

 

Молчалин (бросается на колена, София отталкивает его)

Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте!..

 

София

Не помню ничего, не докучайте мне.

Воспоминания! как острый нож оне.

 

Молчалин (ползает у ног её)

Помилуйте...

 

София

Не подличайте, встаньте.

(А.С. Грибоедов, «Горе от ума»)


 

 

Ответом к заданиям 1–7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Укажите ответы сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

1

 

К какому роду литературы относится произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

2

 

Укажите жанр произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума».

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

3

 

Каким термином обозначается вопрос, не требующий ответа («Да что? открыть ли душу?»)?

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

4

 

В любовный конфликт в «Горе от ума» вовлечено несколько персонажей. Установите соответствие между этими персонажами и их поступками, событиями их жизни: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ПЕРСОНАЖИ   ПОСТУПКИ, СОБЫТИЯ ЖИЗНИ
  А)   Чацкий  
  Б)   Лиза  
  В)   Молчалин  

 

 
  1)   переводит часы в гостиной, заставляет их играть  
  2)   падает с лошади  
  3)   встречает на балу старого приятеля    
  4)   рассказывает о тайном собрании в Английском клубе  

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ: А Б В
     

 

 

5

 

Как называется разговор персонажей, обменивающихся репликами?

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

6

 

В приведённом фрагменте раскованное обращение Молчалина с Лизой противопоставлено его готовности унижаться и лицемерить перед Софьей. Каким термином обозначают противопоставление в художественном произведении?

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

7

 

Как называется выразительное оценочное определение («плачевной нашей крали», «ужасный человек»)?

 

 

Ответ: ___________________________.

 

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.
Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

8

 

Каким предстаёт Молчалин в данном фрагменте произведения?

 

 

9

 

В каких произведениях русской литературы герои строят свою жизнь по отцовскому завету и в чём этих героев можно сопоставить с Молчалиным?

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–16.

 

 

СОРОКОВЫЕ

 

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

 

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

 

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звёздочка не уставная,

А вырезанная из банки.

 

Да, это я на белом свете,

Худой, весёлый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

 

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И всё на свете понимаю.

 

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

 

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

(Д.С. Самойлов, 1961)

 

 

Ответом к заданиям 10–14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Укажите ответы сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

10

 

Каким термином обозначается образ человека, который говорит о себе «Я»
в лирическом стихотворении?

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

11

 

Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже),
в которой поэт использует олицетворение.

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

12

 

Укажите приём, предполагающий повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк, к которому прибегает автор в пятом четверостишии.

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

13

 

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

 

  1)   инверсия    
  2)   сравнение  
  3)   повтор    
  4)   гипербола    
  5)   звукопись    

 

Ответ:      

 

 

14

 

Укажите размер, которым написано стихотворение Д.С. Самойлова «Сороковые» (без указания количества стоп).

 

 

Ответ: ___________________________.

 

Для выполнения заданий 15 и 16 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.
Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

15

 

Как в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые» отображены сила духа
и жизнелюбие военного поколения?

 

16

 

Какие произведения отечественных поэтов посвящены Великой Отечественной войне и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Д.С. Самойлова «Сороковые»?

 

 

 

Часть 2

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1–17.3).
В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.
Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

 

17.1

 

  Какова роль пейзажа в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?    
17.2

 

  В чём проявляются сила и слабость поколения «сыновей»? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)  
17.3

 

  Как композиция рассказа «Судьба человека» помогает М.А. Шолохову в раскрытии образа Андрея Соколова?  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: