Содержание
Введение………………………………………………………………………..….…..3
Глава 1. Общие положения о малом предпринимательстве……………………….5
1.1 Роль и значение малого предпринимательства для российской экономики………………………………………………………………….…………..5
1.2 Организационно-правовые формы предпринимательства……………………..7
Глава 2. Малый бизнес: черты, экономические преимущества и недостатки…...20
2.1 Развитие среднего и мелкого предпринимательства……….…………….…...20
2.2. Малый бизнес в России: этапы развития и проблемы становления…….…...23
Заключение……………………………………………………………...……………26
Список использованной литературы………………………………………….……27
Введение
Развитие экономики любой страны немыслимо без оптимального соотношения в ней крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство (или малый бизнес) играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.
Предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Изучение этой темы также значительно для развития малого предпринимательства в России, так как оно возродилось в нашей стране сравнительно недавно – в конце 1987 года, когда государство в лице законодательной власти благословило частную инициативу, или предпринимательство. Именно в 1987 году в СССР появились и стали активно развиваться кооперативы. Россия сделала выбор в пользу демократического общества, основанного на рыночных отношениях и власти закона и призванного обеспечить личную свободу граждан, существование без насилия, возможность каждому трудиться на себя. Однако новые экономические структуры и по сей день переживают этап становления, несколько затянувшийся, по правде говоря.
Итак, целью работы является раскрытие основных теоретических понятий малого предпринимательства и его характеристик, роль малых фирм в экономике и их развитие в России.
Для достижения поставленных целей определены следующие основные задачи:
• на основе анализа действующего законодательства и научной литературы выработать определение понятия субъекта малого предпринимательства;
• проанализировать эффективность действующего законодательства, регулирующего финансирование и кредитование МП;
• выявить особенности каждой из рассматриваемых форм финансирования и кредитования применительно к субъектам МП.
Глава 1. Общие положения о малом предпринимательстве
Роль и значение малого предпринимательства для российской экономики
Особую роль в развитии рыночной экономики, как свидетельствует мировой опыт, играет малое предпринимательство. Становление МП в современной России является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики к стимулированию развития производства, перехода к инновационному типу экономического развития и т.д.[1] О значительном потенциале малого бизнеса свидетельствует тот факт, что за годы реформ - с конца 80-х до середины 90-х годов XX в. - это был самый быстрорастущий сектор экономики, причем формирование его происходило в сложнейших условиях. Эффективное функционирование малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:
· малое предприятие обеспечивает потребности рынка в тех товарах и услугах, которые средним и крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам, например, из-за ограниченных потребностей местных рынков; [2]
· более высокая оборачиваемость капитала;
· малые предприятия часто проявляют себя как новаторы. В частности, из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны на малых и средних предприятиях. При этом, как показывает практика, 80-85% разработок малых фирм внедряются в течение 1-2 лет3;
· относительно невысокие расходы на организацию и ведение предпринимательской деятельности, в первую очередь, на управление;
· высокая приспособляемость к изменениям рынка;
· близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры и другие преимущества.
Эффективное функционирование экономики возможно лишь при оптимальном соотношении количества крупных, средних и малых предприятий в стране. В нашей стране количество малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями гораздо меньше, чем в развитых странах. В США 97% предприятий - малые, а в России - 28%5.
МП в России обладает рядом отличительных особенностей, не характерных для малого бизнеса на Западе. Среди них:
· высокий уровень диверсификации (многопрофильности) малых предприятий. Нестабильная российская экономика заставляет предпринимателей искать любые источники дохода, занимаясь различными видами деятельности, порой не связанными между собой ни организационно, ни технологически;
· стремление к максимальной самостоятельности. В странах с развитой рыночной экономикой значительная часть малых предприятий работает на условиях субподряда, в системе франчайзинга и т.п.;
· высокая доля «теневого» сектора (по различным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов МП не задействованы в решении общегосударственных задач);
· низкий технологический и управленческий уровень.
Государственным комитетом РФ по статистике было проведено серьезнейшее за последние годы экономическое обследование малых предприятий по результатам их деятельности за 2007 год.
В ходе обследования из действовавших 873 тыс. малых предприятий информация была получена от 613,4 тыс. Всего же в России было зарегистрировано порядка 1 млн предприятий малого бизнеса (столько же их было и пять лет, и семь лет назад). По разъяснению Госкомстата РФ,
разница в цифрах связана с огромной ротацией малых предприятий: четверть фирм приостановила свою деятельность, а 20% находилось в стадии ликвидации.
По результатам обследования удалось выявить структуру уставного капитала частных фирм. Наибольшая его доля приходится на физические лица (70% от всего уставного капитала малых предприятий). Второй по значимости категорией акционеров-учредителей являются малые предприятия (25,3%).
К европейскому уровню (25-30 предприятий на тысячу жителей) приближаются лишь Санкт-Петербург (23 предприятия) и Москва (21 предприятие), на третьем месте Магадан (12 предприятий). В среднем же по России на тысячу жителей приходится 6 малых предприятий, в депрессивных районах и вовсе 1-218. В научной литературе выдвигается точка зрения, согласно которой основная причина снижения темпов развития МП в России по сравнению с началом 90-х годов состоит в том, что «в 1995 г. оказались практически исчерпанными ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности малых предприятий. Ситуация в России стала все больше напоминать положение вещей в нормальной рыночной экономике, где малый бизнес в большинстве случаев и по доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу. Нормой становится доход на одного занятого в малом предприятии на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране»