как по данным документам можно установить обстоятельства, подлежащие доказыванию?




Нижегородская правовая академия

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Контрольная работа

По курсу «Судебная бухгалтерия»

Вариант 3

 

 

  Выполнила студентка группы 10 ДОТ 01 Цыганова А.А. Зачетная книжка 1213689 Проверил преподаватель Бычкова С.Б.

 

 

Нижний Новгород

1. Что такое инвентаризация и какие имеются возможности ее использования в юридической практике?

Необходимость инвентаризации вызвана тем обстоятельством, что существуют такие факты хозяйственной жизни, которые невозможно документировать в момент их совершения, и, соответственно, они не находят отражения в бухгалтерском учете, становятся неконтроли­руемыми, а данные бухгалтерского учета и отчетности в результате нельзя признать достоверными.

К не документируемым в момент совершения фактам хозяйственной жизни можно отнести, прежде всего, недостачи и потери вследствие естественной убыли, а также хищений и злоупотреблений; излишки материальных ценностей и денежных средств, ошибки в ведении бухгалтерского учета и некоторые другие. Документы в момент совершения таких фактов не составляются В этом случае только инвентаризация позволит привести данные бухгалтерского учета в соответствие с реальным состоянием средств организации.

Таким образом, сущность инвентаризации заключается в выявлении и документальном оформлении таких фактов хозяйственной жизни, которые в момент их совершения в силу различных обстоятельств не были оформлены документально и, следовательно, не отражены в учете и отчетности.

В юридической практике потребность в инвентаризации возникает обычно в связи с определением размера причиненного организациям имущественного ущерба; при разрешении споров о задолженности по договорам гражданско-правового характера, а также при рассмотрении налоговых споров в связи с исполнением обязательств по уплате налогов.

Для правильного разрешения таких ситуаций и споров, привлечения виновных в ущербе к установленной законом ответственности необходи­ма информация, имеющая юридическую силу доказательств. Получить такую информацию позволяет проведение инвентаризации.

Инвентаризация необходима также и для подтверждения информации, содержащейся в финансовой отчетности организации и, прежде всего, в бухгалтерском балансе. Это объясняется тем, что данные бухгалтерского баланса в значительной мере позволяют оценить финансовое состояние коммерческой организации, что имеет важнейшее значение для акционеров, учредителей и потенциальных инвесторов при принятии решений, связанных с управлением капиталом. Следовательно, вопросы достоверности финансовой отчетности возникают при рассмотрении дел, связанных с обманом инвесторов, кредиторов и других категорий пользователей этой отчетности.

Необходимо отметить, что противоправная деятельность в сфере экономики закономерно вызывает несоответствия между данными бухгалтерского учета и фактическим состоянием объектов учета. Эта закономерность связана с тем, что противоправные действия не документируются либо документы для сокрытия противоправных действий составляются недоброкачественные (подложные).

Например, кассир неправомерно изъял денежные средства из кассы путем подделки росписей получателей денежных средств. Однако для того, чтобы сделать вывод о сумме ущерба, вследствие противоправных действий кассира, необходимо провести инвентаризацию в кассе, для того, чтобы определить фактическое наличие там денежных средств. Кассир мог внести подлог в документы с целью создания в кассе неучтенных излишков, однако деньги еще не изъять. В этом случае фактически причинить ущерб он еще не успел. Если же при проведении инвентаризации будет установлено, что неучтенные излишки денежных средств, созданные путем включения в отчет кассира подложных документов, из кассы уже изъяты, то можно будет установить сумму фактического ущерба, причиненного действиями кассира.

Проводится инвентаризация не только денежных средств или материальных ценностей, но и средств в расчетах. Под видом или в процессе расчетных операций также могут совершаться противо­правные действия.

Например, бухгалтер под видом оплаты счетов за коммунальные услуги или каких-либо других может перечислить с расчетного счета организации денежные средства на счет какой-либо фирмы, где они впоследствии изымаются и присваиваются. Однако если провести инвентаризацию расчетов с поставщиками услуг, которым якобы были перечислены деньги, то будет установлено, что они денежных средств, списанных на расчеты с ними, не получали. Тем самым будут обнаружены противоправные действия бухгалтера

Следовательно, если в процессе хозяйственной деятельности организации или под видом такой деятельности совершаются противоправные действия, направленные на присвоение денежных средств, материальных ценностей, других активов, то их признаки могут быть выявлены с помощью инвентаризации.

Необходимость проведения инвентаризации юридическими лицами закреплена законодательно. Так, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Согласно вышеназванному закону проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:

• при передаче имущества в аренду, при выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

• при смене материально ответственных лиц;

• при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

• при реорганизации или ликвидации организации;

• в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

С точки зрения юридической практики, необходимость проведения инвентаризации в вышеназванных случаях объясняется рядом причин.

Так, при передаче имущества в аренду, при выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия происходит смена собственника. Размеры передаваемого имущества в актах приема-передачи указываются на основании учета и отчетности. Поэтому новый собственник должен быть уверен в достоверности учетных данных и отчетных показателей. Для проверки их достоверности и необходима инвентаризация. Если этого не сделать, то собственник может получить фактически меньше имущества или больше долгов перед кредиторами, чем числится в учете и отчетности. Однако претензии к предыдущим владельцам предъявить уже не представится возможным, поскольку в актах приема-передачи будет стоять подпись нового владельца о том, что все указанное в них имущество им принято полностью.

Необходимость проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности связана с обеспечением достоверности ее показателей. Поэтому в случае непроведения такой инвентаризации в установленный срок показатели бухгалтерской отчетности нельзя признать достоверными Это обстоятельство юрист должен принимать во внимание при рассмотрении дел об обмане инвесторов, кредиторов и других категорий пользователей бухгалтерской отчетности.

При смене материально ответственных лиц обязательность проведения инвентаризации обусловлена разграничением материальной ответственности между ранее работавшим и вновь назначаемым материально ответственным лицом. Несоблюдение этого требования приведет к невозможности установления виновного лица в случае выявления недостачи или излишков при последующих инвентаризациях. Будет невозможно доказать, у кого именно из материально ответственных лиц возникли недостача или излишки - у бывшего или вновь назначенного. Соответственно, взыскать недостачу с виновного лица не представится возможным.

При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, а также в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, обяза­тельность проведения инвентаризации обусловлена необходимостью документального обоснования суммы ущерба, подлежащей взысканию с виновных лиц или списанию с баланса в установленном порядке. Кроме того, сумма ущерба от хищений или других противоправных действий лиц необходима для правильной квалификации содеянного.

При реорганизации или ликвидации организации обязательность проведения инвентаризации обусловлена необходимостью проверки данных бухгалтерского учета и показателей отчетности, приведенных в разделительном или ликвидационном балансе. Непроведение инвентаризации в таких случаях в дальнейшем исключает возможность предъявления претензий при установлении недостоверности учетных данных или отчетных показателей.

На практике обычно проводится инвентаризация имущества (денежных средств, материальных ценностей и нематериальных активов) организации и средств в расчетах (реальности сумм дебиторской и кредиторской задолженности, отраженной в учете).

Инвентаризация имущества может дать следующие результаты:

1) совпадение данных бухгалтерского учета об остатках имущества на определенную дату с фактическим наличием этого имущества, что может свидетельствовать о достоверности данных бухгалтерского учета и обеспечении сохранности имущества;

2) превышение данных бухгалтерского учета об остатках имущества на определенную дату над фактическим наличием этого имущества, т. е. недостачу имущества;

3) превышение фактического наличия имущества над данными бухгалтерского учета об остатках этого имущества на определенную дату, т. е. излишки имущества.

Проведение инвентаризации и ее результаты оформляются специапьно предназначенными для этого документами. К ним относятся инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей и сличи­тельная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей.

Недостача имущества может быть вызвана различными причинами. Например, естественной убылью. Так, вследствие длительного хранения на складах некоторые материальные ценности теряют вес за счет усыхания или испарения; при продаже некоторых нефасованных товаров, например крупы, муки, масла и др., часть товара утрачивается при взвешивании и фасовке.

В отдельных случаях недостача имущества может быть вызвана ненадлежащими условиями его хранения, что приводит к гниению, например в овощехранилищах Однако недостача имущества может быть вызвана и противоправными действиями, например хищением.

Причины образования излишков также могут быть различными. Например, излишки товаров одного наименования и недостача товаров такого же наименования, но другого сорта, могут быть вызваны пересортицей товаров при их получении, отпуске или подсчете фактического наличия при инвентаризации Так, колбаса вареная одного сорта при отпуске или получении может быть ошибочно определена как колбаса вареная другого сорта.

Вместе с тем излишки могут быть созданы и умышленно в результате противоправных действий как источник для последующего хищения.

В случаях создания недостач или излишков вследствие неправомерных действий лица, причастные к этому, обычно пытаются скрыть при инвентаризации факты недостач или излишков Для этого могут применяться разнообразные приемы. Однако все они сводятся к искусственному выравниванию размера фактического наличия имущества и данных бухгалтерского учета об остатках этого имущества. С этой целью вносится подлог либо в данные бухгалтерского учета для придания видимости соответствия учетных остатков фактическому наличию, либо в данные о фактическом наличии для придания видимости соответствия их учетным остаткам.

Юристу необходимо знать такие приемы, а также способы их обнаружения. В противном случае он может быть обманут при проведении инвентаризаций, особенно назначаемых в связи с привле­чением виновных лиц к установленной законом ответственности.

 

2. Какие искажения бухгалтерской отчетности вам известны и каковы их признаки?

Под искажением бухгалтерской отчетности принято понимать неверное отражение и представление данных бухгалтерского учета из-за нарушения установленных правил его организации и ведения.

Искажения отчетности могут быть преднамеренными и непреднаме­ренными.

Преднамеренные искажения бухгалтерской отчетности являются следствием преднамеренных действий, а иногда и бездействия работников организации, причастных к ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, а также предоставляющих информацию, необходимую для этой работы. Такие искажения совершаются, как правило, в корыстных целях, посредством введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.

Непреднамеренные искажения бухгалтерской отчетности обычно возникают вследствие арифметических или логических ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в полноте учета, неправильного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества.

Как преднамеренные, так и непреднамеренные искажения бухгал­терской отчетности могут быть существенными и несущественными.

Существенными считаются искажения, влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности настолько сильно, что квалифицированный пользователь этой отчетности может сделать на ее основе ошибочные выводы или принять ошибочные решения.

Появлению преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности может способствовать ряд факторов внутрихозяйственной деятельности организации. К основным из этих факторов можно отнести:

• значительные финансовые вложения в кризисные отрасли экономики;

• несоответствие величины оборотных средств объемам производства или продаж;

• наличие зависимости организации в определенный период времени от одного или небольшого количества заказчиков или поставщиков;

• изменения в практике договорных отношений, которые приводят к существенному изменению величины прибыли;

• нетипичные сделки, которые значительно влияют на величину финансовых показателей, особенно в конце года;

• несоответствие размеров платежей характеру получаемых услуг;

• недостатки в организационно-управленческой структуре экономи­ческого субъекта;

• особенности структуры капитала и распределения прибыли;

• существенные отклонения от установленных правил в ведении бухгалтерского учета и организации подготовки бухгалтерской отчетности.

Наряду с вышеназванными факторами внутрихозяйственной деятельности могут способствовать появлению искажений бухгалтерской отчетности и факторы, отражающие особенности состояния конкретной отрасли экономики и страны в целом.

Можно назвать следующие основные факторы из этой категории, способствующие появлению искажений бухгалтерской отчетности:

• кризис, депрессия или подъем в экономике конкретной отрасли или в экономике страны в целом;

• возрастание возможностей банкротства конкретной организации в связи с кризисным состоянием отрасли или экономики страны в целом;

• технологические и производственные особенности деятельности данной организации.

Появлению искажений бухгалтерской отчетности могут способство­вать и некоторые виды нарушений в деятельности организации, в частности:

• отклонения от установленных правил ведения и организации бухгалтерского учета и отчетности;

• отсутствие или несоблюдение учетной политики оценки и отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций;

• нарушения налогового и валютного законодательства.

Могут иметь место и другие факторы, влияющие на появление искажений в бухгалтерской отчетности.

В юридической практике вопросы, связанные с искажениями отчет­ности, возникают, как правило, в случаях, когда определенными группами лиц или какими-либо организациями было принято решение об инвести­ции средств, предоставлении кредитов или займов, регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг и в некоторых других случаях на основе информа­ции, содержащейся в бухгалтерской отчетности. При этом в дальнейшем получатель таких средств стал уклоняться от их возврата, мотивируя свои действия внезапно ухудшившимся финансовым состоянием.

В подобных случаях кредиторы могут обращаться с иском в арбитражный суд или ставить вопрос о привлечении виновных к уголовной ответственности. Для решения вопроса об ответственности, как правило, невозможно обойтись без оценки достоверности бухгал­терской отчетности, проверки наличия или отсутствия искажений в ней.

В противоправных целях отчетность может искажаться как с целью приукрашивания показателей, характеризующих финансовое состояние и финансовые результаты деятельности, так, и, напротив, с целью создания видимости финансового неблагополучия организации. Конкретные способы искажения отчетности зависят от цели, которую преследуют составители этой отчетности - привлечь обманным путем средства, уклониться от возврата долгов, приобрести предприятие в частную собственность по цене значительно ниже реальной и другое.

Так, для незаконного получения кредита бухгалтерская отчетность может искажаться с целью создания видимости лучшего, чем есть на самом деле, финансового состояния организации. Для этого в бухгалтерском балансе могут искажаться данные, от которых зависит показатель ликвидности, характеризующий способность организации отвечать по своим обязательствам.

Для создания видимости более высокой ликвидности в бухгал­терской отчетности может иметь место увеличение сумм остатков денежных средств, финансовых вложений, особенно краткосрочных и некоторых других. Одновременно с целью сохранения баланса может быть уменьшена величина, например, дебиторской задолженности различных организаций или других менее ликвидных активов, таких как капитальные вложения в основные средства.

Однако иногда потенциальный получатель кредита увеличивает в балансе величину и менее ликвидных активов, например, показывая стоимость зданий, которые ему не принадлежат, а взяты в аренду. Затем эти здания предъявляются кредитному инспектору банка, проверяющему фактическое обеспечение возврата выдаваемого кредита и уплаты процентов по нему.

Для того чтобы не нарушать баланс, в таких случаях уменьшаются какие-либо другие активы, например дебиторская задолженность, или увеличиваются пассивы баланса, например резервный капитал.

Искажения в бухгалтерской отчетности с целью создания видимости худшего, чем есть на самом деле, финансового состояния предприятия могут вноситься, например, при совершении преступлений, ответственность за которые предусмотрена УК РФ: ст. 177 «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности», ст. 195 «Неправо­мерные действия при банкротстве» (ч. 1), ст. 196 «Преднамеренное банкротство», ст. 197 «Фиктивное банкротство».

В таких случаях ставится цель, как правило, уклонения от возврата долгов или приобретения в собственность коммерческой организации по цене ниже рыночной.

Для этого в активе баланса могут искажаться в сторону уменьшения показатели, характеризующие величину основных средств, материальных запасов, денежных средств, финансовых вложений, и одновременно с целью сохранения равенства баланса могут быть увеличены размеры дебиторской задолженности, охарактеризованной в пояснительной записке как нереальная к взысканию.

С такой же целью в пассиве баланса может быть уменьшена сумма прибыли или резервного капитала, т. е. источников собственных средств, с одновременным увеличением суммы кредиторской задолженности как источника заемных средств.

На практике встречаются искажения и других показателей баланса и отчета о прибылях и убытках.

Искажение бухгалтерской отчетности может осуществляться путем:

1) составления подложных первичных документов, которые затем отражаются в записях на счетах бухгалтерского учета, откуда итоговые данные переносятся в бухгалтерскую отчетность;

2) выполнения подложных записей на счетах бухгалтерского учета, не обоснованных документами; итоги этих записей затем переносятся в бухгалтерскую отчетность;

3) выполнения их только в бухгалтерской отчетности, не затрагивая записей на счетах бухгалтерского учета и первичных документов.

Во всех перечисленных случаях закономерно возникают признаки противоправной деятельности в форме различных несоответствий. В частности, при искажениях бухгалтерской отчетности, выполняемых первым и вторым способами, признаки и следы противоправной деятельности проявляются как несоответствия между содержанием отчетности и фактическими результатами деятельности организации. Это позволяет сделать вывод о том, что если противоправная деятельность закономерно отражается в документах и на счетах бухгалтерского учета, то она также закономерно отразится и в бухгалтерской отчетности, так как она составляется по данным записей на счетах бухгалтерского учета, а эти записи выполняются на основании документов.

При третьем способе искажения бухгалтерской отчетности, кроме названных выше несоответствий, возникает и несоответствие между показателями бухгалтерской отчетности и данными бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность позволяет установить такие сведения о противоправной деятельности, как способ ее совершения, сумма причиненного ущерба, фамилии причастных лиц, время и место осуществления противоправной деятельности.

 

3. Охарактеризуйте аудит как одну из форм использования специальных экономических познаний, а также использование аудита в юридической практике.

 

 

Одной из форм использования специальных экономических познаний в правоприменительной практике является проведение аудиторских проверок. Так же как и ревизия или судебно-бухгалтерская экспертиза, аудиторские проверки направлены, как правило, на получение информации, необходимой для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию при расследовании преступлений или судебном разбирательстве по уголовным и гражданским делам

В отличие от ревизии аудиторские проверки в юридической практике обычно назначаются в случаях, когда потерпевшей стороной является не государство или муниципальное образование и их структуры, а коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Расходы по проведению аудиторских проверок в таких случаях оплачивают именно они, с последующим возмещением в судебном порядке за счет виновных лиц.

Аудиторские проверки могут проводить только аудиторские органи­зации или предприниматели, занимающиеся аудиторской деятельностью. В соответствии с действующим законодательством аудиторской является деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями или индивидуаль­ными аудиторами.

При этом под аудитом понимается независимая проверка бухгалтерской отчетности в целях выражения мнения о ее достоверности. Необходимость в такой проверке возникает в связи с тем, что большинство публичных компаний (открытые акционерные общества, банки и некоторые другие субъекты предпринимательской деятельности) обязаны публиковать свою бухгалтерскую отчетность, которая имеет широкий круг пользователей. Эти пользователи должны быть уверены в достоверности информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности. Вместе с тем несмотря на то, что мнение аудитора обычно способствует росту доверия к бухгалтерской отчетности, нельзя принимать это мнение как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем или как подтверждение эффективности ведения дел руководством аудируемого лица. Аудитор не дает и оценки соблюдения интересов собственников организации и эффективности отдельных операций аудируемого лица.

Необходимо отметить, что действующее законодательство запрещает аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих услуг. Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.

В частности, к сопутствующим услугам относятся: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности, бухгалтерское консультирование; налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций; анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование; управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией; юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления; автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий; оценочная деятельность; разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях; обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудит не может подменять каких-либо форм государственного финансового контроля, например налогового контроля или ревизии, которые осуществляются уполномоченными государственными органами. Это объясняется разными целями различных форм финансового контроля. Так, налоговая проверка проводится в целях обеспечения интересов государства в связи с формированием доходной части государственного бюджета, а аудиторская проверка нацелена, как правило, прежде всего, на защиту интересов акционеров и некоторых других пользователей бухгалтерской отчетности.

В юридической практике вопросы, связанные с проведением аудита, возникают, как правило, в связи с имущественными или налоговыми спорами, а также по делам, связанным с возмещением ущерба, возникшего вследствие принятия решения пользователем бухгалтерской отчетности на основании показателей этой отчетности.

Так, например, аудиторская проверка может назначаться при возникновении спора о размере доли учредителя в активах организации в связи с выходом какого-либо физического или юридического лица из состава учредителей.

Потребность в аудиторской проверке может возникнуть в случае несогласия налогоплательщика с выводами налогового органа по результатам налоговой проверки, когда эти выводы оспариваются в судебном или внесудебном порядке.

Аудиторская проверка может оказаться необходимой при возникно­вении признаков правонарушений, связанных с законодательством о рекламе, фиктивным или преднамеренным банкротством, неправомер­ными действиями при банкротстве, нарушениями правил эмиссии ценных бумаг, представлением и раскрытием информации на рынке ценных бумаг и некоторых других.

Во всех названных случаях обычно возникает вопрос о достовер­ности бухгалтерской отчетности, для чего и необходима аудиторская проверка.

Составленное аудиторское заключение юрист должен оценить как с формальной стороны, так и по существу.

При оценке аудиторского заключения с формальной стороны необходимо убедиться в том, что аудиторы, проводившие проверку, имеют квалификационные аттестаты, состоят членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов, кроме того, следует проверить соблюдение требований по форме составления аудиторского заключения, наличие в нем всех необходимых реквизитов, подписей и печатей.

При оценке аудиторского заключения по существу необходимо убедиться в правильности документального обоснования замечаний аудитора в отношении соблюдения норм действующего законода­тельства, проверить, приняты ли аудитором во внимание пояснения в связи с возникшими замечаниями, если не приняты во внимание - то есть ли обоснование этому. Следует убедиться также, что аудиторы проверили все документы и другую информацию, которые могли бы подтвердить или опровергнуть их замечания.

На практике иногда возникает вопрос, связанный с качеством аудиторской проверки Обычно причиной являются штрафные санкции налоговых органов по результатам налоговой проверки, проведенной после аудиторской проверки. В этом случае необходимо внимательно посмотреть обязательства, взятые на себя по договору аудиторской организацией, план и программу аудиторской проверки, соблюдение требований федеральных стандартов аудиторской деятельности. После этого можно принимать решение о возможности взыскания с аудиторской организации понесенных убытков в связи с уплатой налоговых санкций.

Задача 8

Организация Н., по инициативе начальника транспортного цеха гр. Л. заключила договор с автосервисом на техническое обслуживание служебных автомобилей. Собственник этого автосервиса состоял в родственных отношениях с начальником транспортного цеха гр. Л.

Названный начальник транспортного цеха систематически направлял в ремонт в данный автосервис заведомо исправные автомобили, которые, простояв там несколько дней, возвращались в организацию.

Автосервис предъявлял счета на оплату за ремонт, согласно актам выполненных работ. Подписи в приемке автомобилей из ремонта в актах выполнялись начальником транспортного цеха гр. Л. Полученные автосервисом от организации Н. деньги за якобы выполненный ремонт делили между собой начальник транспортного цеха гр. Л и собственник автосервиса.

Определить:

1) какие приемы документального контроля необходимо провести для установления подлогов в актах выполненных работ?

При проведении документального контроля были использованы приемы: формальной проверки и взаимного контроля, что позволило бы исследовать документы на предмет его соответствия требованиям, предъявляемым к оформлению документов, изложенным в Законе «О бухгалтерском учете» и позволит сопоставить содержание разных документов, отражающих одну и ту же хозяйственную операцию, что позволит установить сговор между начальником транспортного цеха гр. Л. и собственником автосервиса. Так же может быть использованы разновидности взаимного контроля, хронологический анализ и сравнительный анализ, который позволит установить факт хищения денежных средств.

2) какие документы следует использовать при проведении приемов документального контроля?

1. Договор с автосервисом на техническое обслуживание служебных автомобилей;

2. Объяснение начальника транспортного цеха гр. Л. и собственником автосервиса;

3. Бухгалтерский баланс;

4. Счета на оплату и ремонт;

5. Акты выполнения работ по ремонту;

6. Акт сверки взаиморасчетов.

Документы должны содержать реквизиты: название документа, код, №, дата, адрес, ИНН, перечень реквизитов, подписи руководителя и главного бухгалтера или других ответственных лиц, печать организации. Значение этой проверки: удостоверить полноту заполнения всех требуемых реквизитов, наличие данных по совершаемым хозяйственным операциям, суммы операций.

как по данным документам можно установить обстоятельства, подлежащие доказыванию?

по дате в актах о выполненных работах и информации о месте его составления – время и место совершения преступления;

- по суммам указанным в актах о выполненных работах – сумму ущерба;

- по подписям собственника автосервиса и начальника транспортного цеха гр. Л.- лиц, причастных к хищению;

- исходя из содержания операции – ремонта автотранспорта, принадлежащего организации Н. – способ совершения преступления

Задача 17

В ходе расследования уголовного дела установлено, что генеральный директор ОАО П. гр.А. в период 2009-2010 г.г., разработал и реализовал схему, направленную на преднамеренное банкротство возглавляемого им предприятия с целью присвоение его активов. Во исполнение данной схемы и для маскировки преступной деятельности, им было создано несколько организаций: ЗАО К., ЗАО М., ООО В., ООО И., ООО П.

Осуществляя сделки с участием данных организаций гр.А. систематически целенаправленно выводил из руководимого им предприятия имущество, включая денежные средства, преднамеренно создавая условия для банкротства ОАО П. Следствием преступной деятельности гр.А. стало тяжелое финансовое положение ОАО П.

По исковому заявлению заинтересованной организации ООО Р. в отношении ОАО П. была введена процедура банкротства.

Генеральный директор ОАО П. гр.А., перед введением процедуры банкротства, без экономических обоснований, без согласования с Советом директоров ОАО П. и без решения общего собрания акционеров ОАО П., продал имущество ОАО, включая оборудование, непосредственно участвовавшее в основном производстве и необходимое для дальнейшей деятельности предприятия в ООО П.

Указанное имущество было продано по остаточной стоимости, без учета рыночных цен и с использованием вексельной схемы оплаты.

В результате данных финансово-хозяйственных операций активы ОАО П. были значительно уменьшены.

В дальнейшем гр. А. без согласования с Советом директоров, без решения общего собрания акционеров ОАО П., и без согласования с временным управляющим продал 51% уставного капитала ООО П., т.е. в организацию, которой ранее было продано имущество ОАО П., а также физическим лицам: гр. Г., гр. Л. и гр. С.

Кроме того, из показаний свидетеля гр. М. следует, что генеральный директор ОАО П. гр.А. пытался создать фиктивную кредиторскую задолженность ОАО П. перед ЗАО К., ЗАО М. и ООО В., также с целью передачи им имущества ОАО П., под видом погашения кредиторской задолженности.

В целях полного, объективного и всестороннего расследования данного уголовного дела возникла необходимость в проведении судебной бухгалтерской экспертизы по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности ОАО П. в период с 1.01 2009г. по 31 12.2010 г.

Требуется:

1) сформулировать вопросы судебному эксперту

Подтвердить создание организаций ЗАО К., ЗАО М., ООО В., ООО И., ООО П. генеральным директором ОАО П. гр. А. в период с 01.01.2009г. по 31.12.2010г.

Отражены ли в представленных регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, налоговых декларациях сведения о начис­ленных налогах, сведения о наличии имущества, сведения о креди­торской задолженности по налогам перед бюджетом

2) назвать какое именно обстоятельство, подлежащее установлению по уголовному делу можно установить на основании информации, полученной в результате ответа на каждый из поставленных перед судебным экспертом вопросов;

умысел генерального директора ОАО П. гр.А на осуществление преднамеренного банкротства возглавляемого им предприятия с целью присвоение его активов

3) составить перечень документов, необходимых для производства экспертизы.

1. свидетельство о государственной регистрации организацийЗАО К., ЗАО М., ООО В., ООО И., ООО П.,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: