1. Оптимальный цвет школьной доски кабинетах черчения и рисования:
а) чёрный; б) коричневый; в) белый; г) зелёный.
2. Информативный показатель биологического возраста ребёнка дошкольного возраста:
а) годовая прибавка длины тела; б) окружность головы; в) степень развития вторичных половых признаков.
3. Метод, позволяющий оценить гармоничность, пропорциональность физического развития ребёнка:
а) сигмальных отклонений; б) центильный; в) регрессионный.
4. Оптимальная дистанция сиденья:
а) положительная; б) нулевая; в) отрицательная.
5. Допустимый уровень звука, издаваемого игрушкой, предназначенной для игры в помещении (дБ):
а) 65; б) 75; в) 85.
6. Осанка – это:
а) поза непринуждённо стоящего человека; б) привычная поза сидя; в) положение тела по стойке “смирно”; г) правильное положение тела в пространстве.
7. Осанку оценивают в положении человека:
а) сидя; б) лёжа; в) стоя.
8. У детей смена молочных зубов на постоянные начинается в возрасте (лет):
а) 4-5; б) 5-6; в) 6-7.
9. Оптимальный угол наклона крышки школьной парты (º):
а) 10-12; б) 12-15; в) 15-20.
10. Оптимальная ориентация окон классных помещений школы:
а) юг; б) восток; в) запад; г) север.
11. Рекомендуемая ориентация окон кабинетов черчения, рисования, информатики:
а) юг; б) восток; в) запад; г) север.
12. Максимально допустимая плотность застройки участка школы (%):
а) 5; б) 10; в) 15; г) 20.
13. Развитие вторичных половых признаков у девочек оценивают при достижении возраста (лет):
а) 7; б) 8; в) 9; г) 10.
14. Развитие вторичных половых признаков у мальчиков оценивают при достижении возраста (лет):
а) 7; б) 8; в) 9; г) 10.
15. Угол рассматривания (видимости) учебного материала на школьной доске при приближении к ней парт:
а) увеличивается; б) уменьшается; в) не изменяется.
16. Максимально допустимая масса погремушки для детей грудного возраста (г):
а) 25; б) 50; в) 75; г) 100.
17. Наименее интенсивный закаливающий природный фактор:
а) солнце; б) воздух; в) вода.
18. Степень развития вторичных половых признаков относится к показателям физического развития:
а) соматометрическим; б) соматоскопическим; в) физиометрическим.
19. Интервал роста школьников, на который отличаются номера школьной мебели (см):
а) 10; б) 15; в) 20.
20. Расстояние по вертикали от края стола, обращенного к ученику, до плоскости сиденья – это:
а) дистанция сиденья; б) дистанция спинки; в) дифференция.
21. Закаливание водой относится к процедурам:
а) конвекционным; б) кондукционым; в) инсоляционным.
22. Максимальная масса учебника для учащихся начальных классов (г):
а) 150; б) 250; в) 300; г) 400.
23. Максимальная масса учебника для учащихся 10-11 классов (г):
а) 400; б) 500; в) 600; г) 700.
24. Минимальная высота спортивного зала школы (м):
а) 5; б) 6; в) 7.
25. Длина кабинета врача в школе (не менее м):
а) 5; б) 6; в) 7.
26. Угол видимости классной доски для учащихся II, III ступеней обучения (не менее º):
а) 25; б) 35; в) 45.
27. Показатель, не характеризующий уровень биологического развития подростка:
а) длина тела и её годовая прибавка; б) масса тела; в) число постоянных зубов; г) степень полового созревания.
28. Гетерохронность – это:
а) неодновременность роста и развития отдельных органов и систем; б) неодновременность темпа роста и развития; в) отставание или опережение индивидуальных показателей физического развития относительно стандартных.
29. Гетероморфность – это:
а) неодновременность роста и развития отдельных органов и систем; б) неодновременность темпа роста и развития; в) отставание или опережение индивидуальных показателей физического развития относительно стандартных.
30. Суточный расход энергии у ребёнка первого полугодия жизни (ккал. на 1 кг веса):
а) 100-110; б) 90-100; в) 70-75.
31. В первый год жизни длина тела ребёнка увеличивается на (% от начальной):
а) 20; б) 30; в) 47.
32. Биологический возраст – это:
а) период, прожитый ребёнком от рождения до момента обследования; б) совокупность морфологических и функциональных свойств организма, зависящая от индивидуального темпа и развития; в) степень развития вторичных половых признаков.
33. Основной показатель биологического возраста подростков 15-ти лет и старше:
а) степень развития вторичных половых признаков; б) длина тела и её годовая прибавка; в) число постоянных зубов.
34. Уровень оссификации скелета детей и подростков определяют:
а) при плановых медицинский осмотрах; б) при поступлении детей в школу; в) при резко выраженных нарушениях физического развития.
35. Антропометрический показатель, наиболее подверженный действию факторов среды:
а) масса тела; б) длина тела; в) окружность грудной клетки.
36. Понятие “акселерация” предложил:
а) в 1870 г. Эрисман; б) в 1935 г. Кох; в) в 1970 г. Громбах.
37. Цвет маркировки школьной парты для учеников ростом от 145 до 160 см:
а) красный; б) жёлтый; в) зелёный.
38. Минимальное расстояние между рядами парт в классе (м):
а) 0,6; б) 0,8; в) 1,0.
39. С помощью пластинки Кона определяют:
а) апрош; б) интерлиньяж; в) плотность набора.
40. При оценке плантограммы нормальной (сводчатой) стопы ширина перешейка, соответствующего отпечатку стопы, должна составлять относительно ширины проекции всей стопы (%):
а) 50;б) 60; в) 70.
41. Жироотложение оценивают как среднее при толщине жировой складки (см):
а) 0,5-1,0; б) 1,0-2,0; в) 2,0-3,0.
42. Критерии оценки здоровья детей и подростков, на основании которых определяют группы здоровья, разработаны:
а) Вельтищевым Ю.Е.;б) Сердюковской Г.Н.; в) Кардашенко В.Н.; г) Громбахом С.М.
43. К часто болеющим относятся дети, болеющие в течение года:
а) 3 раза;б) 4 раза; в) 5 раз; г) более 5 раз.
44. Группа здоровья ребёнка со средним гармоничным физическим развитием, страдающего хроническим гастритом, не болевшего в течение года:
а) I;б) II; в) III; г) IV.
45. Здоровые дети относятся к группе здоровья:
а) I;б) III; в) V.
46. Болезни органов дыхания в структуре заболеваемости детей всех возрастных групп занимают ранговое место:
а) 1;б) 2; в) 3; г) 4.
47. При фенилкетонурии в диете ребёнка следует ограничивать аминокислоту:
а) фенилаланин;б) гистидин; в) тирозин; г) изолейцин.
48. Мышечная сила кистей относится к показателям физического развития:
а) физиометрическим;б) соматометрическим; в) соматоскопическим.
49. Возрастная группа ребёнка, возраст которого на день обследования 4 года 9 месяцев 12 дней:
а) 4 года;б) 4 года 6 месяцев; в) 5 лет.
50. Оценить рост ребёнка, если его отклонение от среднего значения составляет -1,8 …:
а) низкий;б) ниже среднего; в) средний.
51. Прибор для определения толщины подкожно-жировой складки:
а) толстотный циркуль;б) становой динамометр; в) антропометр.
52. Для создании региональных стандартов физического развития минимальное количество обследованных составляет:
а) 100 человек, родившихся и проживающих в данном регионе; б) 100 человек одного пола и возраста, родившихся и проживающих в данном регионе; в) 100 человек одного возраста, проживающих в данном регионе.
53. Оценка физического развития ребёнка по центильным рядам, если значение массы тела соответствует второму коридору, а рост – четвёртому:
а) средний рост, низкая масса, дисгармоничное физическое развитие;б) средний рост, пониженная масса, гармоничное физическое развитие; в) средний рост, пониженная масса, дисгармоничное физическое развитие; г) пониженный рост, низкая масса, дисгармоничное физическое развитие.
54. Группа здоровья ребёнка дошкольного возраста, не имеющего хронических заболеваний, со средним и дисгармоничным физическим развитием, переболевшего трижды в течение года ОРВИ:
а) I;б) II; в) III; г) IV.
55. Основное помещение школы:
а) библиотека; б) мастерская; в) столовая; г) мед. пункт.
56. Максимальная этажность здания школы:
а) 2;б) 3; в) 4; г) 5.
57. Минимальная площадь теневого навеса на групповой площадке дошкольной образовательной организации (м2):
а) 20; б) 40; в) 60; г) 80.
58. Акселерация – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению:
а) с популяцией детей того же пола и возраста, проживающих на данной территории; б) с предыдущими поколениями; в) с региональными стандартами.
59. Метод комплексной оценки физического развития детей и подростков, основанный на использовании единых для регионов России стандартов:
а) сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития; б) центильный; в) шкал регрессии.
60. Диагноз плоскостопия по результатам оценки плантограммы можно ставить по достижении ребёнком возраста:
а) 2 года;б) 4 года; в) 6 лет; г) 7 лет.
61. Служебное помещение школы:
а) библиотека;б) мастерская; в) столовая; г) мед. пункт.
62. Максимально допустимый % застройки площади земельного участка школы:
а) 12; б) 18; в) 20; г) 30.
63. Минимально допустимая площадь групповой комнаты детского сада (м2):
а) 20;б) 40; в) 50; г) 60.
64. Согласно схемы социальной возрастной периодизации, к преддошкольному возрасту относят детей:
а) до 3 лет;б) до 6 лет; в)от 3 до 7 лет.
65. Согласно схемы социальной возрастной периодизации, к дошкольному возрасту относят детей:
а) до 3 лет;б) до 6 лет; в) от 3 до 7 лет.
66. Согласно схемы социальной возрастной периодизации, к подростковому возрасту относят детей:
а) 12-14 лет;б) 13-14 лет; в) 15-18 лет.
67. Согласно схемы биологической возрастной периодизации, к подростковому возрасту относят девочек:
а) 11-13 лет;б) 12-14 лет; в) 12-15 лет.
68. Согласно схемы биологической возрастной периодизации, к юношескому возрасту относят юношей:
а) 15-18 лет;б) 16-20 лет; в) 17-21 год.
69. Группа риска развития заболеваний при дисгармоничном физическом развитии вследствие избыточной массы тела ребёнка:
а) I; б) II; в) III.
70. Больных детей в стадии компенсации относят к группе здоровья:
а) 1;б) 2; в) 3; г) 4.
71. Группа здоровья детей, не требующих диспансерного наблюдения:
а) II;б) III; в) IV.
72. Частота распространённости среди школьников Российской Федерации синдрома дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью (%):
а) 28;б) 38; в) 48.
73. Динамический стереотип – это:
а) индивидуальная программа поведения, основанная на закреплённых механизмах памяти;б) хаотичная нестабильность поведения ребёнка в течение дня; в) гиперактивное поведение ребёнка.
74. Продолжительность сна у подростков в возрасте 15-17 лет (не менее часов):
а) 6-7;б) 7-8; в) 8-9; г) 9-10.
75. Продолжительность сна у детей в возрасте 7-10 лет (не менее часов):
а) 8-9б) 9-10; в) 10-11.
76. Продолжительность домашних занятий учеников 3-4 классов (не более часов):
а) 1-2 б) 2; в) 2-2,5.
77. Продолжительность домашних занятий учеников 8-11 классов (не более часов):
а) 3;б) 3,5; в) 4; г) 4-5.
78. Готовность ребёнка к обучению в школе определяет:
а) психолог;б) невролог; в) педиатр детской поликлиники.