Вторая часть урока. Русская фразеология.




Запишите дату и тему урока.Ознакомьтесь с целью урока

Первая часть урока.Лексика.

Лексика русского языка — это целая система, внутри которой слова вступают друг с другом в разного рода отношения. Все эти виды отношений вам уже известны. Сегодня мы обобщим наши знания о системных отношениях в лексике.

Определите, как соотносятся между собой звучание слов и их значение.

Радостный - грустный. Смелый - храбрый. Адресат - адресант. Ключ (от двери) - ключ (родник).

Вывод1.Запишите в тетрадь

В первой паре слов (радостный — грустный) звучание слов разное, а значение — противоположное.(антонимы)

Во второй паре (смелый — храбрый) слова различаются по звучанию, но близки по значению: смелый — не поддающийся чувству страха, отважный, а храбрый — отличающийся храбростью, отважный.(Синонимы)

В третьей паре слова схожи (но неодинаковы) по звучанию и различается по значению: адресат — это тот, кто отправляет письмо, а адресант — тот, кто его получает.)(Паронимы)

В четвертой паре слова не отличаются друг от друга по звучанию, но имеют разное лексическое значение (на это указывают записанные в скобках значения слов.(Омонимы)

Вывод2.(Запишите в тетрадь)

Для лексики русского языка характерны четыре типа системных отношений: антонимы, синонимы, паронимы и омонимы.

Антонимы-это слова,имеющие противоположное значение.

Синонимы-это слова,которые звучат и пищутся по-разному,но имеют одинаковое или близкое значение.Термометр-градусник.

Паронимы –это слова,близкие по звучанию и написанию,но разные по значению.Абонент(человек)- абонемент(пропуск,билет)

Омонимы –это слова,которые звучат и пищутся одинаково,но имеют разное значение. КРАН – водопроводный или грузоподъемный.

Отличайте омонимы от многозначных слов.Многозначные слова имеют общее значение,а омонимы меют разное значение.Дробь-шарики для стрельбы.Дробь=число..

В случае затруднения в правиьном словоупотребления обращайтесь к толковому словарю,словарю синонимов.паронимов.

 

2.Закрепление материала.

Паронимы

Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.Запишите верный вариант.

Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.Герой все время находится в подвесном состоянии.Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.Мы живем в одном доме, но на различных этажаЭти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережнаяУчиться он не хотел, вот и вырос невежей.Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.Маяковский стоял у источников советской поэзии.Командировочные должны получить командировочные удостоверенияОн сказал обидчивое слово.Обед был сытым и веселым.

Упражнение 2. Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках. Мотивируйте свой выбор. Учтите, что в некоторых случаях возможны варианты.

В мальчике проснулся (ярый, яростный) рыболов, когда он впервые в этом году попал на Волгу. Он сразу решил (пойти, пройти) на (рыбью, рыбную) ловлю, надеясь на (удачный, удачливый)лов. (Скрытый, скрытный) от глаз прохожих, мальчик садится на (опасном, опасливом) обрыве. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце. Ожидание (поглотило, проглотило) мальчика.

На месте небольшого завода, согласно (генеральному, генеральскому) плану реконструкции, скоро будет (построен, возведён, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. Уже в начале будущего года он сможет (отгружать, сдавать) продукцию потребителям.

Омонимы

Упражнение 3. Ответьте на вопросы-шутки (устно).

Какой ячмень нельзя молотить?Какую соль нельзя положить в суп?Какой бор никогда не имеет листвы и хвои?Какую строчку не может прочесть ни один ученый?Всякий ли пар способен подниматься кверху?У каких башмаков не бывает каблуков?Каким гребнем голову не расчешешь?Из какого крана нельзя напиться?В какой клетке не держат птиц и зверей?В каких лесах не водится дичь?Каким поясом нельзя подпоясаться?Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем?

Упражнение 6. Подберите к каждому слову соответствующий омоним, определите к какой части речи они относятся, и составьте с ними словосочетания или предложения.

Образец: мой (мест.) карандаш – мой (глаг.) посуду.

Рублю, лечу, стекла, простой, стать, печь, течь, стих, дуло.

Синонимы и антонимы

Упражнение 7. Замените иноязычные слова русскими синонимами: Агрессор, аморфный, апломб, генеральный, иллюзия, мемуары, архитектор, дефект, полисемантичный, фрагмент, сервиз, вояж, индивидуальный, коллективный, лаконичный, метаморфоза.

Упражнение 8. Допишите пословицу, используя антонимы:

Корень учения горек, а плод его … Ласточка день начинает, а соловей … Ученье – свет, а неученье - … Мягко стелет, да жестко … Не бойся врага умного, а бойся друга … Знай больше, говори …. Лучшая вещь новая, лучший друг –Легко сказать, да… Правой рукой строит, а левой.

Вторая часть урока. Русская фразеология.

1)Запишите и выучите определение фразеологизмов и фразеологии

 

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению).близкие по лексическому значению одному слову.

Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: