Максимилизация общей полезности.




Денежный доход индивида ограничен. Поэтому потребитель будет соизмерять полезность покупаемой продукции и свой бюджет. Задача потребителя – найти такую комбинацию продуктов, которая в рамках бюджета обеспечивала бы для нетто максимальную полезность. На выбор потребителя влияет не только величина предельной (добавочной) полезности, содержащейся в следующих единицах, например, продукта А, но и от скольких долларов (следовательно, от скольких единиц альтернативного товара В) ему придется отказаться ради приобретения этих дополнительных единиц товара А. например, вы предпочитаете посещение кафе с предельной полезностью в 36 ютелей просмотру кинофильма, предельная полезность которого для вас составляет 24 ютили. Но если посещение кафе стоит 12 долл., а билет в кино – 6 долл., то выбор будет сделан в пользу кино. Почему? Потому что предельная полезность в расчете на затраченный доллар составит 4 ютили в случае просмотра кино (4=24:6) и лишь 3 ютили в случае посещения кафе (3=36:12).Вывод: чтобы добавочные (предельные полезности товаров, продаваемых по разным ценам, были сравнимы между собой, необходимо рассматривать предельные полезности в расчете на один затраченный доллар. Потребитель максимилизирует полезность путем выбора такого потребительского набора, удовлетворяющего бюджетному ограничению, при котором отношения предельной полезности к цене одинаковы для всех благ. В этом состоит второй закон Госсена.

Максимальная полезность при покупке продуктов достигается в том случае, если бюджет будет распределен таким образом, что каждый последний доллар, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, принесет одинаковою предельную (добавочную) полезность.

 

 

II. Стоимость, полезность, ценность и их взаимодействие.

Содержание понятия стоимости и ее классификации.

Согласно трудовой теории стоимости (основоположниками которой являются У. Петти, А. Смит, Д. Риккардо и К. Маркс), обмен товаров происходит как обмен одинакового количества труда, затраченного на их производство. Д. Риккардо писал, что «меновая стоимость товара определяется количеством труда, воплощенного в них». Таким образом, основой стоимости является общественный труд, который и составляет субстанцию или внутреннее содержание стоимости. Стоимость и меновая стоимость тесно связаны между собой, но не тождественны. Их разница в том, что стоимость есть внутреннее присущее свойство товара, его сущность, а меновая стоимость – это внешнее проявление сущности в процессе обмена.

Следует различать индивидуальную стоимость – стоимость отдельного товара, величина которой определяется затратами отдельного предприятия, и общественную стоимость, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда, т.е. затратами на единицу потребительной стоимости при общественно нормальных условиях производства, среднем уровне умелости и интенсивности труда.

Величина стоимости, по А. Смиту, определяется то трудом, затраченным на его производство, то стоимостью труда, покупаемого за данный товар, а то суммой доходов рабочего и капиталиста. Теория «трех факторов производства» Ж. Б. Сэя исходит из того. Что в создании стоимости участвуют три фактора: труд, капитал и земля. По Марксу, средства производства (капитал и земля) не могут быть источником стоимости, т.к. в них заключена определенная стоимость (прошлый овеществленный продукт), и лишь живым трудом наемного рабочего стоимость средств производства переносится на готовый продукт.

Стоимость – это категория исключительного товарного (рыночного) хозяйства, представляющая собой общественное отношение товаропроизводителей, которое возникает при обмене товаров, т.к. товаропроизводители вступают на рынке в экономические отношения друг с другом. Таким образом, за обменом товаров (вещами, благами) скрываются отношения между людьми. [3]

Чтобы благо стало товаром, оно должно обладать и потребительной стоимостью и стоимостью. Способность товара удовлетворять ту или иную потребность называется потребительной стоимостью, ею обладает любой товар. Два свойства товара образуют единство. Как потребительные стоимости товары разнородны и несопоставимы. Один и тот же товар на рынке для продавца имеет значение как стоимость, а для покупателя – как потребительная стоимость. Прежде чем реализовать потребительную стоимость товара (т.е. потребить его), товар должен быть реализован как стоимость. В этом единство и противоречие товара.

Двуединая сущность товара как стоимости и потребительной стоимости является результатом двойственного характера труда, создающего товар, открытого К. Марксом. На основе этого открытия К. Маркс показал источник эксплуатации. Сущность двойственного характера труда, создающего товар, заключается в следующем:

- с одной стороны, это конкретный труд, создающий потребительную стоимость и определяемый конкретной целью, специфическим характером операции, предметами, орудиями и результатами труда;

- с другой – это абстрактный труд, создающий стоимость и представляющий собой затраты человеческой энергии вообще, расходование энергии, мускулов, нервов. Это материальное явление, т.е. реальная затрата реальной рабочей силы в физиологическом смысле.

В современной российской экономической литературе высказана мысль о том, что множество недоразумений по части понимания стоимости у нас вызвало неточность перевода на русский язык слова «wert», которое в немецком языке используется не в смысле «стоимость», а в значении «ценность». На первый взгляд кажется, что это чисто лингвистическая ошибка. Но в действительности эта «ошибка» меняет смысл данной категории. У русских экономистов конца прошлого начала настоящего столетия (Н. Бухарин, А. Мануйлов, В. Железнов и др.) исследуется теория ценности, в которой зачастую осуществлялась попытка совместить маржиналистский и марксистский подходы к анализу стоимости.

В распространенном изложении трудовой стоимости осуществлялся вне связи с полезностью. В результате экономисты 20в. Размежевались на два лагеря:

-одни считают, что источник стоимости блага есть только труд (англ. экономисты Дж. Робинсон, П. Сраффа, японский экономист М Моришима и др.);

-другие экономисты полагают, что источником стоимости (под которой они понимают ценность) может быть только полезность (Г.Госсен, Л.Вальрас и др.). Выведенный Госсеном закон гласит: «Чем меньше товара, тем больше его полезность и ценность».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: