Дисциплина МДК.01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива Гр.№36 Машинист локомотива
Занятие №39
Тема программы: Тема 6 Устройство и ремонт электрической аппаратуры
Тема занятия: Реле дифференциальное РД-3010. Реле боксования типа РК, блок боксования ББ-320А.
Цели урока: изучить реле дифференциальное РД-3010. Реле боксования типа РК, блок боксования ББ-320А.
Оборудование урока: компьютер, проектор.
План урока
I. Организационный момент.
II Изучение нового материала. Реле дифференциальное РД-3010. Реле боксования типа РК, блок боксования ББ-320А.
Работа над новым теоретическим материалом
Реле дифференциальное РД3010
Дифференциальное реле РД-3010 (рис. 1) автоматически управляет контакторами ослабления возбуждения тяговых электродвигателей в зависимости от тока и напряжения на зажимах тягового генератора или выпрямительной установки. Магнитная система реле состоит из ярма 2, выполненного в виде скобы, сердечников 4, 7 и якоря 5, поворачивающегося вокруг оси 9, установленной на стойке 19. Якорь при обесточенных катушках пружиной 23 прижимается к упорному винту контактодержателя 21. На нижней полке ярма установлена катушка напряжения 3, на верхней — токовая 8. На токовую катушку подается сигнал, пропорциональный току тягового генератора, а на катушку напряжения — сигнал, пропорциональный напряжению тягового генератора. Реле имеет один замыкающий контакт с двойным разрывом, подвижные контакты 15 установлены на якоре, неподвижные 14 — на изоляционной колодке 13. Контактная система закрыта прозрачным кожухом 12. Реле срабатывает под воздействием электромагнитного усилия, создаваемого катушкой напряжения, которому противодействует усилие токовой катушки 5 пружины. Соответственно при уменьшении тока в катушке напряжения и увеличении тока в токовой катушке до определенных значений якорь 5 отпадает, и контакты размыкаются.
Реле боксования. Реле боксования предназначены автоматически защищать тяговые электродвигатели тепловоза от разносного боксования. В качестве реле боксования принимают реле типа РК, характеристики которых представлены в табл. 24
На тепловозах 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В, 2ТЭ10М, 2ТЭ116 реле боксования объединены в один блок, который получил название блок боксования.
Блок боксования ББ-320А (рис. 76) состоит из реле РК-221 и реле РК-231, 1
Рнс. 76. Блок боксования ББ-320А:
1 — реле РК-221; 2 — реле РК-231, 3—панель; 4 — неподвижный контакт; 5 — замыкающий- контакт; 6 — рычаг; 7 — ярмо. 8—регулировочная пружина; 9 —якорь; 10—втягивающая: катушка
соединенных вместе шпильками, пропущенными через панель 3, и закрытых кожухом, который после настройки реле и проверки их работы пломбируется. Реле РК-221 представляет собой электромагнитный аппарат плунжерного типа, выполненный с разомкнутой магнитной системой.
Втягивающий якорь (плунжер) 9 укреплен на поворотном рычаге 6 из немагнитного материала. Контактная система реле имеет один размыкающий и один замыкающий контакты перекидного типа. Высокая чувствительность реле, необходимая для срабатывания в начале боксования, достигается путем облегчения массы, уменьшения трения, тщательной балансировки подвижной системы, а также уменьшения усилия возвратной пружины. Своевременное отпадание якоря реле после прекращения боксования для исключения большого снижения силы тяги тепловоза обеспечивается высоким коэффициентом возврата (отношением тока отключения к току включения). Коэффициент возврата, равный 0,8—0,85, получен в результате выполнения реле с небольшим воздушным зазором между якорем и сердечником относительно общего воздушного- пути прохождения магнитного потока, благодаря чему при срабатывании реле не происходит существенного увеличения магнитного потока и, следовательно, усилия притяжения якоря. В результате этого для отпадания якоря реле достаточно небольшого уменьшения тока в его катушке.
В блоке боксования одно реле включается между зажимами Я Я первого и второго тяговых двигателей, второе — между зажимами ЯЯ третьего и четвертого, третье между зажимами ЯЯ пятого и шестого тяговых электродвигателей. При нормальной работе, т. е. когда двигатели не боксуют, разность потенциалов между точками подсоединения реле близка к нулю и по катушке реле практически ток не проходит. При боксовании одной из колесных пар, например первой, частота вращения якоря электродвигателя, соединенного с этой осью, быстро возрастает и вызывает увеличение противо-э. д. с. на зажимах этого электродвигателя. Потенциал точки ЯЯ первого электродвигателя уменьшится, и по катушке РБ1 потечет ток от точки ЯЯ второго электродвигателя к точке ЯЯ первого. Если боксует вторая колесная пара, то ток через катушку РБ1 потечет в обратную сторону, т. е. от зажима ЯЯ первого электродвигателя к зажиму ЯЯ второго. При срабатывании реле РБ своими контактами разрывает цепь питания катушки контактора ВВ или подает сигнал на уменьшение возбуждения тягового генератора.
Вопросы для самопроверки:
1.Назначение дифференциального реле 3010?
2. Назначение реле боксования?
3.Из чего состоит блок боксования ББ-320?
IV. Домашнее Для чего предназначено реле задание:
Проработать текст.
Изучить данные реле. Изучить позиции реле. Ответить на вопросы для самопроверки. Фото ответов на вопросы самопроверки отправить на сайт https://vk.com/club194189853 ( Гр.36 ЯЦПТО. Дистанционное обучение) или отправить на электронный адрес vvovk1964@gmail.com или выложить сообщением в здесь в группе
Литература:
1.С.П.ФилоновТепловоз 2ТЭ116, М.Транспорт,1985. 328с.;
3.Бородин Электрическое оборудование тепловозов, М.Транспорт 1988г.
4.К.И.Рудая Электрооборудование тепловозов, М.Транспорт, 1963