Дополнительные обязанности студентов, отъезжающих на практику по месту жительства




Врачебная поликлиническая

Производственная практика

Учебная программа

Специальность: 1-79 01 02 «Педиатрия»

Минск 2006


Учебная программа по врачебной поликлинической производственной практике для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» высшего медицинского образования Республики Беларусь составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом «Высшее образование. Специальность М.01.01.00 Лечебно-профилактическое дело», 30.12.1998, регистрационный № РД РБ 02100.5.214-98

Авторы: ассистенты 1-й кафедры детских болезней, кандидаты медицинских наук, Малюгин В.Ю, Якимович Н.И., Бовбель И.Э, 2-й кафедры детских болезней Логинова И.А.

Рецензент: Заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней, доцент, к.м.н. Твардовский В.И.

Учебная программа по врачебной поликлинической производственной практике для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» высшего медицинского образования одобрена методической комиссией педиатрических дисциплин Белорусского государственного медицинского университета и рекомендована к утверждению

Дата___________

Протокол №_______

Учебную программу по врачебной поликлинической производственной практике для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» высшего медицинского образования разрешается тиражировать в необходимом количестве экземпляров без внесения изменений по тексту.


Введение

Цели производственной практики:

1. Закрепление и отработка практических навыков по диагностике, лечению, реабилитации и профилактике основных заболеваний внутренних органов.

2. Ознакомление с организацией работы амбулаторно-поликлинических учреждений по оказанию помощи детям.

3. Содержание и объем работы участкового педиатра.

К задачам врачебной поликлинической производственной практики относятся:

1. Изучение организации медицинской помощи детям в конкретной организации здравоохранения.

2. Приобретение навыков и умений в соответствии с квалификационными требованиями образовательного стандарта специальности.

3. Закрепление практических навыков, полученных за время обучения на кафедре.

Врачебная поликлиническая производственная практика студентов 4 курса педиатрического факультета проводится в соответствии с графиком учебного процесса университета после весенней экзаменационной сессии в амбулаторно-поликлинических учреждениях, клинических базах университета, утвержденных Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Студент не имеет права самостоятельно изменять базу и время прохождения практики.

По прибытию на базу практики студенты предоставляют необходимые документы главному врачу организации здравоохранения или (заместителю по лечебной работе), который своим приказом назначает непосредственных руководителей практики (заведующих отделениями) и определяет место прохождения практики каждого студента.

Контроль посещения студентами практики и контроль отработки рабочего времени осуществляет руководитель практики от организации, преподаватель кафедры и староста учебной группы.

Учебно-методическое руководство практикой осуществляют преподаватели 1-й и 2-й кафедры детских болезней, назначенные приказом ректора университета на текущий учебный год.

На студента-практиканта распространяются правила внутреннего распорядка медицинского учреждения. При нарушении правил внутреннего распорядка студент может быть исключен из практики.

Рабочий день студента равен рабочему дню участкового педиатра, включая прием детей в поликлинике и выполнение визитов на дому. Студенты работают согласно графику работы прикрепленного участкового педиатра. В субботу студент работает по графику участкового педиатра, закрепленного за ним на время практики. На приеме в поликлинике и при выполнении визитов на дому студент работает с участковым врачом. Самостоятельное выполнение визитов на дому студентами 4 курса не допускается.

Обязанности студента

─ Присутствовать на инструктивном собрании по практике, проводимом деканом (заместителем) совместно с руководителем практики от университета и ответственным за практику преподавателем кафедры.

─ Получить направление на практику в учебном отделе университета (у руководителя практики от университета).

─ Добросовестно выполнять программу практики, активно осваивать практические умения и навыки.

─ Принимать участие в производственных совещаниях, проводимых непосредственными руководителями практики.

─ Регулярно вести дневник практики, ежедневно подтверждая записи подписью врача и предъявлять его по требованию преподавателя кафедры или представителя учебного отдела университета.

ОБЯЗАННОСТИ СТАРОСТЫГРУППЫ

– Получить необходимую отчетно-методическую документацию и направление для прохождения производственной практики по поликлинической педиатрии не позднее, чем за 7-10 дней до начала очередной экзаменационной сессии.

– Организовать своевременное прибытие всех студентов на базу практики для ее прохождения.

– Участвовать в составлении графика работы студентов на время прохож-дения практики.

– Обеспечить дисциплину в группе, в конце практики заверить отчет о прохождении практики подписью и печатью у главного врача (или заместителя) лечебно-профилактического учреждения (на базе прохождения практики).

Дополнительные обязанности студентов, отъезжающих на практику по месту жительства

– Подать заявление в деканат с обоснованием причины прохождения практики по месту жительства.

– Представить письменное согласие главного врача организации здравоохранения по месту жительства родителей о возможности прохождения практики (если ЛПУ не включено в перечень баз производственной практики).

– Явиться на кафедру для сдачи зачета в установленные деканатом сроки с отчетом и дневником.

Учебный план врачебной поликлинической производственной практики

Специальность, специализация Семестр Количество недель Количество часов Количество часов для самостоятельной работы Всего часов     Форма контроля    
1-79 01 02 Педиатрия           Зачет с дифференцированной оценкой

 


Содержание ПРОГРАММы

Основные разделы:

1. Знакомство со структурой и организацией работы детской поликлиники.

2. Организация работы участкового педиатра, план работы на педиатри-ческом участке.

3. Функциональные обязанности патронажной медицинской сестры, меди- цинской сестры прививочного кабинета.

4. Организация профилактической помощи детям на педиатрическом участке.

5. Организация лечебной и специализированной помощи детям на дому и в поликлинике.

6. Наблюдение за здоровым ребенком на педиатрическом участке. Знаком- ство с организацией работы и функциями кабинета здорового ребёнка.

7. Санитарно-просветительная работа участкового педиатра.

Основные задачи и направления деятельности детской поликлиники. Организация, структура. Типы и категории поликлиники, штаты, структура. Режим работы поликлиники. Роль фильтра. Организация работы регистратуры, новые формы. Организация работы и оформление педиатрического кабинета.

Участковый принцип медицинской помощи детям (структура участка, численность и возраст детей; преемственность в работе с женской консультацией, роддомом, стационаром, скорой неотложной медицинской помощью, детскими дошкольными учреждениями, школами).

Организация приёма детей. Нормы приёма. Оснащение кабинета здорового ребёнка. Задачи, объём работы кабинета. Роль районных акушерско-терапев-тическо-педиатрических комплексов.

Содержание и планирование работы участкового педиатра, участковой медицинской сестры. Диспансерный метод в работе педиатра. Организационные принципы диспансеризации здоровых детей.

Определение диспансеризации. Социально-гигиеническая сущность диспансерного метода. Система диспансерного наблюдения и лечебно-оздоровительных мероприятий при диспансерном методе работы. Взаимосвязь участковой и специализированной служб при диспансеризации детского населения в условиях города и села. Показатели диспансеризации. Анализ её эффективности.

Критерии здоровья, их распределение по удельному весу для установки группы здоровья. Комплексная оценка уровня здоровья детей. Распределение детей по группам здоровья. Система диспансерного наблюдения за здоровыми детьми: сроки осмотра педиатрами и врачами-специалистами, лабораторные исследования.

Знакомство с планированием и организацией наблюдения детей раннего и дошкольного возраста. Формы охвата диспансерным наблюдением неорганизованного детства. Объём и периодичность диспансеризации.

Врачебный контроль за состоянием здоровья детей первого года жизни.

Организация лечебно-профилактической помощи новорождённым в условиях детской поликлиники. Организация патронажного наблюдения в период новорожденности на участке. Врачебный патронаж, сестринский патронаж. Особенности ухода и медицинского обеспечения новорождённых и матерей при ранней выписке из роддома (на 3-5 день). Кормление и питьевой режим новорождённых на участке, организация контрольного взвешивания. Профилактика гипогалактии. Оценка "переходных" состояний у новорождённых.

Диспансеризация детей первого года жизни. Нормальные показатели физического и нервно-психического развития. Определение группы здоровья, выявление детей групп риска. Особенности их наблюдения на участке. Физиологическое значение гимнастики и массажа для детей раннего возраста.

Знакомство с основами лечебной и противоэпидемической работы участкового педиатра и организацией работы прививочного кабинета.

Знакомство с санитарно - просветительной работой участкового педиатра. Организация и проведение санитарно-просветительной работы на участке (объём, формы и методы). Особенности содержания санитарного просвещения в зависимости от возраста ребёнка.


На производственной практике студент должен овладеть определёнными знаниями, умениями и практическими навыками по поликлинической педиатрии.

навыки по поликлинической педиатрии

Отраженная в практических навыках информация распределяется у обучающихся по нескольким уровням знаний:

1- знать

2-уметь

3- овладеть практическими навыками.

Изучаемые вопросы      
Принципы организации амбулаторно-поликлинической помощи детям +    
Об участковом принципе оказания медицинской помощи здоровым и больным детям и роли участкового педиатра +    
Функциональные обязанности участкового врача-педиатра +    
Функциональные обязанности патронажной медсестры +    
Составить ежемесячный план работы участкового педиатра      
Соблюдать правила этики и деонтологии врача при работе в детской поликлинике   +  
Определить и проанализировать основные показатели работы участкового врача-педиатра   +  
Цель и задачи непрерывного наблюдения детей раннего возраста на участке +    
Организовать динамическое непрерывное наблюдение за здоровым ребенком первого года жизни и на втором-третьем году жизни   +  
Осмотр здорового ребенка     +
Оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка     +

 

Определить группу здоровья     +
Провести комплексную оценку состояния здоровья и оформить заключение     +
Обеспечить комплексные социально-гигиенические и медико-организационные мероприятия, направленные на гармоничное развитие личности   +  
Выделять группы "'риска" периода новорожденности и на первом году жизни   +  
Провести и оформить первичный врачебный патронаж к новорожденному     +
Дать рекомендации по уходу за здоровым новорожденным     +
Назначить рекомендации по режиму, оздоровлению детей раннего возраста     +
Оформление медицинской документации (история развития ребенка 112/у, карта учета диспансеризации - 131 /у, статистический талон 025/у, экстренное извещение 058/у, журнал регистрации инфекционных заболеваний ф.60/у, справки для посещения детского учреждения)     +
Современная схема грудного вскармливания. Проведение профилактики и лечения гипогалактии + +  
Назначить рациональное питание детям раннего возраста и оформить документацию по вскармливанию     +
Организация работы кабинета здорового ребенка +    
Ознакомиться с организацией динамического наблюдения хронических больных на педиатрическом участке   +  
Интерпретировать данные общего и биохимического анализов крови, общего анализа мочи и по Нечипоренко, копрограммы ЭКГ, R-исследований.   +  
Проводить социальную и медицинскую пропаганду за здоровый образ жизни   +  

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

1. Основные принципы амбулаторно-поликлинической помощи детям.

2. Участковый принцип обслуживания, численность участка, возраст детей. Перепись детского населения, сроки, оформление.

3. Основные разделы работы участкового педиатра.

4. Типы и категории детских поликлиник.

5. Регистратура, организация работы. Работа фильтра.

6. Преемственность в работе детской поликлиники, стационара, скорой помощи, родильного дома и дошкольно-школьных учреждений.

7. Функциональные обязанности участкового педиатра.

8. Функциональные обязанности участковой медсестры.

9. Организация приёма детей в поликлинике.

10. Организация оказания медицинской помощи детям и на дому.

11. Организация специализированной и консультативной помощи.

12. Основная документация участкового педиатра (ф.112, 131, 25, 58, 63).

13. Организация наблюдения за здоровыми новорождёнными и детьми 1-го го да жизни педиатром, осмотр узкими специалистами, лабораторное обследование.

14. Первичный патронаж новорождённого, его содержание.

15. Организация наблюдения за здоровыми детьми 2-го и 3-го года жизни.

16. Группы здоровья детей первого года жизни.

17. Группы здоровья детей старше года.

18. Оценка нервно-психического развития детей, оценка резистентности организма.

19. Группы нервно-психического развития детей.

20. Организация работы кабинета здорового ребёнка.

21. Естественное и искусственное, смешанное вскармливание. Расчёт питания.

22. Организация бесплатного питания в детской поликлинике.

23. Организация вакцинации здорового ребёнка.

24. Оформление ребёнка в ДДУ.

25. Оформление ребёнка в школу.

26. Тактика участкового педиатра при выявлении ангины.

27. Лечение ОРЗ в условиях педиатрического участка: средства, назначаемые при температуре, кашле, насморке, конъюктивите.

28. Рахит. Данные анамнеза, осмотра, пальпации и лабораторных исследований больного ребенка

29. Спазмофилия. Анамнез, результаты объективного обследования больного.

30. Хронические расстройства питания у детей. Данные осмотра и пальпации.

31. Бронхит. Жалобы, результаты объективного и лабораторного обследования.

32. Острые пневмонии у детей раннего возраста. Жалобы, результаты объективного и лабораторного обследования.

33. Бронхиальная астма. Жалобы больного. Анамнез заболевания. Результаты объективного обследования и лабораторно-инструментальных исследований.

34. Дискинезии желчевыводяших путей. Жалобы ребенка. Анамнез заболева ния. Результаты объективного обследования и лабораторно-инструментальных методов исследования.

35. Холециститы у детей. Жалобы, результаты объективного и лабораторного обследования

36. Хронический гастрит. Жалобы больного. Анамнез заболевания. Результаты объективного обследования и лабораторно-инструментальных исследований

37. Хронический гастродуоденит. Жалобы ребенка. Анамнез заболевания. Результаты объективного обследования и лабораторно-инструментальных методов исследования.

38. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. Жалобы больного. Анамнез заболевания. Результаты объективного обследования и лабораторно- инструментальных исследований.

39. Острая ревматическая лихорадка. Жалобы больного. Анамнез заболевания. Результаты объективного обследования и лабораторно-инструментальных исследований

40. Острый и хронический пиелонефрит. Жалобы, результаты объективного и лабораторного обследования больного.

41. Острый и хронический гломерулонефрит. Анамнез заболевания. Результаты объективного обследования и лабораторно-инструментальных исследований.

 

Перечень НАВЫКов:

1. Оформление листка нетрудоспособности.

2. Оформление справки по уходу за больным ребёнком.

3. Оформление справки в детский коллектив.

4. Оформление справки в оздоровительный лагерь.

5. Оформление статистического талона (ф. 025/у).

6. Оформление экстренного извещения (ф. 058/у).

7. Регистрация инфекционных заболеваний в журнале (ф. 60/у).

8. Учётная документация, заполняемая при проведении диспансеризации здоровых детей (ф. 131/у, 112/у).

9. Уметь выписать следующие медикаменты в зависимости от возраста:

─ ибупрофен (сусп.)

─ парацетамол (таб.)

─ интерферон лейкоцитарный (амп.)

─ амоксициллин (сусп., таб.)

─ цефалексин (таб., капс.)

─ амоксициллина/клавуланат (таб.)

─ эритромицин (таб.)

─ кларитромицин (таб.)

─ азитромицин (таб.)

─ бициллин-5 (фл.)

─ тавегил (таб.)

─ лоратадин (таб.)

─ амброксол (таб.)

─ карбоцистеин (сироп)

─ називин (капли в нос)

─ альбуцид (гл. капли)

─ левомицетин (гл. капли)

─ отинум - ушные капли

─ омепразрол (капс.)

─ ранитидин (таб.)

─ панкреатин (таб.)

─ холосас (сироп)

─ холензим (таб.)

отчетная документация по производственной практике

Учет всей работы студента по производственной практике ведется в дневнике. Первая страница отводится для краткого описания базы (номер поликлиники, фамилия, имя, отчество главного врача и непосредственного руководителя практики, район обслуживания поликлиники и численность населения, количество терапевтических участков, численность населения на одном участке).

Пример описания здорового ребёнка.

Дата приёма в поликлинике или актив на дому. Ф.И.О. ребёнка. Дата рождения. Жалобы: основные. Анамнез жизни.

Масса тела

Д. Масса Э Объективные данные: общее состояние.

Длина тела АС Данные осмотра:

Окр.головы A3 Кожных покровов и видимых слизистых оболочек:

Окр. груди ДВО Подкожно-жировой клетчатки; оценка тургора тканей:

Зубы ДВР Костно-мышечной системы:

ЧСС РП Периферических лимфатических узлов:

ЧД РА Сердце и лёгкие (данные осмотра, перкуссии и

аускультации):

Н Живот (данные осмотра и пальпации). Печень, селезёнка (данные пальпации, перкуссии)

Характеристика физиологических отправлений

Заключение: Ребёнок здоров или выявлены отклонения в состоянии здоровья (диагноз заболевания). Группа здоровья. Оценка физического и нервно-психического развития. Рекомендации по уходу, вскармливанию, режиму дня, развитию навыков, профилактике заболеваний.

Подпись

Описание больного ребёнка.

Ф.И.О. ребёнка. Дата рождения. Адрес. Дата посещения на дому (Д 1,2, актив). Жалобы больного. Анамнез заболевания. Анамнез жизни (коротко).

Объективные данные: общее состояние. t° тела. Данные осмотра кожи и видимых слизистых; пальпации периферических лимфоузлов. Осмотр слизистых полости рта. Результаты осмотра, аускультации (при необходимости перкуссии) лёгких, ЧД и сердца, ЧСС. Осмотр, пальпация живота, печени, селезёнки (при необходимости данные перкуссии). Характеристика физиологических отправлений.

Диагноз.

Лечение. Рекомендации по дальнейшему наблюдению.

Подпись

Последующие записи осуществляются студентом регулярно по дням прохождения практики и должны давать представление о характере и объеме выполненной работы. Отражается все, что студент делал самостоятельно, что наблюдал, в чем принимал участие и т. п. В дневнике отмечается количество принятых детей в поликлинике и обслуженных на дому.

Дневник практики подписывается непосредственным руководителем практики от организации ежедневно и контролируется преподавателем кафедры детских болезней.

По окончании производственной практики студент заполняет соответствующую страницу «Сводного отчета по производственной практике», указывая число выполненных навыков. Руководитель практики (заведующий педиатрическим отделением) дает характеристику студенту.

Отчет заверяется подписью руководителя организации и печатью лечебного учреждения.

Студенты, проходившие практику в лечебных учреждениях г. Минска, дневник производственной практики и сводный отчет представляют преподавателю ответственной кафедры в последний день практики. Студенты, проходившие практику вне г. Минска представляют дневник производственной практики и сводный отчет преподавателю ответственной кафедры в день сдачи зачета с дифференцированной оценкой, который определяется расписанием деканата.

Выполнившим программу производственной практики считается студент, который отработал все рабочие дни, выполнил программу производственной практики, получил положительную оценку руководителя практики, представил дневник практики и сводный отчет и сдал зачет с дифференцированной оценкой.

Студент, не выполнивший программу производственной практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при сдаче зачета, повторно направляется на практику или подлежит отчислению из университета


ЛИТЕРАТУРА

1. Детские болезни под ред. Шабалова Н.П. Санкт-Петербург: Питер-Ком, 1999.

2. Инструкция по рациональному вскармливанию детей 1-го года жизни. Мачулина Л.Н., Галькевич Н.В. Мн., 2001, с. 33.

3. Организация амбулаторной помощи детям: учебно-метод. пособие. Комяк Я.Ф., Малюгин В.Ю., Бовбель И.Э. Мн.: БГМУ, 2001. 68 с.

4. Поликлиническая педиатрия: учебное пособие. Е.П.Сушко, В.И. Новикова, З.В. Петухова и др. Мн.: Выш. школа, 2000, с. 301.

5. Справочник семейного врача. Педиатрия. Под ред. Г.П. Матвейкова, С. И. Тена, 2-е изд., Мн.: Беларусь, 1998, 768 с., ил.

6. Практические навыки педиатра: практическое пособие. М.В.Чичко и др. Сост. и ред. М.В.Чичко. Мн.: Книжный дом, 2005, 848 с.


Учебная программа по врачебной поликлинической производственной практике обсуждена на заседании 1-й кафедры детских болезней учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет». Протокол №__130_

Авторы доцент,к.м.н. Малюгин В.Ю, Якимович Н.И., Бовбель И.Э., Логинова И.А. «_10._03»2006_г. Заведующий кафедрой Профессор,д.м.н. А.В.Сукало «_10.03.»2006_г.

Учебная программа по врачебной поликлинической производственной практике для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» одобрена методической комиссией педиатрических дисциплин Белорусского государственного медицинского университета и рекомендована к утверждению

Председатель методической комиссии педиатрических дисциплин Доцент 1-й кафедры детских болезней кандидат медицинских наук, «_____»________________200_г., протокол №_______   А.К.Ткаченко

Оформление учебной программы по врачебной поликлинической производственной практике и сопровождающих материалов соответствует требованиям Министерства образования и Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Руководитель практики университета М.А.Сорокина

«___» __________ 200_г.

Методист учебно-методического отдела Н.В. Фомченко

«___» __________ 200_г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: