ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1.8 Сферы общества
Задание 1) Установите соответствие между понятием и определением.
Понятие | Определение |
Духовная сфера общества | Определенная область общественной жизни, включающая в себя отношения, возникающие в процессе создания, освоения и передачи духовных ценностей. |
Социальная сфера общества | Определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимоотношения людей. |
Дозволения | Рекомендации определенного поведения в интересах первобытного рода. |
Сфера общества | Область общественной жизни, которая включает в себя разнообразные взаимоотношения между различными группами общества. |
Экономическая сфера общества | Область общественной жизни, включающая в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности. |
Обязывания | Регуляторы поведения в первобытном обществе, направленные на обеспечение общественных дел – охоты, собирательства, распределения |
Запреты | Табу, подкрепленные страхом религиозного возмездия. |
Промышленный переворот | Переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. |
Обычай | Общепринятое, исторически сложившееся правило поведения, которое закрепилось в результате многократного повторения в течении длительного времени, вошло в привычку и стало необходимой жизненной потребностью людей. |
Политическая сфера общества | Область общественной жизни, связанная с понятием «власть», т.е. способностью одних групп людей и их представителей влиять на другие группы. |
Задание 2) Допишите недостающие понятия.
· -Экономическая;
· -Социальная;
|
· -Политическая;
· -Духовная.
2.Экономическая сфера общества включает в себя отношения в области:
· -Производства;
· -Обмена;
· -Распределения материальных благ;
· -Отношения собственности.
3.С развитием орудий труда производство материальных благ разделилось на:
· -Производство продуктов питания;
· -Производство непродовольственных изделий.
4.В истории первобытного общества известно три общественных разделения труда:
· -появление земледельцев и скотоводцев;
· -появление ремесла как самостоятельной отрасли производства;
· -появление купцов, торговцев.
5.С появлением государства общество делится на:
· -господствующий класс;
· -зависимое поселение.
6.Способами регулирования отношений в первобытном обществе были:
· -запреты;
· -дозволения;
· -обязывания;
· -обычаи.
7.Культура включает в себя:
· -литературу;
· -искусство;
· -архитектуру;
· -наука;
· -образование;
· -религию;
· -правила и нормы поведения, сложившиеся в обществе.
Задание 3) Исправьте ошибки в предложениях.
1. Древние люди не могли получать промышленные товары.
2.Со временем первобытные люди вместо собирательства и охоты начинают заниматься земледелием и скотоводством. Происходит переход от присваивающей экономике к производящей.
3.В первобытном обществе власть исходила от старейшины или от вождя и носила общественный характер.
4.По мере перемещения и взаимодействия родоплеменных объединений родовые связи заменяются территориальными, родовая община заменяется в соседскую.
5.Появление излишков привело к тому что появилась торговля.
|
6.Долгие столетия религия определяла отношение людей к окружающему миру и только в новое время на смену религиозному мировоззрению приходит наука.
Задание 4). Расположите характеристики общественного разделения труда в хронологическом порядке.
2.разделение общества на земледельцев и скотоводов
3.выделение ремесла в самостоятельную отрасль производства.
1.Появление торговцев (купцов) как особой группы населения.
Задание 5) Заполните пропуски в таблице.
Родовая община | Соседская община |
1. Наличие кровнородственных связей | 1.Не только родственники |
2.Общее имущество | 2. Обособление имущества отдельных семей |
3. Общинная собственность на землю;совместная обработка земли | 3. Общинная собственность на землю; распределение земли в пользование между семьями |
4. Отсутствие условий для появления частной собственности и неравенства | 4.Есть условия для появление частной собственности |
Задание 6)Схематично изобразите составляющие понятия «культура» в широком и узком смысле.
Задание 7)Исключите лишнее понятие и объясните, что объединяет остальные понятия.
Производство; распределение; обычай;потребление; обмен
Лишнее понятие - обычай.Все остальные понятия объединяет то, что они являются стадиями экономической деятельности.
1.9 Общество и природа
1)Что понимают под словом «природа»? Как вы объясните понятие «природа» своими словами?
Природа - это все многообразие окружающего мира как на Земле, так и во Вселенной. Природа представляет собой совокупность естественных условий существования всего живого.
|
Я понимаю под природой то, что все что нас окружает, но при этом не построено людьми.
2)В чем состоит взаимосвязь человека и природы?
Человек был частью природы и вынужден был считаться с ее законами. Человек не может существовать без природы.
3)Как развивались отношения между обществом и природой на всем протяжении существования человечества?
Позже человек начал использовать природу в своих целях. Он брал у природы пропитание, использовал естественные укрытия, например, пещеры, в качестве жилищ, а затем научился добывать огонь. Огонь позволял древним людям обогреться в холодное время, отогнать хищников, изменить за счет термической обработки качество пищи. С началом использования огня и появлением орудий труда человек все больше оказывал воздействие на природу. Причиной масштабных пожаров в древности были, видимо, не только природные явления (молнии, извержения вулканов и т.д.), но и неосторожное обращение человека с огнем.
4)Дайте характеристику первобытного общества. Какой была основная цель объединения людей?
Первоначально семья была полигамной. Родство устанавливалось по материнской линии, так как мать ребенка была известна, а отец нет. Женщина в этих условиях занимала главное положение (матриархат). Со временем, в связи с улучшением орудий труда и усложнением способов производства, все большую часть играла мужская физическая сила. А с упорядочением отношением между полами и появлением парной семьи родство стало передаваться по отцу. На смену матриархату пришел патриархат.
Основной целью было выживание. В сложных климатических условиях одному человеку выжить было не под силу. При существовании примитивных орудий труда обеспечить себя пропитанием, защитить от хищников мог только коллектив людей. Поэтому основой организации и источником власти в первобытном обществе стал (родовая община), все члены которого состояли в родстве между собой.
5)Почему со становлением индустриального общества воздействия человека на природу усилилось?
С появлением капиталистических отношений и промышленного производства воздействие человека на природу стало усиливаться. 200 — 300 лет назад никто не заботился об экологии. Обычным явлением было бесконтрольное использование природных ресурсов — лесов, вод, недр земли. Отходы промышленного производства слипались в реки и озера, сваливались за воротами промышленных предприятий, что превращало цветущие поля в безжизненную пустыню, а водоемы —- в зловонные ямы. Массовым стало истребление слонов, носорогов, моржей ради пользующихся спросом клыков. В погоне за прибылью многочисленные предприниматели уничтожали целые лежбища морских котиков. Исчезновение многих видов животных и растений было вызвано изменением условий их существования. Они просто не смогли за короткое время приспособиться к измененной человеком среде обитания.
6)Как изменилось отношение человека к природе в XX в.? Почему это произошло?
С развитием научно-технического прогресса воздействие общества на природу все более усиливается. Особенно показателен в этом плане XX век. Именно в это время появилось массовое производство, человек научился использовать атомную энергию и начал покорение космоса. И именно в это время появились новые, более мощные источники загрязнения природы, причем каждый из нас участвует в этом процессе. Сегодня практически у каждой семьи есть автомобиль. Мы хорошо усвоили известную мысль о том, что «автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Но миллионы автомобилей на планете выделяют такое количество вредных выхлопных газов, что воздух, особенно в крупных городах, становится сильно загрязненным. Это в сою очередь является причиной многих болезней.
7)Как в современном мире решаются экологические проблемы?
Человечество стало задумываться о том, как предотвратить пагубные последствия научно-технического развития. Приоритетное значение приобрели строительство и совершенствование очистных сооружений при заводах и фабриках, создание безотходных и энергосберегающих технологий, строительство предприятий по переработке бытовых отходов.
8)Что такое экологическое законодательство? Какими документами оно представлено в России?
Экологическое законодательство — это совокупность законов, которые регулируют отношения, образующие предмет экологического права.
Важнейшим источником экологического права служит Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7 ФЗ, формулирующий общие положения охраны природы. Его дополняют такие документы российского природоохранного законодательства, как Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ, Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (с изменениями и дополнительнымиизменениями), Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ и др. Нормы экологического права содержатся в Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ и Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
2.1 Культура
1)Дайте характеристику понятия культура?
Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношения людей к природе, между собой и к самим себе
2)Какие виды культуры вы знаете? В чем состоит их отличие друг от друга?
Материальная культура представлена материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д.
Духовная культура включает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека. Не всякие материальные или духовные продукты, созданные людьми, становятся частью культуры, а только те, которые приняты членами общества или его частью и закреплены, укоренены в их сознании посредством записи на бумаге, других носителях информации, в виде навыков, знаний, обычаев, обрядов и т.д.
3)Охарактеризуйте основные элементы культуры.
Основными элементами культуры служат:
1. Язык
2. Ценности
3. Нормы
Язык – это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов. Благодаря языку человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Язык обеспечивает взаимопонимание людей и служит важнейшим средством общения, хранения и передачи информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества.
Ценности – это одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно поставленных перед человеком целей и основных средств их достижения. Ценности определяют смысл деятельности человека и общества в целом. В процессе взаимодействия между собой люди оценивают предметы и явления с точки зрения их соответствия своим потребностям, с точки зрения их полезности и допустимости.
Совокупность принимаемых личностью ценностей называется ценностной ориентацией. Различают ценности всего общества в целом и ценности отдельных социальных общностей, классов, групп. Система ценностей может складываться стихийно, а может представлять собой теоретически сформулированную систему взглядов. В последнем случае говорят об идеологии
4)Какие функции выполняет культура?
Культура играет большую рать в жизни общества. Она выступает средством сосредоточения, хранения и передачи человеческого опыта. В связи с этим выделяется несколько функций культуры
Прежде всего это регулятивная функция. Формируя систему ценностей, культура регулирует характер поведения людей.
Развиваясь в рамках общества, индивид усваивает общепринятые правила и культурные ценности, включаясь в комплекс межчеловеческого общения, — тем самым формируется его личность. Таким образом, культура способствует становлению личности, выполняя образовательную и воспитательную функции.
Культурные нормы не являются достоянием только одного человека. Они разделяются многими людьми, а иногда и всем обществом в целом. В этом случае культура выполняет объединяющую (интегративную) функцию, обеспечивая единство общества.
В культуре сосредоточен богатый исторический опыт общества (группы, класса, народа). В связи с этим она выполняет ретранслирующую функцию — передачу этого опыта последующим поколениям.
5)Какие виды культуры существуют? В чем состоят критерии их выделения?
Различают следующие формы культуры:
1. Народная
2. Элитарная
3. Массовая
Народная культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой синтез материальных и духовных ценностей.
Элитарная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным крутом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью. Эта часть общества оценивается как элита.
Массовая культура — наиболее типичный способ существования культуры в условиях современного общества. В отличие от элитарной массовая культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений.
6)Что такое экранная культура? Приведите примеры экранной культуры. Какую роль она играет в современном мире?
С развитием информационного общества появилось такое понятие, как экранная культура, распространяемая через средства массовой информации. Она является частью современной массовой и элитарной культур, многократно растиражированной через различные электронные носители. Экранная культура включает три основных элемента: кинокультуру, телекультуру и компьютерную культуру. Таким образом, экранная культура представляет собой систему таких взаимосвязанных элементов, как кино-, теле- и компьютерная культуры, системообразующим признаком которых является представление информации в аудиовизуальном и динамичном виде.
7)Дайте определение понятиям «субкультура» и «контркультура». Приведите примеры их проявления.
Субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней. Так, например, различают городскую и деревенскую, молодежную и национальную, криминальную и профессиональную субкультуры и т. д. Они отличаются от доминирующей и друг от друга ценностями, нормами поведения, стилем жизни и даже языком.
Особую разновидностью субкультуры представляет контркультура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте. Если представители субкультур, хотя специфично и не полностью, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители контркультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу.
8)В чем проявляются проблемы духовного кризиса и поиска в молодежной среде? Что необходимо сделать для формирования у молодежи моральных ценностей установок, идеалов и нравственных ориентиров?
Духовный кризис – один из видов личностного кризиса, выражающийся в переживании утраты бытийной основы существования, которое возникает в ответ на эмоциональную реакцию относительно индивидуально значимого события или явления и сопровождается нарушением процесса поиска сакрального.
Проживание духовного кризиса индивидом ведёт к построению у него новой системы жизненных ориентиров, основанной на приобретённом субъективном опыте. Духовный кризис проявляется в конфликтных состояниях, обусловленных страхом смерти, одиночеством, свободой, бессмысленностью, виной, ответственностью, неудовлетворённостью и страданием.
Проблемы духовного кризиса:
1. Молодежь все меньше и меньше посещают церковь.
2. Дети не читают литературу, газеты и другие источники информации
3. Не сформулированное или размытое мнение о чем-либо проблемы духовного поиска: а) Молодежь не может найти увлечение/занятие, которое бы ему понравилось (например, чтение книг, посещение лекций, занятий, мероприятий); б) Неприязнь к учебе, все больше и больше детей заняты "игрушками" в компьютерные игры.
9)Что такое диффузия культуры? Какие вы знаете уровни взаимодействия культур? Приведите примеры взаимодействия и взаимовлияния культур.
Изменения в культуре могут происходить как в процессе целенаправленной деятельности людей (в литературе, науке, искусстве), так и в результате стихийного заимствования культурных ценностей. Взаимное проникновение элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении называетсядиффузией.Такое проникновение может быть двусторонним, когда оба народа приобретают достижения культуры каждого из них, и односторонним, когда культурное влияние одного народа преобладает над влиянием другого. Новые образцы культуры могут насаждаться принудительно в результате порабощения одного народа другим или насаждаться победившей в политической борьбе социальной группой.
Процесс эволюционного развития культуры, включающий ее преемственность, изменение и развитие, называетсякультурным воспроизводством. Культура есть способ существования общества. Невозможно правильно понять процесс общественного развитая, его динамику, если не вникнуть в сущность ценностно-культурных идеалов людей, определяющих содержание и смысл их поступков. С другой стороны, общество само выступает источником развития культуры. Все это означает неразрывную взаимосвязь культуры и общества. Нет общества без культуры, так же как нет и культуры без общества.
10)В чем состоят государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям?
В настоящее время государство гарантирует свободу доступа к культурным ценностям.
Конституция РФ, статья 44
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2.Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3.Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры
11)Какие учреждения культуры вы знаете? Приведите примеры учреждений культуры вашего города (района). Какие учреждения культуры вы чаще всего посещаете?
Учреждения культуры - Библиотека, музей, театр, гимназия, галерея, выставки, кино
Чаще всего я посещаю кино и музеи
Творческое задание
Вид культуры | Характерные черты |
Народная | 1)Складывается в ранний период истории человечества 2)Включает в себя сказки, песни, танцы, мифы и легенды 3)Развивается на основе традиций и преемственности 4)Призвана сохранять самобытность национальных культур |
Элитарная | Рассчитана на ее восприятие ограниченным крутом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью. Эта часть общества оценивается как |
Массовая | Наиболее типичный способ существования культуры в условиях современного общества. Средствами распространения массовой культуры служат книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств. |
Наука 2.2
1. Понятие наука
2. Функции науки:
2.1. Теоретико – познавательная
2.2. Культурно – мировоззренческая
2.3. Производительная функция
2.4. Гуманистическая функция
2.5. Творческая функция
3. Признаки науки
3.1 Объективность;
3.2 Доказательность;
3.3 Рационализм;
4. Виды наук:
4.1 Естественные, точные, социально-гуманитарные;
4.2 Технические, прикладные.
5. Нормы научной этики:
5.1.Общечеловеческие моральные требования и запреты(запрет на фальсификацию, намеренное искажение, незаконное присвоение чужих научных результатов)
5.2 Специфические, характерные этические нормы науки – прежде всего это бескорыстный поиск и отстаивание истины
6. Научное познание
6.1 Наука имеет дело с особым набором объектов реальности
6.2 Наука использует специальный язык
6.3 Специфика научных знаний
6.4 Взаимосвязь и системность научных знаний
7. Наука как фактор развития постиндустриального общества.