Самостоятельная работа студентов (выполнение заданий и индивидуальное/групповое консультирование при выполнении заданий)




Ход занятия

1. Организационная часть (приветствие, регистрация присутствующих в журнале)

 

2. Введение (озвучивание темы и ее актуальности, цели и плана занятия, ответы на вопросы студентов)

 

Основные понятия: коммуникативная неудача, речевая агрессия, конфликтная ситуация в общении

3. Разбор теоретического материала (устный обзор ключевых вопросов темы, выставление оценок за устные ответы)

 

Вопросы для обсуждения

 

  1. Что такое коммуникативная неудача? Каковы ее причины?
  2. Вспомните об особенностях поведения в конфликтных ситуациях. Помогут ли в этом случае принцип кооперации Г. Грайса и принцип вежливости Дж. Лича?
  3. Какие вы можете вспомнить непозволительные уловки в споре?

 

Самостоятельная работа студентов (выполнение заданий и индивидуальное/групповое консультирование при выполнении заданий)

 

Задание 1. Изучите коммуникативные стратегии защиты в ситуации словесной угрозы. Приведите примеры фраз, которые вы скажете в конфликтной ситуации, используя тот или иной способ преодоления речевой агрессии.

Речевая агрессия – обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме (по Ю.В. Щербининой).

Стратегии защиты Тактические ходы
1. Игнорирование речевой агрессии. - молчать в ответ на агрессивное высказывание, при этом смотреть на адресанта, во взгляде отражая свои эмоции – удивление, обиду, печаль, лёгкое возмущение - отказаться от продолжения общения (отвернуться, уйти) - продолжить общение в спокойной, ровной тональности  
2. Переключение внимания   - задать собеседнику неожиданный вопрос - внести интересное предложение - перевести разговор на другую тему  
3. Открытое словесное порицание речевой агрессии («я – сообщение») - устранить явно выраженную речевую агрессию в вежливой, корректной форме, с обязательным использованием средств речевого этикета (Мне не нравится… Я огорчён…)  
4. Проецирование (упоминание) положительных качеств адресатас подчеркиванием неожиданности, случайности его проступка - напомнить о положительных качествах адресата (доброте, отзывчивости, уме и т.п.) - выразить удивление по поводу такого поведения адресата - выразить разочарование в таком поступке адресата  
5. Юмор (добрый) по поводу ситуации в целом, адресованный не одному человеку. - сказать необидную, понятную шутку

 

Задание 2. Прочитайте пример современного словесного поединка. В кинофильме “Курьер” ученый-педагог Семен Петрович потерпел коммуникативную неудачу в диалоге с Иваном, приятелем его дочери Кати. В чем причина этого?

Семен Петрович: Молодой человек! Не уделите ли вы мне несколько минут вашего драгоценного времени? Итак, молодой человек, должен вам признаться: у меня сложилось убеждение, что ваше общество глубоко противопоказано моей дочери. Я позволю себе не перечислять многочисленные примеры вашего поведения, из которого складывается подобное убеждение. Однако как мужчина мужчину я прошу вас немедленно прекратить отношения с Катей.

Иван: Это невозможно, сударь...

Семен Петрович: Почему же вам это невозможно... сударь?..

Иван: Я и ваша дочь любим друг друга. Признаюсь, с моей стороны было непорядочно столь долгое время скрывать от вас истину. Но, поверьте, это получилось ненарочно. А вот теперь, когда все так счастливо открылось, я вверяю в ваши руки судьбу и прошу родительского благословения.

Семен Петрович: Подожди - подожди - подожди... Что ты говоришь? Что ты говоришь? Вы что, решили пожениться?

Иван: Видите ли, наши отношения зашли слишком далеко... И я, как человек благородный, не могу поступить иначе и прошу руки вашей дочери.

Семен Петрович: Ч- то?..

Иван: Екатерина Семеновна в положении.

Семен Петрович: Как?

Иван: Да - с.

Семен Петрович: Так. Когда же вы успели? А - а - а... Как же вы жить собираетесь?

Иван: Трудности нас не пугают.

Семен Петрович: Ну конечно, конечно... Но вы же так молоды... Катя на первом курсе, и ты вот... Ты поступать - то в институт - то думаешь?

Иван: Высшее образование для меня не самоцель.

Семен Петрович: Конечно - конечно. Высшее образование — не самое главное в жизни. Но, надеюсь, ты не собираешься всю жизнь работать... курьером?

Иван: Я сочиняю стихи Семен Петрович.

Семен Петрович: И что же? Печатаешься?

Иван: Пока нет.

Семен Петрович: А - а - ага... Понятно. А стихи - то получаются?

Иван: Могу почитать. Вот, к примеру, из последних: “Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа, вознесся выше он главою непокорной Александрийского...”

Семен Петрович: “... столпа...” Ну что же, недурно - недурно, правда, напоминает что-то. Иль стиль такой старомодный?..

Иван: Угу.

Семен Петрович: Но... в общем очень - очень недурно.

Иван: Может, еще почитать?

Семен Петрович: Нет, нет. Не надо.

Иван: Ну, я тогда пойду???

Семен Петрович: Конечно! Ты заходи, заходи Может, родителей к нам своих пригласишь.

Иван: Непременно. А можно я вас буду “папой” называть?

 

Задание 3.А. Какие непозволительные уловки в споре использовал Карлсон?

...Карлсон сказал:

— Ты был прав, это лекарство не помогает от жара. Дай-ка мне теперь шоколадку.

— Тебе? — удивился Малыш. — Ведь я выиграл пари!

— Ну да, пари выиграл ты, значит, мне надо получить в утешение шоколадку. Нет справедливости на этом свете!А ты всего-навсего гадкий мальчишка, ты хочешь съесть шоколад только потому, что у меня не упала температура.

Малыш с неохотой протянул шоколадку Карлсону, который мигом откусил половину... (А. Линдгрен, “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”)

3.Б. Почему невозможен спор между Воландом и Левием Матвеем?

– Я не буду с тобою спорить, старый софист, – ответил Левий Матвей.

– Ты и не можешь со мной спорить, по той причине, о которой я уже упомянул, – ты глуп, – ответил Воланд и спросил: – ну, говори кратко, не утомляя меня, зачем появился?

– Он прислал меня.

– Что же он велел передать тебе, раб?

– Я не раб, – все более озлобляясь, ответил Левий Матвей, – я его ученик.

– Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, — отозвался Воланд, – но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются (М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)

 

Задание 4. Проанализируйте диалог Рудина и Пигасова из романа И.С. Тургенева «Рудин». Как Рудин использует допустимые уловки в споре?

— Образованность! Говорите вы, — вот еще чем удивить вздумали! Очень нужна она, эта хваленая образованность! Гроша медного не дам я за вашу образованность!

<…> — Образованность я защищать не стану, она не нуждается в моей защите, Вы ее не любите... у каждого свой вкус. Притом это завело бы нас слишком далеко. Позвольте Вам только напомнить старинную поговорку: “Юпитер, ты сердишься: стало быть, ты виноват”. Я хотел сказать, что все эти нападения на системы, на общие рассуждения и так далее потому особенно огорчительны, что вместе с системами люди отрицают вообще знания, науку и веру в нее, стало быть, и веру в самих себя, в свои силы. А людям нужна эта вера: им нельзя жить одними впечатлениями, им грешно бояться мысли и не доверять ей. Скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием...

— Это все слова.

— Может быть. Но позвольте вам заметить, что, говоря: “Это все слова!” — мы часто сами желаем отделаться от необходимости сказать что-нибудь подельнее одних слов.

— Чего - с?

— Вы поняли, что я хотел сказать вам.

Повторяю, если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он <…> знать, что он должен сам делать, если...

— Честь и место! — отрывисто проговорил Пигасов, поклонился и отошел в сторону, ни на кого не глядя (И.С. Тургенев. Рудин)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: