Ход занятия
1. Организационная часть (приветствие, регистрация присутствующих в журнале)
2. Введение (озвучивание темы и ее актуальности, цели и плана занятия, ответы на вопросы студентов)
Основные понятия: коммуникативная неудача, речевая агрессия, конфликтная ситуация в общении
3. Разбор теоретического материала (устный обзор ключевых вопросов темы, выставление оценок за устные ответы)
Вопросы для обсуждения
- Что такое коммуникативная неудача? Каковы ее причины?
- Вспомните об особенностях поведения в конфликтных ситуациях. Помогут ли в этом случае принцип кооперации Г. Грайса и принцип вежливости Дж. Лича?
- Какие вы можете вспомнить непозволительные уловки в споре?
Самостоятельная работа студентов (выполнение заданий и индивидуальное/групповое консультирование при выполнении заданий)
Задание 1. Изучите коммуникативные стратегии защиты в ситуации словесной угрозы. Приведите примеры фраз, которые вы скажете в конфликтной ситуации, используя тот или иной способ преодоления речевой агрессии.
Речевая агрессия – обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме (по Ю.В. Щербининой).
Стратегии защиты | Тактические ходы |
1. Игнорирование речевой агрессии. | - молчать в ответ на агрессивное высказывание, при этом смотреть на адресанта, во взгляде отражая свои эмоции – удивление, обиду, печаль, лёгкое возмущение - отказаться от продолжения общения (отвернуться, уйти) - продолжить общение в спокойной, ровной тональности |
2. Переключение внимания | - задать собеседнику неожиданный вопрос - внести интересное предложение - перевести разговор на другую тему |
3. Открытое словесное порицание речевой агрессии («я – сообщение») | - устранить явно выраженную речевую агрессию в вежливой, корректной форме, с обязательным использованием средств речевого этикета (Мне не нравится… Я огорчён…) |
4. Проецирование (упоминание) положительных качеств адресатас подчеркиванием неожиданности, случайности его проступка | - напомнить о положительных качествах адресата (доброте, отзывчивости, уме и т.п.) - выразить удивление по поводу такого поведения адресата - выразить разочарование в таком поступке адресата |
5. Юмор (добрый) по поводу ситуации в целом, адресованный не одному человеку. | - сказать необидную, понятную шутку |
Задание 2. Прочитайте пример современного словесного поединка. В кинофильме “Курьер” ученый-педагог Семен Петрович потерпел коммуникативную неудачу в диалоге с Иваном, приятелем его дочери Кати. В чем причина этого?
Семен Петрович: Молодой человек! Не уделите ли вы мне несколько минут вашего драгоценного времени? Итак, молодой человек, должен вам признаться: у меня сложилось убеждение, что ваше общество глубоко противопоказано моей дочери. Я позволю себе не перечислять многочисленные примеры вашего поведения, из которого складывается подобное убеждение. Однако как мужчина мужчину я прошу вас немедленно прекратить отношения с Катей.
Иван: Это невозможно, сударь...
Семен Петрович: Почему же вам это невозможно... сударь?..
Иван: Я и ваша дочь любим друг друга. Признаюсь, с моей стороны было непорядочно столь долгое время скрывать от вас истину. Но, поверьте, это получилось ненарочно. А вот теперь, когда все так счастливо открылось, я вверяю в ваши руки судьбу и прошу родительского благословения.
Семен Петрович: Подожди - подожди - подожди... Что ты говоришь? Что ты говоришь? Вы что, решили пожениться?
Иван: Видите ли, наши отношения зашли слишком далеко... И я, как человек благородный, не могу поступить иначе и прошу руки вашей дочери.
Семен Петрович: Ч- то?..
Иван: Екатерина Семеновна в положении.
Семен Петрович: Как?
Иван: Да - с.
Семен Петрович: Так. Когда же вы успели? А - а - а... Как же вы жить собираетесь?
Иван: Трудности нас не пугают.
Семен Петрович: Ну конечно, конечно... Но вы же так молоды... Катя на первом курсе, и ты вот... Ты поступать - то в институт - то думаешь?
Иван: Высшее образование для меня не самоцель.
Семен Петрович: Конечно - конечно. Высшее образование — не самое главное в жизни. Но, надеюсь, ты не собираешься всю жизнь работать... курьером?
Иван: Я сочиняю стихи Семен Петрович.
Семен Петрович: И что же? Печатаешься?
Иван: Пока нет.
Семен Петрович: А - а - ага... Понятно. А стихи - то получаются?
Иван: Могу почитать. Вот, к примеру, из последних: “Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа, вознесся выше он главою непокорной Александрийского...”
Семен Петрович: “... столпа...” Ну что же, недурно - недурно, правда, напоминает что-то. Иль стиль такой старомодный?..
Иван: Угу.
Семен Петрович: Но... в общем очень - очень недурно.
Иван: Может, еще почитать?
Семен Петрович: Нет, нет. Не надо.
Иван: Ну, я тогда пойду???
Семен Петрович: Конечно! Ты заходи, заходи Может, родителей к нам своих пригласишь.
Иван: Непременно. А можно я вас буду “папой” называть?
Задание 3.А. Какие непозволительные уловки в споре использовал Карлсон?
...Карлсон сказал:
— Ты был прав, это лекарство не помогает от жара. Дай-ка мне теперь шоколадку.
— Тебе? — удивился Малыш. — Ведь я выиграл пари!
— Ну да, пари выиграл ты, значит, мне надо получить в утешение шоколадку. Нет справедливости на этом свете!А ты всего-навсего гадкий мальчишка, ты хочешь съесть шоколад только потому, что у меня не упала температура.
Малыш с неохотой протянул шоколадку Карлсону, который мигом откусил половину... (А. Линдгрен, “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”)
3.Б. Почему невозможен спор между Воландом и Левием Матвеем?
– Я не буду с тобою спорить, старый софист, – ответил Левий Матвей.
– Ты и не можешь со мной спорить, по той причине, о которой я уже упомянул, – ты глуп, – ответил Воланд и спросил: – ну, говори кратко, не утомляя меня, зачем появился?
– Он прислал меня.
– Что же он велел передать тебе, раб?
– Я не раб, – все более озлобляясь, ответил Левий Матвей, – я его ученик.
– Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, — отозвался Воланд, – но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются (М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)
Задание 4. Проанализируйте диалог Рудина и Пигасова из романа И.С. Тургенева «Рудин». Как Рудин использует допустимые уловки в споре?
— Образованность! Говорите вы, — вот еще чем удивить вздумали! Очень нужна она, эта хваленая образованность! Гроша медного не дам я за вашу образованность!
<…> — Образованность я защищать не стану, она не нуждается в моей защите, Вы ее не любите... у каждого свой вкус. Притом это завело бы нас слишком далеко. Позвольте Вам только напомнить старинную поговорку: “Юпитер, ты сердишься: стало быть, ты виноват”. Я хотел сказать, что все эти нападения на системы, на общие рассуждения и так далее потому особенно огорчительны, что вместе с системами люди отрицают вообще знания, науку и веру в нее, стало быть, и веру в самих себя, в свои силы. А людям нужна эта вера: им нельзя жить одними впечатлениями, им грешно бояться мысли и не доверять ей. Скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием...
— Это все слова.
— Может быть. Но позвольте вам заметить, что, говоря: “Это все слова!” — мы часто сами желаем отделаться от необходимости сказать что-нибудь подельнее одних слов.
— Чего - с?
— Вы поняли, что я хотел сказать вам.
Повторяю, если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он <…> знать, что он должен сам делать, если...
— Честь и место! — отрывисто проговорил Пигасов, поклонился и отошел в сторону, ни на кого не глядя (И.С. Тургенев. Рудин)