Система оценки достижений учащихся.




Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Средняя общеобразовательная школа № 777

 

Согласовано с Методическим советом ГБОУ СОШ № 777 г. Москвы Протокол № ___ от «___»__________2015 г.   УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 777 г. Москва ____________ ФАМИЛИЯ И.О. от «____» ___________2015 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир»
для начального общего образования
 
Класс: 1-4
Срок реализации программы: 4 года (2015-2019 гг.)
Авторы-составители: Лошманова Т.Н., учитель высшей категории.

 

 

Москва 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа курса окружающий мир для 1-4 классов разработана на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.) и материалам авторских программ «Начальная школа XXI век» для 1-4 классов: «Окружающий мир» под общей ред. Н.Ф. Виноградовой.

Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение, регламентирующее реализацию рабочей программы в практике обучения, отражают следующие документы:

− Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);

− Закон г. Москвы от 10.03.2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве» с изменениями (с изм. и доп.);

− Постановление Правительства РФ от 29.03.2014 №245 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

− Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями;

− Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12. 2009);

− Приказ Министерства образование и науки РФ № 1241 от 26 ноября 2010 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373»;

− Приказ Министерства образование и науки РФ № 2357 от 22 сентября 2011 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373»;

− О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).

− Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003).

− Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).

− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2010 г. № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры;

− Письмо № 2/35-156 от 01.06.2011 г. «Методические материалы и разъяснения по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

− Приказ МОиН РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

− Письмо МОиН РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

− Устав ГБОУ СОШ № 777;

− Учебный план на 2015/2016 учебный год сохраняет преемственность в обучении (с учебным планом на 2014/2015 учебный год);

− Положение о порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) ГБОУ СОШ № 777.

В начальной школе изучение курса «Окружающего мира» имеет особое значение в развитии младшего школьника. Оно состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культурообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс наряду с другими предметами в начальной школе играет значительную роль в развитии и воспитании личности.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие и другие знания и даёт обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцировано на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены две задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей и задач.

Основная цель обучения предмету Окружающий мирв начальной школе:

· представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

· формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.

Задачи:

· развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

· формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

· воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

· формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;

· формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

Этот предмет выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

Программа рассчитана на 66 часов (33 учебные недели по 2 часа) – в 1 классе и на 68 часов (34 учебные недели по 2 часа) – во 2-4 классах, в соответствии с учебным планом ОУ.

Структура курса .

Большое внимание авторами было уделено структуре средств обучения: логике предъявления материала, изменению отношения к роли учебного текста и образца учителя, рубрикам и условным обозначениям учебника. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Задания разной степени сложности носят познавательный и обучающий характер и направлены на развитие культуры, эрудиции, творческих способностей школьника. Они способствуют уточнению и углублению знаний учащихся о природе, обществе и истории родной страны и позволяют организовать дифференцированное обучение.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1) Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей – природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.

2) Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3) Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям – творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

4) Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

5) Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе.

6) Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.

Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса – определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные – учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны – природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

· организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

· усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

Основными принципами отбора материала являются :

· учет возрастных психологических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;

· интеграция - установление устойчивых связей между разными учебными предметами;

· дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий; педагогическая поддержка как «сильным», так и неуспевающим учащимся;

· учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей.

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир».

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

1) готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

2) достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

3) личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

2) воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

3) понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

4) формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Метапредметные результаты. В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

1) познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

2) регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

3) коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

1) осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

2) обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

3) овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

4) использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

5) расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

К концу обучения в первом классе ученик научится:

· воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

· различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;

· ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

· различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

· различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

· определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

· устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

· описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

· сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в первом классе ученик может научиться:

· анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

· различать основные нравственно-этические понятия;

· рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

· участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

К концу обучения во втором классе ученик научится:

· составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

· называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

· оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

· различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

· кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);

· называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

· называть царства природы;

· описывать признаки животного и растения как живого существа;

· моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

· различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

· устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

· описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

· сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.

К концу обучения во втором классе ученик может научиться:

· «читать » информацию, представленную в виде схемы;

· воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

· ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»;

· проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

· приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

К концу обучения в третьем классе ученик научится:

· характеризовать условия жизни на Земле;

· устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

· описывать свойства воды (воздуха);

· различать растения разных видов, описывать их;

· объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

· объяснять отличия грибов от растений;

· характеризовать животное как организм;

· устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

· составлять описательный рассказ о животном;

· приводить примеры (конструировать) цепи питания;

· характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

· сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

· называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя, отмены крепостного права, свержения последнего русского царя;

· работать с географической и исторической картой, контурной картой.

К концу обучения в третьем классе ученик может научиться:

· ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

· анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);

· различать географическую и историческую карты;

· анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

· приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

· проводить несложные опыты по размножению растений;

· проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

· рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;

· ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

· высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

К концу обучения в четвертом классе ученик научится:

· характеризовать признаки живого организма, характерные для человека;

· моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

· устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;

· оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;

· анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты;

· оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

· описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

· составлять рассказ-описание о странах-соседях России;

· различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

· соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

· называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

· различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;

· описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

· называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

К концу обучения в четвертом классе ученик может научиться:

· применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;

· различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;

· раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) (в рамках изученного).

Система оценки достижений учащихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: