Роль медицинской сестры в организации и проведении профилактических осмотров




Базовая скрининг-программа, включающая: сбор данных анамнеза; анкетный тест; антропометрия (масса тела, рост, окружность головы, груди); оценка осанки, стопы (в том числе методом плантографии), остроты зрения и остроты слуха; динамометрия; измерение АД. Контроль выполнения лабораторного и инструментального обследования: общий анализ крови; общий анализ мочи; анализ кала; определение в моче глюкозы; ЭКГ; флюорография.

 

Медицинское обследование проводится в три этапа:

I этап (доврачебный) - обследование всех детей по скрининг-программе проводится средним медицинским персоналом образовательного учреждения;

II этап - обследование детей, выделенных с помощью скрининг-тестов, врачом-педиатром образовательного учреждения;

III этап - обследование детей врачами-специалистами территориальной детской поликлиники.

Дети с отклонениями в состоянии здоровья, выявленными с помощью скрининг-тестов, после уточнения диагноза берутся на диспансерный учет и получают необходимое лечение.

Особенно ответственным является I этап медицинского обследования.

Доврачебное обследование по скрининг-программам выполняется средним медицинским работником образовательного учреждения.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКРИНИНГ-ТЕСТОВ

- Анкетный тест-опрос родителей и учащихся.

- Антропометрия и оценка физического развития.

- Измерение артериального давления для выявления гипертонических и гипотонических состояний.

- Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью комбинированного визуально-инструментального исследования.

- Исследование остроты зрения.

- Выявление предмиопии (склонность к близорукости) с помощью теста Малиновского.

- Выявление нарушений бинокулярного зрения

- Выявление нарушений слуха с помощью шепотной речи.

- Выявление протеинурии и глокозурии с помощью скрининг-тестов.

- Оценка уровня физической подготовленности.

ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

Оценка состояния опорно-двигательного аппарата у детей требует не только статистического, но и динамического исследования (стоя и при ходьбе).

Характерные черты нормальной осанки у детей дошкольного возраста: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен вперед, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см; изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик.

Характерные черты нормальной осанки у детей среднего школьного возраста: голова незначительно наклонена вперед к корпусу, плечи не выдвинуты вперед, на уровне груди - небольшой изгиб корпуса назад, лопатки отстают незначительно, поясничный лордоз постепенно уменьшается, живот еще выпячен, но менее выражено, чем у детей 6-7 лет. Ось нижних конечностей у девочек прямая или незначительно вальгусная, расстояние между стопами при осмотре в фас до 2 см (2 пальца); у мальчиков - прямая или незначительно варусная (О-образная), расстояние между голенями при осмотре в фас до 2 см (2 пальца).

Наиболее высокая стабильность физиологических особенностей осанки отмечается у детей в возрасте 10 лет.

Данное тестовое обследование проводится следующим образом: медработник осматривает ребенка и отвечает на 10 вопросов теста, подчеркивая «ДА» или «НЕТ» в тестовой карте каждого ребенка. Во время осмотра ребенок должен принять естественную, привычную для него позу.

Порядок проведения обследования.

1. Осмотр в фас, руки вдоль туловища -- определяется:

форма ног (нормальная. О-образная или Х-образная);

положение головы, шеи;

симметрия плеч;

равенство треугольников талии (просвет треугольной формы между внутренней поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии);

деформация грудной клетки;

симметрия бедер.

2.Осмотр сбоку (в прежней позе) -- определяется:

форма грудной клетки;

форма живота;

форма спины;

выступание лопаток.

3.Осмотр со спины (позе сохраняется) - определяется:

симметрия лопаток;

равенство треугольников талии;

форма позвоночника;

форма ног;

ось пяток (вальгусная или нет).

4. В конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления возможных нарушений в походке.


Таблица 1. Тестовая карта для выявления нарушений осанки

 
1. Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью ДА НЕТ  
2. Голова, шея отклонены от средней линии; плечи, лопатки, бедра, установлены несимметрично ДА НЕТ  
3. Грудная клетка «сапожника», «куриная», деформированная ДА НЕТ  
4. Чрезмерное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза ДА НЕТ  
5. Чрезмерное отставание лопаток ДА НЕТ  
6. Чрезмерное выступание живота ДА НЕТ  
7. Нарушение осей нижних конечностей (0-образные или X-образные) ДА НЕТ  
8. Неравенство треугольников талии ДА НЕТ  
9. Вальгусное положение пятки или обеих пяток (ось пятки отклонена наружу) во время стояния ДА НЕТ  
  Явные отклонения в походке: прихрамывающая, «утиная» и др. ДА НЕТ  
         

С помощью данного теста оценка осанки проводится по следующим градациям:

нормальная осанка для данного возраста - отрицательные ответы на все вопросы;

некоторые отклонения в осанке - положительные ответы на один или несколько вопросов от номера 3 до 7 включительно.

Дети, обладающие этими отклонениями, подлежат наблюдению врача образовательного учреждения, поликлиники.

3) значительные нарушения осанки - положительные ответы на вопросы 1,2, 8,9,10 (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе, подлежат обязательному направлению на консультацию ортопеда.

ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ИСТИННОГО СКОЛИОЗА

К истинному сколиозу относится только тот сколиоз, который сопровождается торсией. Торсия (torsia)- поворот позвоночника относительно собственной вертикальной оси, при котором остистые отростки позвоночника уклоняются в ту или иную сторону от срединной плоскости, образуя выпуклость, видимую при наклоне туловища.

Основным приемом для выявления истинного структурного сколиоза считается осмотр со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед (рис. 3). Наклон туловища проводится медленно, при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза определяется асимметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе. Для более точного выявления торсии позвоночника осмотр следует проводить в двух положениях: сзади и спереди.

При осмотре сзади, наклоняя туловище ребенка от себя, можно выявить торсию грудопоясничного и поясничного отделов.

При осмотре спереди, наклоняя туловище ребенка к себе, можно выявить торсию верхнегрудного и грудного отделов.

Данное тестовое обследование проводится фельдшером дошкольного учреждения, школы, поликлиники.

 


ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ

Плоскостопие у детей может быть врожденным и приобретенным, причем последнее выявляется значительно чаще. У детей с приобретенным плоскостопием часто отмечается рахитное плоскостопие, возникающее в связи с некоторым размягчением костного скелета стопы и ослаблением общего тонуса мышечно-связочного аппарата. Для раннего выявления плоскостопия и своевременного проведения корригирующих мероприятий необходим профилактический осмотр сводов стопы у дошкольников и школьников не только визуальный, но и с применением плантографии (отпечатков стоп). Для массовых обследований дошкольников и школьников наиболее удобна плантография в скрининг-модификации по методике А.В. Сидоровой (с оценкой плантограммы по методике В.А. Яра-лова-Яралянца, рис. 4, 5).

Описание плантографа. На деревянную рамку высотой 2 см и размером 40x40 см натянуто полотно и поверх него -полиэтиленовая пленка. Полотно снизу смачивается чернилами для авторучки, разведенными водой (1:1) с помощью ватного тампона. На пол под окрашенную сторону плантографа кладется лист чистой бумаги.

Порядок проведения обследования

1. Для получения отпечатков стоп у дошкольников и младших школьников дети ставят одну ногу на полиэтиленовую пленку плантографа, затем приставляют другую ногу.

2. Обследуемый становится обеими ногами или поочередно то одной, то другой ногой на середину полиэтиленовойпленки. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь в местах давления стоп с бумагой, и оставляет на ней отпечатки стоп - плантограмму.

При получении отпечатков стоп необходимо следить, чтобы обследуемый стоял на двух ногах с равномерной нагрузкой. При раздельном получении отпечатков одна нога ставится на середину плантографа, другая - рядом с плантографом на пол. Для получения четкого отпечатка пальцев ноги медицинскому работнику необходимо при исследовании слегка прижать рукой к полу пальцы ног обследуемого.

Оценка плантограммы. Заключение о состоянии опорного свода стопы делается на основании положения двух линий, проведенных на отпечатке.

Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком; вторая, проведенная из той же точки, проходит к середине основанная большого пальца. Если контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает линии - стопа нормальная. Если первая линия внутри него - уплощенная, если обе линии расположены внутри контура отпечатка стопы, то она - плоская. Дети с уплощенной и плоской стопой должны быть направлены на консультацию к ортопеду. Данное обследование и оценку плантограммы проводит медицинская сестра дошкольного учреждения, школы, поликлиники. Плантограммы должны храниться в «Медицинской карте ребенка для образовательных учреждений» (форма № 026/у-2000) или в «Истории развития ребенка» (форма №112/у).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: