Вольфганг Амадей Моцарт. «Рондо в турецком стиле»




Тема: «Музыкальная форма Рондо. Вольфганг Амадей Моцарт, Рондо в Турецком стиле, III часть из сонаты № 1»

Задание к уроку:

1. Прочитать текст по теме «Музыкальная форма Рондо. Вольфганг Амадей Моцарт, Рондо в Турецком стиле, III часть из сонаты № 1»

2. Смотреть видео ролик «Сказки старого пианино. Моцарт»

3. Смотреть видео ролик «Турецкое рондо. Моцарт»

4. Смотреть видео ролик «Транскрипция Рондо, в исполнении Сопрано, хора Турецкого»

5. Петь хорошо песню «Пролетая над нами»

Домашнее задание:

1. Записать тему урока

2. Письменно: Из каких музыкальных разделов складывается форма рондо?

3. Письменно: Что означает слово «рондо»?

4. Письменно: Как называется главная, повторяющаяся тема рондо?

5. Письменно: Каков характер произведения, которое мы прослушали?

6. Найти и посчитать в мультфильме «Турецкое рондо», из скольких частей написано Рондо и знаковыми символами нарисовать форму Рондо. (например: рефрен – барабаны, а эпизоды – любой рисунок – цветок, солнышко, и.т.п)

7. Записать свое аудио исполнение песни «Пролетая над нами» (на оценку)

 

 

С понятием форма мы встречаемся в повседневной жизни: форма одежды - рабочая, спортивная, школьная; геометрические формы - круг, квадрат, прямоугольник и т. д.

Знаем все мы: форма - это
Очертание предмета.
По ней мы сразу узнаём:
Лётчика, шахтёра,
Врача и полотёра,
Повара, железнодорожника,
Пожарного и дворника.

Если есть щитки и шлем,
Хоккеиста видно всем.
Бескозырка, брюки клёш,
Воротник, рубашка,
А под ней тельняшка.
Все тогда издалека
Распознают моряка.

Форма учит нас порядку,
В ней мы делаем зарядку.
Форма музыке нужна,
С ней она всегда стройна,
В ней ведут себя достойно
Содержание и форма.

Композитора можно сравнить с архитектором. Прежде чем построить здание, архитектор создаёт его план - форму - конструкцию. Композитор тоже выстраивает план будущего музыкального произведения. Для этого каждый композитор использует свои приёмы построения музыкальных произведений.

С давних времён люди любили петь песни и водить хороводы. Нередко во время исполнения хороводных песен запевала (солист) пел куплеты, а хор подхватывал припев. Куплеты отличались по музыке друг от друга. Припев повторялся без изменений. Движение музыки шло как бы по кругу.

По-французски «круг» - «рондо». Родиной рондо считается Франция. Здесь в старину был популярен народный танец с пением. Танец назывался рондо», что и означает круг, хоровод.

Форма рондо - музыкальная форма, которая построена на повторности. Эта форма основана на многократном (не менее трёх раз) повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания.

В рондо есть наиболее важная тема, которая называется РЕФРЕН – она повторяется несколько раз, чередуясь с новыми темами – ЭПИЗОДАМИ.

Форма рондо, в силу своей выразительности, имеет обширную область применения в музыкальном искусстве. Очень часто его использование связано с образами шутливого, юмористического характера. В форме рондо написаны такие известные музыкальные произведения, как Рондо в турецком стиле В. А. Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт. «Рондо в турецком стиле»

Мелодия, которую вы сейчас услышите, любима многими людьми. Она очень известна и популярна во всем мире.

«Турецкое рондо» Вольфганга Амадея Моцарта привлекает красотой мелодий, изяществом, блеском. В этом произведении В. А. Моцарт изобразил удары большого турецкого барабана, неизвестного в те времена в Европе. «Турецкое рондо» («Rondo Alla turca») часто звучит в виде самостоятельной пьесы, хотя написано оно было как третья часть сонаты ля мажор для фортепиано.

Звуки «Турецкого рондо» сразу же напомнили австрийцам хорошо знакомое звучание турецких военных маршей.

Турция (называвшаяся тогда Османской империей) и Австрия (Osterreich, Восточная империя - именно так переводится с немецкого языка название страны) были давними и злейшими врагами, и воевали с перерывами с начала XVI века по конец XVIII века. Однако, несмотря на такую постоянную вражду, у австрийцев был сильнейший интерес и к турецкой культуре вообще, и к турецкой музыке в частности.

Впервые австрийцы познакомились с игрой турецких музыкантов в 1699 году, когда в Вену прибыла турецкая делегация, чтобы отпраздновать заключение Карловицкого мирного договора, завершившего очередную австро-турецкую войну, продолжавшуюся 16 лет. Охрану делегации Османской империи несли янычары - турецкая пехота, и вместе с другими янычарами делегацию сопровождал и янычарский военный оркестр, который дал несколько публичных концертов для жителей Вены.

Австрийцы пришли от янычарской музыки в такой восторг, что многие австрийские музыканты стали пытаться имитировать турецкую музыку на европейских музыкальных инструментах, и даже появились фальшивые турецкие оркестры, когда коренные австрийцы надевали на себя янычарскую одежду, и играли на привезённых из Турции инструментах.

И никакие последующие австро-турецкие войны не смогли уничтожить любовь австрийцев к турецкой музыке. Дошло даже до того, что в 1741 году австрийское правительство обратилось к правительству турецкому с просьбой прислать турецкие музыкальные инструменты для императорского придворного оркестра. Инструменты были присланы.

Это очень живая, бодрая, весёлая музыка, под неё можно делать всё что угодно, но вот чтобы ходить строем и маршировать по плацу - она для этого не подходит. И действительно, турецкие янычары никогда под музыку строем не ходили. Музыку играли перед боем, во время боя, и после боя, чтобы отпраздновать победу, а также во время торжественных мероприятий.

Вольфганг Амадей Моцарт, когда писал «Турецкое рондо», переложил традиционную оркестровую турецкую военную музыку для исполнения на фортепиано, в результате чего слушать музыку в турецком стиле стало возможно и не собирая огромный янычарский оркестр, в любом доме, где был рояль или пианино. Хотя есть и аранжировки «Турецкого марша» для оркестрового исполнения.

«Турецкое рондо» имеет трёхчастную форму с припевом. Повторяющийся припев – рефрен – придаёт форме черты рондо. Празднично-весёлая, танцевальная мелодия припева звучит с характерным арпеджированным сопровождением, напоминающим мелкую барабанную дробь.

Вопросы:

1. Из каких музыкальных разделов складывается форма рондо?

2. Что означает слово «рондо»?

3. Как называется главная, повторяющаяся тема рондо?

4. Каков характер произведения, которое мы прослушали?

 

 

Вольфганг Амадей Моцарт создавал сонаты на протяжении всей жизни. Первые сонаты для фортепиано были, когда мальчику было всего 8 лет. Соната №11 является образцом его стиля. Сегодня соната №11 стала эмблемой фортепианной музыки Моцарта. Особенную популярность получила третья часть этой сонаты и получило название «Турецкое рондо», обладающее ярким янычарским колоритом. История создания Сонаты №11 Моцарта Весной 1778 года Моцарт и его мать Анна Мария прибыли в Париж, в город, где его никто не ждал. Композитор хочет снова завоевать любовь публики. На помощь к талантливому музыканту пришел давний друг Мельхиор Гримм. Он посоветовал, как можно чаще наносить визиты к известным вельможам, чтобы продемонстрировать виртуозность и получить хорошую работу. Следуя советам друга, Вольфганг один за другим посещал дома известных людей, но вместо серьёзной работы находил только учениц, которым давал уроки фортепиано за мизерное жалование.

Париж становится городом, в котором Вольфганг Амадей сочинял преимущественно инструментальную музыку. Одним из парижских бриллиантов стала клавирная «Соната №11»

При создании произведения композитор опирался на вкусы парижан Изюминкой цикла становится третья часть – Турецкое рондо. В XVIII веке была мода на «янычарскую» музыку, которая распространилась по всей Европе. Рост интереса к турецкой музыке был связан с военными событиями. При нападении на Европу армия Османии была вооружена не только оружием, но и музыкальными инструментами. Основой оркестра были ударные инструменты, что требовало четкости ритма. Так, в третьей части Моцарт использует характерные для янычарской музыки ритмоформулы. В дальнейшем третья часть будет исполняться пианистами, как отдельное произведение.

     
     

Соната была опубликована при жизни композитора, и музыка приобрела популярность и часто исполнялась как автором, так и другими виртуозами того времени.

 

 

Интересные факты

· Третья часть получила народное название «Турецкий марш ».

· Исполнение всех частей сонаты в среднем занимает от 20-25 минут.

· Оригинальные ноты сонаты долгое время считались утерянными. Но в 2014 году в Национальной библиотеке Будапешта были обнаружены четыре первые страницы произведения.

· В 1970 году Бенни Гудмен выпустил джазовую версию Турецкого марша

     
     

Слушаем третью часть сонаты № 11, «Alla turca. Allegretto».III часть написана в форме рондо.

Соната №11 (Ля мажор) – это ясный и светлый мир, созданный воображением гения Моцарта. Невероятно солнечная музыка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: