Меркурьева Ольга Борисовна. Инструктор по физической культуре




Меркурьева Ольга Борисовна

Инструктор по физической культуре

МБДОУ «Добрянский детский сад №21»

Консультация для родителей

«Использование народной игрушки в играх детей »

«Кто не знает своего прошлого —

тот не имеет будущего»

(Народная мудрость)

 

 

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на нее, как на продукт народного творчества.

Воспитать сознательного гражданина и патриота означает сформировать в ребенке комплекс определенных знаний, личностных качеств и черт характера:

-патриотическую направленность, гражданскую ответственность и мужество;

-уважение к родителям, своей родословной, традиций и истории родного народа;

-дисциплинированность, трудолюбие, творчество, заботу о природе и экологию родной земли;

-уважительное отношение к культуре, верований, традиций и обычаев нашего народа.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.

Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера.

Игрушки - обереги и игрушки потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки. Дымковские и романовские, архангельские и филимоновские.

Россия до сих пор славится народной игрушкой матрешкой, которая известна по всему миру, являясь символом нашей страны.

Все это - русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, несправедливо забыты нашими детьми.

Между тем народная игрушка — это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может удивить, обрадовать малыша, и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам.

Своими игрушками народ с детства учил любить труд дедов и отцов, свой родной край, его историю и современность.

Дети и игрушки представляют собой единой целое. На разных возрастных этапах дети играют в разные игры, которые усложняются с возрастом ребенка. На основе использования игрушки формируется игровая ситуация. В своих играх дети копируют отношения к взрослому миру, обществу. Народная игрушка может выступать для ребенка в качестве игрового партнера, может быть атрибутом в игровой деятельности, для взаимодействия между детьми и взрослыми. Она развивает фантазию, мышление ребенка, помогает усвоить социальные статусы, позволяет передать социальный опыт.

Раньше сам акт творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, как бы указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представлений ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили общественный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды.

Известно, что зимой играли в игрушки больше, чем летом. Но и в игрушках прослеживались гендерные отличия.

Для девочек характерны куклы, каталки, для мальчиков — лошадки, тележки, трещотки. В куклы (любимые игрушки девочек) начинали играть с трехлетнего возраста. Они изготавливались очень просто: тряпочка или поношенный головной платок свертывались в трубочку, и перетягивались ближе к одному концу ниткой. На голову надевался платочек, а туловище без ног прикрывалось рубахой. Девочки постарше, пытались придать куклам человеческий облик, шили их с ручками и ножками, наряжали в рубахи и сарафаны, изготовленные из ярких лоскутков.

Мальчикам старались сделать деревянную лошадку на колесах, чтобы можно было ездить на ней по избе или запрягать в тележку. Лук и стрелы для игры в охотников.

Любимые всеми свистульки (птички, баранчики, лошадки) родители привозили с ярмарок. В них можно было свистеть, создавая самому себе радостное настроение. Свистульки делались ремесленниками и были различны по форме и материалу (дереву, глине, жесте).

Современные куклы «Винкс» и «Барби» уже давно вытеснили из нашей жизни народную игрушку, но народные куклы всегда радовали детей своей простотой и наивностью. Кроме того, что они дарили людям добро, приучали девочек к рукоделию. Игрушка, сделанная своими руками, становится для ребенка лучшим другом. Не бывает двух одинаковых людей, так и не встретите две одинаковые народные игрушки. Каждая игрушка –уникальна, похожа на сказку. Ей можно доверить свои секреты, тайны, она согрета теплотой сердца. Положительные герои народных игрушек трудолюбивы, крепки физически, наделены силой воли и терпеливы. Игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству.

В наши дни дети в интересной игровой форме узнают о народных игрушках, о русских традициях и праздниках: вместе с куклами «Мартинички» и «Птица-Радость» закликают весну, с «Покосницей» встречают осень, с «Масленицей» провожают зиму.

Через знакомство с народной игрушкой и процессом её изготовления дети усваивают обрядовые традиционные праздники, разучивают потешки, песенки, поговорки. В процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям русской народной культуры. Процесс приобретения ребёнком социальных ролей успешно и интенсивно происходит в игре через имитацию (подражание окружающему) и идентификацию (отождествление себя с другим).

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или«потешка», как называли ее наши предки.

Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

Предлагаю вам с детьми изготовить игрушки и поиграть вместе. Уверяю вас это очень увлекательно погрузиться в мир фантазий и в мир своего малыша….

ИСТОЧНИКИ:

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/03/19/konsultatsiya-dlya-roditeley-rol-narodnyh-igr-i

2. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-1367401.html

3. https://znanio.ru/media/kartoteka-didakticheskih-igr-znakomstvo-s-narodnymi-promyslami-2499209

 

 

Техника изготовления куклы «Пеленашки» (в стихах) Смешное название: «кукла-полено»! А чтобы не сидеть без дела, Такую куклу сделаем сами! Сделаем сами своими руками. Нитки, иголка совсем не нужны, А вот поленца для них так важны. Кусок ткани мы берем, Пеленать сейчас начнем. Обернем, завяжем лентой, Может яркой, можно бледной. Теперь в лицо мы куколки заглянем, Ту часть полена тряпицей обтянем. Ловко завяжем подружке платок. Вот и Пеленашка готова, дружок!
Техника изготовления куклы-оберега «Ангелочек» Ткань и ножницы в руки возьмем, Чудо творить мы все вместе начнем. Ткань по кругу режем смело, Три кружка нужны для дела. По центру крепко их связали И сразу юбку – колокольчик все узнали. Формируем руки из квадрата, А голову поможет сделать вата. Крылья тоже из квадрата мы скрутили, Конечно за спиной их разместили. Для нимба нужны нити золотые Иль маленькие лоскутки цветные. Ни так долго колдовали и нисколько не устали. Получился Ангелочек! Береги его, дружочек!
 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: