2. Основные положения нормативно-правовой базы энергопотребления и энергосбережения
3. Литература
1. Основные направления политики энергосбережения в Республике Беларусь
Нормативно-правовая база энергосбережения является одним из основных механизмов повышения эффективности использования ТЭР, и в Республики Беларусь она создана. В её основе лежит Закон Республики Беларусь "Об энергосбережении", Директива Президента Республики Беларусь от 14.06.2007г. № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». В развитие его правительством и другими республиканскими органами управления принято более 35 нормативно- технических документов, регулирующих деятельность юридических и физических лиц по эффективному использованию ТЭР и другим вопросам, связанным с реализацией государственной энергосберегающей политики. Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нерациональное использование ТЭР.
Принятым в 1998 г. Законом Республики Беларусь «Об энергосбережении» (15 июля 1998 г. № 190-3) регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования ТЭР, и установлены правовые основы этих отношений. В нём подчёркнуто, что энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь, и установлено, что объектами отношений в сфере энергосбережения являются физические и юридические лица (пользователи и производители ТЭР) осуществляющие следующие виды деятельности:
|
-добычу, переработку, производство, транспортировку, хранение, использование и утилизацию всех видов ТЭР;
- производство и поставку энергогенерирующих и энергопотребляющих оборудования, машин, механизмов и материалов, а также приборов учёта, контроля, регулирования расходов ТЭР.
- проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР), экспертных, специализированных, монтажных, наладочных, ремонтных, энергосберегающих и других видов работ, связанных с повышением эффективности использования и экономии ТЭР;
-реализацию мероприятий, связанных с развитием и применением не-. традиционных и возобновляемых источников энергии, использование возобновляемых энергетических ресурсов;
- информационное обеспечение юридических и физических лиц, подготовка кадров для сферы энергосбережения;
- разработку и внедрение эффективных систем управления энергосбережением и средств контроля за эффективным использованием ТЭР.
Законом определены основные принципы государственного управлении в сфере энергосбережения:
-осуществление государственного надзора за рациональным использованием ТЭР;
-разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
-приведение нормативных документов в соответствии с требованием снижения энергоёмкости материального производства, сферы услуг и быта;
-создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании ТЭР, вовлечение в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;
|
-повышение уровня самообеспечения республики местными ТЭР;
-осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
- создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования ТЭР;
-реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
-информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;
- обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;
-создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.
Законом определено также, что необходимо обеспечить установление технически и экономически обоснованных прогрессивных норм расхода топлива, которые должны в обязательном порядке включатся в технологические регламенты, технические паспорта, ремонтные карты, технологические инструкции по эксплуатации всех видов энергопотребляющей продукции. Национальная система стандартизации, сертификации обеспечивает контроль за соответствием продукции, работ, услуг, а также ТЭР требованиям эффективного энергопотребления. Кроме того, предусмотрено проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений для определения их соответствия требованиям нормативной документации.
|
В целях оценки эффективности использования ТЭР и обеспечения их экономии предусмотрено проведение энергетических обследований субъектов хозяйствования, расположенных на территории Республики Беларусь, и введена система нормирования расхода топлива и энергии.
Законом определены источники финансирования мероприятий по энергосбережению. Ими являются средства:
- республиканского и местного бюджетов;
- республиканского фонда энергосбережения;
- юридических и физических лиц, направленных на цели энергосбережения;
- инновационного фонда концерна «Белэнерго»;
- инновационных фондов министерств и ведомств, а также:
-льготные кредиты;
-инвестиции по линии Всемирного банка;
-другие источники.
В целях финансирования мероприятий по энергосбережению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, создается республиканский фонд «Энергосбережение».
Республиканский фонд «Энергосбережение» образуется за счет поступлений в виде:
платежей за перерасход топлива, электрической и тепловой энергии сверх установленных норм (предельных уровней) потребления топливно-энергетических ресурсов;
экономических санкций за:
несвоевременную установку приборов учета расхода топливно-энергетических ресурсов;
использование топлива, электрической и тепловой энергии без утвержденных в установленном порядке норм их расхода на производство единицы продукции (работ, услуг);
нарушение правил пользования электрической и тепловой энергией;
добровольных взносов юридических и физических лиц (в том числе в иностранной валюте);
других платежей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Средства указанного фонда расходуются на:
осуществление мероприятий и реализацию программ по энергосбережению, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
долевое участие в разработке и внедрении энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, включая приобретение лицензий на их внедрение;
участие в организации международного сотрудничества в сфере энергосбережения;
предоставление кредитных льгот и субсидий пользователям и производителям топливно-энергетических ресурсов при реализации ими мероприятий по энергосбережению;
осуществление мероприятий, связанных с развитием малой и нетрадиционной энергетики, использованием возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов;
проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
разработку технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, регламентирующих использование топливно-энергетических ресурсов;
проведение работ по энергетическому обследованию предприятий, учреждений и организаций;
долевое участие в оснащении пользователей и производителей топливно-энергетических ресурсов средствами учета, контроля и регулирования энергопотребления;
создание, совершенствование и приобретение эталонных установок для воспроизведения и передачи единиц физических величин топливно-энергетических ресурсов;
подготовку и переподготовку кадров для сферы энергосбережения;
организацию пропаганды и информационного обеспечения по вопросам эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;
осуществление других мероприятий по энергосбережению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Порядок поступления и использования средств республиканского фонда «Энергосбережение», управления этим фондом определяется Правительством Республики Беларусь.
Расходование средств республиканского фонда «Энергосбережение» на цели, не связанные с энергосберегающей деятельностью, запрещается.
Для производителей и пользователей ТЭР предусмотрена система получения льготных кредитов для проведения энергосберегающих мероприятий, определён порядок образования и использования фондов «Ресурсо- и энергосбережение» субъектами хозяйствования.
Основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:
осуществление государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;
разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
приведение технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального производства, сферы услуг и быта;
создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;
повышение уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;
осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресурсов;
реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;
обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;
создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.
Как отметил А.Г.Лукашенко в Директиве № 3: «В стране не создана целостная система экономии материальных ресурсов, что снижает конкурентоспособность экономики, эффективность использования всех видов топлива, энергии, сырья, материалов и оборудования.» В Директиве №3 Президент Республики Беларусь определил, что в целях укрепления экономической безопасности государства необходимо:
1. Обеспечить энергетическую безопасность и энергетическую независимость страны.
2. Принять кардинальные меры по экономии и бережливому использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов во всех сферах производства и в жилищно-коммунальном хозяйстве.
3. Ускорить техническое переоснащение и модернизацию производства на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий и техники.
4. Повысить эффективность научно-технической и инновационной деятельности.
5. Обеспечить стимулирование экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов.
6. Широко пропагандировать среди населения необходимость соблюдения режима повсеместной экономии и бережливости.
7. Установить эффективный контроль за рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов.
8. Повысить ответственность руководителей государственных органов и иных организаций, граждан за неэффективное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов, имущества.