Городки́ - русская народная спортивная игра. В этой игре необходимо с определённых расстояний «выбивать» метанием биты из ограниченной площадки, называемой «городом», фигуры, составленные различным образом из пяти деревянных цилиндров (чурок), называемых «городками» или «рюхами».
Для игры в городки используются 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана на рисунках:
1. Пушка | 2. Вилка | 3. Звезда |
4. Стрела | 5. Колодец | 6. Коленчатый вал |
7. Артиллерия | 8. Ракетка | 9. Пулемётное гнездо |
10. Рак | 11. Часовые | 12. Серп |
13. Тир | 14. Самолёт | 15. Письмо |
Победителем считается игрок или команда, затратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Фигуры начинают выбивать с кона (дальней линии). Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона (ближней линии); фигуру «закрытое письмо» выбивают только с кона, причём сначала - городок в центре, обозначающий «марку». В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Фигуры ставятся последовательно, одна за другой, в установленном играющими порядке. Все фигуры, кроме 15-й, строятся на лицевой линии города.
Городок считается выбитым, когда он полностью вышел за заднюю или боковые линии города. Если городок вылетит вперед к штрафной линии или за её пределы в направлении полукона, то он ставится в пригород, против центра города: в 20 см от штрафной линии, если из фигуры выбит хотя бы один городок, или в 40 см, если из фигуры не выбит ни один городок. Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в город или пригород, считается выбитым.
Городошная площадка размещается на ровном горизонтальном участке размером 30(22) х 15(12) метров:
|
«Город» - зона, имеющая форму квадрата со стороной 2 м, в которой устанавливаются фигуры. «Пригород» - зона, находящаяся между лицевой и штрафной линиями, ограниченная с боков продолжениями диагоналей «города». По центру «пригорода» на расстоянии 20 и 40 см от штрафной линии наносят две отметки длиной 20 см для установки на них штрафных городков. «Штрафная линия» - линия, составленная из двух передних линий «пригородов». «Городки», или «рюхи» – 5 деревянных цилиндрических чурочек длиной 20 см. Диаметр - от 4,5 см. «Бита» до 1 метра в длину и весом от 1,5 до 2,5 кг. |
Площадь, ограниченная двумя боковыми линиями и передней планкой, из пределов которой производятся броски по фигурам, называется «коном». Расстояние от планки кона до лицевой линии - 13 м или 6,5 м.
Площадь, ограниченная боковыми линиями, передней планкой и планкой кона сзади, из пределов которой производятся броски после выбивания хотя бы одного городка (кроме фигуры «Письмо»), называется «полуконом». Расстояние от передней планки полукона до лицевой линии - 6,5 м.
Штрафная линия и площадь, находящаяся перед ней, называются «штрафной зоной». Её засыпают песком или покрывают водной суспензией мела.
Листы, на которых размечаются два «города» с «пригородами», должны иметь размер не меньше 8,0 х 3,5 м и располагаться строго горизонтально (городок, спокойно положенный в любом месте «города» или «пригорода», не должен самопроизвольно катиться в каком-либо направлении при условии отсутствия каких-либо воздействий на него - ветра, сотрясения площадки).
|
Боковые линии кона и полукона должны находиться строго напротив боковых линий «города» с учётом того, что ширина ограничительных линий «города» и боковых линий «пригорода» входит в размеры «города», «пригорода», а ширина ограничительных линий кона и полукона в размеры этих зон не входит.
Линии разметки шириной 2 см окрашивают краской, контрастирующей с покрытием.
Состязания городошников бывают личными - между двумя спортсменами, а также командными. В каждой команде должно быть не менее 5 игроков, также может иметься запасной игрок в команде.
Игру всегда начинает правое поле. После того как все городошники пробьют по две биты, стартует другая команда. После окончания партии, право начать следующую получает другая команда.
Побеждает в матче команда, выигравшая две партии подряд. При равном счёте назначается третий поединок. На крупных соревнованиях матч обычно состоит из трёх партий. Победителем считается тот, кто затратил на выбивание фигур наименьшее число бит.
В ходе игры по договорённости можно менять или уточнять условия и правила игры, упрощая или усложняя её. Можно придумывать свои фигуры.