ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цели освоения дисциплины:
- привитие обучающимся более углубленных теоретических знаний, касающихся определения коррупции, практических навыков, необходимых для профессионального выполнения выпускниками служебных обязанностей в рамках концепции безопасности государства и национальной стратегии противодействия коррупции.
1.2. Задачи:
- овладение знаний об основных проблемах квалификации преступлений коррупционной направленности;
- воспитание чувства непримиримости к проявлениям преступности, решимости противостоять ей, отстаивать принципы социальной справедливости и законности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Цикл (блок) ОПОП:М2.В.ДВ.4.1.
2.2. Связь с другими дисциплинами учебного плана
Перечень предшествующих дисциплин | Перечень последующих дисциплин, видов работ |
Актуальные проблемы уголовного права; Актуальные проблемы уголовно-правовой охраны личности. | Актуальные проблемы борьбы с преступлениями в сфере экономики; Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права; Семинар «Анализ судебной практики по уголовным делам. |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формируемые компетенции | Осваиваемые знания, умения, владения | |
Код | Наименование | |
Общекультурные компетенции (ОК) | ||
ОК-1 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение | Знает:ценность и значимость уголовного права как важнейшего социального регулятора;социальную ответственность представителей юридической профессии, - меры уголовной ответственности, которые могут применяться в случае совершения служебных правонарушений;сущность и содержание основных понятий, категорий и институтов дисциплин, способствующих формированию достаточного уровня профессионального правосознания в рамках борьбы со служебными преступлениями. |
Умеет: получать и распространять знания об уголовном праве и правовых явлениях; доказывать ценность уголовного права;отличать правомерное и неправомерное поведение;дискутировать по правовым вопросам, критиковать позицию правового нигилизма. | ||
Владеет: способностью давать оценку правомерному и неправомерному поведению, в том числе выявлять и давать оценку фактам коррупционного поведения;навыками определения оптимальных путей решения профессиональных задач служебной деятельности;высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. | ||
профессиональные компетенции (ПК) по видам профессиональной деятельности | ||
правоприменительная деятельность | ||
ПК-2 | способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Знает:концептуальные положения уголовного права, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права; технико-юридические приемы установления фактических обстоятельств совершенного преступления в сложившейся социальной ситуации;понятие и признаки допустимых доказательств, надлежащие способы их фиксации;основные принципы разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в сфере правоприменительной деятельности;требования к различным видам правоприменительных актов с точки зрения их структуры, содержания, оформления. |
Умеет: устанавливать фактические обстоятельства дела, в том числе осуществляя процесс доказывания;устанавливать соответствие или несоответствие признаков реального фактического обстоятельства признакам юридического факта;определять юридическую природу конкретных фактических обстоятельств;определять совокупность правовых последствий установленных фактических обстоятельств;конкретизировать положения норм права относительно фактических обстоятельств;устанавливать юридическую основу дела;квалифицированно определять правовые нормы, подлежащие применению в конкретной сфере юридической деятельности. | ||
Владеет:навыками анализа различных юридических фактов, правоотношений, являющихся объектами профессиональной деятельности, и их юридической оценки; навыками сбора и фиксации фактов, выступающих доказательствами по делу, с помощью установленных юридических средств, доступными способами в установленных законом формах и порядке;навыками анализа и юридической оценки фактов, необходимых для решения дела с точки зрения их истинности/ложности, наличия/отсутствия, относимости и т.п.;навыками принятия юридически значимых решений и их документального оформления; - навыками анализа правоприменительной практики;навыками конкретизации правовых норм в условиях нестандартных правовых ситуаций (пробелы в праве, коллизии правовых норм, необходимость конкретизации общих норм и принципов, выявления конкретного содержания в оценочных суждениях и т.п.). | ||
Правоохранительная деятельность | ||
ПК-6 | способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения | Знает:основные положения, сущность и содержание основных понятий, категорий и институтов актуальных проблем борьбы с преступлениями в сфере экономики, изучение которых направлено на формирование нетерпимого отношения к противоправному поведению, воспитание уважительного отношения к праву и закону;признаки и формы коррупционного поведения;объективные и субъективные коррупциогенные факторы в государстве и обществе;виды, механизмы выявления и оценки коррупционных рисков в различных сферах деятельности, в том числе, связанной с использованием бюджетных средств;основные виды и содержание деятельности по выявлению коррупционного поведения (информационно-аналитическая, оперативно-аналитическая, административно-кадровая и т.п.);положения законодательства, направленные на создание системы мер противодействия коррупции. |
Умеет: давать оценку социальной значимости правовых явлений и процессов; анализировать деятельность органов государственной власти, политических и общественных организаций в сфере противодействия коррупции;определять признаки коррупционного поведения и противодействия законной профессиональной деятельности; в конкретной ситуации распознавать и формулировать обстоятельства, способствующие коррупционному поведению; устанавливать перечень потенциально коррупциогенных сфер деятельности органа;выделять отдельные полномочия государственных и муниципальных служащих, при выполнении которых существует вероятность возникновения коррупционных проявлений или действий;выявлять скрытые потенциальные возможности системы государственного управления и местного самоуправления, способствующих коррупционным проявлениям со стороны должностных лиц;выявлять и анализировать коррупциогенные нормы законодательства;планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике коррупционных преступлений в экономической сфере. | ||
Владеет: навыками выявления факторов, способствующих возникновению условий для осуществления деяний коррупционной направленности; навыками предотвращения коррупционного поведения; навыками выявления признаков коррупционного поведения. | ||
Экспертно-консультационная деятельность | ||
ПК-8 | способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них | Знает:основные термины и понятия, виды и методы проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов;положения действующего законодательства об экспертизе нормативных правовых актов и их проектов; положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции; правила построения юридического заключения; требования, предъявляемые к юридическим консультациям. |
Умеет: давать правовую оценку формы акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет наличия коррупционных факторов в соответствии с критериями коррупциогенности; дискутировать при участии в проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов; доказывать свою позицию по исследуемым вопросам;использовать юридическую терминологию при формулировании собственной точки зрения в ходе участия в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов; отличать положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции;собирать и исследовать информацию;выстраивать эффективную коммуникацию с клиентом, коллегой, судьей, свидетелем и т. д. для того, чтобы получать и транслировать информацию, необходимую для оказания юридической помощи;исследовать доказательства, работать со свойствами последних для решения вопросов факта, в том числе решать вопрос об установленности фактов на основе достаточной совокупности доказательств; - квалифицировать совокупность фактов с точки зрения распространяющихся на нее норм права;с учетом полученных результатов и интересов клиента проектировать позицию по делу, а затем с помощью правовых средств реализовывать ее. | ||
Владеет: навыками самостоятельного проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;навыками работы в составе рабочей группы при проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов;способностью выявлять и критически оценивать факты коррупционного поведения;навыками познавать и использовать современные методы исследований;умением пользоваться законами формальной логики;умением структурировать содержание нормы права (выделять логическую модель или логическую структуру нормы права, подлежащей применению);умением на основе результатов исследования определять стратегию и тактику юридической помощи в конкретном деле (ставить цели, формулировать задачи, определять адекватные с точки зрения целей и задач правовые средства юридической помощи и способы достижения). | ||
Педагогическая деятельность | ||
ПК-15 | способность эффективно осуществлять правовое воспитание | Знает:основные правовые категории, определяющие содержание и уровень правовой культуры и правосознания общества: правовая идеология, правовая психология, система правовых принципов;имеет представление об основных элементах правового воспитания как целенаправленного организационного процесса; общие и отличительные признаки отдельных форм правового воспитания: правового обучения, правовой пропаганды, юридической практики, самовоспитания;основные методы воздействия на сознание и волю окружающих с помощью правовых средств. |
Умеет:определять цели, содержание, методы правового воспитания через систему принятой политико-правовой идеологии, правовых принципов, идей в данном обществе;включать элементы правового воспитания в процесс осуществления собственной юридической деятельности, связанной с юридической практикой, обучением и т.п. | ||
Владеет:отдельными методиками психолого-педагогического воздействия на аудиторию, в том числе – с помощью различных правовых способов и средств; - приемами проектирования и планирования собственной юридической деятельности, элементами которой выступают различные формы правового воспитания. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Аудиторные занятия − очная форма обучения
Кол.час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание | Формируемые компетенции |
Практические занятия /семинары | |||
Модуль 1: «Общие вопросы законодательного обеспечения противодействия коррупции» | |||
Тема 1 «История возникновения коррупции в России» 1. Возникновение и развитие коррупции в России XIV – XIX веков. 2. Коррупция в Советской России. | ОК-1 ПК-2 ПК-6 ПК-8 ПК-15 | ||
Тема 2 «Общенаучное и правовое закрепление понятия «коррупция» 1. Общенаучные подходы в определении «коррупция». 2. Легальное толкование понятия «коррупция». | ОК-1 ПК-2 ПК-6 ПК-8 ПК-15 | ||
Тема 3 «Уголовно-правовой анализ преступлений коррупционной направленности» 1. Уголовно-правовая характеристика взяточничества. 2. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями. 3. Уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа. | ОК-1 ПК-2 ПК-6 ПК-8 ПК-15 | ||
Тема 4 «Коррупционные преступления в уголовном праве зарубежных стран» 1. Преступления коррупционной направленности по законодательству некоторых европейских стран. 2. Преступления коррупционной направленности по законодательству США. 3. Преступления коррупционной направленности по законодательству некоторых государств – участниц СНГ. | ОК-1 ПК-2 ПК-6 ПК-8 ПК-15 | ||
Модуль 2: «Совершенствование основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции» | |||
Тема 5 «Современное состояние и причинность коррупции» 1. Причины возникновения и существования коррупции в России. 2. Современное состояние и динамика преступлений коррупционной направленности. 3. Особенности преступников, совершающих преступления коррупционной направленности. | ОК-1 ПК-2 ПК-6 ПК-8 ПК-15 | ||
Тема 6 «Комплекс мер, направленных на предупреждение преступлений коррупционной направленности» 1. Общие меры противодействия коррупции. 2. Специальные меры противодействия коррупции. 3. Индивидуальные меры противодействия коррупции. | ОК-1 ПК-2 ПК-6 ПК-8 ПК-15 | ||
Тема 7 «Эффективность реализации Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции» 1. Основные принципы противодействия коррупции. 2. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции. 3. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции. | ОК-1 ПК-2 ПК-6 ПК-8 ПК-15 |