Реферат к уроку географии.
На тему:
«Народы Дальнего Востока и их традиции(обычаи)»
Какие же народы живут на территориях Дальнего Востока?
На территориях Дальнего Востока живут:
Нанайцы.
Ульчи.
Удэгейцы.
Орочи.
Ороки.
Негидальцы.
Эскимосы.
Алеуты.
Коряки.
Ительмены.
И т.д.
Сейчас речь пойдет о жизни такого коренного народа, как Удэгейцы.
Удэгейцы- одна из многочисленных народностей Севера, коренные жители Дальнего Востока России, антропологически относятся к байкальскому типу североазиатской малой расы монголоидов.
Территория компактного проживания удэгейцев издавна находится на северо-востоке Приморского края и юго-востоке Хабаровского края (в районах Нанайском, Хабаровском, имени Лазо, Пожарском, Красноармейском, Тернейском и др.), в основном, в горах и предгорьях Сихотэ-Алиня или у правых притоков Уссури и Амура.
Языком они владеют своим-удэгейским и немного русским.
К сожалению,их язык является бесписьменным.
Немного из истории:
На протяжении своей истории удэге контактировали с нанайцами и эвенками, наиболее тесные связи были с орочами. До конца XIX века русские исследователи удэгейцев и орочей не разделяли, а считали одним народом. До прихода русских удэгейцы не знали письменности, основной религией был шаманизм и анимизм.
· Шаманизм- это ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса.
· анимизм. - это вера в существование души и духов, вера в одушевленность всей природы. Анимистические представления присутствуют во всех религиях.
В тот период времени для данного народа характерными занятиями были: охота, рыболовство, собирательство.
На данный момент существует классификация Удэгейцев. Их разделили на: Южных Удэгейцев и
Северных.
В настоящее время Удэгейцы не консолидировались в единую этническую общность.
Традиционное хозяйство.
Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве, причем последнее было второстепенным, особенно у обитателей верховьев реки Уссури, где чаще добывали оленьи панты и женьшень.
Промысловые орудия Удэгейцев носили индивидуальный характер: пушного зверя добывали в основном ловушками; самострелами пользовались также для добычи крупных животных. Их также били копьями, приманивая звуками берестяной трубы. Лук со стрелами (хотя огнестрельное оружие было известно в 19 веке) оставался "универсальным" оружием и в 20 веке. Различные остроги, удочки, крюки, небольшие сети – орудия индивидуального лова преобладали в рыболовстве. Только в приморских районах строили ловушки на лососёвых; здесь же был известен подлёдный рыболовный промысел.
У Удэгейцев существовало разделение труда: мужчины занимались различными промыслами, строили жилье, мастерили лодки, нарты, лыжи, ловушки для зверей, домашнюю утварь из бересты, дерева или лозы, то женщины готовили пищу, сохраняли на длительный срок мясо и рыбу, выделывали шкуры и кожи, шили из них одежду и обувь.
А еще женщины удэгейцы были среди соседних народов искусными рукодельницами.
Обычаи и традиции.
Обычай почитания пламени.
В удэгейских обычаях почитания пламени нашли отражение чрезвычайно древние представления, возникшие, вероятно, еще в каменном веке, когда люди только учились пользоваться огнем. Его хранительницей была, согласно древним поверьям, старая, седая женщина. Считалось, например, что «старушка» обидится, если огонь будет передан из одного рода в другой. Пламя в домашнем очаге поддерживали круглые сутки. Когда семье нужно было сменить место жительства, горящие угли клали в специальный березовый туесок, изнутри обмазанный глиной, и на новом месте вновь зажигали от них очаг.
Поклонись хозяину гор.»
После хранительницы огня самым почитаемым духом был у удэгейцев хозяин гор. Он мог принимать любой облик: превращаться в тигра, медведя, соболя или появляться в виде человека. От хозяина гор зависел успех на охоте. Чтобы заслужить его благосклонность, охотник должен был помнить о том, что он не вправе убить больше зверей, чем нужно для пропитания его семьи. Не следовало грубо говорить о животных или высмеивать их повадки, нельзя было громко кричать в горах.
Впрочем, одними запретами дело не ограничивалось. Хозяину гор нужно было приносить жертвы. Для этого удэгейский охотник поднимался на скалистый утес и ровно в полдень зажигал на его вершине огонь, Здесь же на одном из деревьев он вырезал ножом изображения солнца и луны. Совершив этот древний обряд, человек просил у хозяина гор помощи на охоте, а затем, спустившись со скалы, оставлял у ее подножия еду, кусочки материи, табак, спички и серебряные монеты.
Солнце и Небесная собака.
Земля, луна, звезды считались у удэгейцев живыми существами. Говорить о них нужно было с должным почтением, а земле нельзя было причинять боль, ударяя ее копьем или ножом. Солнце тоже считалось живым существом, которое вечером умирало, но следующим утром непременно рождалось вновь. Был, однако, у солнца, по представлениям «лесных людей», злой враг — Небесная собака. Она нападала на солнце и пыталась его проглотить. Но на помощь светилу приходили люди, они стучали в бубны и бряцали металлом. Небесная собака пугалась и выпускала солнце из пасти. Когда же совершали удэгейцы этот ритуал? Конечно, в дни солнечных затмений!