Супрематизм в творчестве Казимира Малевича.




Театрально-декоративное творчество Казимира Малевича.

Выполнил:

Студент 31 группы

Специальности 51.02.01

Народное художественное

творчество (по видам)

Вид: Театральное творчество

Григорий Осокин.

Руководитель:

Кандидат искусствоведения

Т.П.Христолюбова.

Санкт-Петербург

Оглавление.

Введение........................................................................... 3

Глава 1. Особенности творческого наследия Казимира Малевича............... 4

1.1 Творческая биография Казимира Малевича................................. 4

 

1.2 Супрематизм в творчестве Казимира Малевича............................ 5

 

1.3 Мотив театра в творчестве Казимира Малевича............................ 7

Глава 2. Художественное оформление футуристической оперы «Победа над солнцем»........................................................................... 10

2.1 Художественные особенности оперы «Победа над солнцем».................. 10

2.2 Театрально-декорационное оформление Казимира Малевича................ ХХ

Глава 3. Дальнейшая жизнь Казимира Малевича.................................. ХХ

3.1 ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ.................................................. ХХ

3.2 ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ................................................. ХХ

Заключение....................................................................... ХХ

Список Литературы............................................................... ХХ

Приложение....................................................................... ХХ

Введение.

 


Глава 1

Особенности творческого наследия Казимира Малевича.
1.1 Творческая Биография Казимира Малевича.
Казимир Северинович Малевич
(11 февраля 1879 — 15 мая 1935) — российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени.

1910 год Малевич принял участие в первой выставке «Бубнового валета».

1912 год. Малевич участвовал в выставках «Союза молодёжи» и «Синего всадника» в Мюнхене. Малевич также входил в группу молодых художников «Ослиный хвост». Где познакомился с М. В. Матюшиным.

1913 год. Малевич принял участие в «Диспуте о современной живописи» в Петербурге, а также в «Первом в России вечере речетворцев» в Москве. На последней выставке «Союза молодежи» экспонировал, наряду с неопримитивистскими произведениями. Картины названные им самим «заумным реализмом» и «кубо-футуристическим реализмом».

В декабре в Петербургском «Луна-парке» состоялись два представления оперы «Победа над Солнцем». Согласно воспоминаниям самого художника, именно во время работы над постановкой оперы к нему пришла идея «Чёрного квадрата» — задник декорации одной из сцен представлял собой квадрат, наполовину закрашенный чёрным.

Свои первые сорок девять полотен художник продемонстрировал миру на выставке, прошедшей в Петрограде в 1915 году. Под своими работами художник разместил табличку: «Супрематизм живописи». Среди этих полотен был и знаменитый на весь мир «Черный квадрат», написанный в 1914-ом году, который вызвал яростнейшие нападки со стороны критики. Они не стихают и сейчас. Уже в следующем году Казимир Малевич издал брошюру под названием «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», в которой доходчиво обосновывал свое новшество.

В 1914 год. Малевич вместе с Алексеем Моргуновым, устроили акцию на Кузнецком мосту в Москве, разгуливая по улице с деревянными ложками в петлицах. С начала Первой мировой войны Казимир сотрудничал с издательством «Сегодняшний лубок». Иллюстрировал книги А. Кручёных и В. Хлебникова.

В 1915 год. Работал над первыми супрематическими полотнами. Написал манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», изданный Матюшиным. На «Последней футуристической выставке картин «0,10» (Ноль десять) экспонировал 39 работ под общим названием «Супрематизм живописи».
Самое знаменитое живописное произведение Малевича — Чёрный квадрат (1915) — являлось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Был впервые выставлен в Петрограде 1 января 1916 года на выставке «0,10». Картина, по замыслу художника, являлась частью триптиха, в который входили «Чёрный круг» и «Чёрный крест». Казимир испугался, что Пуни может перенять идею и написать подобную картину. Поэтому он обратился к Михаилу Матюшину с просьбой выпустить брошюру с анонсом, чтобы закрепить за собой авторство.

1916 год. Малевич участвовал с докладом «Кубизм — футуризм — супрематизм» в «Публичной научно-популярной лекции супрематистов». Летом Малевич был призван на военную службу. И демобилизован в 1917 году.

1917 год. Малевич был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе становится председателем второй Художественной секции Московского совета солдатских депутатов, занимался просветительской работой, разрабатывал проект Народной академии искусств. В октябре был избран председателем общества «Бубновый валет».

В 1919-ом году, осенью, Казимир отправился в город Витебск, чтобы преподавать в Народной художественной школе, которую организовал Марк Шагал, и которая вскоре преобразовалась в Художественно-практический институт.
Покинул Витебск в 1922-ом году и вернулся в Петроград. Там, работал на фарфоровом заводе, изобретать новые формы росписей. Он изучал возможность применения супрематизма в архитектуре.

В 1927 году Казимир создал цикл картин «Второй крестьянский период»

В этих картинах присутствует трансцендентный опыт инобытия, пропущенный сквозь фильтр человеческого страдания, недружественный и открытый космическому холоду земли. Малевич наблюдал за тем, как происходила коллективизация, разрушающая деревню. В ней стала возможна фигуративность, выстроенная на константных элементах: строгих фронтальных фигурах, прямой линией горизонта и возникновением вместо лиц крестьян – белой или черной пустоты. Но пустота начнет обрастать мясистостью: в работы Малевича придет реалистическое изображение, под видимой плотью которого – абстрактный каркас. Малевич называл портреты «второй крестьянской серии» - «полуобразами».

В 1932-ом Малевич добился должности руководителя Экспериментальной лаборатории при Русском музее, где разработал теорию о «прибавочном элементе в живописи», которую выдвигал ранее. В том же году Малевич внезапно вновь обратился к традиционному реализму.
Скорее всего из-за веяния нового времени, но закончить этот новый период своего творчества Казимир Малевич не смог.

В 1933 году он тяжело заболел.

А в 1935 – скончался.

Супрематизм в творчестве Казимира Малевича.

В 1913 г. пришел к абсолютизации принципа алогичности и абсурдности живописи в заумном реализме и от него же перешел к созданию собственно работ в стиле. Впервые они были не без сопротивления других участников выставки предъявлены им общественности на «Последней футуристической выставке картин 'Ноль десять'» в декабре 1915 г. Так появились термин «супрематизм» и первая теоретическая брошюра‑манифест Малевича с попыткой обоснования нового направления «От кубизма к супрематизму. Основные стадии развития супрематизма, Малевич, прошел с 1913 по 1918 г. Однако супрематические картины он создавал до середины 1920‑х гг., и супрематическое «ощущение» бытия и искусства существенно отразилось на всем его последующем творчестве.
Малевич писал и теоретические работы, начиная с 1919 г, когда стал систематически заниматься педагогической деятельностью в Москве и Петрограде. В них он подробно изложил свою позицию в целом. Свое понимание искусства или «Искусства с большой буквы» живописи, истории искусства и свой высший этап – супрематизма. В течение его бурной творческой, педагогической и исследовательской деятельности и под влиянием не менее бурных внешних обстоятельств того времени отдельные взгляды и представления Малевича нередко достаточно сильно менялись, иногда на диаметрально противоположные, но генеральная линия его концепции, его понимания искусства оставалась достаточно целостной и однозначной.
Супрематизм – высшая ступень развития искусства на пути освобождения от всего внехудожественного, на пути предельного выявления беспредметного, как сущности любого искусства. В этом смысле Малевич первобытное считал орнаментальное искусство супрематическим. Впервые он применил этот термин к большой группе своих картин с изображением геометрических абстракций, включая знаменитый «Черный квадрат», «Черный крест» и др, выставленных на петроградской футуристической выставке «Ноль‑десять» 1915 г. Именно за этими и подобными им геометрическими абстракциями и закрепилось название супрематизма. Малевич относил к нему и многие свои работы «1920‑е гг, » содержавшие формы конкретных предметов, сохранявших «супрематический дух». Более поздние теоретические разработки Малевича не дают оснований сводить супрематизм только к геометрическим абстракциям, хоть они и составляют его ядро, сущность и даже подводят живопись к пределу ее бытия вообще как вида искусства, т.е. к живописному нулю, за которым уже нет собственно живописи, нет искусства. Этот путь во второй половине ХХ в. и продолжили многочисленные направления в арт‑деятельности, отказавшиеся от кистей, красок и холста. Многие создатели новейших направлений в искусстве, современных артефактов чтят Малевича за его супрематизм своим духовным отцом. Супрематические знаковые конструкции, заменившие, символы традиционного искусства, превратились для него в самостоятельные «живые миры, готовые улететь в пространство» и занять там особое место с другими мирами. Увлеченный этими перспективами Малевич начинает конструировать пространственные «супремусы» – архитектоны и планиты, как прообразы будущих космических станций, аппаратов, жилищ и т.п. Отказавшись от одного, земного, утилитаризма, он под влиянием новейших физико‑космических теорий приводит искусство к новому «Космическому» утилитаризму.
Главный элемент супрематических работ Малевича – квадрат. Затем будут комбинации квадратов, кресты, круги, прямоугольники, треугольники и т.д. Квадрат, – основа геометрического супрематизма Малевича. Именно в квадрате усматривал он и некие сущностные знаки бытия человеческого (черный – «знак экономии»; красный – «революции»; белый – «чистое действие», «знак чистоты человеческой творческой жизни»), и глубинные прорывы в ничто, как нечто неописуемое и невыговариваемое, но – ощущаемое.
В «супрематической» теории Малевича важное место занимает понятие «безликости», стоящее у него в одном ряду с такими понятиями, как беспредметность и безобразность. Оно означает отказ искусства от изображения внешнего вида предмета, его видимой формы. Внешний вид, а в человеке лицо, представлялись Малевичу твердой скорлупой, застывшей маской и личиной скрывающей сущность. Отсюда отказ в чисто супрематических работах от изображения, каких либо видимых форм, образов и ликов а во «второй крестьянский период» 1920‑1930‑х гг. – условно‑обобщенное, схематизированное изображение человеческих фигур без лиц, с «пустыми лицами» – цветными или белыми пятнами вместо лиц (безликость в узком смысле). Ясно, что эти «безликие» фигуры выражают «дух супрематизма», в большей мере, чем геометрический супрематизм. Ощущение «пустыни небытия», бездны ничто и метафизической пустоты здесь выражено с не меньшей силой, чем в «Черном» или «Белом» квадратах. И цвет здесь только усиливает жуткую ирреальность этих образов.
1.3 Мотив театра в творчестве Казимира Малевича.
Театральных эпизодов в его жизни только три.
Первый эпизод — это «Победа над солнцем».
Вклад Малевича и других художников в спектакль, является главным художественным достоинством спектакля. Благодаря этому спектакль вошёл в историю культуры. «Эта была живописная заумь, предварявшая исступлённую беспредметность супрематизма» Бенедикт Лившиц (Евгений Ковтун. «Победа над Солнцем» - начало супрематизма). Работа над постановкой послужила толчком для рождения супрематизма. Знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича впервые возник в декорациях к «Победе над солнцем» (1-е действие, 5-я сцена) как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы. То есть Чёрный квадрат вместо солнечного круга.

Декорации Малевича с фантасмагорическими изображениями-осколками видимого мира и его костюмы, создавали в резких лучах прожекторов небывалые сценические эффекты. Работа Малевича вела к понятию трехмерной кинетической взаимодействующей целостности.

Декорации ко всем картинам построены по одному принципу. Грани этого куба не дают возможности выйти за его пределы, а также ощущается стремление в глубину и в пространство задника сцены. 1-я картина решена в чёрно-белой гамме. В декорациях 2 картины, наряду со ступенеобразным мотивом появляется мотив закручивающейся спирали и появляется чёрно-зелёная гамма. Третья и четвёртая картины усиливают это напряжение. В них появляется больше абстрактных фигур и линий, заполняющих все пространство. Эскиз четвёртой картины с его мотивом Солнца, (которое почти закрыто абстрактными фигурами Нового мира) является кульминацией. В 5-й картине Нового мира поле поделено диагональю на чёрную и белую часть. В 6-й картине все поле задника представляющее собой гимн машинерии, занято трубами и колесами.

Второй — супрематический балет Нины Коган. Нина Коган обожествляла Хлебникова, а в Малевича была, влюблена как женщина — и не безответно. (Но об этом почти ничего не известно). Малевич отличался высоким уровнем секретности, когда дело касалось таких вещей. Это было талантливое произведение умело точно уловить дух супрематизма или же религиозный дух чистого действа. Балет показывал, как все формы превращаются из чёрного квадрата и потом в него возвращаются. Получалась живая картина. Например: Крест образуется помещением по оси движения чёрного квадрата статистов, несущих круг и красный квадрат, потом десять человек складывают супрематическими фигурами дугу, пересекающую крест. Актёры в «Супрематическом балете» играли подчинённую роль, они только носили фигуры. Театр авангарда, был театром линий, форм, цвета, звука, времени а не театром человека. Дело в том, что Малевич рассматривал людей как помеху супрематической композиции в театре. Ему нравился «Супрематический балет» особенно фильм, который он хотел сделать, во время поездки в Германию. Сама же Нина Коган подчас раздражала уновисовцев своей чрезмерной эмоциональностью.

Третьим эпизодом стала постановка «Мистерии-Буфф» Владимира Маяковского в 1918 году.
«Я не разделял предметной установки образов в поэзии Маяковского. Моё отношение к постановке было кубистического характера. Я воспринимал сценическую постановку как раму картины, а актёров — как контрастные элементы».
Не ассоциации с действительностью, а новую действительность нужно творить на сцене, и разрушать рампу. В конце 1920-х, Малевич изменил своё мнение. Дело в том, что он увидел, как за разрушением рампы ничего не последовало, — и предостерёг Мейерхольда от кружения внутри конструктивистских мыслей и идей. Но, Малевич не имея возможности работать для театра, приветствовал новые формы театрального действа. Не имея возможности работать для театра, Малевич приветствовал новые формы театрального действа. Он просил поэта и режиссёра Игоря Терентьева: «…пропагандировать беспредметничество в театре». Он любил постановки Мейерхольда схожие с «Победой над солнцем».

 

Итог: Казимир Малевич творил в очень смутное время, и не случайно именно в это время им было предложено совершенно новое направление в искусстве – супрематизм, предтеча современного авангарда. Преображая мир, он идёт к своему преображению, его искусство не имеет ни прошлого, ни будущего. Следовательно - оно вечное.

 

Глава 2.
Художественное оформление футуристической оперы «Победа над солнцем».

2.1 Художественные особенности оперы «Победа над солнцем».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: