«Маркетинг – это определенная форма разрешения противоречий производства и потребления как моментов воспроизводственного процесса» (Третьяк О.А., 1992)».
«Маркетинг – это процесс формирования, поддержания и развития долгосрочных взаимоотношений с партнерами» (70–80-е годы).
«Маркетинг – это процесс планирования и реализации концепции, ценообразования, продвижения и дистрибуции идей, товаров, услуг, организаций и событий, осуществляемый с целью сформировать и поддерживать взаимоотношения, которые позволили бы удовлетворить как индивидуальные, так и организационные цели».
Маркетинг – это долгосрочная инвестиционная деятельность, направленная на улучшение положения компании на рынке.
Определение маркетинга через ключевые виды деятельности
В рамках функциональной концепции маркетинга выделяются ключевые маркетинговые виды деятельности, которые включают «четыре Р »: продукт, цена, продвижение и распределение (место).
В середине 60‑х гг. Нэйл Борден, профессор бизнес‑школы в Гарварде, предложил термин «маркетинг‑микс», обозначающий совокупность 12 видов деятельности, которую маркетологи могут использовать для влияния на решения о покупках, принимаемые потребителями (Neil H. Borden, «The Concept of the Marketing Mix», Journal of Advertising Research, June 1964, p. 4).
Элементы маркетинг‑микса для производителей
1. Планирование продукта. Приемы и процедуры, связанные с:
а) предлагаемыми продуктовыми линиями, характеристиками качества, дизайном и т. д.;
б) рынками, где будут осуществляться продажи: кому, где, когда и в каком количестве;
в) приемами работ с новым продуктом: программы исследований и разработок.
|
2. Ценообразование.
Приемы и процедуры, связанные с:
а) ценовым уровнем, на который надо выйти;
б) конкретными ценами;
в) ценовой политикой, например, единая или изменяющаяся цена, поддержание цены, использование прейскуранта и т. д.;
г) величиной требующейся маржи: для компании, для торгового направления.
3. Брендинг. Приемы и процедуры, связанные с:
а) выбором торговой марки;
б) политикой работы с брендом: индивидуальный или общий бренд;
в) продажами под частной маркой или без бренда.
4. Каналы дистрибуции. Приемы и процедуры, связанные с:
а) каналами товародвижения между предприятием и потребителями;
б) глубиной отбора (селективности) оптовиков и розничных торговцев;
в) усилиями по достижению сотрудничества в своей деятельности.
5. Реклама. Приемы и процедуры, связанные с:
а) выделяемыми суммами, т. е. с нагрузкой, устанавливаемой для рекламы;
б) базовой платформой для работы рекламистов:
1) желательный имидж продукта;
2) желательный имидж корпорации;
3) рекламный микс: в своей деятельности, для профессионалов, для потребителей.
6. Продвижение. Приемы и процедуры, связанные с:
а) нагрузкой, возлагаемой на специальные планы продаж или механизмы, используемые в своей деятельности и для работы с профессионалами;
б) формой этих механизмов для потребительского и для профессионального продвижения.
7. Личные продажи. Приемы и процедуры, связанные с:
а) нагрузкой, возлагаемой на личные продажи, и методами, применяемыми для:
1) организации производства;
2) оптовой сегментации в своей деятельности;
|
3) розничной сегментации в своей деятельности.
8. Упаковка. Приемы и процедуры, связанные с разработкой упаковки и наклеек.
9. Демонстрация продукции. Приемы и процедуры, связанные с:
а) нагрузкой, возлагаемой на витрины, чтобы повысить эффективность продаж;
б) методами, применяемыми для демонстрации продукции.
10. Обслуживание. Приемы и процедуры, связанные с предоставлением необходимых услуг.
11. Физические грузопотоки. Приемы и процедуры, связанные с:
а) складированием;
б) транспортировкой;
в) запасами.
12. Поиск информации и ее анализ. Приемы и процедуры, связанные с:
а) получением фактов, связанных с маркетинговыми операциями, их анализом и использованием.
Эволюция маркетинга. Развитие рыночных концепций и основные факторы, влияющие на теорию и практику современного маркетинга.
1. Производственная концепция
2. Товарная концепция
3. Сбытовая концепция (концепция интенсификации коммерческих условий)
4. Маркетинговая или потребительская концепция
5. Концепция социально-этического маркетинга
6. Концепция маркетинга взаимоотношений
7. Концепция стратегического маркетинга
8. Концепция креативного маркетинга
9. Концепция интегрированного маркетинга
Современный рынок определяют 3 главные движущие силы: