ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПЛАНИРОВКИ И БЛАГОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ.
Задание: решите задачи, используя соответствующие нормативы. Нормативы параметров микроклимата и освещенности помещений находятся в конце этого документа.
Задача 1. Жильцы квартиры, расположенной на первом этаже 5-этажного жилого дома, обратились с жалобой на сырость в комнатах. В ходе исследования микроклиматических условий в помещениях квартиры сотрудниками Центра санитарно-эпидемиологической экспертизы установлено, что средняя температура воздуха в спальной комнате была равна 18оС, относительная влажность - 62%. В ванной комнате значения этих показателей – 22оС и 68% соответственно.
Дайте гигиеническую оценку микроклиматических условий в помещениях.
Ответьте на вопросы:
1. В каком помещении квартиры возможность отдачи тепла с поверхности тела человека посредством испарения будет более выраженной?
2. С чем может быть связана повышенная влажность в помещениях квартиры?
Задача 2. В ходе планового санитарно-гигиенического обследования средней общеобразовательной школы с централизованным отоплением проведено исследование микроклиматических условий в учебном классе. В результате исследования выявлено следующее:
· Барометрическое давление – 750 мм рт. ст.;
· Средняя температура воздуха – 24оС, температурный перепад по вертикали – 2оС, температурный перепад по горизонтали – 1,5оС;
· Относительная влажность воздуха – 17%;
· Скорость движения воздуха – 0.1 м/с.
Дайте гигиеническую оценку микроклиматическим условиям в классе и рекомендации по их улучшению. Зарегистрируйте результаты исследования.
|
Ответьте на вопросы:
1. Какие приборы используют для оценки относительной влажности и скорости движения воздуха?
Задача 3. Оцените комплексное воздействие метеофакторов на процессы теплоотдачи: температура воздуха +50оС, влажность воздуха 78%, скорость движения воздуха 1м/с.
Дайте санитарно-гигиеническое обоснование возможных последствий для организма.
Ответьте на вопросы:
1. Дайте определение понятию микроклимат помещения.
2. Как влияет изменение параметров микроклимата на тепловое самочувствие человека?
3. Какие существуют субъективные и объективные методы определения параметров микроклимата?
Задача 4. Площадь застекленной поверхности окна в жилом помещении составляет 4 м2, площадь пола – 25 м2. Вычислите световой коэффициент и дайте ему гигиеническую оценку.
Задача 5. Оцените световой коэффициент в классе площадью 19,2м2, имеющем два окна, площадью 1,5 м2 и 2,05 м2. Дайте санитарно-гигиеническую оценку. Зарегистрируйте результаты исследования.
Ответьте на вопросы:
1. В чем состоит гигиеническое значение ультрафиолетовой, видимой и инфракрасной частей спектра?
2. От каких факторов зависит естественное освещение помещений?
Задача 6. Освещенность снаружи жилого помещения 15 000 лк, внутри – 250 лк. Определите коэффициент естественной освещенности, дайте ему гигиеническую оценку.
Задача 7. Чему равняется КЕО учебного помещения, если освещенность возле внутренней его стены 100 лк, а наружной - 20 000 лк. Отвечает ли этот результат нормативному?
Задача 8. Оцените условия для работы в лаборатории, если естественная освещенность на рабочем месте 20 лк, а под открытым небом 3000 лк. Дайте санитарно-гигиеническое обоснование. Зарегистрируйте результаты исследования.
|
Задача 9. Кабинет биологии средней школы площадью 66 м2 ориентирован на юго-восток. Световой коэффициент составляет 1/4, коэффициент заглубления – 2,7, коэффициент естественной освещенности на последней парте крайнего ряда – 1,05%.
Задание: Дайте гигиеническую оценку условий естественного освещения в кабинете.
Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной
влажности и скорости движения воздуха в обслуживаемой зоне помещений
жилых зданий и общежитий
(ГОСТ 30494-2011 ЗДАНИЯ ЖИЛЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ
Параметры микроклимата в помещениях)
Нормы естественного, совмещенного и искусственного освещения жилых, учебных, аптечных и лечебных помещений
(извлечения из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03)
Наименование помещения | Освещение | ||
Естественное/ совмещенное (КЕО), % | Естественное (СК) | Искусственное (люминесцент- ные лампы), лк | |
Жилые комнаты | 0,5 / - | 1/6 – 1/10 | |
Учебные помещения школ и ВУЗов | |||
Аудитории, классные комнаты школ, | 1,5 /1,3 | 1/4 - 1/5 | |
Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории ВУЗов | 1,2 / 0,7 | 1/4 - 1/5 | |
Кабинеты информатики | 1,2 / 0,7 | 1/4 - 1/5 | |
Кабинеты черчения и рисования | 1,5 / 0,7 | 1/4 - 1/5 | |
Помещения лечебно-профилактических учреждений | |||
Операционная | -- | 1/4 – 1/5 | |
Родовая, перевязочные, реанимационные | 1,5 / 0,9 | 1/4 – 1/5 | |
Предоперационная | 1,0 /0,6 | 1/4 – 1/5 | |
Кабинеты врачей | 1,5 / 0,9 | 1/5 – 1/6 | |
Палаты для новорожденных, послеоперацион- ные, интенсивной терапии | 1,0 / - | 1/5 – 1/6 | |
Палаты | 0,5 / - | 1/5 – 1/6 |