Глава 1.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРУППОВЫМ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ В БАСКЕТБОЛЕ




ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования определена тем, что баскетбол занимает одно из приоритетных мест в физическом воспитании школьников, благодаря своей воспитательной, оздоровительной и образовательной направленности среди других видов спортивной деятельности. Исследования, проведенные в последние годы, убедительно показали его большое значение как здоровье формирующей функции, обеспечивающей эффективное развитие основных двигательных и координационных способностей, доступной формы реализации физической активности, индивидуально приемлемой для каждого человека.

В связи с этим представляется важным и необходимым целенаправленное и интенсивное освоение баскетбола детьми и подростками, актуализированного в здоровом стиле их жизни. При этом центр тяжести исследований должен быть смещен в сторону ценностных ориентации оздоровления и повышения уровня физической подготовленности школьников разного возраста на основе трансформации оздоровительно-тренирующих воздействий за счет заимствования приемлемых средств спортивной тренировки в доступных видах спортивной деятельности, к которым, безусловно, относится баскетбол.

Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного наактивизацию действий, как в нападении, так и в защите.

Велика роль баскетбола в решении задач физического воспитания вшироком возрастном диапазоне, таких как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья физической культуры и спорта; физкультурное начальное образование, направленное на освоение интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей физической культуры, формирование основ физической и духовной основы культуры личности, повышение ресурсов здоровья, как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни.

 


Глава 1.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫОБУЧЕНИЯ ГРУППОВЫМ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ В БАСКЕТБОЛЕ

1.1 Характеристика групповыхтактических действий в нападении

Все тактические действия команды решаются с помощью взаимодействия малых групп из двух-трех человек. Взаимодействие малых групп строится на использовании территории, взаиморасположении игроков или оказании взаимопомощи партнерам. Указанные принципы взаимодействий часто выступают в комплексах.

Взаимодействия двух игроков.Различают два типа взаимодействий: «передай и выходи» и оказание помощи партнеру — «заслоны».

«Передай и выходи»— взаимодействие основано на использовании территории и взаиморасположении игроков по отношению друг к другу и районам площадки. Передав мяч, необходимо снова выйти на получение мяча в наиболее выгодную позицию. Это возможно благодаря тому, что после того, как игрок освободился от мяча, внимание защитника к нему на какой-то момент снижается. Для успешного выхода используется сближение с противником с последующим рывком в нужном направлении: предварительное «растягивание» фронта защиты; сдваивание защитников в одну линию (в затылок друг другу), что лишает их возможности оказывать друг другу помощь. Сам выход решается индивидуальными действиями.

При взаимодействии «передай и выходи» могут создаваться ситуации, в которых должно применяться наиболее целесообразное тактическое решение. Так, если перед взаимодействующими игроками на пути их следования к щиту встречается противодействие одним защитником, то тактика должна основываться на следующем: если защитник отступает и не препятствует передачам, владеющий мячом должен применить ведение, стремясь сделать активный проход к щиту. Это вызовет выход защитника на него, в результате чего партнер окажется в выгодном положении и ему должна последовать передача. Если опекающий не выйдет на ведущего мяч, надо атаковать корзину.

Если противодействуют два игрока и один из них вступает в борьбу за мяч, второй должен стремиться занять такое положение, при котором отвлечет на себя внимание опекающего и лишит его возможности оказать помощь партнеру по защите. Одновременно надо выбрать такое расположение по отношению к своему партнеру, чтобы создать наиболее удобное положениедля выполнения передачи. В зависимости от района взаимодействия нападающих выход на получение мяча должен быть разным. Если взаимодействие осуществляется в середине площадки, лучше применить диагональный выход, оставляя опекающего за спиной и имея возможность беспрепятственно получить мяч. Если взаимодействие происходит вблизи щита, то лучше использовать выход по дуге, заходя в тыл опекающего и вынуждая его этим самым на некоторое время терять из вида опекаемого или мяч.

Заслон. Это взаимодействие основано на оказании помощи партнеру. По тактическому назначению заслоны различают по тем задачам, для решения которых они применяются. Так, «заслон для броска» освобождает партнера от активного противодействия броску.

«Заслон для ухода» — помощь партнеру, владеющему мячом, для ухода от опекающего противника в наиболее «остром» направлении.

«Заслон для выхода» — помощь партнеру в освобождении от опекающего для беспрепятственного выхода на получение мяча. Различают заслоны:

1.Внутренний — ставится игроку, стоящему на месте. Чаще всего он используется для выполнения броска.

2. Наружный — ставится игроку, стоящему на месте. Заслоняющий располагается сбоку-сзади или сбоку-спереди таким образом, чтобы преградить путь опекающему за уходящим игроком. Применяется «для выхода» и «для ухода».

3. Наведение — заслон, инициатива в постановке которого принадлежит игроку, желающему освободиться от опеки. Может быть выполнен по отношению к игроку, стоящему на месте, и к игроку, находящемуся в движении навстречу.

4. Пересечение — заслон, в котором оба партнера взаимодействуют между собой, находятся в движении, пересекая путь друг другу под углом. В месте пересечения их путей защитники сталкиваются, и появляется возможность освободиться от опеки.

Обязательным условием при постановке заслонов является разворот ставящего заслон или продвижение за использующим заслон. Это позволяет на более длительное время освободить партнера от опеки и одновременно вновь быть готовым к взаимодействию с ним.

Передача и рывокк корзине с изменением направления движенияиспользуется для введения защитникавзаблуждение. Нападающий делает два или три шага в направлении партнера смячом, а затем прорывается к корзине, готовясь получить мяч.

Рывок за спиной защитника.Когда защитник, сместившись на линию передачи, затрудняет получение мяча, нападающий должен сделать рывок за его спиной к корзине. Партнер с мячом должен быть постоянно готовым немедленно передать мяч.

Эти взаимодействия базируются на первом возможном движении нападающего без мяча — к корзине.

На втором возможном движении нападающего после передачи — к партнеру с мячом — базируются ситуации с использованием заслонов. При этом нападающий может пройти мимо партнера снаружи, наводя на него своего защитника (заслон наведением), или внутри, между партнером и корзиной, поставив для него заслон (стационарный заслон),

Передача и бросок из-за заслона наведением.Игрок передает мяч партнеру и делает рывок вслед за передачей, обходя партнера снаружи и наводя на него своего защитника. Получив обратную передачу, он может выполнить бросок из-за заслона.

Передачаипроход из-за заслона наведением.После получения передачи от партнера игрок может пройти к корзине с ведением из-за заслона.

Передача после прохода из-за заслона наведением.Если защитник переключается на игрока, выходящего с ведением из-за заслона, его партнер должен сделать рывок к корзине и получить мяч от дриблера.

Легко убедиться, что те же три возможности реализации ситуаций с заслоном возникают при движении игрока без мяча внутри и постановки им стационарного заслона для партнера с мячом, а также при движении игрока с мячом (ведение) мимо партнера без мяча (снаружи или внутри).

Взаимодействия трех игроков.К взаимодействиям трех игроков относятся «треугольник», «тройка», «малая восьмерка», «скрестный выход», «сдвоенный заслон».

«Треугольник» — взаимодействие, в котором игроки располагаются, образуя треугольник, обращенный основанием в сторону атаки. Оно может проводиться со сменой и без смены мест по принципу «передай и выходи». Возможность передавать мяч в нескольких направлениях создает трудности в защите, на что и рассчитано это взаимодействие. Если противник не оказывает противодействия, то владеющему мячом предоставляется возможность выполнять передачи в любом направлении. Если противодействует один игрок, он будет отступать до района, наиболее опасного для атаки, и там вступит в борьбу. Поэтому целесообразно владеющему мячом применить ведение, тем самым вызвать опеку на себя и затем передать мяч партнеру, находящемуся в наиболее выгодном положении.Если противодействуют два игрока, то следует учитывать их поведение. Если они отступают, игрок, владеющий мячом, должен перейти на ведение и вызвать одного из защитников на себя. Передача должна последовать игроку, свободному от опеки. При численном равенстве опекающих применяются выходы на свободное место, как и при взаимодействии двух игроков.

«Тройка» — взаимодействие, основанное на использовании заслона для выхода. Применяется только в тех случаях, когда имеется равное количество противодействующих защитников, которые опекают плотно. Организация Расстановка игроков на площадке напоминает треугольник. Мяч у игрока на вершине треугольника. Нападающей с мячомначинает взаимодействиепередачей в одну сторону, а сам направляется для постановки заслона в другую сторону. Нападающий, которому ставиться заслон открывается под щит или на свободное место, получает мяч и выполняет бросок. Атака в данном взаимодействии выполнялась с разных сторон. Также с разных дистанций выполнялись броски.

«Малая восьмерка» — взаимодействие, основанное на заслонах «наведением» и «пересечением». Путь игроков во время взаимодействия напоминает цифру восемь. В результате неоднократного повторения создаются условия, когда опекающие попадают под заслон. Временное освобождение от опеки используется для атаки корзины. Организация. Начальное расположение напоминает треугольник, мячом владеет средний игрок. Игрок с мячом начинает ведение в сторону одного из партнеров. Игрок, в сторону которого выполняется ведение выходит навстречу и получает передачу из рук в руки в момент пересечения. Далее игрок передававший мяч делает рывок к корзине с последующим восстановлением позиции на фланге. Нападающий с ведением следует в сторону третьего партнера, также совершающего встречное движение. В момент их пересечения также происходит передача мяча из рук в руки. Дриблер вновь занимает место в центре площадки замыкая «восьмерку», а передавший мяч занимает место на фланге. Цикл повторяется несколько раз. В определенный момент любой из игроков открывается, получает мяч в удобной позиции и выполняет броско в кольцо.

«Скрестный выход» — взаимодействие, также основанное на использовании заслонов «пересечением». В начале взаимодействия игроки располагаются «треугольником», обращенным углом к щиту атаки. Два игрока, образующих основание треугольника, следуют вперед к третьему игроку и перед ним используют пересечение. В результате опекающие защитники наталкиваются на третьего взаимодействующего, за счет чего создается возможность временного освобождения от опеки, что используется для атаки.

«Сдвоенный заслон» – взаимодействие, в котором два игрока одновременно ставят заслон одному и тому же защитнику. Возможное движение нападающего после передачи—к партнеру без мяча — вовлекает во взаимодействия трех игроков. При этом возможны разные сочетания игроков, в зависимости от занимаемых ими позиций на площадке; два игрока задней линии и крайний нападающий; дваигрока задней линии и центровой; центровой, игрок задней линии и крайний нападающий; центровой и двакрайних нападающих.

Взаимодействия двух игроковзаднейлинии и крайнего нападающего.Средний игрок в этом звене передает мяч партнеру и выполняет рывок в противоположном от мячанаправлении, устанавливая стационарный заслон для партнера без мяча. Последний выходит из-за заслона к корзине для получения мяча и последующей атаки. Если выход к корзине затруднен (такая ситуация возникает при переключении защитника на выходящего из-за заслона игрока), выходящий из-за заслона игрок может получить мяч вдали от корзиныисделать передачу партнеру, двигающемуся к корзине после постановки заслона.

Взаимодействия двух игроков задней линии и центрового.

Игрок задней линии передает мяч центровому и проходит мимо центрового, стараясь навести на него своего защитника. Второй игрок задней линии выполняет скрестный проход с другой стороны, вслед за первым проходящим. Мяч получает игрок, сумевший освободиться при скрестном проходе, либо центровой сам атакует корзину.Если защитник мешает проходящему игроку, заранее смещаясь в сторону центрового, проходящий может изменить направление движения и рвануться к корзине.

Скрестный проход можно рассматривать как исключение во взаимодействиях трех игроков,поскольку он основан на втором возможном движении нападающего после передачи мяча к мячу.

Взаимодействия центрового, игрока задней линии и крайнего нападающего.Игрок задней линии или крайний нападающий передает мяч центровому, после чего устанавливает стационарный заслон для партнера без мяча. Партнер без мяча выходит из-за заслона и проходит мимо центрового игрока, выполняя заслон наведением. Центровой может передать мяч партнеру, проходящему мимо, или сам пройти к корзине с ведением.Легко заметить, что в этой ситуации игрок задней линии и крайний нападающий могут, кроме того, сделать скрестный проход мимо центрового.

Взаимодействия центровогоидвух крайних нападающих.Это атака с дальней от мяча стороны площадки. Крайний нападающий наводит своего защитника на центрового, прорываясь навстречу передаче. В случае переключения защитника центровой должен открыться сам для получениямяча.В упражнениях для совершенствования взаимодействий трех нападающих легко может быть реализован принцип непрерывного движения игроков со сменой мест, лежащий в основе организации позиционного нападения в современном баскетболе. Так, если нападающему 1 не удастся освободиться при выходе из-за заслона, он может занять позицию центрового игрока на другой стороне площадки, а центровой 1оттянуться в позицию, оставленную игроком 1.После передачи мяча игроку 2, игрок 3может начать наведение на нового центровогоигрока 1и т. д.Любое из групповых взаимодействий не должно являться самоцелью. Знание основ построения взаимодействий в соответствующих игровых условиях позволяет партнерам лучшим образом понимать друг друга в игре, организовывать начало атаки, развитие и завершение которой являются творческим продолжением взаимодействия на основе анализа конкретной обстановки.

1.2Особенности методики обучения тактическим действиям

Основными задачами преподавателя при обучении баскетболистов тактическим действиям являются:

развитие у занимающихся внимания, способности ориентироваться в игровых ситуациях;

- обучение основным индивидуальным и групповым тактическим действиям;

- ознакомление с основными системами ведения игры и действиями, применяемыми в данных системах, для творческого решения конкретных тактических задач, возникающих во время игры.

Тактика игры – это рациональное, целенаправленное использование способов и форм ведения спортивной борьбы с учетом особенностей конкретного соперника и складывающихся условий игрового противоборства.

Процесс обучение тактике игры должен быть специально организован. Если в процессе обучения технике игры занимающиеся осваивают структуру движений, игровые умения и навыки, то в ходе освоения тактики игры они получают знания и умения применений этих навыков в конкретных условиях с целью достижения победы над потенциально возможным или конкретным противником.

Уровень тактической оснащенности игроков создает предпосылки для максимального использования в игре их технического потенциала. В то же время, чем совершеннее техника баскетболиста, тем больше возможностей для расширения его тактической подготовленности, выработки разнообразной командной тактики.

Существование столь тесной и взаимообусловленной связи между техникой и тактикой игры в баскетболе позволило при характеристике индивидуальной активности игроков ввести специальное понятие – технико-тактическое действие.

Взаимно скоординированные и согласованные в пространстве и во времени технико-тактические действия нескольких игроков одной команды определяются как тактические взаимодействие.

А при характеристике целостных командных действий используется термин система игры, подразумевающий специфическое взаиморасположение и взаимодействия всех игроков команды, объединенные единой целевой направленностью (например, система игры в нападении с одним центровым; личная система игры в защите и т.п.). Подчеркивается взаимосвязь и согласованность действий всех игроков в рамках единой концепции ведения игры.

Структура единицей командных действий в нападении является комбинация – это заранее разученные и целенаправленные взаимодействия нескольких или всех игроков в пределах конкретной системы игры, направленные на создание благоприятных условий завершения атаки.

Существует также термин форма ведения игры – это внешнее проявление действий команды в рамках решения определенных тактических задач.

Форма ведения игры может быть активной или пассивной,что проявляется в наступательном или оборонительном характере действий команды. Примеромактивной формыведения игры в защите могут служить агрессивные действия по всей площадке или на отдельных ее участках (личный или зонный прессинг) с постоянным «давлением» на мяч, оттеснением соперника с мячом в нужном направлении и в определенное место с дальнейшей организацией группового отбора. В нападении это стремительный переход к атакующим действиям при овладении мячом с последующей организацией скоростной атаки. При пассивных формах ведения игры в защите команда предоставляет соперникам свободу действий за пределами возможных прицельных бросков мяча, а в нападении предпочитает длительный розыгрыш мяча с использованием многоходовых комбинаций.

Бесконечному многообразию возможных игровых ситуаций в баскетболе соответствует наличие многочисленных адекватных тактических действий отдельных игроков, группы игроков и команды в целом. Их можно систематизировать согласно общим признакам (рис. 37, 38).

баскетболис

По направленности деятельности выделяют два раздела: тактику нападения и тактику защиты. По особенностям организации каждый раздел подразделяется на группы действий: индивидуальные, групповые и командные.

Индивидуальные действия – это самостоятельные действия игрока, направленные на решение командной тактической задачи без непосредственной помощи партнера.

Групповые действия – это взаимодействия двух или трех игроков в рамках выполнения командной задачи.

Командные действия подразумевают взаимодействия всех игроков команды, направленные на решение задач ведения игры.

В свою очередь, каждая из выделенных групп объединяет несколько видов, способов и их вариантов, которые определяются формами ведения игры, содержанием конкретных игровых действий и особенностями выполнения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.Показатели технико-тактической подготовленности школьников старшего возраста до эксперимента не имеют статистически достоверных различий.

2. Анализ шести показателейэффективности игровой деятельности школьников старшего возраста,контрольной и экспериментальной групп не выявил статистически достоверных различий.

3. Развитие тактических действий школьников на занятиях по баскетболу предполагает использование теоретических заданий в виде тактических задач по изученной теме.

4.Решение тактических задач формирует привычку анализироватьсобственные действия и действия партнеров во время соревновательной деятельности.

5. Включение в учебные занятия по баскетболу решений тактических задач повышает эффективность игровых соревновательных действий по следующим показателям:

- точность ближних бросков

- эффективности подбора мяча

- потери мяча в нападении

- Оценка количества результативных передач в нападении

6. Развитие тактических действийпутем включения в учебный процесс по изучению баскетбола специально разработанных тактических задач повышает качество усвоенного учебного материала.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие /Е.Р. Яхонтов. 3-е изд., стереотипное: СПБ ГУФК им. П.Ф.Лесгафта. Высшая школа тренеров по баскетболу. - СПБ., Изд-во Олимп - СПб, 2007г. - 134 с.

2. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. - М.: Агентство «ФАИ», 1999г. - 224 с.

3. Вуден Д. Современный баскетбол: пер. с англ. - М.: ФиС, 1999г. - 256 с.

4. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под.ред. Ю.М. 4. Портнова. - М.: Физкультура и Спорт, 1997. - 480с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: