Применение технологии личностно-ориентированного обучения в современной школе




 

Урок должен носить обучающий, развивающий и воспитывающий характер, обогащать ученика новыми знаниями, умениями и навыками, развивать познавательный интерес, наблюдательность, речь и мышление, творческую активность.

В данной работе в качестве ведущей концепции личностно-ориентированного обучения применяется теория И.С. Якиманской. Практическое значение данной концепции заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала, без использования так называемого приема «проб и ошибок», при обеспечении заданных показателей; усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче, скорее и становится доступным в более раннем возрасте, чем при использовании других форм обучения.

Перейдя же непосредственно к вопросу о личностном образовании, будем опираться на дидактические принципы данной проблемы.

Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов:

1) учета возрастных особенностей воспитанников;

2) осуществления образования на основе индивидуального подхода.

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход, лежащий в основе построения содержания образования, понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитательного результата. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.[12]

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы. Как известно, максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств - в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему учителю, безоговорочнее подчиняется его авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к труду, дисциплине, поведению в обществе. Старшие подростки понимают уже прямую, открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности, активны и инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должны быть хорошо организованы педагогом. Старших школьников отличает возросшее стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развивают высокие нравственные идеалы, чувство ответственности. Проектируя будущие результаты процесса образования на основе технологии личностно-ориентированного обучения, надо помнить о постепенном снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов.[13]

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться педагогу, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом образовании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, учитель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.

Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы и формы обучения придут в противоречие с уровнем развития учеников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однако, повышая требования, необходимо взвешивать силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или, что намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полудостигнутым.

Особенно внимательно педагоги должны следить за изменением главных личностных качеств - направленности ценностных ориентаций, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.

Некоторые учителя ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения и неуспевающим по учебным дисциплинам. Бесспорно, эти ученики нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам ученик помогал учителю. Нужно сделать его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.

Принцип личностного подхода требует, чтобы в процессе обучения педагог:

1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;

3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

5) максимально опирался на собственную активность личности;

6)сочетал воспитание и образование с самовоспитанием и самообразованием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания и самообразования;

7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает педагога учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.

В качестве примера применения технологии личностно-ориентированного обучения на практике рассмотрим урок русского языка в 4 классе. Урок состоит их двух блоков: лекционного и практического. Самостоятельная практическая работа ученика осуществляется по личностно-ориентированному плану. (Приложение А)

В начале урока проводится мини-лекция (10 минут) для раскрытия вопросов темы. На этом этапе учитель может использовать технологические приемы для объяснения материала. Затем учащиеся работают по плану. В начальных классах дети выполняют задания поэтапно – начиная с I уровня, переходя к следующему. По ходу учитель консультирует, оказывает помощь. Дети, выполнившие задание III уровня становятся консультантами.

После выполнения всех заданий проводится контрольная работа или тестирование. Если ребенок не справился с контрольным заданием, отрицательная оценка не ставится. Учитель проводит консультацию и дает те же задания с другими данными.

Личностно-ориентированный урок – это не просто создание благожелательной атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту ученика как опыту его собственной жизнедеятельности. Работа с субъективным опытом на уроке предполагает использование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы. Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъективного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться усвоения материала. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений.

Профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию по изучаемой либо обсуждаемой теме.

Важной особенностью личностно-ориентированного урока является опора на психофизические предпосылки, обусловливающие ученику возможность успешного овладения программным материалом.

Тема: Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.

Цели урока: 1) Содействовать выработке навыка правописания безударных окончаний в Родительном падеже мужского и среднего рода.

2) Развивать самостоятельность мышления через познавательный интерес, самостоятельную деятельность.

3) Способствовать воспитанию навыков самообразования.

Оборудование: Личностно-ориентированный план учащегося, тест (приложение Б), ключ, памятки, учебник.

 

Ход урока:

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащегося
I.Организационный этап Приветствие. Эмоциональная настройка учащихся на работу. Пожелание успеха.  
II. Создание ситуации успеха а) На доске модели безударных окончаний Р.п. (на прошлом уроке это было задано на дом). б) Учитель сообщает детям, что тоже приготовил модель и предлагает рассказать правило по ней. а) Дети выбирают понравившуюся модель, автор выбранной модели рассказывает правило. б) Рассказ правила еще раз, по модели учителя.
III. Выход на тему 1)Вопросы учителя классу: а) Как вы думаете, над какой темой мы продолжаем работать сегодня на уроке? б) Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные окончания прилагательных? Посмотрите в план. 2) а) Определить, насколько хорошо мы знаем падежи, нам поможет тест. Проверь себя по ключу и поставь себе оценку. У кого 5,4 – молодцы. Кто не справился? Что не получилось? б) Отметьте свое настрое-ние. Поставьте цель урока, сообщите соседу. Кто готов рассказать классу? 1) а) Фронтальный опрос, чтение необходимых заданий по плану. б) -Падеж, -Определение рода прилагательного по существительному, -Окончания прилагательных в Р.п. мужского и среднего рода. а) Самопроверка   б) Цветограмма. Постановка цели урока.
IV. Работа по теме а) Какие падежи на уроке главные?   б) Физминутка (Приложе-ние В) в) Напомните друг другу как работать по плану. г) Приступаем к заданию I уровня. Проверяем. Поменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа. Поставьте оценку. Кто поставил своему соседу «5»? Молодцы. «4» - Какие проблемы? «3» - Что не получилось? Что посоветуем? «2» - Что не получилось? Какой совет можно дать? д) Выполняем задания II уровня. е) Проверь себя и поставь оценку. У кого «5»? «4» - Какие проблемы? «3» - Что не получилось? Что посоветуем? «2» - Что не получилось? Какой совет можно дать? Какая пословица понра-вилась? Почему? ж) Кто успел выполнить задания III уровня? Вы становитесь консультанта-ми. Кто выполнил дополни-тельное задание - знаток. а) Правописание в воздухе вопросов, окончаний Р.п. м. и ср. рода. в) Фронтальный опрос   г) Работа по плану   Взаимопроверка     е) Самопроверка по образцу на доске.     ж) Чтение вслух заданий III уровня и дополнительных заданий.
V. Рефлексия а) Выберите домашнее задание. б) Довольны ли вы собой? Достигли ли вы цели? Спасибо за урок.  

 

Цветограмма

 

Желтый Радость
Зеленый Уверенность
Красный Тревога
  Свой выбор

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: