https://sortmozg.com/structure/funktsionalnaya-asimmetriya-mozga




Замечено, что на этапе формирования первого года жизни происходит доминирование правой гемисферы над левой гемисферой относительно ее работы. На 2-м году жизни левое полушарие его догоняет. Когда проходит некоторое время, возникает чередование превосходств друг перед другом в формировании.

У каждого человека определенность доминантности полушария и принципы размещения своеобразных функций посреди них достаточно индивидуальны.

Руки.

Они являются "самым полифункциональным органом двигательной активности". "У преобладающего большинства населения земли более развита правая рука. Это стало считаться типичным выражением функциональной асимметрии рук» а преобладание левой руки - отклонение от типичной асимметрии.

Правая рука превосходит левую по силе, ловкости, скорости реакций. Ее движения лучше осознаются субъектом, больше соответствуют преходящим изменениям психического состояния, тогда как левая рука меньше участвует в приобретаемых в процессе индивидуального развития навыках. Точнее модулируются движения указательного пальца ведущей руки. Ее движения более индивидуализированы, полнее отражают эмоциональные и личностные особенности человека и отличаются большей степенью автоматизации. У правой руки - большее число изменений направления движений, чем у левой, а размах движений больше у левой руки, чем у правой. Маятникообразные движения при ходьбе сильнее выражены у левой руки правшей, а у левшей редко они бывают более выраженными в правой руке. Левая рука у правшей более вынослива к статичному усилию, чаще служит опорой, тогда как правая рука - активный исполнитель.

 

 

Ноги. Перекрестная асимметрия - сочетание правой ведущей руки с левой ведущей ногой - считается характерной для большинства людей одними ученными, хотя есть мнение о доминировании руки и ноги одной и той же стороны.

Привлекают внимание оценки этих же исследователей, относящиеся к опытным мастерам футбола. Чем выше класс команды футболистов, чем жестче условия игры и ответственнее соревнование, тем меньше футболисты выполняют приемы "слабейшей" ногой. Соотношение приемов, выполняемых ведущей и неведущей ногой, изменяется в сторону увеличения использования ведущей. При этом увеличивается общая эффективность действий, растет эффективность игры ведущей и неведущей ногой в отдельности.

Даже команды высокого класса асимметрично используют пространство футбольного поля.

Ноги человека неравны в прыжках. Из 686 человек, прыгавших в длину и высоту, примерно 35% предпочитали толкаться правой ногой, 45% - левой, остальные пользовались той и другой ногой одинаково. Изучив силу ног 23 женщин - мастеров спорта по прыжкам в высоту с разбега (у всех толчковая нога - левая), Г.В. Доля заключил: "У спортсменок с правосторонней асимметрией силы ног спортивный результат выше, чем у группы прыгуний с левосторонней асимметрией".

Ноги неравны по прыгучести у бегунов-спринтеров, фигуристов: 84% фигуристов вращения и прыжки выполняют в левую сторон. В произвольном выполнении поворота 90% людей имеют тенденцию к вращению влево.

Давно отмечен ещё один признак неравенства ног - отклонение от заданного направления движения. Обычная ходьба, передвижение на лыжах без палок и плавание с закрытыми глазами невозможны по прямой линии даже в пределах 100м.

При ходьбе по необозначенной местности левоногие отклоняются вправо за счет более длинного шага левой ноги. При большой площади кривая движения левоногого человека приближается к кругу с направлением движения по ходу часовой стрелки. Правоногий отклоняется влево, а направление его движения по кругу - против часовой стрелки. Возможно, это обстоятельство и сказалось в правилах состязаний по некоторым видам, например, по бегу на коньках в направлении против часовой стрелки.

Очевидны различия ног по многим признакам их функционирования. Движения, совершаемые ведущей (чаще – правой) ногой, лучше осознаются субъектом, точнее рассчитываются по силе, направлению к цели. Э. Х. Амбаров (1969) сравнивал ноги испытуемых по двигательной координации, а также по силе и по твердости мышц. По двигательной координации правосторонняя асимметрия выявилась у 90%, левосторонняя - у 8% и симметрия - у 2% обследованных. По силе правосторонняя асимметрия отмечена у 72%, левосторонняя - у 17% и симметрия - у 11%. Автор обнаружил также преимущественно одностороннее преобладание руки и ноги. Подчеркивая преобладание правых асимметрий, приводит слова И.М. Сеченова, сказанные им в 1901 году: "Сходство руки и ноги со стороны подвижности можно доказать без дальнейших рассуждений следующим суммарным образом. Человек, умеющий писать, способен производить писательные движения и ногою, сидя и стоя, то есть, согнув и вытянув ногу, притом с отведением ее в любую сторону, вперед, назад и наружу. Вместе с этим, правая нога, подобно правой руке, пишет легче, чем левая". Ведущую ногу Э.Х. Амбаров считает адекватным называть "более маневренной".

Тело. В литературе есть данные об асимметрии в строении тела человека. У 70% людей окружность правой половины грудной клетки больше левой, грудина смещена влево, соски располагаются на разных уровнях; мускулы правой половины тела превосходят мускулы левой его половины.

 

Опубликованы данные, согласно которым левши в боксе, фехтовании теннисе отличаются спецификой технико-тактических действий, имеют такие особенности двигательного поведения, что левши приобретают преимущества перед правшами. Так, 30-40% всех золотых медалей на крупных международных соревнованиях завоевывают боксеры-левши. Во всех движениях туловища, в сгибании и разгибании боксеры-левши показывают худшую реакцию, чем правши. У них хуже суммарная скорость простой двигательной реакции при движениях ног. "Однако в боях левшей чаще наблюдаются быстрые, мгновенные, "взрывные" передвижки. Этот парадокс можно объяснить компенсаторными механизмами, ярко проявляющимися у левшей". В "точности прямых ударов в голову" левшам дает суммарное преимущество ведущая левая рука.

 

Лицо. Человеческое лицо является несимметричным, что считается нормой. Заметна связь между лицом и асимметрией гемисферы.

Упоминаются морфологические асимметрии лица и головы: отклонение носа вправо у правшей и влево у левшей; направление роста волос на макушке головы по часовой стрелке у правшей и против - у левшей; лучшая развитость мимический мускулатуры и большая выразительность мимических движений на правой половине лица у правшей, на левой - у левшей; если поднята одна бровь, это свойственно узкой части лицевой области, а искривленная улыбка говорит о более широком участке лица и т.д.

Из всех асимметрий лица функционального характера в литературе больше всего обсуждаются две: асимметрия половин лица в выражении эмоциональных переживаний человека и различие боковых движений глаз, зависимое от содержания выполняемой сейчас психической деятельности. Первое изучается, в частности, с помощью синтезированных фотографий лица, составленных только из правых или только из левых половин. Рассматривая такие фотографии половины лица и ее зеркального отражения, иногда даже трудно поверить, что они изображают одно и то же лицо, составленное из разных половин. "Левосторонние" лица признаются более эмоциональными, чем "правосторонние". "Левосторонние" лица оцениваются как более энергичные, сильные, активные, но более отрицательные, "правосторонние" - как более слабые, женственные, мягкие и более положительные. Эта асимметрия более выражена на лицах правшей, менее заметна у левшей.

 

Сенсорная асимметрия.

Сенсорная асимметрия человека - это совокупность признаков нарушения равенства функций правой и левой частей парных органов чувств. Некоторые из этих асимметрий изложены ещё в 1834 году Вебером. Но они остаются плохо систематизированными. Изучены, пожалуй, хуже, чем моторные асимметрии. Но, как и последние, давно эмпирически используются в инженерной психологии, в размещении индикационных приборов в зрительном пространстве оператора, летчика и т.д.

Зрение. По Г.А. Литинскому, "несмотря на бинокулярный акт зрения, зрительные впечатления каждого из глаз обладают неодинаковой силой и качеством, наоборот, резко разнятся друг от друга, так что перевешивает впечатлительная способность одного из глаз, и это превалирование чаще на правом глазу".

Ведущий глаз первым устанавливается к предмету. В ведущем глазу раньше включается механизм аккомодации. Неравна острота зрения ведущего и подчиненного глаз. Неравны поля зрения или правая и левая половина зрительного пространства.

Неравно зрительное внимание человека к правой и левой половинам зрительного пространства, верхней и нижней его части.

Осязание. Правая рука у большинства людей чувствительнее и точнее передает ощущения от ощупывания предметов, чем левая, менее склонна к ошибкам в осязании, ощущения правой руки близки к реальности.

Обоняние. Диринические ощущения более точны, нежели моноринические. Неравна острота обоняния: у 71% взрослых к запахам более чувствительна левая сторона носа, у 13% - правая и у 16% острота обоняния обеих сторон носа одинакова.

 

3.Разделение функциональных нагрузок полушарий

У каждого из полушарий имеется своя тенденция работоспособности, производящая при общем действии единственное и своеобразное сочетание личности. Преимущество в работоспособности мозга одного из полушарий приводит к увеличению личностных характеристик в одну из сторон.

Людям с правополушарной асимметрией свойственна созерцательность, тонкая чувствительность, расположение бросаться в дебри воспоминаний. У человека с преимущественной работой правого полушария нередко проявляется медлительность, неразговорчивость. Для левополушарных людей характерно проявление к аналитическому мышлению, железной логике. Теоретические знания им даются легко, у них развит немалый словарный запас, они активные и целеустремленные.

Главные признаки главенства левого полушария:

  • логические и важные аналитические способности мозга, операции с логическими понятиями.
  • соображение по абстрактному типу, преимущественно абстрактно-логическое мышление;
  • отвечает за поочередную обработку данных – так называемое сукцессивное мышление;
  • аналитический тип обработки информации (люди с доминирующим левым полушарием раскладывают все полученные сведения по полочкам);
  • аналитические способности к музыке: строение композиции, ритма, такта, пауз, соотношение нот друг к другу;
  • индуктивные операции мышления – от конкретного к общему;
  • возможность давать оценку временным соотношениям;
  • возможность усваивать события, даты, имена;
  • способность вспоминать прошлые моменты, согласно абстрактного, обобщенного и инвариантного типа;

· рационализация – понимание смысла речи;

· функция речи с проверкой устного диалекта и способностью к изучению иностранных языков;

  • умение определять схожесть по названиям;
  • способность определять схожесть среди объектов (легкость в чтении схематических изображений, топографических карт);
  • возможность проделывать нелегкие двигательные акты;

· вербальный интеллект, он эффективен в точных науках.

 

Признаки главенства правого полушария следующие:

· соображение по типу конкретики;

  • умение воспринимать конкретный зрительный объект;
  • возможность распознавать определенные происшествия;
  • умение давать оценку пространственным отношениям (конкретное пространство);
  • возможность устанавливать отличительные особенности среди объектов;
  • умение обозначать сходство относительно физических стимулов;

· операция образами;

· музыкальный дар (композиторская функция: эмоциональное ощущение музыки, эффективная работа с запоминанием мелодий и ее воспроизведением);

  • эмоциональное восприятие информации (умение замечать эмоциональный тон и принадлежность речи другого человека);
  • способность давать правильную оценку характеру неречевых звуков;

· синтез информации, одновременное целостное и общее восприятие (объединяют отдельные объекты, явления и образуют общую картину мировосприятия);

· параллельное мышление. Одновременный анализ многих каналов. Обрабатывает сразу несколько потоков;

  • дедукция – от общего к частному;
  • предположения, мечты.
  • образный (невербальный) интеллект, легко приспосабливаемый в творчестве: дизайнерское дело, изобразительное искусство, музыка, литература.

 

По статистике, левши зачастую становятся литераторами, журналистами, деятелями искусства, организаторами. А вот среди правшей часто появляются инженеры, математики, философы, лингвисты.

 

У каждого живого организма существуют планы относительно его будущего поведения [18]. По этой именно причине организм нельзя описать простыми схемами, включающими только его память (прошлое системы) и реакции на внешние стимулы (настоящее системы). Живая система всегда в какой-то мере обращена к будущему. А включение планирования будущего – как важнейшего составного звена управления предполагает выделение соответствующей подсистемы. Поэтому и неизбежно наличие хотя бы двух выделенных подсистем: одной, решающей текущие задачи и ориентирующейся в реальном пространстве – времени (правое полушарие у правшей), и другой, планирующей будущее поведение всей системы (левое полушарие у правшей).

Этому не противоречит то, что каждая из подсистем – и «законодательная» (планирующая) часть, и часть «исполнительная» – может, в свою очередь, иметь при себе подсобные специализированные устройства. Таким образом каждое полушарие мозга имеет ряд специализированных отделов (затылочный, теменной, височный, лобный), каждый из которых ведает различными функциями. Двучленность комплекса (состоящего из двух полушарий) нисколько не исчерпывает его описания (даже на уровне общей структуры или «макроструктуры»), но дает исходную схему для описания.

Предположение о том, что работу головного мозга можно в определенном смысле моделировать именно двухмашинным комплексом, было высказано В.В.Ивановым в 1962 г. Реальность такой модели подтверждается в настоящее время нейрофизиологическими экспериментами последних лет, полностью перевернувшими взгляды на соотношение двух полушарий мозга.

Два полушария

 

Согласно традиционным выводам нейрофизиологии, у взрослых людей (в подавляющем большинстве случаев – правшей) левое полушарие считается доминантным – главным. Оно управляет движениями главной – правой – руки и речью (как будет видно из дальнейшего изложения, некоторые важные функции, связанные с речью, исполняет другое полушарие в этом смысле термин «доминантный» несколько условен). Правое полушарие, которое у правшей ведает левой рукой, занято прежде всего наглядным восприятием внешнего мира – в отличие от левого полушария, которое преимущественно управляет речью и связанными с ней процессами. Что же касается звуковой речи, правое полушарие может производить только такие словесные формулы, которые как бы не членятся на части, а целиком служат автоматически произносимым обозначением целой ситуации: «Здравствуйте!», «Пожалуйста!», «Простите!».

Левое («доминантное» – в традиционной терминологии) полушарие соединено с правым несколькими соединительными путями. Основным из них является мозолистое тело, состоящее из волокон, которые соединяют кору двух полушарий. Кроме мозолистого тела, есть и другие соединительные тракты – комиссуры (передняя комиссура, задняя комиссура, зрительный перекрест – хиазма). Исследование этих соединительных связей, и их расположения может представлять значительный интерес.

Геометрическое строение мозга, как предположил еще в 1950-х гг. акад. А.Н. Колмогоров, приближается к такому идеальному типу, который может быть теоретически рассчитан для любого комплекса автоматов. Такие автоматы, обменивающиеся между собой информацией, должны располагаться на поверхности шара, тогда как середина шара должна быть занята соединительными связями между ними. Расположение нейронов и их комплексов в коре головного мозга в некотором приближении соответствует этой идеальной модели.

Если вернуться к аналогии с двухмашинным комплексом и использовать терминологию теории вычислительных систем, то можно сказать, что мозг в норме представляет собой неразделимую систему из двух функционально разнородных «машин» – полушарий. Разделение этих полушарий, исключительно важное для выявления функций каждого из них, оказалось возможным при операциях, когда для лечения эпилепсии перерезались соединительные тракты между полушариями.

При этом был открыт поразительный факт: два полушария начинали вести себя как две независимые друг от друга системы или как «два мозга» по формулировке Газаниги – одного из крупнейших исследователей, проводивших эти операции.

Всего нагляднее это обнаружилось в поведении одного больного, который левой рукой начал в ярости трясти свою жену, а правой рукой (в буквальном смысле не знавшей, что и зачем творит левая) помогал жене усмирить свою же левую руку.

Большинство больных, перенесших операцию рассечения мозолистого тела и других соединительных трактов (комиссур), ведет себя как нормальные люди. Более того, было обнаружено, что некоторые люди рождаются с разъединенными полушариями, что не мешает им жить. Исследование таких больных позволило немецкому неврологу Х. Липману в ходе экспериментов еще до первой мировой войны выявить некоторые характерные особенности каждого полушария.

Эксперименты основаны на том, что в норме правая половина поля зрения проецируется в левое полушарие мозга, а левая половина – в правое полушарие. Если у больного рассечен зрительный перекрест, где встречаются зрительные волокна, ведущие от глаз к мозгу, то правое полушарие будет связано только с левым глазом и получать информацию только от него, тогда как левое полушарие будет получать информацию только от правого глаза. Когда на экране для левого глаза (для правого полушария) вспыхивает изображение ложки, больной должен найти ложку среди других предметов за экраном, что он может сделать левой рукой, управляемой правым полушарием. Эту задачу он решает легко. Но назвать ложку «ложкой» он не может, потому что называние предметов относится к функциям левого полушария.

Ученные давно уже определили связь доминантного полушария с речью при дальнейшем подразделении функций разных отделов коры доминантного полушария: одни отделы отвечают за анализ звуков речи, другие – за их синтез. Связь левого полушария с анализом речи, а правого – с решением пространственных задач у нормальных людей (правшей) подтверждается также посредством электроэнцефалографических данных (при нескольких электродах, установленных на поверхности каждого полушария) и регистрации движений глаз. Эти же результаты подтверждены при кратковременном выключении одного из полушарий (с помощью электросудорожного шока), в частности при лечении психических болезней.
 

У нормального взрослого человека (с нерасщепленными полушариями) правое полушарие (или «правый мозг») можно считать почти совершенно немым: оно может издавать лишь нечленораздельные звуки, подобные реву и визгу. Правое полушарие в очень небольшой степени может понимать обращенную только к нему речь – преимущественно лишь отдельные существительные и словосочетания и самые простые предложения (не членящиеся на элементы, как «Спасибо»). Но при этом именно правое полушарие хранит в себе такие сведения, которые позволяют толковать смысл слов: оно понимает, что стакан – это «сосуд для жидкости», а «спички» «используются для зажигания огня».

Если воспользоваться принятым в семиотике (науке о знаках, системах знаков и текстах) выделением в словах – знаках естественного языка – их «означающей стороны» (звучания) и «означаемой стороны» (значения), то можно сказать, что правое полушарие преимущественно занято означаемой стороной знаков.

Когда у глухонемого человека страдает левое полушарие мозга, правое сохраняет образный язык жестов (каждый из которых передает особое значение как отдельное слово), а способность пользоваться пальцевой азбукой (в которой каждый знак соответствует букве письменного языка) и устным языком, которому обучен глухонемой, теряется. Из этого видно, что в правом полушарии смысл слов («означаемая сторона» знаков или их значения) хранится в такой форме, которая не зависит от их звуковой оболочки. Этот вывод подтверждается и результатами поражения левого полушария у японцев. Грамотные японцы пользуются одновременно иероглификой – понятийным словесным письмом, в котором каждое значение передается особым иероглифом, и слоговой азбукой, записывающей звучание слов, но не их смысл. При поражении левого полушария у японцев страдает слоговое письмо (хирагана и катакана), но не иероглифика.

То, что правое полушарие занимается значениями слов, а не их звучаниями в естественном языке, хорошо согласуется с данными о других его функциях. Больные с нарушениями нормальной работы правого полушария не могут разложить картинки так, чтобы получить связный рассказ (т.е. сделать именно то, что необходимо для пользования иероглификой!).

Поражение правого полушария делает невозможным запоминание (как бы «впрок») бессмысленных рисунков и незнакомых лиц и узнавание знакомых лиц, даже членов собственной семьи.

Это расстройство зрительных образов связано главным образом с поражением височной доли правого полушария. Когда в той же области этого полушария возникает активное поле, связанное с эпилептическим припадком, больной видит зрительные галлюцинации. Их можно вызвать и стимулируя мозг больного в том же участке правого полушария электродами.

Соответствующие области левого полушария специализированы именно на обработке речевых звуков. Это полушарие участвует и в различении других, неречевых звуков, но достаточно сложным образом: при восприятии звуков, различающихся по высоте, у правшей восприятие высокого тона связано с правым ухом, т. е. с левым (доминантным – речевым) полушарием, а восприятие низкого тона – с правым (неречевым) полушарием. То обстоятельство, что это определенным образом зависит от доминантности полушария, видно из опытов, судя по которым у левшей – ситуация обратная; при исследовании этих музыкальных иллюзий, по-видимому, выявляются более сложные классификационные функции левого полушария, отличающиеся от простого частотного анализа. Предполагается, что восприятие высоких тонов соотнесено с тем полушарием, которое занимается обработкой звуковых сигналов естественного языка.

Возможно, что специализированные устройства в левом полушарии мозга используются одновременно как для частотного анализа звуков речи, так и для анализа определенного типа неречевых звуков (высоких тонов). Что же касается сложных неречевых звуков, их восприятие у правшей преимущественно осуществляется правым (неречевым) полушарием, которое управляет и интонацией (высотно-мелодической стороной) устной речи. Оно же в основном ведает и высшими творческими музыкальными способностями, потому что амузия (потеря этих способностей) наблюдается при поражении правого (неречевого) полушария.

А. Р. Лурия и его сотрудники описали случай, когда известный композитор после кровоизлияния в левом полушарии с нарушением кровообращения в системе левой средней мозговой артерии потерял дар речи и затем восстановил его частично, но при этом вполне сохранил способность к музыкальной композиции (трудности вызывало у него лишь сочинение вокальной музыки, в которой существенным компонентом является звучащая речь). Этому соответствовало то, что левая рука сохраняла всю свою подвижность, тогда как правая была парализована. Смысл слов был понятен больному, если ему показывали зрительные изображения. Примечательно, что письмо у него было затруднено, но техника музыкальной записи была безупречной. Ранее была описана сходная история болезни композитора Равеля.

Наблюдения над многими музыкально одаренными людьми в норме позволили прийти к выводу, что правое полушарие ведает музыкальным творчеством, тогда как левое может анализировать музыку с помощью словесных и буквенных обозначений.

К числу функций правого (неречевого в норме у правшей) полушария, кроме восприятия таких конкретно-пространственных образов, как лица людей, понимание смысла слов, сочинение музыки, относится и управление многими сложными действиями: одеванием, пользованием ножницами, складыванием кубиков.

Правое полушарие занимается управлением движениями человека в конкретном времени и в конкретном пространстве. Если воспользоваться кибернетической аналогией с двухмашинным комплексом, то можно сказать, что правое полушарие напоминает машину, работающую в режиме реального времени. При поражении задней теменной области правого полушария больные теряют восприятие левой стороны своего тела и прилегающей части пространства.

При поражении соответствующих теменных областей левого полушария возникает неумение различать категории левого и правого и соответствующие им обозначения (слова со значением «левый» и правый»), нарушение способности воспринимать собственные пальцы рук («пальцевая агнозия») и связанных с пальцами ранних культурных навыков – счета («акалькулия» – потеря способности считать) и письма («аграфия» – неумение писать) – явления, которые ранее объединялись термином «синдром Герстмана» (по имени немецкого невролога, установившего в 1930 г. возможность их совместного появления). Но каждое из этих явлений может появляться и отдельно от других, лишь иногда ему сопутствующих. Общим для всех явлений, обозначавшихся как «синдром Герстмана», является то, что они связаны с восприятием пространства опосредованно – посредством слов (названия «левый» и «правый», названия пальцев и числительные, во многих языках образованные от названий пальцев). Левое полушарие называет словами левую и правую стороны пространства, тогда как правое полушарие непосредственно в них ориентируется.

Факты, открытые еще в прошлом веке (Брока в 1865 г. и Вернике в 1874 г.), но уточненные исследованиями последующего столетия, показывают, что речевое полушарие (левое у правшей) внутри себя имеет достаточно сложную систему специализированных устройств ввода (анализа, зона Вернике) и вывода (синтеза, зона Брока) речевой информации.

Расстройства, вызванные поражениями систем ввода, имеют черты, общие с нарушениями работы правого (неречевого) полушария, что можно объяснить в общем случае нарушением путей получения информации, нужной для объединения означаемой и означающей сторон знака. В обоих случаях затрудняется ввод данных в левое полушарие: при поражении зоны Вернике нарушается ввод слов в их звуковой форме, при поражениях правого полушария затруднен ввод данных, необходимых для понимания значений слов. Поэтому нарушения значений слов при поражении зоны Вернике, занимающейся в основном анализом означающим стороны, отчасти аналогичны тем нарушениям значений, которые вызваны отсутствием информации из правого полушария, где хранятся данные об означаемой стороне знаков. Это показывает, что различные механизмы могут вести к внешне сходным последствиям.

Исследование афазии давно привело к наблюдению, имеющему исключительное значение для уяснения соотношения между функциями левого и правого полушария. С присущим ему блеском этот вывод изложил Выготский: «Во Франкфуртском институте были впервые описаны случаи, когда больной, страдавший правосторонним параличом, но сохранивший возможность повторять произносимые перед ним слова, понимать речь и писать, оказывался не в состоянии повторить фразу: «я умею хорошо писать моей правой рукой», – но всегда заменял в этой фразе слово «правой» словом «левой», потому что он в действительности умел писать теперь только левой рукой, а правой писать не умел. Повторить фразу, которая заключает в себе нечто несоответствующее его состоянию, было для него невозможным» [35, с. 341].

Связь воображения с речью, открытая в этих наблюдениях Блейлера и его школы и подтвержденная анализом детской психологии, важна прежде всего потому, что здесь отчетливо обнаруживается различие между левым речевым полушарием, неприкрепленным к конкретной ситуации, и правым полушарием, всегда оперирующим только в реальном времени. Для правого полушария все его высказывания должны быть истинными – ложными могут быть только утверждения левого полушария.

 

 

Способность, дающая возможность заполнять клетки кроссворда, принадлежит левому полушарию, тогда как правое хранит в себе ключ к кроссворду– сведения о реальном мире.

Особый интерес представляет вопрос о форме, в которой информация из одного полушария передается в другое.

Особый интерес представляют данные, по которым правое полушарие (недоминантное) почти не понимает глаголов в отличие от существительных.

«Безглагольность» (именной или телеграфный стиль) характерна и для некоторых типов расстройств речи при сенсорной афазии (расстройствах ввода).

Поэтому с чисто лингвистической точки зрения кажется вероятной гипотеза о том, что в именном стиле могут сказаться характерные черты значений, соотносимые с правым полушарием, которое связано с ориентацией в реальном пространстве – времени.

Разницу между правым и левым полушариями в этом смысле можно соотнести с различием между грамматическими правилами построения высказываний и словарем, где некоторые высказывания могут храниться как целые единицы.

При исследовании особенностей смысловых ассоциаций у больных после кратковременного выключения левого полушария обнаруживается, что большинство таких ассоциаций составляют стандартные словосочетания – клише. В ответ на слово голубой больной говорит: голубой небосвод, голубое небо, на слово голодный – голодный год, на слово страх – безотчетный страх (при выключении противоположного полушария типичными будут ответы, при которых сохраняется смысл слова, передаваемый его синонимом: голубой – светлый, голодный – несытый, страх – ужас).

В 1960-м г. В.В.Иванов описал одного больного с поражением левого полушария, который сам очень точно сформулировал особенности своей речи: «я не могу по буквам, я могу по словам». Больные с поражением левого полушария не могут писать отдельные буквы, но могут написать сразу свое имя как единое целое, точно так же, как они часто не могут строить новые фразы, но в состоянии произнести стандартное словосочетание – клише.

В принципе, из опытов на животных известно, что если полушария дублируют работу друг друга, они работают существенно менее эффективно.

Известен и случай, когда, наоборот, аномальное развитие левого полушария, вынужденного в возрасте «от двух до пяти» заняться «не своим делом» – пространственно-зрительными восприятиями, затормозило обучение родному языку.

У американского мальчика этого возраста заметили странную особенность: он ничего не говорил, но начал писать, в частности умел писать названия телевизионных программ и тексты коммерческих реклам. В раннем детстве родители, уходя на работу, оставляли его играть в манеже перед включенным телевизором.

Количество зрительной информации, передаваемой за относительно небольшой промежуток времени телевизором, огромно – оно сопоставимо с количеством информации в целой книге. Поэтому оба полушария мозга мальчика, главным собеседником которого в раннем детстве был включенный телевизор, оказались забитыми этой колоссальной разнообразной зрительной информацией, в частности коммерческими рекламами, прерывающими все передачи. Когда мальчик заговорил, его речь была типичной речью «правого мозга» – он произносил названия отдельных марок машин, но не целые предложения. Врачи предположили у него «детскую шизофрению».

Исключительный интерес представляет полная невозможность чтения при глубоком поражении тех соединительных путей – в белом веществе мозга под корой, – по которым зрительная информация из правого полушария передается в левое. При таком поражении больной вполне владеет речью, может писать, но совершенно не может читать буквенного письма, так как зрительная информация не передается в ту зону левого полушария, которая занимается анализом и синтезом букв.

Статья Кашинга, напечатанная еще в конце 19-го века, повлияла на Леви-Брюля, а через него на многих других исследователей культуры, среди них – и на С. М. Эйзенштейна. Найдя в университетской библиотеке статью Кашинга, пролежавшую почти полвека неразрезанной, Эйзенштейн попробовал повторить его опыт. Занимаясь спустя еще полвека (в семидесятых годах) в архиве Эйзенштейна, В.В.Иванов нашел его записи своих ощущений во время этого опыта, при котором «двигательный акт есть одновременно акт мышления, а мысль – одновременно – пространственное действие».

Если правое полушарие мозга с раннего детства связывает человека с внешним миром, то левое облегчает ему быстрое вхождение в то общество, в котором он живет. Более того, левое полушарие можно в известной мере считать представителем этого общества в нейропсихологической структуре личности. В этом полушарии закреплен родной язык человека и его внутренняя (интериоризованная – введенная внутрь) словесная речь, на этом языке основанная.

Иначе говоря, в левом полушарии находятся те обусловленные культурно-исторически программы поведения, которые общество вводит в человека. В социальной значимости левого полушария можно видеть объяснение его относительно малой морфологической изменчивости в отличие от правого, где биологически допустимы значительные индивидуальные вариации. На этом пути могут быть сделаны интересные выводы и о психофизиологических и генетических истоках изобразительного искусства и музыки (а возможно, и некоторых других искусств), связанных с правым полушарием.

 

 

Заключение.

И то, и другое полушария взаимосвязаны в воздействии, предоставляя человеку целостный ряд качеств. Однако каждое из них придает собственную долю неповторимости. Преимущество в работоспособности мозга одного из полушарий приводит к увеличению личностных характеристик в одну из сторон.

Суждения симметричности в человеческом организме не существует. Совершенствовать каждую гемисферу нужно, и это возможно. Более действенно это возникает, когда человек сам понимает, какова его форма взаимосвязи гемисфер, присутствует ли главенство, в какой мере оно проявлено.

Также можно сделать вывод о том, что сама Природа дает нам подсказку как человек должен жить. Человек должен жить полноценно и гармонично, развивая все стороны, свойства, таланты и наклонности в себе, а не специализируясь, не зацикливаясь на чем-то одном, не ограничиваясь чем-то одним-двумя направлениями жизни, жизнедеятельности. Если человек гармоничен по характеру, мышлению, деятельности, развитию, т.е. он всесторонне развит и у него правое и левое полушария одинаково деятельны и развиты, участвуют в его деятельности, то и внешний вид, и лицо и все движения такого человека гармоничны и прекрасны.

Отсюда следует подтверждение древнего постулата «человек прекрасный внутри – прекрасен и снаружи» или «от здорового духа – здоровое тело».

 

Источники.

https://sortmozg.com/structure/funktsionalnaya-asimmetriya-mozga

2. https://glmozg.ru/stroenie/osobennosti-funktsionalnoj-asimmetrii-mozga.html

3. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. «Функциональные асимметрии человека». М., 1988., стр. 74.

4. В.В.Иванов. «Чет и нечет_ асимм<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: