Л.Д. РЖЕВСКОГО В КОНТЕКСТЕ КАТАКЛИЗМОВ ХХ СТОЛЕТИЯ




Андрей Коновалов,

Московский педагогический государственный университет,

Москва, Россия

aakon@inbox.ru

«СВИДЕТЕЛЬ ВЕКА»: ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

Л.Д. РЖЕВСКОГО В КОНТЕКСТЕ КАТАКЛИЗМОВ ХХ СТОЛЕТИЯ

Ключевые слова: «текст жизни», «текст искусства», катаклизмы ХХ века, вторая волна русской эмиграции

 

Творчество Л.Д. Ржевского (псевдоним Леонида Денисовича Суражевского, 1903 – 1986) долгое время оставалось совершенно неизвестным в нашей стране. Этот автор принадлежит к поколению литераторов, начавших профессионально писать уже в эмиграции. Особенно важным представляется то, что Л.Д. Ржевский получил филологическое образование и явил собой пример профессионального писателя и критика. Творчество Л.Д. Ржевского составило целый этап в развитии литературного процесса второй волны русской эмиграции. Писатель аккумулировал в себе эмигрантскую культуру Европы и Америки – он жил и работал в Мюнхене (Германия), Лунде (Швеция), Нормане (Оклахома, США), Нью-Йорке (США) и других городах. Свидетель века, Л.Д. Ржевский пережил и прочувствовал все основные катаклизмы ХХ столетия: Октябрьскую революцию, нэп, репрессии 1930-х годов, Вторую мировую войну, последующее восстановление Европы, «холодную войну» идеологий, дожил до времени российской перестройки. Он успел соприкоснуться с остатками культуры Серебряного века (был знаком с О. Книппер-Чеховой, С.А. Есениным, В.В. Маяковским), поддерживал связи со многими писателями русского зарубежья, вынесенными за пределы отечества первой и второй волной эмиграции. Особый след в жизни и судьбе Л.Д. Ржевского оставило знакомство и дружба с гением русской литературы И.А. Буниным – первым подлинным профессиональным ценителем его произведений.

Изучение биографических материалов Л.Д. Ржевского показывает, что уже в 1920-е годы, во время обучения во II-м МГУ, он сложился как потенциальный диссидент. Трагические перипетии его судьбы во время Второй мировой войны лишь способствовали укреплению его инакомыслия: военный переводчик, он сумел остаться на Западе. Противник тоталитаризма, он ярко демонстрирует свои взгляды в многочисленных литературно-критических работах того и последующего времени (например, Язык и тоталитаризм, 1949). Л.Д. Ржевский проявил себя как талантливый литературовед и критик[1]. Обоснование этого утверждения, наряду с определением некоторых попутных литературоведческих понятий (стиль, структура, образная система, речевая ткань, облик автора) составляет содержание заглавной статьи; опыт практического приложения метода – содержание других, посвященных творчеству И. Бабеля, Б. Пастернака, М. Булгакова, А. Солженицына, Беллы Ахмадулиной).

Биографию Л.Д. Ржевского можно условно разделить на две почти равные хронологически части: август 1903 – февраль 1945 года (жизнь в России, включая военный период и пребывание в плену) и с февраля 1945 по ноябрь 1986 года (жизнь за границей). Первый период делится следующим образом: 1903 – 1916 годы – пребывание в провинции; 1916 – 1 июля 1941 года – проживание в Москве; далее – до февраля 1945 года – фронт и плен. Второй период можно разделить географически: февраль 1945 - март 1953 года – жизнь в Германии; далее по 1963 год – в Швеции; с 1963 года по 1986 – в США.

Леонид Денисович Суражевский родился 8 (21) августа 1905 года в имении его деда по матери С.В. де Роберти Лацерда – селе Лацердовка Тверской губернии Ржевского уезда Масловской волости. «Род де Роберти (полная, из семейного архива, фамилия: де Роберти де ла Церда де Кастро де Кабреро фон дер Тан) был испано-французского происхождения и весьма древний – генеалогическое древо (в годы упадка оно в кабинете деда заменяло, ради пергаментной своей плотности, разбитое стекло) включало и Людовика Святого. Старший брат деда, Е.В. де Роберти, философ-позитивист и социолог, был профессором Петербургского университета; сестра, В.М. Ватсон, была подругой С.Я. Надсона (ей принадлежит один из переводов на русский язык Дон Кихота); на дочери другой сестры, Елизаветы, моей двоюродной тетке Ксении, был женат шлиссельбуржец Н.А. Морозов».[2]

Так он устанавливает время своего рождения «по паспорту». Путем архивных разысканий удалось установить, что в действительности год рождения писателя – 1903, 8 (21) августа. Перерыв между рождением и крещением составляет два месяца. «Указывать надлежит место крещения (выделено Л.Д.Ржевским. – А.К.), ибо лишь в таковом можно сыскать документы, подтверждающие событие»[3]. Согласно архивным документам, крещен был будущий писатель 12 октября 1903 года в Успенской, что на Могильцах, церкви в Москве, о чем свидетельствует Выпись из метрической книги, часть первая за 1903 год. Л.Д. Суражевский был пятнадцатым младенцем мужского пола, крестившимся в этот день. В графе «Звание, имя, отчество и фамилия родителей» значится: «В доме Циркуновых гражд. Дионисий Алексеевич Суражевский и жена его Елизавета Сергеевна Суражевская. Оба православные» (Выпись из метрической книги. Часть первая за 1903 год (Архивные материалы). В графе «Звание, имя, отчество и фамилия воспреемников» – «Алексей Павлович Суражевский и дочь его – Таисия Алексеевна Суражевская» (там же). Это – дед по отцу и тетя писателя, проживавшие «в Москве между Пречистенкой и Арбатом, у церкви Успенья на Могильцах»[4]. В эссе Про себя самого Л.Д. Ржевский не упоминает о своих воспреемниках: «В семье моего другого деда, по отцу, бывали мы лишь редко, короткими наездами. Самого его я не помню – к началу века был он старейшим из русских генералов артиллерийской службы, на которой провел 60 лет»[5]. Совершал таинство крещения приходский священник Федор Мартынович Ловцов. «В верности сей выписи, с приложением церковной печати, свидетельствовали: Успенской, что на Могильцах, церкви протоиерей Федор Мартынов Ловцов, диакон Димитрий Боголепов, диакон Николая Стремлянов 1903 года ноября 9-го дня» (Выпись из метрической книги. Часть первая за 1903 год (Архивные материалы). Копия была заверена 25 июня 1925 года зав. канцелярией Московского губотдела губпроса. Таким образом, путем архивных разысканий мы можем установить несоответствие между реальными фактами и «мифом» о писателе. Впоследствии на расхождении дат построит свой донос сокурсник Л.Д. Ржевского Иван Музыка, обвинив писателя в подлоге с целью сокрытия призывного возраста.

В псевдониме Л.Д. Суражевского – Л.Д. Ржевский – соединилось название уезда и родовой фамилии. Для рода Суражевского призвание литератора также было традиционно: «Писательницей по призванию была старшая бабушкина сестра, Лидия Филипповна, писавшая под псевдонимом Нелидовой. Ее первая книга Девочка Лида привела в восторг Некрасова, и он отправился в Петровско-Разумовское знакомиться с автором, которой тогда еще не исполнилось и восемнадцати. Курьез давно прошедшего времени: в семье долго совещались, можно или нельзя принять этого “литератора и журналиста сомнительного направления”. Лидия Филипповна Сурожевская (Нелидова) прожила долгую жизнь, была человеком ума обаятельного, характера независимого и властного. Приятельница И.С. Тургенева, она вторым браком была за писателем В.А. Слепцовым (1836 – 1878), третьим – за профессором-окулистом А. Маклаковым, став мачехой его сыновей от первого брака: В.А. Маклакова, известного адвоката и последнего (до Октября) русского посла в Париже (он упоминает о ней и семье деда в книге Из воспоминаний, вышедшей в 1954 году), и Н.А., бывшего одно время министром внутренних дел. Об этой своей тетушке упоминаю особенно охотно, потому что она была первым судьей моих еще совершенно детских литературных опытов, обнаруживая при этом большую к ним снисходительность»[6]. Именно от нее Л.Д. Суражевский получил благословение на занятие литературой.

С рождения до 1916 года семья Суражевских проживала в имении деда по матери, селе Лацердовка. Дальнейший период жизни Л.Д. Суражевского (до июня 1941 года) связан с Москвой. Этот город стал местом действия и своеобразным «героем» многих его будущих произведений. Не случайно одна из книг Л.Д. Ржевского называется Московские повести.

По свидетельству Л.Д. Ржевского, именно в Подмосковье (Истра) началось его увлечение театром. Однако основная жизнь писателя протекала в Москве, где он продолжал свое образование и культурное развитие. В архивных материалах представлено удостоверение № 75 от 21 октября 1921 года, свидетельствующее, что Л.Д. Суражевский «состоит курсантом 3-х московских педагогических курсов (Гагаринский, 18)»[7]. Этот период жизни запомнился Л.Д. Ржевскому его участием в проводах Андрея Белого за границу. В это же время он посещает литературный факультет Государственного института слова, который «был весьма примечательной однодневкой на фоне так быстро возникавших в то время различного типа высших учебных заведений»[8]. Там он слушает лекции Ю.А. Айхенвальда, Ф.А. Степуна, В.Я. Брюсова. Параллельно Л.Д. Суражевский занимается на факультете художественного чтения и декламации. Все это время Л.Д. Суражевский находился и на официальной государственной службе: в период с лета 1921 по конец 1922 года он работал секретарем отдела народного образования в городе Воскресенске, затем – клубным работником и преподавателем в детском доме им. К. Маркса (удостоверение № 5987)[9]. С 1922 по 1923 год Л.Д. Суражевский служит клубным работником в детском доме МОНО «Труд и радость»: «Ученицы мои были лишь чуть помладше меня, и главные наши с ними заботы состояли, помнится, в том, чтобы, вытянув всей компанией рано утром несколько выгодных лотерейных билетов в кассе Художественного театра, попасть два-три раза в неделю на желанные спектакли»[10], – отмечает писатель. По 1 октября 1924 года Л.Д. Суражевский продолжает клубную работу в доме подростков № 4 Хамовнического отдела народного образования (ХОНО), а затем переводится в детский дом № 1 ХОНО. И в Воскресенском детском доме им. К. Маркса, и в детском доме № 1 ХОНО он трудился вместе со своей матерью, Елизаветой Сергеевной Суражевской, которая работала в этих заведениях заведующей и воспитателем. С конца 1924 по август 1925 года Л.Д. Суражевский работает в школе № 18 ХОНО, одновременно – на фабзавуче Москворецкой ткацкой фабрики. В «опросном листе» (Архивные материалы) он особо фиксирует, что в эти годы он занимался в Московском государственном театральном техникуме им. А.В. Луначарского по инструкторско-кружководческому циклу.

24 июля 1925 года Л.Д. Суражевский подает заявление о поступлении на социально-экономическое отделение педагогического факультета 2-го МГУ, но не выдерживает вступительных экзаменов и не принимается в число 50 кандидатов на зачисление. Резолюцией от 9 сентября 1925 года и по ходатайству Губпроса № 9704 от 24 июля 1925 года как член Союза работников просвещения Л.Д. Суражевский был допущен в число кандидатов на зачисление, а 27 сентября 1925 года он получает студенческий билет за № 4766/48 (Билет студента агро-пед. факультета 2-го МГУ № 4766/48 -- Архивные материалы). Чуть позже, 29 сентября 1925 года, ему выдается матрикул (зачетная книжка) за № 462. Он становится студентом первого курса агро-педагогического факультета 2-го МГУ.

11 декабря 1925 года с 34-го почтового отделения г. Москвы на адрес 2-го МГУ было отправлено письмо. На конверте значилось: «В ячейку РКП (б) 2-го Государственного университета». 12 декабря 1925 года письмо было проштамповано «Почтой при 2 Государственном университете» и поступило по назначению. Этот документ в описи личного дела Л.Д. Суражевского фигурирует под названием «Донос Ивана Музыки», под тем же – в рассказе Л.Д. Ржевского Полдюжины талантов (1958). Приведем текст этого архивного материала:

«В ячейку РКП 2 МГУ.

Там у вас в этом году сумел устроится на первый курс педфака некто – Суражевский Леонид Денисович. Выше-указанный тип скрывается от военной службы. Ибо он 1904 г. рождения, должен был пойти осенью на военную службу, но благодаря каким-то подложным документам, а их там у него много, вообще вы их выясните, а потому сейчас он у нас под флагом вуза скрывается от таковой. Выше-указанный типчик – сын помещика, у коего забрато во время революции имение. Он ни в каких комсомолах ни в армии не был, все это фальшивые документы, если таковые там есть. В Менделеевском <его> вычистили еще в прошлом году < … > ему надо на военную службу, а вы благодаря его знакомству с профессурой и там большей частью фальшивым документам, какие там представлены, он у вас устроился.

Особенно тщательно посмотрите все его документы, ибо он в 20 и 21 г., сумел через знакомства достать разных бланок, а на них пишет, что угодно и когда ему угодно.

Иван Музыка»[11]. (Стиль, орфография и пунктуация автора сохраняются).

15 декабря 1925 года донос был направлен во фракционное правление ячейки РКП с резолюцией «На усмотрение». Это письмо чудом не стоило Л.Д. Суражевскому отчисления и «чистки»: хотя и очевидно, что донос написан человеком шизофренического склада, но некоторые его эпизоды наталкивали на закономерное сопоставление: Л.Д. Ржевский действительно был дворянином, действительно происходила путаница с точным годом его рождения, а сходство типа многих заверенных «копия с копии» документов не может не вызывать вопросов.

Тем не менее, Л.Д. Суражевский успешно продолжал обучение на отделении русского языка и литературы (позже – литературно-лингвистическое отделение – Литло) агропедфака, несмотря на то, что «прокрустово ложе» агропедагогизации» снижало педагогический потенциал факультета, коррекция учебных планов, проводимая в этом направлении, серьезно влияла на профессиональную подготовку студентов.

В 1932 году умирает отец Л.Д. Ржевского Д.А. Суражевский. В этом же году выходит учебник Русский язык, в котором глава Морфология принадлежит Л.Д. Ржевскому. Молодой ученый занимается в аспирантуре по кафедре русского языка МГПИ. Аспирантский период жизни Л.Д. Суражевского поделился на три этапа: первый закончился 7 июня 1933 года, когда аспирант подал заявление о возвращении ему документов о приеме в аспирантуру вместе с заявлением. Второй, когда он поступил в вечернюю аспирантуру, вскоре упраздненную. Последний и окончательный этап начался в 1938 году и достиг завершения.

Автобиографические мотивы институтской жизни 1930-х гг., в частности, травля академика В.В. Виноградова, учителя Л.Д. Суражевского, отражены в Сентиментальной повести (1954). 30-е годы, по словам писателя, вызвали у него «воспоминания … самые мрачные»[12]. В личной судьбе писателя (а позже и в его произведениях) переплелись как собственные микротрагедии (в это время неудачно складывалась его семейная жизнь), так и угнетающая атмосфера эпохи тоталитаризма. Л.Д. Суражевский жил тогда в пяти минутах ходьбы от МГПИ – в Олсуфьевском переулке, дом 3, кв. 3. Эта деталь часто фигурирует в его произведениях, например, в Сентиментальной повести.

Во второй половине 1930-х годов ученый активно сотрудничает с Гослитиздатом, пишет рецензии, работает над кандидатской диссертацией о языке комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 28 июня 1941 года он защитил диссертацию из более чем 900 страниц, в которой подробно изучил словарь комедии А.С. Грибоедова, представил интересный филологический комментарий по языку произведения. Эти эпизоды биографии нашли отражение в повести Двое на камне. 1 июля 1941 года Л.Д. Суражевский в звании лейтенанта был призван на фронт, где служил переводчиком, позднее – помощником начальника разведки дивизии. При весьма драматических обстоятельствах, выводя из окружения колонну дивизии, подорвался на мине и попал в немецкий плен. Это окончательно предопределило дальнейшую судьбу Л.Д. Суражевского.

В 1941-1942 годах писатель находится в лагерях для военнопленных, тяжело болеет (язва желудка и туберкулез). В 1943 году работает с учителями русских школ под Смоленском. Л.Д. Ржевский разработал ряд методических рекомендаций для педагогов: Как прорабатывать книгу, Как готовиться к докладу и др.

В конце 1944 года в связи с обострением туберкулеза попадает в госпиталь на территории Германии: сначала в Дрезден, затем недалеко от Мюнхена. Будучи в весьма тяжелом состоянии, несмотря на самые критические мнения врачей, Л.Д. Суражевский выжил. По мнению самого писателя, этим он обязан своей второй супруге Агнии Сергеевне Шишковой. Некоторые мотивы этих трудных для супругов лет отражены в повести Показавшему нам свет [13] (1960).

С 1953 по 1963 год Л.Д. Ржевский занимается научно-педагогической работой: читает лекции по истории русского языка и русской литературе в Лундском университете в Швеции. Там же он пишет ряд своих интереснейших произведений: Сентиментальная повесть [14] (1954), Двое на камне [15] (1956), филологическое исследование Язык и стиль романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» (1962), многие другие лингвистические статьи.

С 1963 года Л.Д. Ржевский с женой жил в США. Успешная работа на кафедрах Оклахомского и Нью-Йоркского университетов способствовала присвоению ему званий Почетного доктора (Оклахома) и Заслуженного профессора (Нью-Йорк). В Америке им созданы романы Две строчки времени [16] (1976), Дина [17] (1979), Бунт подсолнечника [18] (1981) и завершена повесть Звездопад [19] (1963-1983).

Основная масса произведений Л.Д. Ржевского опубликована за рубежом. В России состоялась лишь публикация романа Две строчки времени в № 1 - 2 журнала “Север” за 1991год. Скончался писатель 13 ноября 1986 года в США.

Леонид Денисович Ржевский – одна из крупнейших фигур русской литературной эмиграции, писатель, чье творчество до сих пор в полной мере не было исследовано. Жизненный и творческий путь Л.Д. Ржевского делится на несколько периодов: московский, немецкий, шведский и американский. Каждый из них ознаменован для писателя определенным творческим ростом, созданием произведений, в которых поднимались важные онтологические проблемы, вопрос о судьбе русского человека за рубежом, целый комплекс морально-психологических аспектов жизни русского интеллигента на родине и в эмиграции. Трагические изломы судьбы писателя отразились и в его биографии. Ему пришлось скрывать подлинную дату рождения, происхождение, родственные связи, ибо только так было возможно существование в тоталитарной системе.

Дворянин, аристократ по рождению и духу, Л.Д. Ржевский многое выстрадал в борьбе за элементарные человеческие права – на получение образование, свободу слова и творчества. Особенный период жизни – духовное становление писателя – связан с его учебой в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина, который он окончил в 1930 году и там же в 1941 году защитил кандидатскую диссертацию. Этот московский период жизни Л.Д.Ржевского вошел яркой сюжетной нитью почти во все его произведения – на уровне ассоциации, воспоминания, впечатления. Вопрос о месте Л.Д. Ржевского в русской литературе ХХ века однозначен: творчество этого талантливого писателя составило целый этап в истории литературы русского зарубежья, а его долгая жизнь за границей с 1943 по 1986 год объединила все три волны эмиграции в единое культурное целое, что наглядно отразилось в его творчестве.

 

Литература:

1. А. А. Новицкая, Л. Д. Суражевский, Н. Г. Турбин, Курс русского языка Москва 1933.

2. Л. Ржевский, Прочтение творческого слова: Литературоведческие проблемы и анализы, Нью Йорк 1970

3. Л. Ржевский, Три темы по Достоевскому, Нью Йорк 1972.

4. Л. Ржевский, За околицей: Рассказы ранних лет, Эрмитаж 1987.

5. Л. Ржевский, Между двух звезд, Москва 2000.

6. Э. Фесенко, Теория литературы, Москва 2008.

 

 

 

Andrey Konovalov

“WITNESS OF THE CENTURY”: LEONID D. RZHEVSKY’S LIFE AND CAREER WITHIN THE CONTEXT OF CATACLYSMS OF THE XX CENTURY

 

Key words: “Text of life”, “text of art”, cataclysms of the XX century, the second wave of Russian emigration

In the “text of life”of the outstanding Russian prose writer of the second emigration wave Leonid D. Rzhevsky main cataclysms of the XX century are reflected, such as October Revolution, New Economic Policy (NEP), repressions of the 1930th, the Second World War, post-war reconstruction of Europe, the Cold War between the Soviet Union and the USA. Leonid D. Rzhevsky was a true “witness of the century”: a hard, tragic and contradictory epoch is described in his prose, in particular in the novel “Between two stars”. In the article Leonid D. Rzhevsky’s “text of life” and “text of art” are compared.

 


[1] Л. Ржевский, Язык и стиль романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго », Издательство Института по изучению СССР, Мюнхен 1962; Творец и подвиг, “Посев” 1972; Очерки по творчеству Александра Солженицына: Творец и подвиг. Воскрешение слова. Иван Денисович. Зотов. Матрена. Два хора. Костоглотов. Русанов. Узел первый. Знаменательный реализм. Послесловие, [в:] Прочтенье творческого слова. Литературоведческие проблемы и анализ, New York: University Press 1970; Три темы по Достоевскому (Мотив жалости в поэтике Достоевского. – Мистерия соблазна у Достоевского. – Язык романа Бесы и образ автора), Издательство “Посев” 1972.

[2] Л. Ржевский, За околицей: Рассказы ранних лет, Эрмитаж 1987, с. 7.

[3] Л. Ржевский, За околицей…, с. 7.

[4] Там же, с. 10-11.

[5] Там же.

[6] Л. Ржевский, За околицей: Рассказы ранних лет, Эрмитаж 1987, с. 11-12.

[7] Удостоверение № 75, Архивные материалы.

[8] Л. Ржевский, За околицей: Рассказы ранних лет, Эрмитаж 1987, с. 15.

[9] Опросный лист для вновь поступающих в вуз от 26.06.25. Архивные материалы.

[10] Л. Ржевский, За околицей…, с. 16.

[11]

[12] Л. Ржевский, За околицей: Рассказы ранних лет, Эрмитаж 1987, с. 24.

[13]

[14]

[15]

[16]

[17]

[18]

[19]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: