История образования казацких сёл и деревень
Историческая справка
«Не зная прошлого
нельзя любить настоящее»
Истоки России, ее самобытность русской души, лежат в народной культуре, традициях, творческом наследии наших предков. Предки верховского населения неразрывно связаны с историей российского казачества.
Слово «казак», или «козак» произошло от тюркского – удалец, военный человек. Как социально – этническая и историческая общность людей казачество сложилось на южных окраинах русских земель в XIV веке.
В историографии вопрос о происхождении казачества остаётся открытый. Нет единой научной теории его происхождениия. Но любая теория и гипотеза подчёркивают своеобразие казачества, его глубокое отличие от остального русского населения.
Как у этноса, у казаков сформировалась своя культура, обычаи, костюм, самосознание, которые отличались своей неповторимостью и самобытностью (манеры поведения в семье, быту и т.п.). Казачество – единственный и уникальный феномен в истории.
В русском языке слово «казак» впервые упомянуто в русских летописях 1444 года и первоначально обозначало бездомных и вольных воинов, поступивших на службу с выполнением военных обязательств, когда под Рязанью на татар обрушились объединенные русские полки, в состав которых входили и «рязанские казаки».
За целых три века до первого летописного упоминания о казаках встречается другое понятие — «бродники». Это было вольное население степи XII—XIII веков, за которым многие исследователи видят некий прообраз казачества из летописи:
«В лето 1147 года Святослав занял всех вятичей... Тогда же пришли к нему бродники и многие половцы». А историк Н. М. Карамзин пишет: «Сии люди были христиане, обитали в степях донских среди варваров, уподоблялись им дикой жизнию и, как вероятно, состояли большею частью из беглецов русских: они за деньги служили нашим князьям в их междоусобиях ».
|
Само понятие «казак» возникло на южной границе, при столкновениях с татарами. «Слово «казак» чисто татарское, — пишет Н. И. Костомаров, — и означало сперва вольного бездомного бродягу, а потом низший ряд воинов, набранных из таких бродяг».
Любопытно, что наряду с русскими казаками появились казаки татарские в том же значении вольных вооруженных бродяг. В состав первых казачьих поселений входили не только беглые крестьяне с севера, но и русские пленники, сумевшие каким-то образом освободиться от полона. «По разрушении Золотой Орды и по раздроблении ее на множество кочевых орд, — пишет историк Н. И. Костомаров, — привольные степи Дона представляли приманку для русских людей; удалые головы, не только не боявшиеся опасностей, но находившие в них особую прелесть жизни, стали удаляться туда, селились и образовали воинское братство...».
Значит, в XII—XV веках вятичи славянизировали не только лес в бассейне Оки, но и степь, спускаясь туда по Дону до самых низовьев и входя в непосредственный контакт с кочевым населением. Это могли быть и кровавые схватки, и кратковременные, легко распадающиеся союзы. В суровом, веками длящемся столкновении кровей, племен и наречий победили самые жизнеспособные. Победили и стали строить собственный уклад — на нижнем Дону, северном Кавказе и на Днепре.
Из летописей мы узнаём: «…уходили русские люди на юг, в «Дикое поле», встречались там с остатками смелых хазар, печенегов и половцев, скрывались от татар в дремучих лесах, в раздолье степей; соединялись, сдруживались с ними и положили основание донскому казачеству ».
|
Изначально формировались две ветви казачества, которые впоследствии сформировались в Донскую и Запорожскую.
Первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и русских. Среди тех и других выделялись вольные и служилые казаки (На Украине вольное казачество - это Запорожская Сечь до 1775 год).
С начала XV века казаки переходили на службу Русскому государству, формируя служилое казачество. По мере создания на южных, юго – восточных и восточных границах Русского государства засечных черт и пограничных укреплённых линий оформились категории городовых казаков и станичных (сторожевых) казаков. Казаки несли службу на окраинах страны.
«На сторожевой границе Московского государства» С. В. Иванов(1864-1910)
«Пришли казаки с Дону, да прогнали ляхов до дому», - гласит народная пословица.
Таким образом, казачество – это военное сословие в России. Так они просуществовали до начала XVIII века. «Те же люди русские, только вольные», — говорят о казаках в Новосильском уезде.
Рекиначинаются с истоков, а история России с истории её малых сёл и деревень.
Верховский край с уникальной историей, культурным наследием и неповторимой природой, край хлебных полей и зелёных лугов. Край былинный: до нас дошло много преданий и легенд.
«Казацкими сёлами» современного Верховского района исходя из архивно – исторических источников можно считать сёла и деревни: Верховье, Галичье, Верхняя Залегощь, Скородное, Каменка, Дичня, Строкино, Песочное, Среднее, Верховье, Дегтярень. А также те, на месте которых когда-то сторожевые притоны – станы: Корытинка, Коньшино. « Казаки от казаков ведутся» (происхождение родовых казаков), – гласит народная мудрость.
|
До 1928 года часть Верховских земель входила в состав Новосильского княжества, а часть – в Ливенский и Малоархангельский уезды. Поэтому история Верховского района связана с историей древнейших городов Новосиля и Ливны, Малоархангельск.
Наши земли занимали окраинное положение в русском государстве. С конца XV века во времена правления Ивана IV (Грозного) становятся пограничными рубежами Московского государства. Здесь образовывались сторожевые пункты: воины-всадники скакали в степь, наблюдали за местностью, за путями - дорогами, охраняя Московскую Русь от татар. Они высматривали и выслеживали появление неприятеля, не допускали его до русских пределов. Здесь были созданы сторожевые посты.
Казацкими считаются земли, которые до 1928 года входили в состав Новосильского княжества, а позже уезда. К концу XVII века эта местность утратила значение пограничного, отпала и необходимость в государственном содержании стрельцов, пушкарей и казаков.
По Указу 1715 года новосильские казаки, пушкари и стрельцы выселялись из города и окрестностей на отведенные им земли. Земли в основном выделялись в «Диком поле».
Сторожевые посты превратились в сёла и деревни. А воины стали обживать эти земли. Основали новые селения – Пшеву, Галичье (Галич, Галичи), Дичню, Каменку, Петушки, Верхнюю Залегощь (Вышняя Залегощь), Скородное, Косарёво (сегодня Косарёво Новодеревеньковского района является столицей орловского казачества, оно было основано самым первым – в 1715 году) и другие хутора.
Исторически достоверный источник – Никоновские летописи повествуют, что около Новосиля в конце XVI века было 11 сторожевых притонов. Первый пункт, или как его тогда называли «сторож», был на реке Любовша (Русский Брод), далее – Усть – Корытнева (д. Корытинка) на реке Труды, Пшевском кургане (на реке Пшевка), Юрты, Колчанка (Коньшинское с/п), Становое (ныне село Коньшино) на территории современного Верховского района, и другие.
Далее, в Летописях написано: «… Во времена частых набегов крымских татар постоянно стояла воинская стража из 4 человек и наблюдала движение татар. Притоном стражи были места высокие, а часто и курганы. Посреди притона ставился огромный шест, конец которого обёртывали соломой. И как только воины вдали завидят татар, тотчас зажигают солому на шесту. При этом все угадывали о движении татар, хватали пожитки со своим семейством бежали в крепость и в леса ».
В 1626 году стольники Константин Пушкин и подъячий Иванов составили опись Новосиля. Уезд разрастался за счет множества казачьих и стрелецких сел, некоторые из них возникали на месте сторож, которые по каким-то причинам переставали выполнять свое прямое назначение.
Существует документ, который перекликается с ним. Разрядный приказ (1632 года) новосильскому воеводе Шеховскому гласит: «...по нашему уезду велено из Путивля Григорию Пушкину отпустить в Новосиль выходцев запорожских черкас – 40 человек с женами и детьми и со всеми их животными. А в Новосиле по нашему уезду тех выходцев запорожских черкас велено устроить на вечное житье и устроил бы если тех черкас в Новосиле дворовыми и огородными шесты и пашнего и сенными покосами».
Как видно, Москва не желала отъезда запорожцев на родину, преследуя одну из главных целей – укрепление южных границ. Отсюда и казацкие поселения, растянувшиеся в Новосильскому уезде с севера на юг – Воротынцево, Пшев, Косарево, Галич, Скородное, Дичня (Дичнь), Петушки, Каменка, Заречье (Покровская), Ямская, Тростниково, Верхняя и Нижняя Залегощь и Скворчье.
Московская власть, переселяя людей на южные окраины, наделяя их землей и заставляя служить, расширяла свои территории и защищала себя от врагов. (стр. 90-92).
В 1677 году писцу пушкарного приказа Лариону Перекусихину было «...велено переписать в Новосиле всех пушкарей, затинщиков, воротников, рассыльщиков, казенных кузнецов, плотников и отвести им земли у Сорочьего Моста, Дичне, Пшевке и по Ливенской дороге».
Церковно-приходские летописи Малицкого (Приходы и церкви Тульской епархии: Извлечение из церковно-приходских летописей / [Сост. П.И. Малицкий].- Тула: Тип. Н.И.Соколова, 1895. Павел Иванович Малицкого - преподаватель Тульской духовной семинарии. Книга более чем на 820 листах, с полным географическим указателем всех населенных пунктов Тульской губернии) называют казачьими следующие приходы:
Вышняя Залегощь (сегодня – территория Корсунского сельского поселения). «Село названо "Залегощь" по имени протекающей мимо него речки, а "Вышняя" - в отличие от "Нижней" Залегощи - села, находящегося вниз по течению той же речки. Этот приход образовался, по преданию, из донских или украинских казаков, призванных сюда во время нашествия татар для защиты гор.Новосиля.
По миновании надобности в их услугах, они поселились, со временем, в этой местности и теперь еще иной раз называются казаками. Они поселились здесь на свободныя места и стали заниматься земледелием. С течением времени они составили приход, состоящий в настоящее время из одного села ». (с.532).
Галичье ( сегодня это село принадлежит Галичинскому сельскому поселению ) «Приход образовался, по преданию, из тех пушкарей и стрельцов-казаков, которые вызваны были при Иоанне Грозном из Малороссии для защиты г.Новосиля от татар и др.врагов, а затем, по миновании в них нужды, были поселены на свободныя земли, окружавшия этот город, и образовали отдельные поселки, из которых потом сложились многочисленные приходы ». (с.534).
Каменка (село находится на территории Туровского сельского поселения) «Свое название село и приход получили, вероятно, от своего местоположения на холмах, из которых добываются в изобилии огромные камни для постройки. Этот приход, как и многие другие, находящиеся невдалеке от г.Новосиля, образовался из тех выходцев-казаков, которые в былыя, отдаленныя времена были вызваны в Новосиль с Дона, по повелению И.Грознаго, для защиты этого города от врагов. Когда же миновала нужда в их помощи, то, по указу Петра Великаго 1715 г., им предоставлено было право селиться в окрестностях г.Новосиля и дана была во владение земля. Поселившись в этих местах, они составили группы приходов, построив для удовлетворения своих религиозных потребностей несколько храмов. Таким путем образовался и этот приход "Каменка". В настоящее время он состоит из села и деревни Туровки, находящейся в 5 в. от храм а». (с.537-538).
Скородное (сегодня Скородненское сельское поселение) «Приход села Скороднаго составился из тех переселенцев с р.Дона - казаков, которые еще во времена Ивана Грознаго были поселены в тогдашней крепости, а теперешнем Новосили, для отражения врагов, нападавших на Русь. В царствование же Михаила Федоровича, когда Новосильская крепость потеряла свое значение, этим казакам выдана была грамота на владение землею, под названием "Дикое Поле", покрытое вековым дубовым лесом, - часть того места, где в настоящее время находится село. По Высочайшему указу 1715 года, казаки выселены были из Новосиля по окрестностям, - и вот из этих-то выходцев-казаков со временем и образовался приход села Скороднаго. Местность эта долгое время покрыта была лесом, долгое время она не поддавалась разработке для посевов; долгое время ее "скородили" - обрабатывали; а отсюда, вероятно и самое село получило название "Скороднаго ".
Приход состоит из одного села и только в последние 6-7 лет стали появляться выселки, так под селом Гадинкою есть дворов 18, под станциею Туровка 8 дворов, под дер.Николаевскою (Орловская губерния) 10 дворов, в с.Моховом 2 двора, поддер.Долматовой 2 двора и в урочище Камушках 1 двор ». (с.544-545).
Дичнь (сегодня село Дичня находится на территории Туровского сельского поселения) «В прежнее время место, занимаемое селом, по преданию, было покрыто громадными лесами и болотами, где находилось много диких зверей, вообще дичи: отсюда и самое село и приход получили название Дичнь. С достоверностию нельзя определить время возникновения этого прихода, но можно предполагать, на основании паннихиднаго реестра 1768 г. и священных сосудов 1773 г., до сих пор уцелевших, что приход и храм существовали в половине прошлаго столетия. Этот приход, по преданию, составили выходцы, гл.обр., из села Заречья ». (с.535).
Нижняя Пшевь «Свое название Пшевь получило по имени протекающей мимо него реки. Относительно образования прихода не сохранилось никаких письменных документов. Кроме села, в состав его входят следующие деревни: Шеина, Строкина, Мартиновка, Посулиха и Сухотинка)». (с.540).
Среднее-Михайловское (современное село Среднее Галичинского сельского поселения) «Приход, состоящий из одного села, образовался, как говорят старожилы, вследствие выселения в данную местность нескольких крестьянских семей из села Нижней Пшеви и до 1869 г., когда в Среднем была построена собственная церковь, представлял собою деревню Среднюю, принадлежавшую к приходу села Галичья. Название "Средняя" деревня получила от своего положения: она находится на средине возвышений, проходящих в этом месте и направляющихся с запада на восток, так что воды села (дождевые и ручьи из колодезей) текут в двух противоположных направлениях: одне на восток, чрез ручьи "крутой и плоской" в речку Любавшу, другия - на северо-запад чрез ручей Суходол, Малую Пшевку и Пшевку в р.Зушу; на самом водоразделе расположилась деревня, называвшаяся Средней. Когда же в дер.Средней в 1869 году была освящена Михайло-Архангельская церковь, то и образовалось село Среднее, по церкви Михайловское ». (с.547).
Местные краеведы (например, Василий Николаевич Глаголев, руководитель и основатель Новосильского краеведческого музея, о происхождении названий деревень и этнографии Новосильского района написал топонимо-краеведческие очерки, которые хранились в ученом архиве Императорского Российского Географического Общества) называют этих казаков выходцами либо с Дона, либо с Запорожья, слившиеся позднее с мещанами. Не зря у народа сложилась пословица «Казак от Дона повёлся» (место их происхождения).
В.Н. Глаголев отмечает 17 казачьих сел: в Новосильском уезде. В их числе и сёла, современного Верховского района: Галичье, Каменка, Скородное, Вышняя Залегощь, Дичнь, Среднее и деревня Верховье.
Жилище у новосильских казаков типично однодворческое. Одно из отличий казацкого жилища от барского: "часто встречающиеся избы с прорубленными окнами на двор; на улицу пробито маленькое волоковое окно".
«…у казенных крестьян избы среди двора, а у помещичьих - на улицу окнами; у казенных задворки сзади двора, а у помещечьих - против жилого строения. (Из исследования Д.К. Зеленина "Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных", 1913 г.).
В 1644 году царь Михаил Федорович выдал новосильским служилым - стрельцам, пушкарям, казакам и прочим грамоты на владение землей в "Диком поле". В 1765 году новосильские казаки были исключены из управления воевод и находились в ведомстве собственного особого управления, что и обусловило сохранению за "казаками" такого самоназвания, не встречающегося у прочих потомков городовых казаков. Интересно и то, что жители "казацких" (в сельском просторечии) сел вплоть до 1836 года в метрических книгах, земельном генеральном плане и других официальных документах писались "казаками". (Из исследования Д.К. Зеленина "Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных", 1913 г.).
Наше Верховье находится у истоков речушек и рек, текущих во все концы света ("верх" - то есть верх реки, исток, начало): на север Малая Пшевка с притоками, на юг Труды (а первоначально эта река называлась Труцкое Верховье) с притоками. Так как поселок примыкает к истокам реки Труды, так называлась местность и раскинувшийся на ней населенный пункт. Со временем слово Труцкое отпало и осталось Верховье, а речка - Труды.
По другим источникам, селение Верховьепримыкало к селу Галичье, то оно изначально называлось деревня Верховья Галича. Со временем слово Галича отпало и осталось Верховье. Известно, что в документах 1782 года значится вновь поселённая деревня Верховья Галича, жители которой в прежней народной переписи 1763 года числились казаками в селе Острое (ещё Голянка) Новосильского уезда Тульского наместиничества (в настоящее время село Острое, или Голянка, является населённым пунктом Петушинского сельского поселение Новосильского района).
Вначале Верховье было немногочисленной российской деревней. Первое упоминание о Верховье в архивных источниках относится к 1815-1817 годам. И поэтому отчёт истории посёлка Верховье начинается именно с 1815 года. Деревня Верховье входило в Верховскую волость Новосильского уезда Тульской губернии.
В справочнике «Церкви и приходы Новосильского уезда в 1915-1916гг.» отмечается деревня Верховье, имеющая 89 дворов, где проживало 328 мужчин и 381 женщина, состоявшая в приходе села Галичье – церкви Казанской Божией Матери (1909).
Также известно (от П. И. Малицкого, упомянутого выше), что при станции Верховье находилась каменная часовня, устроенная одним прихожанином на собственные средства примерно в 1881 году.
В селе Скородное одно из первых поселений в этой местности называлось Козловка – в честь ее основателя казака Козлова. И другие поселения также назывались по фамилиям казаков, например Вергуновка, Лохматовка, Кураковка. Эти названия сохранились до сих пор.
Село (первоначально – деревня) Среднее состояло из нескольких посёлков, названия которых сохранились до сих пор: Моховщина, Загороды, Низы, Щигры, Зачугуновка, Сиповка, Запрудчина.
Деревня Дегтярень (раньше, на старинных картах Новосильского уезда назывался Новый Дегтярень) Галичинского сельского поселения образовалась в начале XX века.
В документах «Сведения населённых мест Новосильского уезда Тульской губернии по сведениям 1859 года», «Топонимика населённых мест волостей Новосильского уезда по данным подворной переписи 1910 – 1912» и «Церкви и приходы Новосильского уезда в 1915-1916» упоминание о населённом пункте Дегтярень нет. Да и на старых картах Новосильского уезда деревня тоже не обозначена.
По преданию, где сейчас находится деревня Дегтярень, в давние времена росли берёзы, из смолы делали берёзовый дёготь. Отсюда произошло и название населённого пункта.
Село Каменка - в документах за 1817 год упоминается о Каменской волости, которая вместе в Верховской волостью входила в Новосильский уезд Тульской губернии. В Каменску волость входили входили 10 сёл и деревень (Каменка, Туровка, Ворогушино, Дичня, Хутор, Петушки, Заречье, Тростниково, Михалёво, Сорочий Мост).
Стало известно и новое о названии деревни Туровка: это старое казачье поселение, и его название непосредственно связано военными обязанностями казаков. Тур – древнейший топоним, который на разных языках обозначает не просто поселение человека, а укрепленное поселение.
Тур(а) – это ещё и башня. В Планах генерального межевания 1790 года имеется Туровецкий верх, от более древнего название Туровец. Хотя у местных жителей существуют две легенды образования названия поселения. По одной версии считается, что некогда в дремучих лесах водилось много туров. По другой версии, в XI веке во время монголо-татарского нашествия у Чингиз-хана было много пленных людей разных национальностей, в том числе и турок.
Им удалось убежать и они-то и основали поселение, которое стало называться Туровец, в дальнейшем деревня стала Туровкой. Деревня упоминается и в Списках Кёппена 1857 года.
Село Песочное называлось раньше Песковатое (в документе «Церкви и приходы Новосильского уезда в 1915-1916» упоминается как Песковатое).
По информации из внутренних описей дел по 5 ревизии 1795 года д.Песочная в период с 1782 по 1795 гг. числилась как вновь поселенная. А из ревизских сказок 6 ревизии 1811 год: известно, в населенном пункте д. Песочная проживали стрельцы. Селение было образовано служилыми людьми села Петушки.
Само название села Песочное происходит от слова «песок». Здесь брали песок не только жители близлежащих деревень, но и отдаленных населенных пунктов. Поэтому первые поселенцы и назвали свое поселение Песочное. Места, где брали песок, сохранились до настоящего времени. Постепенно село заселялось, стало большим, доходило до деревни Моховка.
Была построена деревянная церковь, а наличие церкви определяло название поселения селом, а не деревней. В село Песочное, в церковь приходили верующие из окрестных деревень: деревни Строкино, Мартыновка, Новая, Суходолье, Сухоголовище, расположены по речке Пшевка. Ранее деревни были заселены казаками, изгнанными в XVII веке из Новосиля. Уклад жизни этих населенных пунктов отличался от других деревень. Существовали строгие нравы, круговая порука, патриархальные семьи, фольклор и наряды сохранились до сего времени. Впоследствии казакам были выделены земли, и большинство из них стали вести оседлый образ жизни. В 80—90-е годы XIX столетия в селе Песочное был выстроен храм Михаила Архангела.
В Алфавите, хранящимся в чертежном архиве планам с книгами Тульской Губернии Новосильскаго уезда, в Ч.1, среди прочих, есть записи и о населенных пунктах Новосильского уезда:
«Каменка Село с деревней Дичной Казеннаго ведомства прежних служб Пушкарей (межеваны 1778 год июня 3) - стр.024
Пшева, Воротинцова, Острая, Косарева, Галичи - селы с деревнями Казеннаго ведомства тех сел и деревень прежних служб Казаков (межеваны 1777 июля 17) - стр.035.
Песоченское сельское поселение – «казацкие» сёла и деревни: с. Песочное, д. Марыновка, д. Моховка, д.Строкино.
В прошлом, д. Строкино принадлежало Косарёвской волости Новосильского уезда.
Согласно Писцовой книги 1763 года (3-я ревизия): село Скородное, деревня Строкина (Стракина) (Никольский стан), село Шеино. Слобода Шеина с деревнями Стракино и Шеиной размещалась на реке Пшевке. Село Нижняя Пшевь расположено по течению реки Пшеви. Кроме села в состав его входили следующие деревни: Шеина, Строкина, Мартиновка, Посулиха и Сухотинка.
Село Корытенка (Васильевское сельское поселение) первоначально, в конце XVI века во времена набегов крымских татар, был сторожем, или сторожевым постом Усть – Корытнова, позже переименовано в Корытинку. Название село получила от речки – ручья Корытнов, которая протекает в этой местности. Назвали её за своеобразную глубокую долину, похожую на корыто. Село Корытинка в старые времена называлось по название местного храма – Рождественское. А ещё называлось село – Архангельское, по названию местной церкви. Раньше Корытинка принадлежало селу Рождественское Становской волости Ливенского уезда.
Село Коньшино (Коньшинское сельское поселение) - фамильное, носит название первых поселенцев этих мест. А теперь с этой фамилией в селе проживают много семей. Другое название села - Становое. Становое получило своё название от слова «стан», что XVI - XVII веках означало административную единицу уезда, а также сторожевую охрану на приграничных, порубежных территориях…
До 1928 года село Становое было большим центром Становской волости Ливенского уезда. По сведениям 1866 года село значилось казённым. Его крестьяне никогда не были крепостными, помещикам никогда не принадлежали, были государственными и принадлежали казне.
По последним исследованиям выяснилось, что селение Верховье примыкало к селу Галичье, то оно изначально называлось деревня Верховья Галича. Со временем слово Галича отпало и осталось Верховье. Известно, что в документах 1782 года значится вновь поселённая деревня Верховья Галича, жители которой в прежней народной переписи 1763 года числились казаками в селе Острое (ещё Голянка) Новосильского уезда Тульского наместиничества (в настоящее время село Острое, или Голянка, является населённым пунктом Петушинского сельского поселение Новосильского района).
Предки веховцев - воины, хлебопашцы, ремесленники - отстояли свои земли в многочисленных сражениях с иноземцами, первыми встретили нашествие монголо-татарских полчищ и крымских татар, засеяли поля и образовали сёла и деревни.
Особый народ – казаки. Казачество на протяжении веков явилось универсальным родом вооружённых сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавших себе равных в искусстве джигитовки. Военный опыт казаков накоплен столетиями.
Военное искусство они унаследовали от степняков. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире лёгкую кавалерию. Военная слава казачества укрепилась на полях сражений во многих войнах за Отечество.
Во времена наполеоновской эпохи, по словам генерала А. П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы».
Не зря Наполеон Бонапарт сказал: «Дайте мне только казаков, и я с ними пройду всю Европу!», или ещё: «Казаки – это самое лучшее лёгкое войско среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошёл бы сними весь мир».
Казачество активно участвовало во всех войнах России на протяжении своей истории вплоть до XIX века, защищая Отечество. Память о доблестях казаков до сих пор жива у народов, защищённых казаками. В этих войнах казачество проявило себя как защитник христианства и православия Российского государства.
Казаки – с одной стороны мощная сила для российского государства по освоению новых территорий и обеспечению безопасности приграничных территорий. А с другой стороны – удивительный дух казачества – дух свободы и верности долгу, удали и патриотизма, мужества и настоящего воинского братства.
У казаков были свои заповеди. Вот основное из них: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!..».
Казаки не боялись смерти – «её не минуешь, а бояться постыдно и постылой жизни». Чувство товарищества «Сам погибай, а товарища выручай». Самоотверженная забота о коне. Ещё старики учили: «Казак голоден, а конь – сыт».
Казаки, как воины, ценились за лихость, смекалку, умение ориентироваться на местности, владеть оружием и удивительную выносливость и неприхотливость. Они отличались особой храбростью, напористостью в достижении победы над противником.
Готовность умереть за правое дело, жажда проявить свою доблесть и военные подвиги, тяга к неведомым краям, простору и свободе – вот основные черты русского казачества на протяжении всей его истории.
Из глубины веков встают пласты казацкой культуры, обычаи и традиции. Основными постулатами казаков были – За веру, царя и Отчизну. Православие определяло и освещало весь земной жизненный путь казака от крещения до соборования, определяло его мировоззрение, весь ежегодный круг обрядов.
Таинству Крещения, венчания казаки предавали огромное значение. На Рождество ходили Христа славить, на Троицу водили хороводы. Любили казаки и попеть, и поплясать. «Казак – донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец (что ни возьми – казак умеет всё», – хранит народная мудрость.
Особенно почитаемыми осенними православными праздниками были - Успенье и Покров, престольные праздники деревень, сёл. На день Покрова Пресвятой Богородицы молодые казаки принимали присягу на верность Отечеству.
На проводах казаков на службу духовенство обязательно служило молебен, по усопшим воинам служили торжественные панихиды.
Православная вера отражалась во многих мелочах повседневной жизни, ни одного сколько–нибудь важного дела не начинали без молитвы. Побратимы менялись крестами, заключали дружбу «по гроб», «ибо крест – великое дел». Часто за советом шли к священнику. Жили по «закону Божию».
1 сентября — главный праздник российского казачества - день Донской иконы Божией Матери.
Этот день стал официальным православным праздником казачества по решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2010 году. «Я объявляю День Донской иконы Божьей Матери, 1 сентября по новому стилю, праздником православного казачества», — сказал Патриарх после Литургии и молебна перед чудотворной Донской иконой Божией Матери в Московском Донском монастыре в этот день. В ответ прозвучало дружное казацкое «Любо!».
Икона Божией Матери Донская, по преданию, была поднесена казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Куликовская битва произошла 8 сентября (по новому стилю – 21 сентября) 1380 г. Тогда русские войска под командованием московского князя Дмитрия Донского встретились на Куликовом поле с войском татарского хана Мамая. Впервые со времени начала татаро-монгольского ига в середине XIII в. русские войска одержали крупную победу над татарским войском. Благословил русское войско один из самых почитаемых на Руси святых – Сергий Радонежский.
Во вкладной книге Донского монастыря (книга, где записываются все вклады и пожертвования монастырю) написано:
«Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к Великому князю Дмитрию Ивановичу донския казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Дмитрия Ивановича в междуречьи Дона и Непрядвы, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Дмитрию Ивановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение нечестивых агарян, вручеща».
Когда точно был написан образ Донской Божьей Матери не знает никто: исследователи расходятся во мнениях. Некоторые считают, что икона была написана исконописцем Феофаном Греком одновременно с росписью Коломенского Успенского собора в 1392 году. Другие полагают, что образ немного моложе и был создан в конце 1390-х годов для Благовещенского собора Московского Кремле. Мало того, есть версия, что мы имеем дело со списком с утерянной иконы из коломенского Успенского собора. По третьей версии Донская икона вполне могла быть заказана в 1395 году митрополитом Киприаном сразу после отхода войск Тамерлана от Москвы.
Есть, впрочем, и официальная, летописная версия. Согласно «Гребенской летописи», икона была преподнесена Великому князю Дмитрию донскими казаками. «Там, в верховьях Дона, – говорится в летописи, – народ христианский воинского чина, зовоми казаци, в радости сретающе его (Димитрия) со святыми иконами и с кресты поздравляюще ему об избавлении своем от супостатов и приносяще ему дары от своих сокровищ, иже имеху у себя чудотворные иконы в церквах своих». Этот самый «народ христианский воинского чина» и преподнес святой образ князю Дмитрию, буквально чуть позже получившему имя Донской, практически перед самой битвой с ханом Мамаем на Куликовом поле.
В честь победы в этом сражении на поле между Непрядвой и Доном, в битве, положившей начало Российской государственности, икона была названа Донской. Празднуя победу и благодаря Богоматерь-Заступницу, великий князь торжественно принес образ с собой в Москву. С этого времени Донская икона Божьей Матери почитается православными России, как чудодейственная защитница Отечества. В течение шести веков молились перед ней наши предки в периоды вражеских нашествий и в моменты наибольших испытаний.
Церковь для казаков – самое главное достояние селения. Строили церковь обычно всем обществом. Недаром казаки, приходя на новые земли, начинали со строительства церкви или часовни. Так, с появление сёл и деревень в нашем крае появляются первые церкви.
Говор новосильских казаков резко отличается от говора всего населения Новосильского уезда. ". Новосильским казакам присуще: аканье - вядро, яго, чаво, ряка, не вяликая, купитя, вянес (венец); цоканье ("ц" вместо "с"): курису, яиса, сапля, сарь, атес, у серькве, маладес, лисо, агурсы, лисису, вянес, к вянсу, серса, младенса; кагоканье: яго, маяго, нашаго; третье лицо единственного числа без "т": будя, зная, играя, видя, придя; щё и чо вместо "что"; сабе и сае - вместо себе», – так писал новосильский краевед, руководитель и основатель Новосильского краеведческого музея Василий Николаевич Глаголев.
До сих пор у многих выходцев «казацких сёл», новосильских казаков, сохранился говор Новосильского уезда.
Известный русский языковед, специалист по истории русского языка, диалектологии великорусских наречий, методологии языкознания, истории изучения и преподавания русского языка Евгений Федорович Будде в 1898 году, года по поручению Академии Наук путешествовал по России, в том числе и Новосильскому уезду Тульской губернии с целью диалектологических исследований русских говоров. Он отметил, что здесь особенно интересны костюмы и обряды. Будде нигде не удалось повидать столько разных типов и костюмов, как в Новосильском уезде. Вот он как описывает: «… привез с собою снимки с крестьянок Новосильскаго уезда: у меня имеются снимки с крестьянки-невесты, крестьянки-девушки, молодайки в разных уборах из разных мест уезда.
Но как бы характерны костюмы и головные уборы ни были, все таки здесь имеется один тип панёвы из четырех «полотен» со вшивным «полотном» другого цвета спереди. (Как и в Рязанской губернии). Девицы здесь носят особыя полосатыя юбки.
Головные уборы замужних женщин в Новосильском уезде: там женщина носит сороку и опушины с кичкой…
…я выбирал для своих бесед крестьян вольных сел и деревень, а не барских, помещичьих, и в Новосильском уезде впервые узнал, что крестьяне вольных сел именуют себя казаками и казачками, чего я не встречал в других губерниях и не встретил и в Орловской».
Женский костюм – это целый мир. Казачий женский костюм прошлого резко отличался от других женских костюмов России. Каждое село, каждая деревня и даже каждый казачий род имел особый наряд, который отличался от иных, если не совершенно, то деталями. Чем дальше в глубь веков, тем отчётливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, но и от злых сил; быть паспортом и визитной карточкой одновременно.
Традиционный женский костюм сформировался во второй половине девятнадцатого века. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек – невест и молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощённого покроя.