На доске записаны слова.




Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии

Департамент методики обучения

Антипова Наталья Владимировна

Конспект урока обучения изложению

Итоговая контрольная работа по дисциплине

«Методика развития речи младших школьников»

 

 

Направление подготовки 44.03.01. Педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы

Начальное образование

(очно- заочная форма обучения)

Преподаватель:

к.п.н., доцент

Зиновьева Т.И.

 

Москва, 2019

Класс: 4.

 

Тема: изложение «После пожара»

Цель: учить детей правильно воспринимать текст, передавать его содержание в соответствии с планом.

Задачи:

Образовательная:

- Продолжать работу над развитием умения писать изложения по составленному плану;

- Учитывать связи между частями. Обогащать словарный запас детей.

Развивающая:

- Развивать орфографическую зоркость учащихся;

Воспитательная:

- Воспитывать бережное отношение к природе, любви к ней, учить охранять природу;

 

Мотивация к учебной деятельности.

2. Постановка учебной задачи.

 

- Сегодня на уроке мы с вами будем писать изложение.

Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора).

 

- Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно).

- Что должно быть отражено в изложении?(основное содержание текста;

тема и идея высказывания, т.е. общий смысл;

главные мысли основных микротем).

- Что особенно важно при написании изложения? (отобрать основное содержание текста;

исключить второстепенное, выделить главное;

соблюдать связность текста;

заменить большие по объему предложения синонимичными).

 

.

Сегодня мы с вами будем писать подробное изложение.

 

3. Первичное восприятие текста.

 

- Ребята, сейчас я вам прочитаю текст, a вы внимательно его послушаете. Ваша задача – слушать так, чтобы потом вы смогли восстановить все описанные в нем события и написать хорошее изложение.

 

После пожара

На лесной вырубке случился пожар. Люди погасили огонь.

Лесник стал обходить вырубку. Вдруг он услыхал тихий плач. Около пенька лежал колючий комочек. Правый бок обуглился. Зверёк привалился к холодной земельке. По щекам протянулись две влажные полоски. Ёжик плакал.

Лесник взял беднягу домой. Он смазал бок пахучей мазью. Ёж больше не стонал. Лесник покормил ежа из пипетки молочком. К вечеру он вынес больного на свежий воздух. Зверёк сладко уснул под шелест дождя в моховой постельке. Теперь дело пойдёт на поправку.

4. Общая беседа по содержанию.

- О чем говорится в тексте? (о пожаре)

 

- Как мы можем озаглавить с вами текст? (после пожара)

- Как лесник нашел зверька? (по плачу)

- Почему еж плакал? (его правый бог обуглился)

- Расскажите, как лесник лечил ежа. (смазал мазью)

- Куда вынес лесник ежа? (домой)

- Почему зверек уснул? (его вынесли на свежий воздух)

 

Молодцы. Давайте запишем заголовок текста на доске.

 

 

5. Опредение структуры текста. Составление плана.

 

 

- Ребята, давайте с вами попробуем составить план нашего текста.

- Для этого нам нужно определить сколько частей в тексте. И каждую часть озаглавить.

(учитель еще раз читает тест)

 

- И так сколько частей в тексте? (3)

- О чем говорится в самом начале текста? (о пожаре)

- Так. Как предлагаете назвать эту часть? (пожар на вырубке)

Записываем на доске.

- Во второй части текста о чем говорится? (о больном зверке, зверке)

- Как мы назовем эту часть? (больной зверек)

- Хорошо. A в третьей части, о чем речь? (зверек в безопасности, забота о зверке). Как озаглавим эту часть? (забота о зверке)

Наш примерный план записан на доске. Прочитаем его.

Примерный план

 

1. Пожар на вырубке.

2. Больной зверек.

3. Забота о ежике.

 

6. Лексико-орфографическая подготовка.

На доске записаны слова.

Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание: на вырубк…, обходить вырубк…, к земельк…, по щек…, взял бедняг…, смазал маз…, покормил из пипетк…, к вечер…, в постельк…, пойдет на поправк….

Объясните значение слов: обуглился, привалился, пипетка. Запомните их написание.

- Как автор называет ёжика? Ёжик, бедняга, колючий комочек, зверёк

- Что значит «моховая постелька»? Постель из мха. Мхи — растения своеобразные и сложно устроенные.

- Что указывает на то, что ёжик давно плакал? По щекам протянулись две влажные полоски.

 

7. Повторное чтение текста.

Прочитайте тест. Обратите внимание на написание трудных слов, на постановку знаков препинания. Назовите слова, на написание которых вы обратили свое внимание? (буглился, привалился, пипетка)

8. Написание изложения

Закройте книги. Откройте тетради. Запишите число. Перепишите название теста. Пишите изложение. Пользуйтесь планом. В случае затруднения, можно писать с пропуском орфограмм, можно задать вопрос учителю.

9. Самопроверка. Самоконтроль.

- Прочитайте текст. Проверите нет ли ошибок. Сдайте тетради на проверку.

 

Использованная литература:

 

1. Зиновьева Т.И. Особенности обучения изложению // Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.И. Зиновьева [и др.]; под ред. Т.И. Зиновьевой. — М.: Издательство Юрайт, 2016. – С. 381 – 388.

2. Зиновьева Т.И. Методика обучения младших школьников изложению // Методика обучения русскому языку. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова. — 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – С. 119 – 121.

3. Зиновьева Т.И. Методика обучения младших школьников изложению (пересказу) // Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. / Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова. – М.: Издательский центр Академия, 2007. – С. 116–118.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: