Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Феноменология духа
--------------------------------------------------------------- Георг Вильгельм Фридрих Гегель OCR: Татьяна Мусихина--------------------------------------------------------------- Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, итем самым абсолютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, идух обнаружился в ней как идея, достигшая своего для-себя-бытия, - как идея,объект которой, так же как и ее субъект, есть понятие. Это тождество естьабсолютная отрицательность, ибо в природе понятие обладает своей полнойвнешней объективностью, однако это его отчуждение становится тождественным ссамим собой. Тем самым оно есть это тождество только как возвращение к себеиз природы. Развитие духа состоит в том, что он существует: 1. В форме отношения к самому себе; что в его пределах идеальнаятотальность идеи, т.е. то что составляет его понятие, становится таковой длянего, и его бытие состоит в том, чтобы быть у себя, т.е. быть свободным, -это субъективный дух. 2. В форме реальности, как подлежащий порождению духом и порожденный иммир, в котором свобода имеет место как наличная необходимость, - этообъективный дух. 3. Как в себе и для себя сущее и вечно себя порождающее единствообъективности духа и его идеальности, или его понятия, дух в его абсолютнойистине - это абсолютный дух. Дух существенно есть только то, что он знает о самом себе.Первоначально он есть дух только в себе; его становление для себя составляетего осуществление. Но духом для себя он становится только через то, что онсебя обособляет, определяет себя, или делает себя своим предположением,своим другим, прежде всего относя себя к этому другому как к своейнепосредственности, но в то же время и снимая его как другое. До тех пор,пока дух находится в отношении к самому себе как некоему другому, онявляется только субъективным духом, - духом, берущим свое начало из природы,и первоначально только природным духом. Но вся деятельность субъективногодуха сводится к тому, чтобы постигнуть себя в себе самом, раскрыть себя какидеальность своей непосредственной реальности. Дух, развивающийся в своей идеальности, есть дух познающий. Но познаниене понимается здесь просто как определенность идеи, как логическая идея, нопонимается так, как конкретный дух определяет себя к этому познанию. Субъективный дух есть: дух в себе, или непосредственный; в этом смысле он есть душа, илиприродный дух; - предмет антропологии; дух для себя, или опосредственный, понятый еще как тождественнаярефлексия в себе и по отношению к другому; дух в отношении, или обособлении;сознание - предмет феноменологии духа. себя в себе определяющий дух как субъект для себя, - предмет психологии. В душе пробуждается сознание; сознание полагает себя как разум, которыйнепосредственно пробудился, как себя знающий разум, освобождающий себяпосредством своей деятельности до степени объективности, до сознания своегопонятия.Сознание.
|
В§414
|
|
В§415
Так как "я" существует для себя только как формальное тождество, тодиалектическое движение понятия, прогрессирующее определение сознания неесть для него его деятельность, но оно есть в себе и для этого сознанияявляется изменением объекта. Сознание оказывается поэтому различноопределенным соответственно оказывается поэтому различно определеннымсоответственно различию данного предмета, а его дальнейшее развитие --изменением определений его объекта. "Я", субъект сознания, есть мышление;дальнейшее логическое определение объекта есть то, что тождественно всубъекте и объекте, их абсолютная связь, то, соответственно чему объект естьнечто, принадлежащее субъекту. Примечание. Кантовскую философию всего точнее можно рассматривать в томсмысле, что она поняла дух на сознание и содержит в себе исключительнотолько определение его феноменологии, а не его философии. Она рассматривает"я" как отношение к чему-то потустороннему, что в своем абстрактномопределении называется вещью-в-себе, и только соответственно этой конечностипонимает она и интелегенцию, и волю. И если в понятии рефлектирующей силысуждения она приходит, правда, к идее духа, к субъект-объективности, ксозерцающему рассудку и так далее, как равным образом также и к идееприроды, то сама эта идея в свою очередь снижается до явления, именно досубъективной максимы. Поэтому следует видеть раскрытие правильного смыслаэтой философии в том, что Рейнгольд истолковал ее как теорию сознания,обозначив последнее термином способности представления. Философия Фихтесостоит на той же точке зрения, и не "я" определенно в ней только какпредмет "я", только в сознании; не - "я" остается в ней в качествебесконечного толчка, то есть как вещ-в-себе. Обе философии показывают темсамым, что они не дошли ни до понятия, ни до духа, как он есть в отношении кдругому. В отношении к спинозизму, напротив, следует заметить, что дух всуждении, посредством которого он устанавливает себя как "я", как свободнуюсубъективность, в противоположность определенности, выходит за пределысубстанции, а философия, поскольку для нее это суждение есть абсолютноеопределение духа, выходит тем самым за пределы спинозизма. Прибавление 1. Хотя дальнейшее определение сознания вытекает из егособственного внутреннего существа и, кроме того, имеет в отношении к объектуотрицательное направление, так что объект изменяется сознанием, - все этоизменение является для сознания таким, которое осуществляется без егосубъективной деятельности, и определения, которые оно полагает в предмете,имеют знания лишь как принадлежащие этому объекту, как сущие. Прибавление 2. В философии Фихте всегда приходится иметь дело сзатруднением в вопросе о том, как "я" должно овладеть не-"я". Истинноеединство обеих сторон здесь никогда не достигается; это единство всегдаостается чем-то только долженствующим быть, ибо с самого начала допущеналожная предпосылка, что "я" и не-"я" в их раздельности, в их конечности сутьнечто абсолютное.В§416
Цель духа как сознание состоит в том, чтобы это свое явление сделатьтождественным со своей сущностью, поднять достоверность самого себя доистины. Сосуществование, которое дух имеет в сознании, имеет свою конечностьв том, что оно есть формальное отношение к себе, всего лишь достоверность,так как объект лишь абстрактно определен как принадлежащий духу или сам духрефлектирован в нем в самое себя только как абстрактное "я", то это сущееимеет еще и другое содержание, которое дух не признает своим. Прибавление. Чистое представление не различает между достаточностью иистиной. Что для него достаточно, - что оно считает субъективносогласующимся с объектом, - то оно и называет истинным, сколь бынезначительным и дурным ни было содержание этого субъективного. Философия,напротив, должна по существу различать понятие истины от голойдостоверности; ибо достоверность, которую дух имеет о себе на стадии чистогосознания, есть еще нечто неистинное, самому-себе-противоречащее, ибо здесьдух наряду с абстрактной достоверностью, состоящей в том, чтобы быть усамого себя, обладает еще прямо противоположной достоверностью, состоящей втом что, он относится к существенно другому по сравнению с ним. Этопротиворечие должно быть снято; в нем самом заложена тенденция к егоразрешению. Субъективная достоверность не должна иметь никакого предела вобъекте; она должна приобрести истинную объективность; и, наоборот, предметсо своей стороны должен не только абстрактным образом, но и со всех сторонсвоей конкретной природы сделаться моим. Эта цель уже предчувствуетсяверящим в себя самого разумом, не достигается она только знанием разума,познаванием в понятиях.В§417
Ступени - это возвышения доступности до истины, состоят в том, что духесть: - сознание вообще, обладающее предметом как таковым; - самосознание, для которого предметом является "я"; - единство сознания и самосознания - тот факт, что дух созерцаетсодержание предмета как самого себя и себя самого как определенного в себя идля себя; - разум, понятие духа. Прибавление. Три ступени возвышения сознания до разума определеныпосредством действующей как в субъекте, так и в объекте мощи понятия ипотому могут быть рассматриваемы как точно такое же число суждений. Но обэтом абстрактное "я", чистое сознание, еще ничего не знает. Посколькупоэтому не-"я", имеющее первоначально для сознания самостоятельное значение,снимается обнаруживающийся в нем мощью понятия, поскольку, далее, объектувместо формы непосредственности, внешности и единичности придается формачего-то всеобщего, внутреннего, сознание принимает в себя, - постольку поотношению к "я" это его собственное, как раз таким образом осуществляющееся,становление чем-то внутренним кажется превращением объекта во что-товнутреннее. Лишь при условии, что объект получил черты чего-то внутреннего,превращен в "я", и сознание развивается таким образом до самосознания, - духпознает силу своей внутренней природу как силу проявляющуюся в объекте и внем действенную. Поэтому то, что в сфере чистого сознания существует толькодля нас, рассматривающих его, то в сфере самосознания становитсясуществующим для самого духа. Самосознание имеет сознание своим предметом,следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознаниесохраняется так же, как момент в самосознании. Самосознание с необходимостьюпереходит поэтому, далее, к тому, чтобы посредством отталкивания себя отсамого себя противопоставить себе некоторое другое самосознание и в этомпоследнем приобрести себе объект, который тождествен с ним и в то же времясамостоятелен. Этот объект первоначально есть непосредственное, единичное"я". Но если это последнее освобождается от еще присущей ему, таким образом,формы односторонней субъективности и понимается как проникнутаясубъективностью понятия реальность, следовательно, как идея, то самосознаниевыходит тогда из своей противоположности сознанию, переходит копосредственному единству с ним и вследствие этого становится конкретнымдля-себя-бытием "я", абсолютно свободным разумом, познающим в объективноммире себя самого. При этом почти нет надобности упоминать здесь о том, что разум,выступающий в нашем рассмотрении как нечто третье и последнее, не есть нечтотолько последнее, из чего-то ему чуждого проистекающий результат, но скорееесть нечто, лежащее в основе и сознания, и самосознания, следовательно, топервое, что посредством снятия обеих этих односторонних форм, раскрываетсякак их первоначальное единство и истина.a) Сознание как таковое.
) Чувственное созерцание. В§418
Сознание есть прежде всего непосредственное сознание, его отношение кпредмету есть поэтому простая, непосредственная достоверность его; поэтому исам предмет точно также определен всего как непосредственный, как сущий ирефлектированный в самое себя, далее, как непосредственно-единичный -чувственное сознание. Примечание. Сознание, как отношение, содержит в себе лишь те категории,которые принадлежат абстрактному "я", или формальному мышлению; они для негосуть определения объекта. Чувственное сознание знает поэтому этот объекттолько как сущее, как нечто, как существующую вещь, как единичное и такдалее. По содержанию оно является самым богатым, но по мыслям оно самоебедное. Его богатое наполнение составляют определения чувства; онипредставляют собой материал сознания, субстанциальное и качественное, то,что в антропологичной сфере есть душа и что она находит в себе. Рефлексиядуши в себе, "я" отделяет от себя этот материал и прежде всего дает емуопределение бытия. Пространственная и временная единичность, здесь и теперь,которую в "Феноменологии духа" я определил как предмет чувственногосознания, - все это относится собственно к созерцанию. Объект здесь следуетбрать прежде всего только по тому отношению, которое он имеет к сознанию, аименно как нечто для него внешнее, но отнюдь еще не как нечто внешнее в немсамом или как то, что должно быть определено как вне-себя-бытие. Прибавление. Первая из трех ступеней развития феноменологического духа- именно сознание - сама содержит в себе три ступени: 1. чувственного, 2. воспринимающего и 3. рассудочного сознания. В этой последовательности раскрывается некоторое логическое движениевперед. 1) Первоначально объект есть совершенно непосредственный, сущей объект,- таковым он является для чувственного сознания. Но эта непосредственностьне содержит в себе никакой истины; от нее следует перейти дальше ксущественному бытию объекта. 2) Если сущность вещей становится предметом сознания, то это уже болеенечувственное, но воспринимающее сознание. На этой стадии единичные вещиставятся в отношение ко всеобщему, - но именно только ставится в отношение;здесь поэтому не осуществляется еще никакого истинного единства единичного ивсеобщего, но лишь смешение обеих этих сторон. В этом заключаетсяпротиворечие, которое ведет дальше к третьей ступени сознания, а именно 3) к рассудочному сознанию, где оно и находит свое разрешение,поскольку здесь предмет низводится или возвышается до явления некоторого длясебя сущего внутреннего. Такое явление есть живое существо. С моментарассмотрения этого живого и загорается самосознание; ибо в живом существеобъект превращается в нечто субъективное, - сознание открывает тут само себякак существенное предмета, рефлектирует из предмета в самое себя, становитсяпредметным для самого себя. После этого общего обзора трех ступеней развития сознания обратимсятеперь прежде всего к чувственному сознанию. Это последнее отличается от других родов сознания не тем, что только внем одном объект доходит до меня посредством чувств, но скорее тем, что настадии этого сознания объект - будь он внешний или внутренний - не имеет ещеникакого другого мыслительного определения, кроме того, чтобы, во-первых,вообще быть, и, во-вторых, по отношению ко мне быть некоторымсамостоятельным другим, чем-то рефлектированным в самое себя, некоторымединичным по отношению ко мне как к единичному, непосредственному. Особоесодержание чувственного, например запах, вкус, цвет и т.д., относится кобласти ощущения. Но своеобразная форма чувственного - бытьдля-себя-самого-себя-внешнем, разъединение частей в пространстве и вовремени - представляет собой постигнутое созерцанием определение объекта,так что для чувственного сознания как такового сохраняет значение толькоупомянутое выше определение мышления, в силу которого многообразноеобособленное содержание ощущений собирается в некоторое вне меня сущееединство. Это единство на этой стадии познается мной непосредственно,разрозненно, случайно попадает в данный момент в мое сознание и потом сноваиз него исчезает, - вообще, как по своему существованию, так и по своемухарактеру, является для меня чем-то данным, следовательно, чем-то таким, очем я не знаю, откуда оно приходит, почему оно имеет эту определеннуюприроду, а так же является ли оно истинным. Из этой краткой характеристики природы непосредственного иличувственного, сознания ясно, что по отношению к в-себе-и-для-себя всеобщемусодержанию права, нравственности и религии оно является безусловнонеподходящей, искажающей такое содержание формой, так как в этом сознанииабсолютно необходимому, вечному, бесконечному, внутреннему предается видчего-то конечного, разрозненного, себе-самому-внешнего. Поэтому, если вновое время хотели признать возможность только непосредственного знанияБога, то при этом ограничивали себя знанием, которое в состоянии высказать оБоге только то, что Он есть - что Он существует вне нас, - и что дляощущения Он кажется обладающим такими-то и такими-то свойствами. Такоесознание не достигает ничего большего, как только хвастовства, выдающегосебя за религиозное и важничания своими случайными воззрениями относительноприроды потустороннего для него Божественного начала.В§419
Чувственное как нечто превращается в нечто другое; рефлексия такогонечто в самое себя, вещь имеет много свойств и в качестве единичногообладает в своей непосредственности многообразными предикатами.Множественное единичное чувственности становится поэтому чем-то широким _многообразием отношений, рефлективных определений и всеобщностей. Все этосуть логические определения, полагаемые мыслящим существом, то есть в данномслучае "я". Но, существуя для этого последнего как являющийся, предмет ипретерпел такие изменения. В этом определении предмета чувственное сознаниеесть восприятия. Прибавление. Содержание чувственного сознания диалектично в себе самом.Оно должно быть определенным единичным; но тем самым оно не есть уженекоторое единичное, но всякое вообще единичное; и как раз - посколькуединичное содержание исключает из себя другое - оно вступает в отношение кдругому, проявляется как выходящее за пределы самого себя, как зависимое отдругого, как опосредствованное этим другим, как внутри себя содержащее этодругое. Ближайшей истиной непосредственно-единичного является,следовательно, его отнесенность к другому. Определения этого отношения кдругому составляют то, что называется определениями рефлексии, а сознание,постигающее эти определения, есть восприятие. ) Восприятие. В§420 Сознание, вышедшее за пределы чувственности стремится восприять предметв его истине не только как непосредственный, но и как опосредствованный,рефлектированный в себя и всеобщий. Этот предмет представляет собой поэтомусоединение чувственных и расширенных мыслительных определений конкретныхотношений и связей. Тем самым тождество сознаний с предметом не есть ужетолько абстрактное тождество достоверности, но тождество определенное, -знание. Примечание. Ближайшая ступень сознания, на которой философия Кантапостигает дух, есть восприятие, составляющее вообще отправную точку зрениянашего обыкновенного сознания, а так же в большей или меньшей мере и наук.При этом исходят из чувственных достоверностей единичных аперцепций, илинаблюдений, возводимых в степень истины будто бы тем, что их рассматривают вих взаимном отношении к друг другу, размышляют о них, вообще тем, что они поопределенным категориям превращаются в нечто одновременно необходимое ивсеобщее, становятся опытом. Прибавление. Хотя восприятие исходит из наблюдения чувственногоматериала, оно все же на нем не останавливается - не ограничивается, какизвестно, данными ощущения обоняния, вкуса, зрения, слуха и осязания, - но снеобходимостью переходит далее, к тому, чтобы поставить чувственное вотношение к непосредственно не наблюдаемому всеобщему, - все разрозненноепознать в его внутренней связности в нем самом: например, в силе объединитьвсе ее обнаружения и отыскать существующие между единичными вещами отношенияи опосредствования. Поэтому, в то время как чисто чувственное сознаниетолько предъявляет нам вещи, то есть показывает их нам лишь в ихнепосредственности, восприятия, напротив, постигает связь вещей - делаеточевидным и невероятным то, что если данные обстоятельства имеются налицо,то вот что отсюда следует, и, таким образом, начинает раскрывать перед намивещи как истинные так и не очень. Это раскрытие, однако, является ещенедостаточным, не последним и не первым. Ибо то при помощи чего нечто в этомдолжно быть раскрыто, само есть нечто предположенное, следовательно,нуждающееся в подтверждении; так что в этой области приходится продвигатьсяот предположения к предположению, так что получается прогресс вбесконечность. На этой ступени находится опыт. Все должно быть познано на опыте. Ноесли речь должна идти о философии, то от упомянутого эмпирического ифантастического подтверждения, остающегося связанным с некоторымипредпосылками, необходимо подняться до доказательства абсолютнойнеобходимости вещей. Развитие сознания проявляется как изменение определений его объекта.Относительно этого пункта здесь можно упомянуть еще о том, что посколькувоспринимающее сознание снимает единичность вещей, идеально полагает ее итем самым отрицает внешность отношения предмета к "я", постольку "я"углубляется в себя, само приобретает более внутренний характер; однакосознание рассматривает это вхождение в самого себя как углубление,проникновение и внедрение в объект В§421 Это соединение единичного и всеобщего есть смешение, потому чтоединичное продолжает быть лежащим в основании бытием, в корне отличным отвсеобщего, к которому оно в то же время поставлено в отношение. Этосоединение есть поэтому многостороннее противоречие - всех вообще единичныхвещей чувственной апперцепции, долженствующих составлять основание всеобщегоопыта и всеобщности, которая, собственно, и есть сущность и основание;единичности, представляющей собой самостоятельность, взятую в ее конкретномсодержании, и многообразных свойств, которые, являясь свободными отупомянутой отрицательной связи и друг от друга, скорее представляют собойсамостоятельные всеобщие материи и т.д. Сюда, собственно, относитсяпротиворечие конечного, проходящее через все формы логических сфер, нонаходящее себе наиболее конкретное выражение в том, что нечто определено какобъект. ) Рассудок. В§422 Ближайшая истина восприятия состоит в том, что предмет есть скорееявление и его рефлексия-в-самое-себя есть для себя сущее внутреннее ивсеобщее. Сознание этого предмета есть рассудок. Только что упомянутоевнутреннее, с одной стороны, есть снятое многообразие чувственного и, такимобразом, абстрактное тождество, но, с другой стороны, оно именно в силуэтого содержит в себе также и многообразие, но как внутреннее простоеразличие, которое в смене явлений остается тождественным самому себе. Этопростое различие есть царство законов явления, их спокойное всеобщееотображение. Прибавление. Отмеченное противоречие получает свое первое разрешениевследствие того, что самостоятельные друг по отношению к другу и поотношению к внутреннему единству каждой отдельной вещи многообразныеопределения чувственного низводятся до явления для себя сущего внутреннего,и предмет тем самым из противоречия своей рефлексии в самое себя в своейрефлексии в другое развивается далее до существенного отношения себя ксамому себе. Поскольку, однако, сознание от наблюдения непосредственнойединичности и от смешения единичного и всеобщего возвышения до постижениявнутренней сути предмета и, следовательно, определяет предмет таким жеспособом, как и "я", постольку оно становится рассудочным сознанием. Лишь вэтом, только что упомянутом нечувственном внутреннем рассудок рассчитываетпостигнуть истинное. Первоначально, однако, это внутреннее есть нечтоабстрактно-тождественное, неразличенное в самом себе; - с таким внутренниммы имеем дело в категориях силы и причины. Напротив, подлинно внутреннеедолжно быть охарактеризованно как конкретное, различенное в самом себе.Понятное так, оно есть то, что мы называем законом. Ибо сущность закона, -все равно, относится ли этот последний к внешней природе или к нравственномумиропорядку, - состоит в неразрывном единстве, в необходимой внутреннейсвязи различенных определений. Так, закон с необходимостью связывает спреступлением наказание; преступнику это последнее может, правда, казатьсячем-то ему чуждым; однако в понятии преступления по самому существуподразумевается уже его противоположность - наказание. Равным образом - чтокасается внешней природы, - то, например, закон движения планет, согласнокоторому, как известно, квадраты времен их обращения относятся друг к другукак кубы их расстояний, должен быть понят как внутреннее необходимоеединство различенных определений. Это единство постигается, конечно, толькоспекулятивным мышлением разума, но в многообразии явлений оно открываетсяуже рассудочным сознанием. Законы суть определения рассудка, внутреннеприсущего самому миру; поэтому рассудочное сознание находит в них свою жесобственную природу и тем самым становится предметным для самого себя.В§423