a) Сознание как таковое.




Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Феноменология духа

--------------------------------------------------------------- Георг Вильгельм Фридрих Гегель OCR: Татьяна Мусихина--------------------------------------------------------------- Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, итем самым абсолютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, идух обнаружился в ней как идея, достигшая своего для-себя-бытия, - как идея,объект которой, так же как и ее субъект, есть понятие. Это тождество естьабсолютная отрицательность, ибо в природе понятие обладает своей полнойвнешней объективностью, однако это его отчуждение становится тождественным ссамим собой. Тем самым оно есть это тождество только как возвращение к себеиз природы. Развитие духа состоит в том, что он существует: 1. В форме отношения к самому себе; что в его пределах идеальнаятотальность идеи, т.е. то что составляет его понятие, становится таковой длянего, и его бытие состоит в том, чтобы быть у себя, т.е. быть свободным, -это субъективный дух. 2. В форме реальности, как подлежащий порождению духом и порожденный иммир, в котором свобода имеет место как наличная необходимость, - этообъективный дух. 3. Как в себе и для себя сущее и вечно себя порождающее единствообъективности духа и его идеальности, или его понятия, дух в его абсолютнойистине - это абсолютный дух. Дух существенно есть только то, что он знает о самом себе.Первоначально он есть дух только в себе; его становление для себя составляетего осуществление. Но духом для себя он становится только через то, что онсебя обособляет, определяет себя, или делает себя своим предположением,своим другим, прежде всего относя себя к этому другому как к своейнепосредственности, но в то же время и снимая его как другое. До тех пор,пока дух находится в отношении к самому себе как некоему другому, онявляется только субъективным духом, - духом, берущим свое начало из природы,и первоначально только природным духом. Но вся деятельность субъективногодуха сводится к тому, чтобы постигнуть себя в себе самом, раскрыть себя какидеальность своей непосредственной реальности. Дух, развивающийся в своей идеальности, есть дух познающий. Но познаниене понимается здесь просто как определенность идеи, как логическая идея, нопонимается так, как конкретный дух определяет себя к этому познанию. Субъективный дух есть: дух в себе, или непосредственный; в этом смысле он есть душа, илиприродный дух; - предмет антропологии; дух для себя, или опосредственный, понятый еще как тождественнаярефлексия в себе и по отношению к другому; дух в отношении, или обособлении;сознание - предмет феноменологии духа. себя в себе определяющий дух как субъект для себя, - предмет психологии. В душе пробуждается сознание; сознание полагает себя как разум, которыйнепосредственно пробудился, как себя знающий разум, освобождающий себяпосредством своей деятельности до степени объективности, до сознания своегопонятия.

Сознание.

Сознание составляет ступень рефлексии, или отношения духа, его развитиякак явления. "Я" есть бесконечное отношение духа к себе, но каксубъект�ဣ챘᧚託잌쏈箠햊됼⹬욙긯虩ꪚ촩ꢕ뭕飏囖࢈힀㪖蕑撩愮痾�렮렣朄龔ዺ寻Ź覷落᰼몹㻸콠죠趽炈㲞몓첡촃䗅ኛ羅嚕䩕烡‘┥௳ୄቍꇓC㙸‘㨬ꁞ鴃鐡嘍ᛰ퉫쨖⼘輀Њ隙惂쳀ሩ絻쳈톅�헉䗪᠔鐃☷㞙夈嬊踿蒽슞떖腛Ǭ뤾㈛ꨇ았ꯌ丑좉踲䒓醣ᾙ揲㨋贠柰鑪▸΂︀䈋礷䱘럵፷욻撎䱐輍�渉藁돿髧ු숡㩈糶冈둲ᾔꏜ椶模놔⼺媨斞�䡚ᦔ믯ꋉӑ韨캄嘯�ᡒ㤜䦜勳讗藫庯㌩쉢풗᯿ᄻ帘줁먃᯷㛊㷯௜﷣鉀탛憳綏�䵪뿠펏哙维휕ᔖ匰✯蕙屑ꥴ�剄熿蓑⛎ﱉ㵷칰䋘䂾⩄薨꽹Ց쪆瓉簠连ࠕ�㧏瀕㓯맊㧥鵅鴡庀㦦玚ôᓷ鳯㈖権陥䳍页珙⊏볷࠺쩷୦�毪◔盡✢䕷ཬ乵ନຯச铲픟鮼仂盎ⶭ�췺踕盤샽疽⪰蹖頻崨㿊迹쿚�▚혪閡뇸쭪幹뱈헣ꢺ뇚Nj鑀죨ꩌ፿﹃곔دኼ勻걦鱲╮식ॎ菮ꅃ제ꆲ␽꘺妘鍕봼鱺ʟꄪ쮓閩褀̰摝痙툇⹆⯉ߡ愣꫙⏶㕀㶆᝚払唒⼲絙٩ᮼ¦쏍荶仭ﮏ焪둘ꆿ뺙䔱٬撃豾�㰬롭囼𣏕헣랳᩷殤ଥ⤺嶒׌�傺댃뛨奡墅�⌂↷淍ྐ絳᧟狁峫豻ⓦꝋ঺蠐阁遥哾厊ᴩ흞쌱끰뇵ୄൄ੾樬溳힪ퟆⲟ菣慭鬡䚳ᵪ⚈遨诙꬚遇鹟馳㢾셚֭곻鼫퀪銛톪쿵䜑窟䨴䮖�₪⟛醮삾魢띥쐡㵲Ფ唗൫Ὸ墅왊袯䯘読㩢躯叫㥗育곑̽㛥㝠鋘㽵删괗䡚ڝ၂좦鮴瘺㥚䂜↓сознанием. "Я" какэта абсолютная отрицательность, есть в себе тождество в инобытии; "я" естьоно само и выходит за пределы объекта как чего-то снятого в себе; оно есть иодна сторона отношения и все это отношение в целом, - свет, обнаруживающийсебя, и другое. Прибавление. "Я" должно быть понято как индивидуально определенное, всвоей определенности и в своем различии только к себе самому относящеесявсеобщее. В этом содержится уже что "я" есть непосредственно отрицательноеотношение к самому себе, - следовательно, непосредственная противоположностьего всеобщности, абстрагированной от всякой определенности, и в такой жемере абстрактная, простая единичность. "Я" само есть это различение себя отсамого себя; ибо, как сама к себе относящаяся, его исключающая единичность,она исключает из себя самой, то есть из единичности, и благодаря этомуполагает себя как некоторую с ней непосредственно сомкнутуюпротивоположность себя самой, как всеобщность. Но существенное для "Я"определение абстрактно. Я и мое бытие неразрывно связаны между собой;различие моего бытия от меня есть различие, которое не есть различие.Правда, с одной стороны, бытие как нечто абсолютно непосредственное,неопределенное, неразличное должно быть отличаемо от мышления, отличающегосебя от самого себя, и через снятие этого различия себя с самим собойопосредствующего мышления, - от "Я"; тем не менее, с другой стороны, бытиетождественно с мышлением, ибо это последнее от всякого опосредствованиявозвращается к непосредственности, от всего своего саморазличия - к ничем неограниченному единству с самим собой. Поэтому "я" есть бытие или содержитпоследнее как момент в самом себе. Поскольку это бытие я полагаю как нечтодругое по отношению ко мне и в то как нечто другое по отношению ко мне и вто же время тождественное со мной, постольку я есть знание и обладаюабсолютной достоверностью моего бытия. Эта достоверность не должна бытьрассматриваема, как это бывает при простом представлении, как некоторый родсвойства "я", некоторое определение его природы, но ее следует понимать какприроду самого "я", и в этом от него отличном, не оставаясь в то же время усамого себя, - а это и означает как раз, - что оно не может существовать, неимея знания о себе, не обладая достоверностью самого себя и не будучитаковой. Достоверность относится поэтому к "я" так же, как свобода к воле.Как достоверность составляет природу "я", так свобода составляет природуволи. Ближайшим образом, однако, достоверность можно сравнить только ссубъективной свободой, с произволом; только объективная достоверность,истина, соответствует подлинной свободе воли. Таким образом, достоверное само для себя "я" сначала есть еще совсемпростое субъективное, совершенно абстрактное свободное, совершеннонеопределенная идеальность, или отрицательность всякой ограниченности.Поэтому "я", отталкивая от самого себя, первоначально становится толькоформально, а не действительно от себя отличным. Но, как показано в логике,в-себе-сущее различие также должно быть положено, развито до действительногоразличия. Это развитие по отношению к "я" происходит таким образом, что "я"не впадая обратно в сферу антропологического, в бессознательное единстводуховного и природного, но оставаясь достоверным в себе и удерживая себя всвоей свободе, заставляет свое другое развиваться до тотальности, равнойтотальности "я", и именно вследствие этого из принадлежащего душе телесногопревращения в нечто ей самостоятельно противостоящее, в некоторый предмет вподлинном смысле этого слова. Так как "Я" первоначально есть только нечто всовершенно абстрактном смысле субъективное, чисто формальное,бессодержательное саморазличение от себя, то действительное различие,определенное содержание лежит за пределами "я", принадлежит единственнотолько предметам. Но так как "я" в себя уже содержит различие в самом себеили, другими словами, так как оно с необходимостью отнесено к существующемув предмете различию, и из этого своего другого непосредственно рефлектируетв себя. "Я" возвышается, таким образом, над тем, что действительно от негоотлично в этом своем другом оказывается при себе и при любом созерцаниисохраняет достоверность самого себя. Только поскольку я оказываюсь способнымпостигать себя как "я", другое становится для меня предметным,противопоставляется мне и в то же время идеально полагается мной, сноваприводится, следовательно, к единству со мной. Поэтому "я" можно сравниватьсо светом. Как свет есть обнаружение самого себя и своего другого, темного,и может сам себя обнаружить лишь посредством обнаружения этого другого, таки "я" лишь в той мере открывается самому себе, в какой его другоеоткрывается для него в форме чего-то от него независимого. Из этой всеобщей внеположности природы "я" уже в достаточной меревыясняется, что это "я" - поскольку оно вступает в борьбу с внешнимипредметами - есть нечто высшее, чем находящаяся в детском, так сказать,единстве с миром бессильная природная душа, в которую именно вследствие еебессилия и проникают рассмотренные нами выше болезненные состояния духа.

В§414

Тождество духа с собой, как оно первоначально полагается как "я", естьтолько его абстрактная, формальная идеальность. В качестве души в формесубстанциальной всеобщности дух отнесен как субъективнаярефлексия-в-самом-себе к этой субстанциальности как к чему-то отрицательномупо отношению к нему, потустороннему и темному. Поэтому сознание, какотношение вообще, есть противоречие самостоятельности обеих этих сторон итого их тождества, в котором они сняты. Дух как "я" есть сущность, нопоскольку реальность в сфере сущности положена как непосредственно сущая и вто же время как идеальная, постольку дух как сознание есть только явлениедуха. Прибавление. Та отрицательность, которую совершенно абстрактное "я",или чистое сознание, проявляет в отношении своего другого, естьотрицательность, которую совершенно абстрактное "я", или чистое сознание,проявляет в отношение своего другого, есть отрицательность еще совершеннонеопределенная, поверхностная, неабсолютная. На этой стадии возникаетпоэтому то противоречие, что предмет, с одной стороны, находится во мне, а сдругой стороны, имеет столь же самостоятельное существование и вне меня, кактемнота вне света. Сознанию предмет является не как положенный посредством"я", но как непосредственный, сущий, данный; ибо оно не знает еще, чтопредмет в себе тождествен духу и лишь через саморазделение духа приобретаетвидимость полной независимости. Что это на самом деле так, знаем только мы,поднявшиеся до идеи духа и тем самым возвысившиеся над абстрактнымформальным тождеством "я".

В§415

Так как "я" существует для себя только как формальное тождество, тодиалектическое движение понятия, прогрессирующее определение сознания неесть для него его деятельность, но оно есть в себе и для этого сознанияявляется изменением объекта. Сознание оказывается поэтому различноопределенным соответственно оказывается поэтому различно определеннымсоответственно различию данного предмета, а его дальнейшее развитие --изменением определений его объекта. "Я", субъект сознания, есть мышление;дальнейшее логическое определение объекта есть то, что тождественно всубъекте и объекте, их абсолютная связь, то, соответственно чему объект естьнечто, принадлежащее субъекту. Примечание. Кантовскую философию всего точнее можно рассматривать в томсмысле, что она поняла дух на сознание и содержит в себе исключительнотолько определение его феноменологии, а не его философии. Она рассматривает"я" как отношение к чему-то потустороннему, что в своем абстрактномопределении называется вещью-в-себе, и только соответственно этой конечностипонимает она и интелегенцию, и волю. И если в понятии рефлектирующей силысуждения она приходит, правда, к идее духа, к субъект-объективности, ксозерцающему рассудку и так далее, как равным образом также и к идееприроды, то сама эта идея в свою очередь снижается до явления, именно досубъективной максимы. Поэтому следует видеть раскрытие правильного смыслаэтой философии в том, что Рейнгольд истолковал ее как теорию сознания,обозначив последнее термином способности представления. Философия Фихтесостоит на той же точке зрения, и не "я" определенно в ней только какпредмет "я", только в сознании; не - "я" остается в ней в качествебесконечного толчка, то есть как вещ-в-себе. Обе философии показывают темсамым, что они не дошли ни до понятия, ни до духа, как он есть в отношении кдругому. В отношении к спинозизму, напротив, следует заметить, что дух всуждении, посредством которого он устанавливает себя как "я", как свободнуюсубъективность, в противоположность определенности, выходит за пределысубстанции, а философия, поскольку для нее это суждение есть абсолютноеопределение духа, выходит тем самым за пределы спинозизма. Прибавление 1. Хотя дальнейшее определение сознания вытекает из егособственного внутреннего существа и, кроме того, имеет в отношении к объектуотрицательное направление, так что объект изменяется сознанием, - все этоизменение является для сознания таким, которое осуществляется без егосубъективной деятельности, и определения, которые оно полагает в предмете,имеют знания лишь как принадлежащие этому объекту, как сущие. Прибавление 2. В философии Фихте всегда приходится иметь дело сзатруднением в вопросе о том, как "я" должно овладеть не-"я". Истинноеединство обеих сторон здесь никогда не достигается; это единство всегдаостается чем-то только долженствующим быть, ибо с самого начала допущеналожная предпосылка, что "я" и не-"я" в их раздельности, в их конечности сутьнечто абсолютное.

В§416

Цель духа как сознание состоит в том, чтобы это свое явление сделатьтождественным со своей сущностью, поднять достоверность самого себя доистины. Сосуществование, которое дух имеет в сознании, имеет свою конечностьв том, что оно есть формальное отношение к себе, всего лишь достоверность,так как объект лишь абстрактно определен как принадлежащий духу или сам духрефлектирован в нем в самое себя только как абстрактное "я", то это сущееимеет еще и другое содержание, которое дух не признает своим. Прибавление. Чистое представление не различает между достаточностью иистиной. Что для него достаточно, - что оно считает субъективносогласующимся с объектом, - то оно и называет истинным, сколь бынезначительным и дурным ни было содержание этого субъективного. Философия,напротив, должна по существу различать понятие истины от голойдостоверности; ибо достоверность, которую дух имеет о себе на стадии чистогосознания, есть еще нечто неистинное, самому-себе-противоречащее, ибо здесьдух наряду с абстрактной достоверностью, состоящей в том, чтобы быть усамого себя, обладает еще прямо противоположной достоверностью, состоящей втом что, он относится к существенно другому по сравнению с ним. Этопротиворечие должно быть снято; в нем самом заложена тенденция к егоразрешению. Субъективная достоверность не должна иметь никакого предела вобъекте; она должна приобрести истинную объективность; и, наоборот, предметсо своей стороны должен не только абстрактным образом, но и со всех сторонсвоей конкретной природы сделаться моим. Эта цель уже предчувствуетсяверящим в себя самого разумом, не достигается она только знанием разума,познаванием в понятиях.

В§417

Ступени - это возвышения доступности до истины, состоят в том, что духесть: - сознание вообще, обладающее предметом как таковым; - самосознание, для которого предметом является "я"; - единство сознания и самосознания - тот факт, что дух созерцаетсодержание предмета как самого себя и себя самого как определенного в себя идля себя; - разум, понятие духа. Прибавление. Три ступени возвышения сознания до разума определеныпосредством действующей как в субъекте, так и в объекте мощи понятия ипотому могут быть рассматриваемы как точно такое же число суждений. Но обэтом абстрактное "я", чистое сознание, еще ничего не знает. Посколькупоэтому не-"я", имеющее первоначально для сознания самостоятельное значение,снимается обнаруживающийся в нем мощью понятия, поскольку, далее, объектувместо формы непосредственности, внешности и единичности придается формачего-то всеобщего, внутреннего, сознание принимает в себя, - постольку поотношению к "я" это его собственное, как раз таким образом осуществляющееся,становление чем-то внутренним кажется превращением объекта во что-товнутреннее. Лишь при условии, что объект получил черты чего-то внутреннего,превращен в "я", и сознание развивается таким образом до самосознания, - духпознает силу своей внутренней природу как силу проявляющуюся в объекте и внем действенную. Поэтому то, что в сфере чистого сознания существует толькодля нас, рассматривающих его, то в сфере самосознания становитсясуществующим для самого духа. Самосознание имеет сознание своим предметом,следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознаниесохраняется так же, как момент в самосознании. Самосознание с необходимостьюпереходит поэтому, далее, к тому, чтобы посредством отталкивания себя отсамого себя противопоставить себе некоторое другое самосознание и в этомпоследнем приобрести себе объект, который тождествен с ним и в то же времясамостоятелен. Этот объект первоначально есть непосредственное, единичное"я". Но если это последнее освобождается от еще присущей ему, таким образом,формы односторонней субъективности и понимается как проникнутаясубъективностью понятия реальность, следовательно, как идея, то самосознаниевыходит тогда из своей противоположности сознанию, переходит копосредственному единству с ним и вследствие этого становится конкретнымдля-себя-бытием "я", абсолютно свободным разумом, познающим в объективноммире себя самого. При этом почти нет надобности упоминать здесь о том, что разум,выступающий в нашем рассмотрении как нечто третье и последнее, не есть нечтотолько последнее, из чего-то ему чуждого проистекающий результат, но скорееесть нечто, лежащее в основе и сознания, и самосознания, следовательно, топервое, что посредством снятия обеих этих односторонних форм, раскрываетсякак их первоначальное единство и истина.

a) Сознание как таковое.

) Чувственное созерцание. В§418

Сознание есть прежде всего непосредственное сознание, его отношение кпредмету есть поэтому простая, непосредственная достоверность его; поэтому исам предмет точно также определен всего как непосредственный, как сущий ирефлектированный в самое себя, далее, как непосредственно-единичный -чувственное сознание. Примечание. Сознание, как отношение, содержит в себе лишь те категории,которые принадлежат абстрактному "я", или формальному мышлению; они для негосуть определения объекта. Чувственное сознание знает поэтому этот объекттолько как сущее, как нечто, как существующую вещь, как единичное и такдалее. По содержанию оно является самым богатым, но по мыслям оно самоебедное. Его богатое наполнение составляют определения чувства; онипредставляют собой материал сознания, субстанциальное и качественное, то,что в антропологичной сфере есть душа и что она находит в себе. Рефлексиядуши в себе, "я" отделяет от себя этот материал и прежде всего дает емуопределение бытия. Пространственная и временная единичность, здесь и теперь,которую в "Феноменологии духа" я определил как предмет чувственногосознания, - все это относится собственно к созерцанию. Объект здесь следуетбрать прежде всего только по тому отношению, которое он имеет к сознанию, аименно как нечто для него внешнее, но отнюдь еще не как нечто внешнее в немсамом или как то, что должно быть определено как вне-себя-бытие. Прибавление. Первая из трех ступеней развития феноменологического духа- именно сознание - сама содержит в себе три ступени: 1. чувственного, 2. воспринимающего и 3. рассудочного сознания. В этой последовательности раскрывается некоторое логическое движениевперед. 1) Первоначально объект есть совершенно непосредственный, сущей объект,- таковым он является для чувственного сознания. Но эта непосредственностьне содержит в себе никакой истины; от нее следует перейти дальше ксущественному бытию объекта. 2) Если сущность вещей становится предметом сознания, то это уже болеенечувственное, но воспринимающее сознание. На этой стадии единичные вещиставятся в отношение ко всеобщему, - но именно только ставится в отношение;здесь поэтому не осуществляется еще никакого истинного единства единичного ивсеобщего, но лишь смешение обеих этих сторон. В этом заключаетсяпротиворечие, которое ведет дальше к третьей ступени сознания, а именно 3) к рассудочному сознанию, где оно и находит свое разрешение,поскольку здесь предмет низводится или возвышается до явления некоторого длясебя сущего внутреннего. Такое явление есть живое существо. С моментарассмотрения этого живого и загорается самосознание; ибо в живом существеобъект превращается в нечто субъективное, - сознание открывает тут само себякак существенное предмета, рефлектирует из предмета в самое себя, становитсяпредметным для самого себя. После этого общего обзора трех ступеней развития сознания обратимсятеперь прежде всего к чувственному сознанию. Это последнее отличается от других родов сознания не тем, что только внем одном объект доходит до меня посредством чувств, но скорее тем, что настадии этого сознания объект - будь он внешний или внутренний - не имеет ещеникакого другого мыслительного определения, кроме того, чтобы, во-первых,вообще быть, и, во-вторых, по отношению ко мне быть некоторымсамостоятельным другим, чем-то рефлектированным в самое себя, некоторымединичным по отношению ко мне как к единичному, непосредственному. Особоесодержание чувственного, например запах, вкус, цвет и т.д., относится кобласти ощущения. Но своеобразная форма чувственного - бытьдля-себя-самого-себя-внешнем, разъединение частей в пространстве и вовремени - представляет собой постигнутое созерцанием определение объекта,так что для чувственного сознания как такового сохраняет значение толькоупомянутое выше определение мышления, в силу которого многообразноеобособленное содержание ощущений собирается в некоторое вне меня сущееединство. Это единство на этой стадии познается мной непосредственно,разрозненно, случайно попадает в данный момент в мое сознание и потом сноваиз него исчезает, - вообще, как по своему существованию, так и по своемухарактеру, является для меня чем-то данным, следовательно, чем-то таким, очем я не знаю, откуда оно приходит, почему оно имеет эту определеннуюприроду, а так же является ли оно истинным. Из этой краткой характеристики природы непосредственного иличувственного, сознания ясно, что по отношению к в-себе-и-для-себя всеобщемусодержанию права, нравственности и религии оно является безусловнонеподходящей, искажающей такое содержание формой, так как в этом сознанииабсолютно необходимому, вечному, бесконечному, внутреннему предается видчего-то конечного, разрозненного, себе-самому-внешнего. Поэтому, если вновое время хотели признать возможность только непосредственного знанияБога, то при этом ограничивали себя знанием, которое в состоянии высказать оБоге только то, что Он есть - что Он существует вне нас, - и что дляощущения Он кажется обладающим такими-то и такими-то свойствами. Такоесознание не достигает ничего большего, как только хвастовства, выдающегосебя за религиозное и важничания своими случайными воззрениями относительноприроды потустороннего для него Божественного начала.

В§419

Чувственное как нечто превращается в нечто другое; рефлексия такогонечто в самое себя, вещь имеет много свойств и в качестве единичногообладает в своей непосредственности многообразными предикатами.Множественное единичное чувственности становится поэтому чем-то широким _многообразием отношений, рефлективных определений и всеобщностей. Все этосуть логические определения, полагаемые мыслящим существом, то есть в данномслучае "я". Но, существуя для этого последнего как являющийся, предмет ипретерпел такие изменения. В этом определении предмета чувственное сознаниеесть восприятия. Прибавление. Содержание чувственного сознания диалектично в себе самом.Оно должно быть определенным единичным; но тем самым оно не есть уженекоторое единичное, но всякое вообще единичное; и как раз - посколькуединичное содержание исключает из себя другое - оно вступает в отношение кдругому, проявляется как выходящее за пределы самого себя, как зависимое отдругого, как опосредствованное этим другим, как внутри себя содержащее этодругое. Ближайшей истиной непосредственно-единичного является,следовательно, его отнесенность к другому. Определения этого отношения кдругому составляют то, что называется определениями рефлексии, а сознание,постигающее эти определения, есть восприятие. ) Восприятие. В§420 Сознание, вышедшее за пределы чувственности стремится восприять предметв его истине не только как непосредственный, но и как опосредствованный,рефлектированный в себя и всеобщий. Этот предмет представляет собой поэтомусоединение чувственных и расширенных мыслительных определений конкретныхотношений и связей. Тем самым тождество сознаний с предметом не есть ужетолько абстрактное тождество достоверности, но тождество определенное, -знание. Примечание. Ближайшая ступень сознания, на которой философия Кантапостигает дух, есть восприятие, составляющее вообще отправную точку зрениянашего обыкновенного сознания, а так же в большей или меньшей мере и наук.При этом исходят из чувственных достоверностей единичных аперцепций, илинаблюдений, возводимых в степень истины будто бы тем, что их рассматривают вих взаимном отношении к друг другу, размышляют о них, вообще тем, что они поопределенным категориям превращаются в нечто одновременно необходимое ивсеобщее, становятся опытом. Прибавление. Хотя восприятие исходит из наблюдения чувственногоматериала, оно все же на нем не останавливается - не ограничивается, какизвестно, данными ощущения обоняния, вкуса, зрения, слуха и осязания, - но снеобходимостью переходит далее, к тому, чтобы поставить чувственное вотношение к непосредственно не наблюдаемому всеобщему, - все разрозненноепознать в его внутренней связности в нем самом: например, в силе объединитьвсе ее обнаружения и отыскать существующие между единичными вещами отношенияи опосредствования. Поэтому, в то время как чисто чувственное сознаниетолько предъявляет нам вещи, то есть показывает их нам лишь в ихнепосредственности, восприятия, напротив, постигает связь вещей - делаеточевидным и невероятным то, что если данные обстоятельства имеются налицо,то вот что отсюда следует, и, таким образом, начинает раскрывать перед намивещи как истинные так и не очень. Это раскрытие, однако, является ещенедостаточным, не последним и не первым. Ибо то при помощи чего нечто в этомдолжно быть раскрыто, само есть нечто предположенное, следовательно,нуждающееся в подтверждении; так что в этой области приходится продвигатьсяот предположения к предположению, так что получается прогресс вбесконечность. На этой ступени находится опыт. Все должно быть познано на опыте. Ноесли речь должна идти о философии, то от упомянутого эмпирического ифантастического подтверждения, остающегося связанным с некоторымипредпосылками, необходимо подняться до доказательства абсолютнойнеобходимости вещей. Развитие сознания проявляется как изменение определений его объекта.Относительно этого пункта здесь можно упомянуть еще о том, что посколькувоспринимающее сознание снимает единичность вещей, идеально полагает ее итем самым отрицает внешность отношения предмета к "я", постольку "я"углубляется в себя, само приобретает более внутренний характер; однакосознание рассматривает это вхождение в самого себя как углубление,проникновение и внедрение в объект В§421 Это соединение единичного и всеобщего есть смешение, потому чтоединичное продолжает быть лежащим в основании бытием, в корне отличным отвсеобщего, к которому оно в то же время поставлено в отношение. Этосоединение есть поэтому многостороннее противоречие - всех вообще единичныхвещей чувственной апперцепции, долженствующих составлять основание всеобщегоопыта и всеобщности, которая, собственно, и есть сущность и основание;единичности, представляющей собой самостоятельность, взятую в ее конкретномсодержании, и многообразных свойств, которые, являясь свободными отупомянутой отрицательной связи и друг от друга, скорее представляют собойсамостоятельные всеобщие материи и т.д. Сюда, собственно, относитсяпротиворечие конечного, проходящее через все формы логических сфер, нонаходящее себе наиболее конкретное выражение в том, что нечто определено какобъект. ) Рассудок. В§422 Ближайшая истина восприятия состоит в том, что предмет есть скорееявление и его рефлексия-в-самое-себя есть для себя сущее внутреннее ивсеобщее. Сознание этого предмета есть рассудок. Только что упомянутоевнутреннее, с одной стороны, есть снятое многообразие чувственного и, такимобразом, абстрактное тождество, но, с другой стороны, оно именно в силуэтого содержит в себе также и многообразие, но как внутреннее простоеразличие, которое в смене явлений остается тождественным самому себе. Этопростое различие есть царство законов явления, их спокойное всеобщееотображение. Прибавление. Отмеченное противоречие получает свое первое разрешениевследствие того, что самостоятельные друг по отношению к другу и поотношению к внутреннему единству каждой отдельной вещи многообразныеопределения чувственного низводятся до явления для себя сущего внутреннего,и предмет тем самым из противоречия своей рефлексии в самое себя в своейрефлексии в другое развивается далее до существенного отношения себя ксамому себе. Поскольку, однако, сознание от наблюдения непосредственнойединичности и от смешения единичного и всеобщего возвышения до постижениявнутренней сути предмета и, следовательно, определяет предмет таким жеспособом, как и "я", постольку оно становится рассудочным сознанием. Лишь вэтом, только что упомянутом нечувственном внутреннем рассудок рассчитываетпостигнуть истинное. Первоначально, однако, это внутреннее есть нечтоабстрактно-тождественное, неразличенное в самом себе; - с таким внутренниммы имеем дело в категориях силы и причины. Напротив, подлинно внутреннеедолжно быть охарактеризованно как конкретное, различенное в самом себе.Понятное так, оно есть то, что мы называем законом. Ибо сущность закона, -все равно, относится ли этот последний к внешней природе или к нравственномумиропорядку, - состоит в неразрывном единстве, в необходимой внутреннейсвязи различенных определений. Так, закон с необходимостью связывает спреступлением наказание; преступнику это последнее может, правда, казатьсячем-то ему чуждым; однако в понятии преступления по самому существуподразумевается уже его противоположность - наказание. Равным образом - чтокасается внешней природы, - то, например, закон движения планет, согласнокоторому, как известно, квадраты времен их обращения относятся друг к другукак кубы их расстояний, должен быть понят как внутреннее необходимоеединство различенных определений. Это единство постигается, конечно, толькоспекулятивным мышлением разума, но в многообразии явлений оно открываетсяуже рассудочным сознанием. Законы суть определения рассудка, внутреннеприсущего самому миру; поэтому рассудочное сознание находит в них свою жесобственную природу и тем самым становится предметным для самого себя.

В§423



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: