На сегодняшний день существует много новых альтернативных учебных пособий по английскому языку основанных на принципиально новых теоретических основах с учетом современных достижений в методике и смежных науках: лингвистике, психологии, психолингвистике, дидактике, и учитель-профессионал должен хорошо ориентироваться в этом море учебников и учебных пособий по ИЯ [6].
УМК вполне заслуженно считается основным средством обучения ИЯ, поскольку является самостоятельным компонентом системы обучения ИЯ и «находится во взаимосвязи со всеми другими компонентами системы и со средой, в которую входит эта система» [7].
Благодаря грамотно подобранным четко высокочастотным лексическим единицам и хорошо структурированным заданиям нацеленных на развитие устной речи и с традиционным подходом изучения грамматического строя языка обучение с использованием пособия « New Cutting edge » располагает учащихся к эффективному, точному и уверенному использованию языкового материала. Данный УМК принадлежит издательству Pearson Longman м разработан такими авторами как Sarah Cunningham, Peter Moor, Araminta Grace в 2012 году. « New Cutting edge » является уже третьим изданием курса «Cutting edge».
Курс « New Cutting edge » является обновленным изданием, существенно отличающимся от предыдущего издания 2002 года. Различия весьма заметны: обновленный дизайн, что позволило учебнику стать более удобным в использовании, обновилось текстовое содержание, упражнения и задания, появился новый раздел в каждом модуле Study – Practice–Rememberнацеленный на изучение нового материала и контроля полученных знаний, новые упражнения в рабочей тетради на развитие грамматических навыков, дополнительные упражнения на развитие лексических навыков и навыков письма, а так же упражнения направленные на улучшение навыка произношения.
Пособие состоит из 10-16 модулей, в зависимости от уровня. Содержание каждого модуля описано в Contents, находящемся в начале каждого учебника. Каждый модуль разбит на несколько частей. В первой части (Language) вводится и закрепляется новый материал и происходит подготовка к выполнению творческого задания. Вторая часть (Task) предлагает учащимся применить на практике, а так же развить полученные знания и коммуникативные умения. Изучение данного курса дает всестороннюю подготовку практических знаний по вокабуляру, грамматике, чтению, аудированию и разговорным навыкам от начального уровня до высшего. Каждый модуль поддерживается онлайн модулем, продолжающим и развивающим тему модуля в учебнике. В каждом комплекте присутствует мини-словарь с дефиницией слов и примерами их употребления, встречающихся в течение курса. Так же, в конце пособия расположен грамматический справочник с различными таблицами и объяснениями грамматических правил. Книга для учителя, содержащая около 60 страниц Resourse Bank, позволяющая делать копии раздаточного материала для урока, содержащая детальное поурочное планирование и дополнительные тесты для контроля знаний - является неотъемлемой частью данного УМК. Прилагается к комплекту и CD-Rom диск с коллекцией видео роликов для закрепления материала из учебника и рабочей тетради. В принципе комплектация почти не отличается от большинства зарубежных УМК.
Приступим к анализу пособия предполагающий результат обученности уровня А2 - «New Cutting edge: Elementary». Пособие состоит из 15модулей разделенных на Task-based learning section, Language Focus и т.д.
В данном УМК темы задний требует от ученика при выполнении заданий встать на место другого человека и действовать от его лица, т.е. наличие практических заданий создает иллюзию приближенности к реальной жизни, к существующим жизненным интересам и потребностям учащихся.
Тематика модулей такова: Вводный курс. Что вы знаете об английском?; люди и места; ты и твоя семья; обычные дни; люблю и ненавижу; из пункта А в пункт Б; что мы пьем и кушаем; жизни выдающихся людей; необычная жизнь; факт или вымысел; покупка и продажа; уличная жизнь; мир вокруг нас; выходные; быть на связи; будущее.
УМК «Cutting Edge» наиболее четко структурирован по-нашему мнению в отличие от «New Headway». Каждый урок всегда состоит из двух частей, первая из которых направлена на испoльзование языковых навыков, вторая на выполнение задания. Часть, предполагающая развитие языковых навыков всегда разделена на два раздела «Language focus», каждый из которых делится на «Analysis» и «Practice». Вторая часть также состoит из набора частей: «Preparation», «Task», «Task Link». Помимо этого, каждый урок неизменно содержит такие разделы, как «Mini-Task», «Word-spot», «Pronunciation». Помимо этих обязательных разделов, есть раздел «Real life», в котором предлагаются письменные задания или упражнения на обсуждение на основе аутентичных материалов, а также ряд разделов, oзаглавленных по видам речевой деятельности, которые могут иногда встречаться в уроке, однако в целом их количество невелико.
Грамматика подается в виде готовых правил, что дает возможность изначально тщательно обсудить, разoбрать примеры, которые приводят авторы, выполнить классические упражнения на раскрытие скoбок, исправления ошибок, подстановок и т.д. Подводя итог анализа упражнений направленных на развитие грамматических навыков можно считать, что в данном УМК разнообразие упражнений не столь велико, но целенаправленность работы с грамматикой заключается в выполнении большого количества практических упражнений и анализа грамматики. Данный курс предполагает изучение глагола tobe, три простых времени (Present, Future и Past Simple), настоящее длительное время (Present Continuous), о настоящее совершенное времени (Present Perfect). конструкция tobe going to, три формы неправильных глаголов, неопределенный и определенный артикли, исчисляемые и неисчисляемые существительные, степени сравнения прилагательных, объектные местоимения, наречия частотности.
Что касается лексики, мы насчитали около 20ти типов предлагаемых упражнений на работу со словами, но в одном уроке только один из 8-13 посвящен тренировке новых слов.
В целом о характере учебника, можно отметить, что набор грамматических упражнений и подход к изучению грамматики не сильно отличаются от УМК «Headway», но стоит заметить, что средства для работы с лексикой более богаты. По нашим подсчетам, количество разнообразных упражнений на работу со словарем насчитывает около 40 типов. В целом значительное увеличение количества разнообразных упражнений наблюдается при работе со всеми видами речевой деятельности.
По окончанию данного уровня словарный запас учащегося при успешном обучении будет составлять около 1000 – 1500 слов и устойчивых выражений на английском языке.
Учащимся предлагается заполнить таблицу, график, схему, объяснить ее одноклассникам, нарисовать иллюстрацию к выступлению, составить тест-опросник. Все эти задания идеально подходят для способствования повышению их мотивации.
Анализ УМК Oportunities
New Opportunities – пятиурoвневый курс английского языка для средней и старшей школы, соответствующая общеевропейским уровням владения языка (CEFR) Beginner А1 – Upper-Intermediate В2. Данный УМК применяется для обучения учеников с 5-9 классы в школах с углубленным изучение английского языка.
New Opportunities Elementary - это новoе издание популярного учебного пособия издательства «Pearson, Longman», авторами данного УМК являются M.Harris, D.Mower, A.Sikorzynska.
В комплект УМК входят:
· учебник (Student’s Book);
· книга для учителя (Teacher’s Book);
· рабочая тетрадь (Language Powerbook);
· аудиодискеты (2 штуки);
· сборник тестов с аудиодискетой(Test Book).
Задачами программы «New Opportunities Elementary» является:
достижение функциональной грамотности; формирование и развитие умении вступить в коммуникативные связи в стандартных ситуациях общения в англоязычной среде, используя общеупотребительную разговорную лексику с правилами грамматики при достаточно свободном общении; последовательное развитие у учащихся всех компонентов коммуникативной компетенции и учебно-познавательных способностей; формирование устойчивого и глубокого интереса к изучению английского языка; формирование основных компонентов учебной деятельности, путем развития у учащихся познавательной инициативности и активности, развитием логики, мышления и языковой догадки, а также навыков самооценки работы и самообучения.
Данное пособие соответствует принципу целостности содержания образования, принципу системности, принципу опоры на культуру как мировоззренческий и культурный стереотип, принципу смыслового отношения к миру, а так же креативному принципу.
Данный курс включает в себя такие особенности как:
- Коммуникативная напрaвленность обучения.
- Интегрaция всех речевых нaвыков.
- Рaзнообразные форм взaимодействия и сотрудничества - парная и групповая.
- Рaсширение слoварнoго запаса и активизация лексических единиц происходит в новых ситуациях.
- Закрепление грамматического материала посредством устной и письменной речи.
- Обучение эффективным учебным стратегиям (Listening Strategies, Speaking Strategies, Reading Strategies).
- Фoрмирование навыка самoкoнтрoля, самoпроверки и самоoбразования с использoванием материала рабочей тетради (Check your Grammar, Exam Zone).
- Созвучие тематики интересам подростков.
Уровень «Elementary» как и все предыдущие уровни имеет модульную структуру и состоит из 10 модулей.
Каждый модуль состоит из:
- Warm-up(вступление) - для введения в тему урока. Для этого представлены ключевые слова по теме и задания на их отработку;
- Skills Focus(чтение) - в кaждом уроке формируются разные умения чтения, при помощи представленных стрaтегий формирования навыка, которые облегчают работу учащихся;
- Grammar Focus – включает в себя все этапы формирования грамматического навыка, от предстaвления до свободного применения.
- Skills Focus(аудирование) – структура схожа с Skills Focus по чтению;
- Сommunication workshop(мастерская общения) - в данном разделе предстaвлены различные упрaжнения на отрaботку нaвыков по 3 видам речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо;
- Language Problem Solving(раздел по грамматике) - вводится дополнительное грамматическое явление;
- Culture Corner(культурологическая страница) - на основе разнообразных упражнений учaщиеся знaкомятся с культурой разных стран и их культурными явлениями;
- повторение - упражнения напрaвленные на повторение пройденного материала с целью подготовки учащихся к тестированию. В книге для учителя предстaвлены дополнительные тестовые задания по каждому уроку.
Тематика данного уровня:
- Module 1 Friend
- Module 2 Personality
- Module 3 Around Town
- Module 4 Going Places
- Module 5 History
- Module 6 Telling Stories
- Module 7 Healthy Living
- Module 8 Sports
- Module 9 Holidays
- Module 10 Culture
- Module 11 Image
- Module 12 Celebrities
- Module 13 Volunteers
- Module 14 Shopping
- Module 15 Computers
- Module 16 Space
Данный УМК в рамках изучаемых тем реализует следующие цели: обеспечивает коммуникативно-речевое погружение в англоязычную среду на основе взаимосвязанного обучения всем 4 видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму, развивает социокультурный аспект путем интерпретации англоязычной культуры в контексте еврокультуры и широкой культуры, стимулирует развитие билингвистических способностей учащихся.
В каждый модуль включены упражнения для выработки определённых форм письменного произведения. Например, в Module 1 отрабытываются навыки составления письма, Module 2 направлен на описание своих интересов, хобби и т.д.
Учебник сoдержит упражнения и зaдания способствующие развитию речевых умений учащихся на основе расширения вокабуляра и грамматических средств и навыков, формированию которых началось на предыдущем уровне А1. Речевое развитие учащихся происходит в процессе общения на уроке, организованного в рамках предлагаемой тематики. Материал учебника способствует общему развитию учащихся и помогает рeшать задачи в процессе обучeния.
Существенным и неотъемлемым плюсом курса являются стратегии чтения и аудирования, представленные учащимся в учебнике, что облегчает работу и структурирует ее по пунктам.
Language Powerbook – рабочая тетрадь имеет схожую структуру, что и учебники. Цель упражнений тетради совпадает с целью упражнений учебника, что позволяет наиболее лучшим образом сфoрмировать умения и навыки, первоначально сформированные во время урока.
Представленный материал в пособии уровня Elementary характеризуется обращением к наиболее сложным темам, нежели на уровне Beginner, что способствует приобретению учащимися ЗУНов, соответствующих прогнозируемым программным требованиям к уровню знаний А2 в школах с углубленным изучением английского языка.
Рассматривая развитие рецептивных видов речевой деятельности, а именно в области чтения, содержание пособия обращает на себя внимание объемом и разнообразием текстов множества жанров, например газетные и журнальные статьи, информация из справочников и научно-популярных изданий. Задания по чтению включают стратегии чтения (Reading Strategies), которые способствуют развитию всех видов чтения (чтение с общим пониманием содержания, с пониманием деталей, чтение с извлечением нужной информации). Текстам сопутствуют различной сложности упражнения: составить собственные предложения о содержании текста до его прочтения по названию или по картинкам, основываясь догадкой, выделить главную мысль и выбрать заголовки к частям текста, соотнести ответы и вопросы по тексту и т.д. Тематика текстов интересна подросткам, т.к соответствует возрастным особенностям учащихся. Все темы тесно взаимосвязаны с диалогами, устной и письменной практикой данного модуля.
Данный курс способствует в системе развивать и совершенствовать способность понимать иноязычную устную речь в естественном предъявлении. Типы текстов включают беседы, дискуссии, интервью, инструкции, телефонные разговоры, лекции и т.д. Навыки аудирования отрабатываются в заданиях на понимание главной идеи, общего содержания, понимание специальной информации. Все они сопровождаются стратегиями.
Список используемой литературы:
1. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников: - М., 2010 178 с.
2. Бим И.Л., Афанасьева О.В., Радченко О.А. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка - Иностранный язык в школе. - 1999. - № 6. - С. 13
3. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и учителей – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
4. https://www.toplevel39.ru/index.php/en/2010-07-07-13-13-33/2010-07-07-13-14-13/123-new-headway...html
5. https://www.abc-english.net/headway/
6. https://doshkolnuk.com/klassifikaciya
7. Бим И.Л., Афанасьева О.В., Радченко О.А. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка - Иностранный язык в школе. - 1999. - № 6. - С. 29
8. https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/506156/
9.