Формат дебатов К.Поппера




Организация и методика проведения занятий в клубе «Дебаты».

Целью реализации данной программы является постоянное расширение поля достижений участников, тех сфер, где он может участвовать как индивидуально, так и командно, как в рамках учебного предмета, так и в не его.

Программа «Дебаты» развивается сама и развивает подростковую среду, а точнее расширяет такие социальные связи в ней, как участник – участник, участник – педагог; участник – группа. Иными словами, чем шире положительный опыт сотрудничества, сотворчества, сопереживания, тем комфортнее чувствует себя ученик, тем меньше оснований опасаться индивидуальной или групповой изолированности.

Дебаты – как педагогическая технология.

Данная технология позволяет развивать способности и формировать разнообразные навыки, необходимые для введения диалога, дискуссии:

· Развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);

· Развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;

· Формирование исследовательских навыков (проводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);

· Формирование организационных навыков (подразумевают не только организацию самого себя, но и излагаемого материала);

· Формирование навыков слушания и ведения записей;

Для реализации поставленных задач в технологии предусматривается определённая последовательность действий:

 

1.Подготовка к игре 2.Игра 3.Анализ игры

 

Условия игры: в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трёх спикеров (игроков).

Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.

Каждый этап технологии имеет собственную структуру и систему используемых методов и приёмов.

 

Подготовка к игре.

Подготовка к игре начинается с определения её темы (тезиса). В «Дебатах» тема формулируется в виде утверждения, например, «Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным».

При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:

 

· провоцировать интерес, затрагивать значимые для дебатёров проблемы;

· быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;

· иметь чёткую формулировку;

· стимулировать исследовательскую работу;

· иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.

 

Обобщённо структура первого этапа может быть представлена следующим образом.

Работа с информацией по теме:

 

· активизация знаний участников (мозговой штурм);

· поиск информации с использованием различных источников;

· систематизация полученного материала;

· составление кейсов (системы аргументов) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т.д.

 

Формирование общих и специальных умений и навыков:

· формулирование и обоснование аргументов, подбор поддержек;

· построение стратегии отрицающей стороны;

· умение правильно формулировать вопросы;

· овладение знаниями риторики и логики и применение их на практике;

· навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.

 

Итак, на подготовительном этапе участники должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой темы, но так же дать определения каждому понятию в тезисе, составить кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и отрицающей стороны, так как жеребьёвка команд осуществляется незадолго до самой игры. При этом для каждой стороны продумывается стратегия отрицания, то есть составляются контраргументы на возможные аргументы оппонентов, а так же предполагаются вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны.

 

Игра.

Проводить игру «Дебаты» можно в соответствии с различными форматами. В России в основном применяются два формата:

 

· дебаты К.Поппера (для учеников 9 – 11 классов)

· Парламентские дебаты (для студентов высшей школы)

В условиях ВДК целесообразненей использовать первый формат дебатов.

Каждая команда состоит из трёх спикеров имеет возможность брать таймауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут.

По количественному составу для большего количества участников игры, для результативности общения в диалоге, рассматривая точку зрения как индивидуально и в паре, так и в групповом диалоге увеличение числа участников команды позволит участникам реализовать свои возможности более результативно и будет способствовать созданию в команде чувства партнёрства при подготовке и в процессе игры.

За основу применяется следующий регламент времени и роль каждого участника:

 

Формат дебатов К.Поппера

 

У1 Вопросы О3 к У1 О1 Вопросы У3 к О1 У2 Вопросы О1 к У2 О2 Вопросы У1 к О2 У3 О3 6 минут 3 минут 6 минут 3 минут 5 минут 3 минут 5 минут 3 минут 5 минут 5 минут  

 

У1 – первый спикер команды утверждения, О1 – первый спикер команды отрицания

 

Каждый спикер во время игры выполняет строго определённые технологией игры роли или функции, причём роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих – совпадают.

За временем на протяжении всей игры следит «тайм – кипер», который предупреждает команды и судей за 2, 1 и 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки).

Роли спикеров:

У1:

· Представление команды;

· Формулировка темы, актуальность;

· Определение ключевых понятий, входящих в тему;

· Выдвижения критерия (ценность или цель команды);

· Представление кейса утверждающей стороны;

· Заключение (таким образом…., готов ответить на вопросы…).

О1:

· Представление команды;

· Формулировка тезиса отрицания;

· Принятие определений ключевых понятий;

· Атака или принятие критерия оппонентов;

· Опровержение позиции утверждения;

· Представление кейса отрицающей стороны;

· Заключение.

У2 и О2:

· Опровержение аргументов оппонентов;

· Восстановление и развитие собственной аргументации;

· Приведение новых доказательств и поддержек;

· Заключение.

У3 и О3:

· Выделение наиболее важных вопросов, по которым произошло столкновение мнений, в порядке их следования в кейсе;

· Сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объяснение того, почему приводимые командой аргументы более убедительны;

· Эффективное заключение.

 

 

Анализ игры.

 

Разбор результатов игры и её хода – важный и необходимый этап в достижении целей данной технологии (наиболее эффективно этот этап проходит, если игра была записана на видеокассету, то есть появляется возможность увидеть игру во всех деталях). При проведении анализа дебатов недопустимо сравнивать выступления спикеров между собой. Любая критика выступления должна быть конструктивной. На первое место в анализе игры должен выступать самоанализ команды и каждого игрока. Основными критериями для анализа игры могут быть критерии, по которым осуществляется судейство, а также: эффективность выбранных аргументов и контраргументов, проведения раунда перекрёстных вопросов, выполнение каждым спикером своей роли, слаженность работы команды и др. Исходя из проведённого анализа должна планироваться последующая индивидуальная и командная работа в организации последующих игр.

Игра «Дебаты» в любом формате подлежит оценке судейской коллегии. При подведении итогов игры может использоваться как международный протокол, так и российский. Последний является более формализованным, так как в нём указаны критерии для оценивания игры каждого игрока. К данным критериям относятся: содержание речей спикеров (разнообразие, глубина, доказательность и отношение к теме аргументов и аспектов, наличие фактических ошибок и умение работать с вопросами), структура выступлений (соответствие роли спикера, логика построения речи, структурированность выступления, соблюдение регламента) и способ (культура речи, культура общения и корректность по отношению к оппонентам). Наивысший балл – 30, но за каждый недочёт по вышеперечисленным пунктам снимается от 1 до 3 баллов, затем высчитывается количество баллов, набранных каждым членом команды, и по общей сумме выбирается команда – победитель. В российском протоколе акцент делается на умениях и навыках вести дебаты каждого игрока в отдельности, поэтому использование этого протокола более приемлемо вначале тренировки команд, когда необходимо при разборе игры понять, над чем каждому участнику необходимо работать.

Структура международного протокола более простая, так как судья выносит своё решение на основе сравнения аргументов сторон (их убедительности и доказательности). Таким образом, акцент переносится на столкновение позиций двух команд, то есть непосредственно на дебаты.

В любом диалоге необходимо обращать внимание на культуру речи, постановку и формулировку вопросов, ответов, речи выступающего.

Для этого в клубе «Дебаты» следует соблюдать определённую Этику как самого дебатёра, так и тренера команды (педагог).

 

Этика дебатёра:

· При обсуждении сторон дебатёры должны воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;

· Дебатёры должны спорить в дружеской манере;

· Язык и жесты, используемые дебатерами. Должны отражать их уважение к другим;

· Дебатёры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию.

· Дебатёры никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;

· Дебатёры должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать всё, чтобы не искажать их слова во время дебатов.

Этика тренера:

· Тренеры должны способствовать личному вкладу дебатёров и свободному обмену идеями при подготовке к дебатам;

· Тренеры должны обеспечить дружескую атмосферу для дебатёров и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;

· Тренеры должны облегчать подготовку к дебатам, но не должны сами придумывать аргументы;

· Тренеры должны подчёркивать образовательные, а не соревновательные цели дебатов;

· Отношения между тренерами и дебатёрами должны основываться на взаимном доверии и уважении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: