Глава 2.Опыт и перспективы выставок в крупных художественных музеях России.




Под художественными выставками понимаются показы экспонатов, в той или иной степени относящиеся к деятельности в области искусства. На художественных выставках могут быть представлены предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, графика, акварель, костюмы, ювелирные украшения, бытовые предметы и пр. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-hudozhestvennyh-vystavok-v-sankt-peterburge-xix-nachala-xx-v

Принципы классификации художественных выставок могут весьма разнообразными. В современной выставочной практике могут актуализироваться следующие типы выставок:

· Персонально-монографическая – выставка одного художника, обычно демонстрирует эволюцию его творческой деятельности автора на примере лучших его работ.

· Персонально-тематическая – выставка одного художника, где работы автора объединены одной творческой темой. Например, фотографии Анри-Картье Брессона на тему «Париж».

· Тематическая – выставка художественных работ разных художников, произведений в разных техниках, но объединенных одной творческой темой. Например, выставка последователей искусства Пикассо, на тему произведений Пикассо, на ней могут быть представлены и скульптура, и декоративно-прикладное, и живопись, и графика.

· Мемориальная – выставка, организованная в память о художнике в случае его смерти. Например, выставка, посвященная творчеству Александра Бурака в 2002 году.

· Групповая – выставка, объединяющая работы нескольких художников. Например, художественная выставка произведений искусства авангардистов.

· Парная – художественная выставка двух авторов. Например, омская выставка японского художника Бёзена Хирасавы и омского Дамира Муратова.

· Международная (региональная, национальная) – выставка, объединяющая художников из разных стран.

· Периодическая – ежегодная, двухгодичная, например, бьеннале современного искусства.

· Стационарная – постоянная экспозиция, например, выставки в музеях.

· Передвижная – выставка, которая перемещает экспозицию из одного города в другой (знаменитые русские выставки общества передвижников).

https://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0131988

Первая художественная выставка в России была организована в Санкт-Петербургской Академии художеств в 1765 г. Далее наступил длительный период упадка в деятельности Академии. Нельзя, конечно, считать, что после 1765 г. не было ни одной выставки, но это скорее было «всенародное обозрение». Подобные выставки не удостаивались ни «рекламы», ни вложения каких-либо дополнительных средств, поэтому они не пользовались интересом и популярностью у публики.

А. И. Мусин-Пушкин, будучи президентом Академии художеств (1794-1797), желая «возбудить в художниках похвальное любочестие», предложил всем членам Академии «приготовить» к тому времени, когда открывалась для всенародного обозрения Академия, «такую работу, какую кто изберет» и наградить авторов лучших работ премиями. Этим его решением было положено начало ежегодным, ставшим традиционными впоследствии, выставкам, предполагавшим отчет о деятельности Академии.

В 1812 г. Академию художеств причислили к Министерству народного просвещения. Этот период академической жизни в ведомстве Министерства народного просвещения известен преодолением трудных экономических обстоятельств, которые были вызваны предыдущим управлением Академией. В это время устраивались различные выставки, и к ним уже проявлялось большее внимание, печатались указатели, списки, давались рекламные объявления.

В 1826 г. Общество поощрения художников организовало первую постоянную выставку-продажу художественных произведений, известную как «магазин».

В отчете Комитета общества отмечалось, что задача этого учреждения состоит в «...способствовании знакомству Художников с Публикою и доставлении Публике возможности видеть и приобретать Русские Художественные произведения. Цель сия достигнута и Публика и Художники сим заведением, как надеемся, довольны».

В приложении к отчету было указано, что общество открыло эту выставку с целью «...дать художникам средства во всякое время предоставлять на суд Публики и сбывать свои произведения, а Любителям, которые нередко жаловались на известность, что производят художники доставить возможность видеть и приобрести художественные вещи». С этого момента Общество поощрения художников начинает играть определенную роль в художественной жизни Санкт-Петербурга.

Введенные А. И. Мусиным-Пушкиным ежегодные выставки в Академии постепенно становятся традицией. Но появляются и выставки с трехгодичной периодичностью.

В 1843 г. умер А. Н. Оленин, и с этого времени для Академии художеств начался новый период ее жизни. Отныне ею руководят особы императорской фамилии. Необходимо отметить, что академические выставки они посещали регулярно. Выставки получали все большую и большую популярность.

В последующие годы выставки стали неотъемлемой частью жизни Академии, а значит, и художественной жизни России. Со второй половины XIX в. появляются помимо выставок-продаж и выставок-отчетов и благотворительные выставки, например, выставка редких вещей, принадлежащих частным лицам, учрежденная в залах Императорской Академии художеств в пользу кассы Общества посещения бедных.

В 5(17) февраля 1852 г. Эрмитаж был открыт для публики. Специально для этого было построено здание Нового Эрмитажа. С этого момента началось строительство зданий для хранения художественных коллекций.

В 1867 г. меценат Павел Третьяков открыл для публики свою усадьбу в Лаврушенском переулке, где выставлялись работы, приобретенные им. Третьякову при окраске стен в своей галерее в светлые тона приходилось ломать стереотип представления своих современников, в то время считалось, что стены музея должны быть окрашены в серые или мягкие постельные тона, и тем самым внедрять нововведения не только в систему, но и в форму показа своей коллекции. Изменение в колорите стен было продиктовано не столько новшествами в музееведение, сколько стилистикой и колоритом нового стиля модерн с его излюбленными серо-перламутрово-лиловыми цветами и оттенками.

Начиная с XX в. Стены музеев окрашивают в яркие цвета, если того требует концепция выставки. Например, во время выставки «Екатерина Великая и Москва» в Государственной Третьяковской галерее в 1997 г., стены залов были выкрашены в красный. Красно-пурпурный колорит выставки в сочетании с позолотой резных рам и красочной живописью портретов современников императрицы создавал атмосферу торжественности и величия.

Рубеж 1860-х годов внес во все сферы жизни России существенные изменения. Реформы, надломившие старые устои, дали толчок к быстрому экономическому и политическому развитию государства. В общественную жизнь России вливались новые силы. Это ощущалось и в художественной сфере.

Важную роль в изменении ситуации сыграл конфликт между новыми веяниями в искусстве и старой консервативной системой преподавания в Академии. 9 ноября 1863 г. четырнадцать выпускников во главе с И. Н. Крамским отказались писать дипломную работу к конкурсу на большую золотую медаль на заданную Советом тему. Они требовали свободы в выборе темы, чтобы каждый мог проявить в конкурсной программе свои индивидуальные склонности и особенности своего дарования. Совет Академии отказал выпускникам в их просьбе, расценив ее как бунт против академических порядков. Тогда они в знак протеста вышли из Академии. Это событие получило название «бунт четырнадцати».

В декабре 1863г. была создана Санкт-Петербургская Артель художников, куда входила часть мастеров из «бунта четырнадцати». Инициатором всего дела и его идейным вдохновителем был Иван Николаевич Крамской.

Практическая сторона деятельности Артели нашла свое выражение в уставе, который был окончательно отредактирован и утвержден министром внутренних дел. Согласно ему устройство выставок было поставлено в качестве первой задачи, прием заказов — второй.

Артель просуществовала недолго, и ее основная слабость заключалась в том, что ей не удалось поставить во главу угла широкую публичную демонстрацию своих работ. Ей также не удалось сделать выставки центральной сферой своей деятельности, хотя именно об этом мечтали ее организаторы.

Однако благодаря опыту создания и функционирования Артели к 1860-м годам были подготовлены условия для возникновения принципиально нового для России художественного объединения—Товарищества передвижных художественных выставок. Передовые художники Москвы и Санкт-Петербурга были уверены, что пришло время найти такую форму объединения, которая могла бы обеспечить личную независимость художника от официальных учреждений и меценатов, сделать более тесными и прямыми связи искусства со зрителем.

Текущая выставочная жизнь в середине XIX в. следовала с небольшими изменениями правилам, установленным еще в первые десятилетия XIX в. Раз в три года в Санкт-Петербурге, в здании Академии художеств, открывалась так называемая «большая» выставка, представлявшая публике творчество и уже прославленных мастеров, и молодых художников. В промежутках между ними в тех же залах организовывались годовые экспозиции с другим составом и иной целью — демонстрировать годичные успехи учеников Академии. И на тех и на других выставках иногда можно было видеть картины зарубежных знаменитостей.

Таким образом, основные события художественной жизни страны проходили в двух городах, и посещать их могли в основном москвичи и петербуржцы.

Можно утверждать, что с организацией Товарищества передвижных художественных выставок в России начался новый период развития художественной жизни. В Санкт-Петербурге как центре культурной жизни страны с 1870 по 1917 гг. было создано 42 художественных объединения. Половина из них значительную часть своей деятельности посвящала организации выставок, считая это одной из эффективных возможностей продвижения своих идей.

Помимо художественных объединений со второй половины ХIХ в. различные структуры в той или иной степени стали обращаться к такой форме деятельности, как организация художественных выставок для реализации своих замыслов.

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-hudozhestvennyh-vystavok-v-sankt-peterburge-xix-nachala-xx-v

В СССР выставки были предназначены для народных масс и имели огромную воспитательную функцию.

Благодаря данному предназначению, создавались все условия для распространения художественных выставок. Наиболее значимые из них: "15 лет РККА" (1933 г.), "На страже мира" (1965), выставка, в честь столетия со дня рождения Ленина (1970). https://caravaggio.ru/?item=802134ff-4d0c-4399-98af-3f3dbc4dae13&termin=3f325f5d-257e-4853-b762-f3b2b1cdbe6c

Последние десятилетия XX в. стали временем активного поиска нетрадиционных решений постоянных экспозиций и в российских музеях. Ярким примером тому может служить экспозиция Государственного музея В.В. Маяковского (Москва), открывшаяся в 1989 г. Созданная на основе сценарной концепции Т.П. Полякова и архитектурно-художественного проекта Е.А. Амаспюра, она вызвала и продолжает вызывать противоречивые суждения специалистов. Ее авторы поставили перед собой задачу «заменить традиционную для интерпретаторов Маяковского политическую мифологию мифологией поэтической – то есть не навязывать посетителям наукообразную концепцию «поэта Октября и социалистического строительства» в качестве аксиомы, а создать экспозиционно-художественную, откровенно субъективную модель поэта-максималиста, судьба которого была богата не только творческими победами, но и трагическими ошибками».

Экспозиция построена в несвойственной отечественным мемориальным музеям манере. Здесь нет застекленных витрин с экспонатами и этикетками, а вместо привычных музейных залов – свободно перетекающее и устремленное вверх пространство. Мемориальная лестница ведет в крохотную «комнатенку-лодочку», как называл свое жилище поэт. Эта комната является композиционным центром музея, ее образ в трансформированной форме неоднократно повторяется в экспозиции. Интерьер комнаты воссоздан ансамблевым методом на основе подлинных мемориальных предметов. Вся остальная экспозиция представляет собой одно из немногочисленных воплощений образно-сюжетного метода экспонирования, предложенного Т.П. Поляковым и получившего среди музейных специалистов неоднозначные оценки.

Язык экспозиции метафоричен и достаточно сложен, художественно-образные композиции далеко не всегда понятны без экспликаций и комментариев экскурсовода. Ведь большинство людей не привыкли мыслить образами, и им трудно увидеть в конкретной форме абстрактные понятия. В немемориальной части экспозиции среди копий и муляжей нелегко отыскать коллекционные предметы. https://madrace.ru/osnovi-ekspozitsionno-vistavochnoy-deyatelnosti/kurs-teoreticheskie-osnovi-postroeniya-muzeyno-vistavochnoy-deyatelnosti/chudozhestvennoe-proektirovanie-ekspozitsii

В отличие от современных музеев, традиционные музеи, такие, как и Русский музей и Третьяковская галерея придерживаются более консервативных подходов в своей экспозиционно-выставочной деятельности.

Например, выставка “Кузьма Сергеевич Петров-Водкин”, приуроченная к 140-летию со дня рождения художника в Русском музее. Экспозиция разделена на 7 залов. Было представлено около 210 произведений из собраний Русского музея, Третьяковской галереи и других музеев России. Каждый зал отражает тот или иной период творчества Петрова-Водкина. Перед каждым залом, на стене даётся краткая информация о периоде творчества, отраженном в нем. Также в залах приведены цитаты из писем художника касающиеся того или иного периода.

Рядом с доминантными экспонатами, такими как картины “Играющие мальчики ”, “Купание красного коня ”, “Мать ”, “Две девушки ” и “1918 год в Петрограде ” расположены таблички с информацией о картине и эскизы к ним.

Ещё одной крупной выставкой является выставка “Архип Куинджи”, приуроченная к 175-летию художника в Третьяковской галерее. “Работая над этой выставкой нам хотелось показать многообразие творчества Архипа Ивановича, раскрыть его талант и показать каким художником-новатором он являлся, когда открывал своим творчеством дорогу для искусства XX века” -рассказывает куратор выставки Ольга Арощенко.

В отличие от выставки “Кузьма Сергеевич Петров-Водкин”, выставка построена не по хронологическому принципу. Все произведения разделены по четырём тематическим разделам:

1.Притяжение земли. В этом зале находится одна из самых знаменитых картин Архипа Куинджи “Ладожское озеро”. Как и другие картины, полотно расположено на темно-синей стене и освещено верхним светом. Это даёт эффект свечения картины изнутри.

2.Тайна ночи. Окраска стен подчеркивает доминантные цвета в картинах. Например, картина “Закат в степи ” и этюды к ней и к картине “Красный закат” располагались на стенах, выкрашенных в жёлтые и нежно-голубые тона, что делало краски картин ярче.

3.В просторах вечности. Зал состоит из произведений художника, где изображены просторы. Один из доминантных экспонатов зала картина “Днепр. Утро ” выделена цветом.

4.Опережая время. В этот раздел вошли картины и этюды, которые не вошли в остальные разделы, но они очень важны для понимания творчества художника.

Перед каждым залом на стене напечатано краткое описание представленного раздела.

В каждом разделе представлены большие полотна, и они сопровождаются показом этюдов и эскизов, которые раскрывают творческий замысел живописца и помогают нам понять процесс создания того или иного произведения.

Одной из тенденций современной выставочной деятельности является технологичность и интерактивность экспозиций. Хотя старейшие музеи и придерживаются традиционных подходов к созданию выставок и экспозиций, однако и они с недавнего времени стали использовать цифровые технологии. Так в Русском музее проходила цифровая вставка “Неделя Покрова”. Современная высокотехнологичная среда, раскадровка изображений, звуковые гимны и ветхозаветные писания – малая часть возможностей современного музейного пространства. На экранах цифровой выставки перед зрителями предстали шедевры русской иконы, воспроизведенные с помощью высококачественной съемки: образы Иисуса Христа, Богоматери, христианских святых, а также формы высокого русского иконостаса в целом. Просмотр изображений дополнят мультимедийные ролики, позволяющие эмоционально пережить запечатленное в иконах «умозрение». https://yavarda.ru/nedeliapokrova.html

Современная выставочная практика строит свои выставочные проекты на основе нескольких устойчивых концепциях. В современном музееведении выделяют несколько таких концепций. Каждая из этих концепций характерна для определенного сюжета выставки и эти направления востребованы сегодня музеями:

1. Выставка как форма исторического диалога. На примере приведенных выставок, можно выделить следующие общие черты, характерные для экспозиций такого плана. Это свободное пространство для перемещения посетителя перед витринами. Преобладание искусственного света над естественным освещением. Особым фактором здесь служит предметный ряд выставки. В обоих случаях, выбор живописи и графики способствует возможности посетителя вступить в прямой диалог с историей.

2. Выставка как формирование индивидуальной неповторимости художественного произведения. Одной из востребованных по сей день форм организации выставочного пространства является «Выставка одного произведения искусства». Такие выставки, как правило, устраиваются, для того, чтобы подчеркнуть уникальность произведения искусства. С целью его выделения из предметного ряда других экспонатов, предмет либо экспонируют отдельно в пустом помещении, чтобы ничто не отвлекало от просмотра, либо создают вокруг него «адекватную» его художественному образу среду. Можно выделить основные позиции, на которые опираются при организации выставок такого типа:

1. Персоналия автора

2. История картины

3. Сюжет картины

4. «Вновь открытый шедевр» (К этой категории можно отнести выставки типа «Экспонат в фокусе», которые, как правило, приурочены к демонстрации «найденных» в недрах музейных фондов художественных произведений, к произведениям, которые спешат выставить после реставрации, дабы продемонстрировать всегда поразительный эффект «до» и «после»).

3. Выставка как форма художественного синтеза (проблемно-тематическая выставка, где разноплановые художественные произведения сгруппированы в рамках обозначенной темы).

4. Выставка как форма интерактивной художественной коммуникации. В данном случае под понятием «интерактивность» следует понимать возможность непосредственного соучастия посетителя в происходящем (такие формы соучастия как видеоарт, различные инсталляции, где посетитель находится не в роли пассивного наблюдателя, а принимает активное участие в создании новой художественной реальности. Это происходи как в форме выставки, как художественного синтеза, так и в форме некоего чувственного восприятия происходящего на экране во время просмотра видеоролика, где посетитель ощущает себя не столько зрителем, сколько участником происходящего, свидетелем, собеседником. Примером такой выставки может служить цифровая вставка “Неделя Покрова” в Русском музее.)

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/osnovnye-tendentsii-sovremennoi-vystavochnoi-deyatelnosti-khudozhestvennogo-muzeya#ixzz5bqmuFi7G



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: