Тема: «Как работать над рассказом».
Задание: Пользуясь предложенными рекомендациями, выполните задания, связанные с созданием учащимися собственных текстов.
Материал для осмысления.
1. Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интересен и поучителен.
2. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
4. Повторите схему композиции рассказа.
5. Конкретизируя схему композиции рассказа, составьте план. Укажите в нем вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение.
6. Обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Помните: наиболее полно в нем должно быть показано главное событие.
7. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры людей, о которых вы говорите.
8. Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.
Для выработки умений создания собственного текста в ходе уроков по развитию речи используются следующие виды заданий:
1) выбрать тип речи в соответствии с задачей, условиями и темой высказывания;
2) придумать название текста;
3) составить план текста;
4) создать отдельные фрагменты высказывания (например, начало и концовку);
5) создать высказывание в определенном стиле и жанре речи (например, написать заявление, рецензию, резюме);
6) написать сочинение на предложенную тему в определенном стиле речи;
7) написать сочинение на самостоятельно сформулированную тему в определенном стиле речи.
|
Упражнения, способствующие созданию учащимися собственных текстов (М.Т. Баранов):
· стилистический эксперимент;
· творческий диктант;
· свободный диктант;
· сочинение-миниатюра.
Задание 1. Выбрать упражнение (см. классификацию). Представить методику выполнения данного упражнения по развитию речи.
Сочинение - миниатюра - это краткое сочинение, которое состоит из пяти-восьми предложений, имеет общую тему, однако не требует ее детального раскрытия.
На протяжении всего обучения в школе дети пишут сочинения, но, как показывает практика, этот вид работы часто вызывает у них трудности, а порой и негативное отношение. Этому способствует и нехватка словарного запаса, и трудность в выражении собственных мыслей, чувств. Поэтому большинство детских сочинений страдают схематизмом, однообразием синтаксических конструкций, невыразительностью языка, отсутствием эмоциональной окрашенности, изобилуют повторами.
Как повысить уровень речевых способностей ребенка? Помочь ему говорить и писать выразительно, логично, точно, научить его не просто соединять слова в предложения, а придавать им при этом различные смысловые оттенки, помочь ему овладеть всем разнообразием синтаксических конструкций? Этому способствует не только чтение книг, но и систематическое выполнение творческих заданий по созданию собственных текстов.
Для решения этих задач я выбрала сочинение-миниатюру. Это текст небольшого объема (5-7 предложений), продукт свободного творчества, тему выбирает сам автор, учитель лишь дает общее направление работе.
|
Чаще всего ученики используют такие типы речи, как повествование и описание, в которые, по заданию учителя, включают определенные языковые средства: лексические и синтаксические, направленные на определение объекта, его признаков, образные средства языка – эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и др.
С 5 класса дети учатся находить в художественных произведениях изобразительно-выразительные средства языка и объяснять, какую роль они играют в тексте. Но это пассивное овладение богатствами языка. Для развития устной и письменной речи учащихся необходимо, чтобы усвоенные знания они активно использовали в собственной речи. Работа эта непростая, кропотливая, и главное здесь - систематичность.
В 5 классе мы начинаем эту работу с эпитетов, олицетворений, сравнений. Сначала разбираем тексты-образцы, затем создаем свои сочинения-миниатюры. Например, после анализа эпизода «Описание грозы» из сказки К.Паустовского «Теплый хлеб» дети создают свои миниатюры. Тема – по выбору учащегося. Условие – обязательное использование эпитетов, олицетворений, сравнений. Вот что получилось:
1. Берёза
Как-то раз в холодную погоду я увидел за окном грустную берёзу. Я запомнил
её. У нее были заиндевевшие холодные ветки. Ствол был тоже холодный.
Через два дня наступила оттепель. Берёза начала оттаивать, с её мягких
веток закапали капли, а ствол стал влажный.
Весеннее яркое солнце обсушило березу. Кора стала шершавая и тёплая, как
добрые бабушкины руки.
Вот и пришла весна. (Егор Ч., 5а)
2. Мышка
Однажды мы гуляли около школы. Паша вдруг отпрыгнул и сказал, что наступил на что-то живое. Мы стали раскапывать снег. Оказалось, это была мышка размером с картошку, с тоненьким, как нитка, хвостом. Она испугалась и начала прятаться в снегу, как крот оставляя маленькие туннели. Миша поймал её, и мы стали с ней фотографироваться, а потом отпустили. (Слава Е., 5а)
|
3. Озябший кустик
Вчера я шёл домой и увидел маленький кустик. Он укутывался белым пушистым снежным одеялом. С каждым порывом ветерка одеяло немного слетало с него. Тогда можно было видеть тонкие веточки, которые похожи на крепко переплетённую паутину. Кустик дрожал и как бы говорил, плача: «Ветерок, не раскрывай меня! Мне холодно! (Тимофей С., 5а)
Аналогичную работу проводим и при подготовке к описанию репродукций картин. На уроке создаем сочинение-миниатюру как часть будущей работы.
При изучении темы «Синонимы» в 5 классе обязательно знакомимся с термином «градация». Учащиеся получают задание исправить сочинение ученика 1 класса, добавив в него градацию и уже известные им средства выразительности речи (и сохранив уровень ребенка 1 класса).
Исходный текст:
«Мы вчера ходили в цирк. Там был слон. Слон был очень большой. Он делал много разных номеров. Мне понравился слон».
Что получилось:
«Мы с папой вчера ходили в цирк. Там было очень интересно. Выступали весёлые клоуны, дрессировщица с белыми пуделями и смешым маленьким рыжим шпицем, ловкие акробаты. И там был слон! Он важно ходил по кругу, плавно поворачивался, танцевал, смешно вставал на передние ноги. А ведь слон такой большой, нет, огромный, гигантский по сравнению с пудельками! Он тяжелый, а двигался очень легко. Слон был лучше всех! (Ксения Н., 5б)». Ученица использовала эпитеты, фигуру перечисления, градацию.
В 6-7 классах включаем в сочинения-миниатюры метафоры, рефрен, анафору, эпифору и др. Примеры детских работ:
1
Ранним субботним утром солнечный луч заглянул в квартиру Ивана Ивановича. За утренней чашечкой кофе Иван Иванович решал, в каком из магазинов купит новый костюм. Он выбрал универмаг. Ровно в полдень перед ним распахнулись двери магазина. В отделе одежды он увидел большой выбор самых разнообразных костюмов. Иван Иванович выбрал строгий чёрный костюм и решил идти домой прямо в нём. День начинался хорошо!
Светило солнце, пели птицы, и Иван Иванович в новом костюме отправился в парк. Вдруг совсем близко от него проехала машина и облила его брюки водой из лужи. Он расстроился и подумал: «А как хорошо день начинался!»
Сразу после этого из-за угла появилась компания мальчишек. Они обливались из водяных пистолетов водой, взятой из лужи. Когда ребята прошли, пиджак Ивана Ивановича был абсолютно мокрым. «А как хорошо день начинался!»- промелькнуло в голове Ивана Ивановича.
В довершение всего пошёл проливной дождь. Вымокнув до нитки, Иван Иванович подумал: «А как хорошо день начинался!» (Сергей С, 7а)
2
Я смотрела в окно. Капли дождя стучали по стеклу, выбивая печальную мелодию. Ливень то стихал, то усиливался. Мне хотелось выйти на улицу погулять с ребятами. Но дождь всё шёл и шёл.
Мокло всё: крыши домов, тротуары, машины, деревья, прохожие. А дождь всё шёл и шёл.
Я смотрела и думала, когда же он, наконец, закончится. Небо было хмурое, просвета не предвиделось. Дождь всё шёл и шёл.
Но вот день подходит к концу. На улице уже темно. А дождь всё идёт и идёт. (Александра С., 7а)
В 7 классе активно работаем и с синтаксическими средствами языка. Это помогает не только усвоить новые знания, сделать речь учащихся более выразительной, но и способствует предупреждению такой речевой ошибки, как однообразие синтаксических конструкций. Дети с удовольствием пишут сочинения-миниатюры с грамматическим заданием при изучении тем «Причастие», «Деепричастие». Например, написать сочинение-миниатюру, состоящую из одного предложения, употребив в нем как можно больше причастных, деепричастных оборотов. Примеры сочинений:
Летним вечером по дороге, обсаженной молодыми березками, ведущей со станции Сокозеро, находящейся на железнодорожном пути Костомукша – Санкт-Петербург, в небольшой поселок Волома, расположенный чуть севернее живописного озера Просозеро, шёл Владимир Николаевич, работавший в железнодорожном депо «Суккозеро», которое находится в одноименном поселке, машинистом тепловоза, шел и смотрел на вершину горы Кохтаваара, густо покрытую лесом, на редко проносящиеся машины, частые лужи, встречавшиеся после дождя на протяжении всей дороги. (Андрей П, 7б.)
Прыгая, царапаясь, хватая зубами за одежду, натыкаясь на все углы, путаясь под ногами, кувыркаясь в воздухе, котенок, смешно задирая хвост, весело мяукая, с задором носился по квартире. (Ольга Г., 7б)
Представленные детские сочинения-миниатюры разные. Одни более удачные, другие менее. Встречаются в них стилистические и грамматические ошибки. Но, несмотря на это, ценность этих работ заключается в том, что они заставляют ребят думать самостоятельно, наблюдать, включать в свои работы разные языковые явления, активизировать изучаемый материал.
Написание сочинений-миниатюр с дополнительным заданием продолжается и в 8-10 классах. Но задания все время усложняются. Например, учимся использовать повторение слов, нарушение границ предложения (парцелляция) и др. как средство выразительности речи.
Таким образом, сочинения-миниатюры развивают устную и письменную речь учащихся, приучают их логически и образно мыслить, будят воображение, творчески развивают личность ребенка, формируют умение выражать свои мысли правильно, четко, образно, грамотно.