ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД




ДВИЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ГОВОРИТЬ

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ПАТОЛОГИЮ РЕЧИ

Наталья Гуцко, Михаил КОШМАН.

В социокультурном и образовательном пространстве физическое воспитание выступает одним из важнейших компонентов социализации подрастающего поколения. Особенно огромное значение оказывает физическое воспитание на становление и развитие личности ребёнка в системе начального образования (0—11 лет). Именно на этой образовательной ступени оно является стратегически важной, неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы и направлено на формирование жизненно необходимых для детей физкультурных знаний, двигательных умений и навыков, а также на развитие физических способностей. Исходя из сегодняшней социально-экономической ситуации, оно выступает также мощнейшим гуманитарно-педагогическим средством, способствующим окультуриванию и оздоровлению детского населения нашей страны.

В этой статье мы остановимся более обстоятельно на проблемах профилактики, сохранения и укрепления психического, физического и социального аспектов здоровья подрастающего поколения.

В последние годы всё больше проявляется тенденция к росту заболеваний детского населения нашей страны. Ухудшению психофизического здоровья способствует неблагоприятная экологическая обстановка, нерациональная организация учёбы и отдыха, неудовлетворительная организация питания, рост нервного напряжения, ограничение возможности для занятий физической культурой и спортом, отсутствие знаний и умений ведения здорового образа жизни. Эта тенденция в ухудшении здоровья детей наблюдается уже длительное время и, как показывают результаты исследований, она прогрессирует [1; 2; 3].

Согласно современным научным представлениям фундамент психофизического здоровья детей закладывается в дошкольном возрасте. Известно, что в онтогенезе уровень здоровья индивида зависит от генетического «фонда», стадии жизненного цикла, реактивных способностей организма и степени его активности, а также кумулятивного влияния факторов внешней среды. Среди таких факторов, имеющих огромное значение для Гомельщины, - те, что связаны с аварией на ЧАЭС.

Проведённые исследования по данной проблеме показывают, что эти факторы являются одними из главных в ухудшении здоровья детей в нашем регионе [1; 3; 5]. Проблемно-ориентировочный анализ материалов управления здравоохранения Гомельского облисполкома показывает, что наблюдается негативная динамика в состоянии психофизического здоровья детей, в том числе увеличивается количество детей, имеющих нарушение речи.

Сравнительный анализ состояния здоровья детей, проживающих в «чистых» и загрязнённых зонах области, показывает, что радионуклиды оказывают сильное влияние на функциональные системы организма детей (дыхательная, пищеварительная, мочеполовая, сердечно-сосудистая). По всем этим показателям дети, проживающие на загрязнённых территориях, имеют больше заболеваний, чем их сверстники, проживающие в «чистых» зонах.

Наблюдается увеличение количества часто и длительно болеющих детей на территориях, загрязнённых радионуклидами, по сравнению с детьми, проживающими в «чистых» зонах. Необходимо отметить, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей и отсутствие системы оздоровления, как внешнего (за пределами республики), так и внутреннего (республиканского, областного). Положительное изменение данной ситуации произойдёт, если здоровье детей как основа продуктивной их жизнедеятельности станет предметом особого внимания государства, общественности, а также всех сфер образовательного пространства региона.

По-нашему мнению, концептуально значимыми для развивающейся системы по сохранению и укреплению здоровья детей в нашем регионе являются следующие идеи:

становление и развитие личности, способной к психофизической адаптации к среде обитания и её проектирование;

системогенез деятельности различных общественно-государственных организованностей в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни детей;

создание научно обоснованной и практико-ориентированной системы профилактики болезней и оздоровления;

ресурсное обеспечение психофизического совершенствования личности;

приоритет оздоровительных задач в воспитательно-образовательном процессе.

Нынешняя ситуация в состоянии здоровья детского населения Гомельщины требует создания общего реабилитационного пространства для всех нуждающихся с целью восстановления (компенсации) нарушенных функций организма больных детей и инвалидов путём реализации системного подхода с использованием медицинских, социально-психологических и педагогических возможностей в решении этой проблемы.

Из всего вышесказанного следует, что сохранить и укрепить физическое здоровье детей Гомельщины можно в том случае, если несмотря на все социально-экономические, экологические трудности эту проблему поставить в число первостепенных. Для её решения следует использовать любые возможности и в первую очередь оздоровительный потенциал педагогической среды обитания ребёнка с особенностями психофизического развития в условиях дошкольного учреждения.

В связи с этим поиск актуальных и перспективных направлений совершенствования полиструктуры физкультурной деятельности в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения является первостепенной задачей педагогической науки и практики. Одним из таких направлений является совершенствование процесса физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи, мыслительно-речевой деятельности.

СЕГОДНЯ в нашей стране действуют специальные дошкольные учреждения для детей с патологией речи, а на базе обычных детских садов открываются специальные группы для таких детей. В связи с этим возникает вопрос об организационно-методических особенностях осуществления физического воспитания в данных учреждениях.

Работая с детьми, имеющими речевую патологию, необходимо руководствоваться «Программой обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи» и базисной программой «Пралеска». При этом мы стараемся реализовывать идею непрерывного образования, где воспитанники специального учреждения для детей с патологией речи (специальные группы), покидая его, продолжают своё обучение в массовых детских садах (группах) или поступают учиться в общеобразовательные школы.

Для достижения наилучших результатов в работе с детьми, имеющими патологию речи, в физическом воспитании необходимо тесное сотрудничество всех педагогов и специалистов дошкольного учреждения. Такое взаимодействие представлено на схеме 1.

Руководитель физического воспитания
Старшая медсестра Учитель-дефектолог Психолог Музыкальный руководитель Воспитатель

 

Рассмотрим основные направления взаимодействия между этими специалистами.

Совместная работа руководителя физического воспитания и старшей медицинской сестры заключается в составлении рекомендаций по закаливающим мероприятиям, карт здоровья, измерение моторной и общей плотности физкультурного занятия, определение физической нагрузки с учётом возраста детей.

В сотрудничестве с учителем-дефектологом определяется коррекционная работа на физкультурных занятиях в системе физкультурно-оздоровительной работы детского сада.

Совместно с психологом подбираются элементы психогимнастики, используемые на физкультурных занятиях, в системе закаливания, в индивидуальной работе с учётом психофизических особенностей детей.

Вместе с музыкальным руководителем разрабатываются и проводятся музыкально-спортивные досуги, которые должны способствовать положительному влиянию на эмоциональное состояние ребёнка.

Особого внимания требует взаимодействие руководителя физического воспитания и воспитателя в деле становления и развития физической культуры детей. Их взаимодействие должно базироваться на основе программно-нормативных документов по физическому воспитанию детей для достижения цели физического воспитания. При этом деятельность воспитателя должна направляться и корректироваться руководителем физического воспитания, и в этом смысле воспитатель является полноправным субъектом в решении задач физического воспитания.

Воспитатели принимают участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, разработке комплексов упражнений после дневного сна в системе закаливания. Закрепляют умения и навыки в основных видах движений, полученных на физкультурном занятии, в двигательной активности на прогулке. Основное требование к воспитателю — добиться высокой эффективности занятий по физической культуре для каждого из детей. Важно как можно шире использовать естественные природные условия для упражнения детей в разнообразных видах и способах движений.

.МЕТОДИКА построения и проведения физкультурных занятий с детьми, имеющими речевую патологию, отличается применением специальных методов и приёмов, учитывающих особенности психомоторного развития дошкольников-логопатов. У таких детей наблюдаются ослабленное внимание, слаборазвитая мелкая моторика, быстрая утомляемость, замедленность «переключения» с одного вида деятельности на другой. Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения физических упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции [10].

Дети с патологией речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опуская его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, «застревание» на одной позе. Эти особенности необходимо учитывать при планировании и проведении физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (группе) для детей с патологией речи. Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости проведения психофизической коррекции с детьми, имеющими речевую патологию. Данный вид педагогической деятельности необходимо включать в общий план работы по физическому воспитанию детей с нарушением речи.

Рассмотрим основные документы по планированию учебного материала по физическому воспитанию детей, имеющих речевую патологию (на примере детского сада №1 для детей с нарушениями речи г.Гомеля). К ним относятся: годовой план-график, квартальный план-график, календарное планирование, план-конспект [5].

Годовой план-график — это краткое описание и распределение учебного материала, предусмотренное программой на учебный год. Он является документом планирования, в котором определяется распределение и последовательность прохождения учебного материала в каждой возрастной группе детского сада на весь учебный год. При этом необходимо учитывать сезонно-климатические условия Беларуси, материально-техническую базу детского сада, уровень физической культуры дошкольника, профессиональную компетентность педагога, традиции и опыт работы в этом направлении (см. приложение 1).

Квартальный план-график — это более подробное описание разновидностей основных видов движений, форм работы по физическому воспитанию, используемых в дошкольном учреждении. Сущность плана-графика состоит в том, что он представляет собой последовательное изложение содержания каждого физкультурного занятия. Квартальный план-график составляется на основании годового плана-графика (см. приложение 2).

Календарное планирование — это краткое описание содержания физкультурных занятий, составленное на основании программы и квартального плана-графика (см. приложение 3). Поскольку наполняемость в группах детей, имеющих речевую патологию, небольшая (12 детей), то данное обстоятельство позволяет более тщательно контролировать качество выполнения упражнений, основных видов движений, коррекционной работы.

Планируя работу по физкультуре на квартал, с учётом специфики дошкольного учреждения и сезонно-климатических условий, необходимо раскрыть содержание следующих разделов:

• В графе «Содержание» кратко излагаются задачи по основным видам движений, включая подвижные и элементы спортивных игр, построения и перестроения.

• В графе «Оборудование» перечисляются материалы и оборудование с указанием количества необходимого для выполнения задач на занятии.

• В графе «Корригирующие упражнения» указываются специальные физические упражнения, входящие в содержание физкультурного занятия. Сюда относятся упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки, а также дыхательные упражнения.

Осанка - привычное положение тела ребёнка. Она развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов и под воздействием воспитания. В дошкольном возрасте осанка только формируется, и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям.

Естественно, что проблема формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания в дошкольном возрасте. Однако физическое воспитание — не единственный фактор, влияющий на осанку. Осанка зависит и от общего состояния скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы.

Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающемся уплотнением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить. Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата и голени [3; 10].

Специальные дыхательные упражнения предназначены для тренировки дыхательной мускулатуры грудной клетки и диафрагмального дыхания [10; 11]. У детей-логопатов часто нарушено физиологическое и речевое дыхание: прерывистый вдох, короткий выдох, что мешает при построении фраз. Большое удовольствие детям доставляют дыхательные упражнения со звукопроизношением в игровой форме.

Отметим, что необходимость в использовании корригирующих упражнений в системе физкультурно-оздоровительной работы появилась в нашей практике после посещения дошкольного учреждения врачом ЛФК, который выявил у детей тенденцию роста нарушений осанки и плоскостопия, а также заболевания верхних дыхательных путей. Рекомендациями врача ЛФК были: внедрение упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки, дыхательных упражнений в систему физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

• Графа «Психогимнастика» — это специальные упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка.

Поскольку дети, имеющие патологию речи, подвержены быстрому утомлению, ослаблению внимания и, наряду с речевой патологией, имеют психофизические особенности, возникает необходимость использовать в физкультурно-оздоровительной работе элементы психогимнастики. Психогимнастика необходима детям, у которых чрезмерная утомляемость, истощаемость, непоседливость и т.д. Для детей, у которых не наблюдаются психофизические отклонения, элементы психогимнастики будут носить психопрофилактический характер. Это особенно важно в наше время, когда нагрузки на детей растут и возможности для отдыха, эмоциональной или двигательной разрядки становится меньше. Выполнение элементов психогимнастики занимает незначительный промежуток времени (всего 30—60 сек) и не требует никаких дополнительных средств, физкультурно-спортивного оборудования и инвентаря.

Использование психогимнастики в физкультурно-оздоровительной работе имеет свою цель — развитие внимания, памяти, автоматизированной и выразительной моторики, а также достижение расслабления [9].

Для детей, имеющих речевую патологию, необходимо включать во все виды деятельности коррекционную работу. Физическая культура — не исключение. Поскольку дети с патологией речи имеют особенности психофизического развития, то они нуждаются в коррекции движений на занятиях по физической культуре. Коррекционная работа в физическом воспитании строится на основе диагностических данных здоровья детей, физического развития, двигательной активности и физической подготовленности. Важно получить хорошие конечные результаты.

Важным направлением в коррекционной работе по физическому воспитанию является развитие двигательной активности у детей. Гиподинамию, или недостаток двигательной активности, следует рассматривать как фактор риска, отрицательно сказывающийся на здоровье, физическом и общем развитии ребёнка.

• В графе «Пальчиковая гимнастика» указываются упражнения для пальцев рук по определённой теме.

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеет особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы ведущих физиологов доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребёнка [4; 10; 11; 8].

Исследования М.М.Кольцовой и М.С.Рузиной доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозге формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев [4].

Поскольку пальчиковая гимнастика так важна для детей с патологией речи, то необходимо ее использовать 5—7 раз в день. Благодаря несложному тексту (речевому сопровождению) и интересной игре с пальчиками, что несомненно доставляет удовольствие детям, гимнастику можно проводить во всех режимных моментах в течение дня.

• В графу «Учёт» необходимо вносить имена детей, которые не справились с задачами, поставленными на данном занятии, с указанием, с каким именно заданием не справился ребенок. На основании данных учёта руководитель физического воспитания проводит индивидуальную работу, может предложить воспитателю какие-либо движения в двигательной активности на прогулке, или, опираясь на учёт, составить домашнее задание для ребёнка.

Начиная использовать все перечисленные элементы работы на занятии по физической культуре, может возникнуть вопрос о двигательной нагрузке и моторной плотности занятия, поскольку, помимо овладения основными видами движений, применяются корригирующие упражнения, элементы психогимнастики, пальчиковая гимнастика. Необходимо заметить, что корригирующие упражнения могут быть включены в общеразвивающие упражнения (ОРУ), пальчиковая гимнастика после ОРУ, элементы психогимнастики во время перехода (при обучении) от одного вида основного движения к другому.

Предлагаемое календарное планирование является основанием для проектирования конкретных планов-конспектов физкультурных занятий (см. приложение 4).

В СИСТЕМЕ физкультурно-оздоровительных мероприятий важное место занимают утренняя гимнастика и закаливание. Укажем основные специфические особенности их проведения в работе по физическому воспитанию с детьми, имеющими патологию речи.

Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей, велико также её организационное значение. Как и в любом дошкольном учреждении, утренняя гимнастика начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. ОРУ подбираются для всех групп мышц, с учётом разных исходных положений, разной интенсивности, темпа, с различными пособиями и ритмичным музыкальным сопровождением в различных построениях.

Обычно в массовых группах дошкольного учреждения комплекс ОРУ для утренней гимнастики берётся из физкультурных занятий и повторяется 1—2 недели, после чего составляется новый комплекс. Ввиду того, что дети с речевой патологией, как указывалось выше, имеют недостаточно сформированное внимание, часто ослабленную память, смена комплекса через 1—2 недели приводит к тому, что дошкольники не успевают усваивать и качественно выполнять движения комплекса утренней гимнастики. Поэтому целесообразно использовать один комплекс в течение месяца. После усвоения детьми простых упражнений необходимо ввести элемент усложнения — изменить музыку, изменить исходное положение, усложнить упражнение, ввести новое дополнительное упражнение (см. приложение 5).

Закаливание— одно из эффективных средств физического воспитания детей. Для его реализации составляется график закаливающих мероприятий на каждый квартал (см. приложение 6).

• Закаливание —это система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Закаливание является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма.

Важным вопросом в дошкольном учреждении для детей, имеющих речевую патологию, является не только работа по исправлению речи, но и воспитание здорового ребёнка. Кто же должен специально заниматься здоровьем детей в дошкольных учреждениях? Всегда считалось однозначным, что это прерогатива врача-педиатра. Он определял группы здоровья, проводил медицинские осмотры, назначал закаливание. Руководство закаливанием также осуществлялось врачами-гигиенистами СЭС, которые разрабатывали соответствующие инструкции и «разнарядки», обычно одинаковые для всех детских садов района и города. Кто же может взять ответственность за здоровье детей сейчас, когда врачей в детских садах пока нет? Это старшая медсестра, руководитель физического воспитания, воспитатели. Они совместно определяют группу здоровья, группу закаливания каждого ребёнка на основе антропологических данных, медицинского диагноза и психофизических особенностей детей.

Исходя из уровня закалённости, возраста, гигиенических навыков, опираясь на данные медицинской карты ребёнка, собственные наблюдения воспитателя и выводы, полученные из бесед с родителями, и учитывая принципы закаливания, специалисты могут составить график закаливающих мероприятий на определённый период времени, куда будут входить:

утренний приём на свежем воздухе (круглый год);

облегчённая одежда с учётом погоды (тёплый период);

одежда с учётом погоды (холодный период);

умывание рук холодной водой;

зарядка и занятия на улице (тёплый период);

удлинённая оздоровительная прогулка (тёплый период, холодный период с учётом погоды);

полоскание рта и горла; i воздушные ванны (тёплый период);

• солнечные ванны (тёплый период);

хождение босиком до и после сна;

сон при открытых форточках (тёплый период);

сон в проветренном помещении (холодный период);

игры с водой (тёплый период).

А также закаливающие процедуры после дневного сна, проводимые на выбор ежедневно:

соблюдение температурного режима (разница температурного режима 2—5 °С), санитарно-гигиенических норм;

упражнения в кроватках;

корригирующие упражнения;

дорожка «Здоровье»;

сухое растирание тела;

точечный массаж; дыхательные упражнения;

упражнения с элементами психогимнастики;

работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни и индивидуального закаливания в семье.

Составляя график закаливающих мероприятий, старшая медсестра даст рекомендации по санитарно-гигиеническим нормам, в выборе оптимального температурного режима, по учёту при проведении закаливающих мероприятий.

Руководитель физического воспитания подбирает и рекомендует корригирующие, дыхательные упражнения, упражнения с элементами психогимнастики.

Кроме того, существует общеизвестное положение, что система физкультурно-оздоровительных мероприятий в каждом конкретном случае создаётся в зависимости от состояния здоровья детей, условий быта. Ни руководитель, ни другие специалисты, работающие в дошкольном учреждении, не могут так знать детей, как знает их воспитатель. В этом и заключается роль воспитателя в составлении графика закаливающих мероприятий.

Для правильного распределения нагрузки на физкультурном занятии необходимо провести диагностику физического развития детей, результаты которой заносятся в карты здоровья.

Анализ физического развития — это многогранная характеристика соответствующего возрасту состояния систем и функций организма, определяющего во многом здоровье. При диагностике физического развития дифференцируются группы детей с гармоническим физическим развитием и с отклонением в нём.

Наиболее часто встречающиеся отклонения в физическом развитии у дошкольников — заниженный или завышенный вес, низкий рост, заниженный объём грудной клетки, общий низкий уровень физического развития (роста, веса, объёма грудной клетки). Получив эти данные, руководитель физического воспитания сможет включить в общие физкультурные мероприятия специфически направленные физические упражнения.

Карта здоровья должна содержать в себе следующие данные о здоровье ребёнка: фамилия, имя; дата рождения; антропометрические данные; речевой диагноз; медицинский диагноз; оценка физического развития; группа здоровья; рекомендации; подвижность; группа закаливания; уровень физической подготовленности (см. приложение 1).

Помимо диагностики физического развития детей необходимо определить уровень их физической подготовленности.

показатели уровня физической подготовленности детей —это степень овладения жизненно важными движениями и развитие физических качеств.

В массовых дошкольных учреждениях диагностика двигательных умений и навыков, физических качеств проводится два раза в год — в сентябре и мае, затем — сравнительный анализ и оцениваются результаты. В работе с детьми, имеющими речевую патологию, целесообразнее проводить такую диагностику три раза в год (сентябрь, январь, май), поскольку, как говорилось выше, воспитанники могут прервать своё обучение в специализированном детском саду (группе) для детей с патологией речи в середине года и продолжить свое обучение в массовых детских садах (группах).

Проведя диагностику и заполнив диагностические карты и карты здоровья, в которых каждый ребёнок предстаёт в достаточно полной характеристике, руководитель физического воспитания видит, в каких направлениях прогнозировать и проектировать изменение здоровья и двигательное развитие детей.

Таким образом, можно сказать, что старшая медицинская сестра, руководитель физического воспитания и воспитатели — равноправные социально-педагогически ответственные субъекты образовательного процесса за осуществление физкультурной деятельности и её результаты в образовательно-оздоровительной работе с детьми. При этом учёт и реализация вышеназванных специфических организационно-педагогических условий позволит более качественно осуществлять процесс физического воспитания детей, имеющих нарушения речи.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Афонько О.М. Нормирование нагрузок, направленных на развитие общей выносливости детей 5—6 лет в регионах, подвергшихся радиационному воздействию: Автореферат дис.... канд. пед. наук. — Мн., 1995. — 21 с.

2. Дзикович И.Б., Ванилович И.А. Заболеваемость детского населения Республики Беларусь, проживающего на территориях, загрязненных радионуклидами. Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Международная конференция. — Гомель, 1994. — С. 21—22.

3. Карманова Л.В., Логвина Т.Ю., Шебеко В.Н., Шишкина В.А. Диагностика и коррекция физического развития детей дошкольного возраста: методические рекомендации. — Мн., 1993-

4. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — СПб.: МиМ,1998. - 191 с.

5. Кошман М.Г., Кветинский С.С., Пономоренко СВ. Планирование учебного материала программы физического воспитания детей дошкольного возраста. — Гомель, 2002.

6. Мартынюк B.C., Мартынюк Н.С. Здоровые дети — наше будущее. — Брест, 1999.

7. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? — Мн.: НМЦентр, 1998.

8. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. — М., 1999-

9. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М.: Просвещение, 1990.

10. Логопедия/Под редакцией Л.С.Волковой. - М.: Просвещение, 1989.

11. Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей дошкольного возраста / Под редакцией B.C. Голуба. - Мн., 2001.

 

Приложение 1

ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫНА УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п/п Учебный материал Кварталы
I II III IV
                       
  Физкультурно-познавательное занятие - - - - - - - - - - - -
  Занятие - - - - - - - - - - - -
2.1 Построение, перестроение, общеразвивающие упражнения - - - - - - - - - - - -
2.2 Основные виды движений - - - - - - - - - - - -
2.3 Подвижные игры - - - - - - - - - - - -
2.4 Белорусские народные игры - - - - - - - - - - - -
2.5 Элементы спортивных игр                        
а) баскетбол - - - - - - - - - - - -
б) футбол - -             - - - -
в) бадминтон - -             - - - -
г) хоккей       - - -            
2.6 Корригирующее упражнения - - - - - - - - - - - -
2.7 Психогимнастика - - - - - - - - - - - -
2.8 Коррекционная работа - - - - - - - - - - - -
2.9 Пальчиковая гимнастика - - - - - - - - - - - -
2.10 Спортивные упражнения                        
а) катание на велосипеде -               - - - -
б) ходьба на лыжах       - - -            
в) скольжение на ногах по ледяным дорожкам       - - -            
г) катание на санках       - - -            
  Активный отдых                        
а) физкультурный досуг - - - - - - - - - - - -
б) физкультурный праздник     -           -      
в) день здоровья   -     -     -     -  

 


Приложение 2

ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА I КВАРТАЛ УЧЕБНОГО ГОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: