Д-р Мария Монтессори
Эта статья впервые была опубликована в 1924 г.
Неопытный учитель, полный энтузиазма и веры в достижение внутренней дисциплины, которая возникнет в маленьком сообществе, сталкивается с определенными проблемами. Он понимает, и верит, что дети должны быть свободны в выборе деятельности, и их спонтанную активность никогда нельзя прерывать. Недопустимы ни распоряжения, ни угрозы, ни поощрения, ни наказания. Учитель должен оставаться молчаливым и бездеятельным, терпеливо ожидающим. Так он и ведет себя, готовый спрятать свою собственную индивидуальность, чтобы дух ребенка получил достаточное пространство для свободного развития. Он предоставляет в распоряжение ребенка множество материалов – вероятно, все.
Но посмотрите – начинается беспорядок, который растет и растет, и может достичь тревожных размеров. Может быть, те принципы, которым она обучалась, ошибочны? Нет, они не ошибочны. Но между теорией и результатами что-то пропущено: так называемый практический опыт. И в этом отношении начинающий учитель нуждается в руководстве и просвещении.
Что-то подобное происходит и с начинающим врачом, и с любым, кто, пройдя теоретическое обучение идеям и принципам, оказывается один на один с фактами реальной жизни. Эти факты более таинственны, чем искомое в нерешенной математической задаче.
Мы должны помнить, что феномен внутренней дисциплины – это нечто, чего требуется достичь, но никак не существующее изначально. Наша задача – быть проводниками по дороге к дисциплине. Дисциплина появляется, когда ребенок концентрирует внимание на каком-либо привлекательном для него объекте, который допускает не только выполнение полезного упражнения, но и самоконтроль ошибок. В результате таких упражнений появляется удивительная упорядоченность детской личности, делающая ребенка спокойным, счастливым, занятым, не испытывающим потребности в каком-либо моральном или материальном поощрении. Эти маленькие покорители самих себя и окружающего мира – действительно супермены, раскрывающие перед нами божественный дух, присущий человеку. Счастливая задача педагога – показать путь к совершенству, предоставляя средства и убирая препятствия, начиная с самого себя. Потому что взрослый может быть главным препятствием.
|
Если бы дисциплина существовала изначально, наша работа была бы не нужна: у ребенка был бы безошибочный инстинкт, позволяющий преодолевать любые трудности. Но трехлетний ребенок, пришедший в школу, – это борец, сопротивляющийся подавлению. Он занимает оборонительную позицию, которая скрывает его глубинную сущность. Высшие энергии, которые могли бы привести ребенка к дисциплинированному умиротворению и высшей мудрости, дремлют. Активными остаются лишь наносные качества, которые проявляются в нескоординированных движениях и несвязных мыслях, направленных на сопротивление или избегание давления со стороны взрослого. Маленькая душа, уже закрывшаяся в раковине, заставляет нас вспомнить пророческий плач Баруха: «Слушайте заповеди жизни: не закрывайте уши, чтобы услышать мудрость. …» Но мудрость и дисциплина ждут своего часа, чтобы пробудиться в ребенке. Его подавляют, но его раковина пока не закостенела. Наши усилия не останутся бесплодными. Школа должна предоставить духу ребенка право на существование и пространство для развития. В то же время, учитель должен помнить, что защитные реакции и худшие черты, приобретенные ребенком, – это препятствия на пути развития духовной жизни, и ребенку необходимо от них освободиться.
|
Это отправная точка образования. Если учитель не может отличить пустую импульсивность от спонтанной энергии, питаемой дремлющим духом, его действия не принесут плодов. Основа основ эффективной деятельности учителя заключается в способности к ясному различению этих двух видов активности, каждая из которых является спонтанной: ведь ребенок и в том, и в другом случае действует по собственному усмотрению. Но значение их является прямо противоположным. И только когда учитель достигнет такой способности к различению, он станет наблюдателем и руководителем. Необходимая подготовка напоминает подготовку врача: ему тоже нужно научиться различать физиологичные и патологические явления. Если он не способен отличить здоровье от болезни – если все, что он может, это отличить живого человека от мертвого – он не сможет хорошо различать между собой признаки болезни и ставить правильные диагнозы.
Эта сила различения между хорошим и плохим – фонарь, который всегда должен быть у нас в руках и освещать скрытую дорогу дисциплины, ведущую к совершенству.
Можно ли выделить какие-то симптомы или комбинации симптомов, достаточно ясно и безоговорочно даже теоретически помогающие в узнавании различных этапов, по которым душа ребенка совершает свое восхождение к дисциплине? Да, можно. И тем самым можно заложить фундамент к руководству для учителя-практика.