Правила игры в дебаты «Контекстное обучение: за и против»
на материале статьи Андрея Александровича Вербицкого
«Педагогическая технология с позиций теории контекстного обучения»
1. Игра в дебаты «Контекстное обучение: за и против» представляет собой спор на заданную тему (Контекстное обучение: к вопросу об эффективности) по определенным правилам
2. В дебаты играют: ведущий (преподаватель), а также две команды из спикеров, болельщики каждой команды, жюри и учетчики (все из числа студентов). На игре могут присутствовать зрители, если они не вмешиваются в ход игры и не мешают ее проведению
3. Ведущий имеет право принятия окончательного решения по всем вопросам регламента и проведения игры, которые не оговорены в данных правилах
4. До начала игры всем ее участникам сообщается тема дебатов (Контекстное обучение: к вопросу об эффективности)
5. В начале игры проводится жеребьевка, которая определяет, какая команда будет стороной утверждающей или доказывающей тезис, установленный в качестве темы дебатов (команда утверждения). Другая команда должна этот тезис отрицать или опровергать (команда отрицания).
6. Тезис игры в дебаты – «Контекстное обучение – мы голосуем «за»!»
7. Антитезис игры в дебаты – «Контекстное обучение – мы голосуем «против»!»
8. Функция учетчиков состоит в ведении протокола игры и отслеживании активности всех участников игры с целью выявления ее победителей и призеров в частном зачете
Игра в дебаты «Контекстное обучение: за и против» ВКЛЮЧАЕТ трИ раундА
Первый раунд (10 минут)
1. Выступление первого спикера (капитана) утверждающей стороны (2 минуты), в котором он определяет свою трактовку проблемы спора, основных его понятий, дает расшифровку тезиса игры и приводит основные аргументы в поддержку позиции утверждения без их расшифровки
|
2. Вопросы к выступившему спикеру со стороны команды-соперницы (до 2-х вопросов), а также болельщиков команды-соперницы (один вопрос), ведущего и членов жюри, каждый из которых имеет право на то, чтобы задать один вопрос (всего 3 минуты)
3. Выступление первого спикера (капитана) отрицающей стороны (2 минуты), который признает корректность или аргументировано доказывает некорректность определения проблемы и основных понятий спора командой соперников и приводит аргументы в поддержку позиции отрицания без их расшифровки. Спикер отрицания может опираться на отрицание аргументов утверждающей стороны.
4. Вопросы к выступившему спикеру со стороны команды-соперницы (до 2-х вопросов), болельщиков команды-соперницы (один вопрос), ведущего и членов жюри, каждый из которых имеет право на то, чтобы задать один вопрос (всего 3 минуты).
По итогам первого раунда: в течение 5 минут после завершения раунда жюри оценивает игру команд в первом раунде, а также активность болельщиков. Каждый член жюри имеет право отдать 1 голос любой команде из двух и 1 голос любой группе болельщиков из двух (всего 2 голоса) или отказаться от голосования в том или ином или в обоих случаях. Члены жюри обязательно аргументируют свое решение.
Второй раунд (10 минут)
1. Представляет собой полемику между парами вторых, третьих и т.д. спикеров команд. Каждой паре спикеров предоставляется по 3 минуты чистого времени. Для своего выступления пара спикеров выходит к столу с часами и не может в ходе полемики пользоваться помощью других членов команды.
|
2. Полемика начинается спикером команды утверждения в виде выдвижения аргумента в пользу тезиса игры и постановки вопроса оппоненту, опровергающему антитезис.
3. Спикер команды отрицания, получая вопрос, отвечает на него, приводит собственный аргумент в пользу антитезиса и задает вопрос оппоненту и т.д. до полного истечения отведенного времени.
4. После окончания полемики между второй парой спикеров болельщики каждой из команд получают по 1 минуте для корректировки ответов выступившего из своей команды спикера, например, для выдвижения новых разумных с их точки зрения аргументов, не выдвинутых спикером команды.
5. Аналогичным образом проходит полемика между третьей и т.д. парой спикеров команд.
По итогам второго раунда: в течение 5 минут жюри оценивает способности выступивших спикеров правильно и остро задавать вопросы оппоненту и находить спонтанные и адекватные ответы на вопросы представителя другой стороны, а также активность и подготовленность болельщиков команд. Каждый член жюри имеет право отдать 1 голос любой команде из двух и 1 голос любой группе болельщиков из двух (всего по 2 голоса) или отказаться от голосования в отдельном или в каждом случае. Члены жюри обязательно аргументируют свое решение.
Третий раунд (10 минут)
1. Выступление последних спикеров утверждающей и отрицающей стороны (по 2 минуты каждый). В ходе своих выступлений они должны не выдвигать новые аргументы в защиту своей позиции, но указать на слабости в позиции оппонентов и, подчеркнув сильные стороны позиции своей команды, сделать резюме. В выступлении последних спикеров допускается и приветствуется анализ хода дебатов, указание сильных аргументов, не использованных противником и т.п.
|
2. После выступления последних спикеров только ведущий и члены жюри имеют право задать им вопросы, количество которых не регламентируется (по 1 минуте на спикера)
3. После выступления спикеров и ответов на вопросы ведущего и жюри, право на реплику резюмирующего характера имеют болельщики каждой команды (по 1 минуте на команду).
По итогам третьего раунда: в течение 5 минут жюри оценивает способности выступивших спикеров правильно и интересно подводить итоги спора, находить спонтанные и адекватные ответы на вопросы ведущего и членов жюри, а также активность и подготовленность болельщиков команд. Каждый член жюри имеет право отдать 1 голос любой команде из двух и 1 голос любой группе болельщиков из двух (всего по 2 голоса) или отказаться от голосования в отдельном или в каждом случае. Члены жюри обязательно аргументируют свое решение.
Подведение итогов игры
Только в том случае, если по итогам трех раундов счет в игре будет ничейный, жюри дается возможность оценить весь ход дебатов и проголосовать за ту или иную команду по итогам всей игры. Каждый член жюри имеет право отдать 1 голос любой команде из двух. Член жюри не имеет права отказаться от голосования. Члены жюри обязательно аргументируют свое решение.
Победителем в командном зачете в игре объявляется команда, получившая в итоге наибольшее число очков. Победителем и призерами в индивидуальном зачете в игре объявляются ее наиболее активные участники, выявленные учетчиками игры, объявляющим результаты индивидуального учета.
Примечание. Поскольку команды в ходе дебатов защищают не свои убеждения, а позицию, выпавшую им по жребию, мнения и аргументы, высказанные в ходе игры, не могут рассматриваться в качестве причин для споров вне рамок игры и не должны влиять на личные взаимоотношения ее участников.
ХОД игры в дебаты «Контекстное обучение: за и против»
на материале статьи Андрея Александровича Вербицкого
«Педагогическая технология с позиций теории контекстного обучения»
№ п/п | Название и содержание этапа игры в дебаты | Время, минуты |
Просмотр статьи Андрея Александровича Вербицкого «Педагогическая технология с позиций теории контекстного обучения» | ||
Постановка задания и краткое объяснение хода игры в дебаты «Контекстное обучение: за и против» | ||
Формирование жюри, команд из спикеров и их болельщиков Выдача им задания и правил игры | ||
Подготовка к дебатам в рамках команд, групп болельщиков и членов жюри | ||
Перерыв (5 минут) | ||
Первый раунд, в том числе: | ||
А) выступление первого спикера (капитана) команды утверждения | ||
Б) вопросы выступившему спикеру со стороны команды-противника (2) болельщиков команды-противника (1), ведущего (1) и членов жюри (1) | ||
В) выступление первого спикера (капитана) команды отрицания | ||
Г) вопросы выступившему спикеру со стороны команды-противника (2) болельщиков команды-противника (1), ведущего (1) и членов жюри (1) | ||
Д) подведение итогов раунда и голосование жюри | ||
Второй раунд, в том числе: | ||
А) полемика между вторыми спикерами команды утверждения и отрицания | ||
Б) дополнения выступивших спикеров болельщиками соответствующих команд | 1×2 | |
В) полемика между третьими спикерами команды утверждения и отрицания | ||
Г) дополнения выступивших спикеров болельщиками соответствующих команд | 1×2 | |
Д) подведение итогов раунда и голосование жюри | ||
Третий раунд, в том числе: | ||
А) выступление четвертого спикера (капитана) команды утверждения | ||
Б) вопросы выступившему спикеру со стороны ведущего и членов жюри | ||
В) резюмирующие реплики болельщиков команды утверждения | ||
Г) выступление четвертого спикера (капитана) команды отрицания | ||
Д) вопросы выступившему спикеру со стороны ведущего и членов жюри | ||
Е) резюмирующие реплики болельщиков команды отрицания | ||
Ж) подведение итогов раунда и голосование жюри | ||
Подведение итогов игры и объявление команды-победительницы (жюри) | ||
Подведение итогов игры и объявление студентов-победителей (учетчик) | ||